Thursday 22 September 2016

Про бег

Черная точка на правом кроссовке - дыра!
После пробежки вчера утром почувствовал, что мои непромокаемые кроссовки, а с ними и мои ноги, промокли. Внимательный осмотр подошвы объяснил странность – ежедневным бегом я протер подошвы кроссовок до дыр!

Получасовой бег каждое утро стал нормой уже полтора года назад. Передохнуть позволяю своим ногам только 1-2 дня по выходным. Примерный подсчет сообщает, что за полтора года в этих кроссовках я пробежал около полторы тысячи километров. Заниматься легким бегом оказалось легче любого другого вида физической активности, в том числе плавания, о котором я писал здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post.html. Плавание слишком зависит от расписания бассейна. Бег же зависит только от меня. Даже погода меня редко останавливает, поскольку прекрасно бегать можно и в легкий дождь.

Главной сложностью, связанной с бегом, оказалось... уметь правильно бегать! Особенности стаптывания моих подошв показывают, что упор во время бега должен происходить на внешнюю сторону стопы. Внутренняя каблучная часть подошвы у меня почти как новая. Создавая из своей ноги как бы пружину, бегун оказывает минимальную нагрузку на суставы. Я тоже начинал бегать неправильно, но при регулярности занятий правильный бег стал получаться сам по себе. Неправильный бег, который я часто наблюдаю у «случайных» бегунов, действительно серьезно вредит суставам. Это открытие для меня было еще одним аргументом в пользу следующей важной мысли: нерегулярные занятия спортом могут сильно вредить здоровью. Частично это происходит потому, что техника спорта хорошо не освоена, частично потому, что неподготовленный организм может не выдержать резких нагрузок. Я много слышал о тяжелых травмах или даже о неожиданных смертях, например, во время игры в теннис или другие энергетически затратные виды спорта. Для меня эти истории долгое время были странными и неприятными: как же так, люди же спортом занимались! Они должны от этого здоровее становиться, а не калечиться или умирать. Однако, как говорится, реальность вносит свои коррективы в распространенные мифы о сугубой полезности спорта.

Что касается здоровья, то легкая регулярная пробежка ранним утром стала главной медицинской помощью практически для всех моих болячек, которых к 45 годам обычно копится довольно много. Регулярный легкий бег лечит практически все из них, особенно те, которые вызваны сидячим образом жизни и перееданием, столь характерным для современного общества. Ключевые аспекты здесь: регулярность тренировок и мягкость усилий. О регулярности я уже упоминал, столь же важна и мягкость нагрузок. Когда только начинаешь заниматься спортом, ощущаешь вдруг так много сил, что хочется ставить рекорды. Однако потом силы идут на убыль, и трудно выполнить даже простые задачи. Поэтому я решил для себя: никакие рекорды в обычном смысле мне не нужны. Главный мой рекорд это научиться выполнять одну и ту же простую задачу хорошо на протяжении как можно долгого времени. На марафонцев и других рекордсменов я смотрю с сомнением: я не хочу ставить рекорды, чтобы затем «умирать». Я просто хочу себя чувствовать свежим и физически подтянутым каждый день, используя бег как зарядку. В этом мой главный адреналин. Сейчас я уверен, что бегать по полчаса каждый день на протяжении, скажем, десяти лет, задача возможно более сложная и полезная, чем раз в год пробежать марафон.

Здесь не могу не упомянуть о том, что заставляет меня тянуться к бегу. Сам процесс происходит без чрезмерных физических напряжений, но когда бегаешь каждый день по одному и тому же маршруту, мотивация может пострадать. Чтобы этого не происходило я слушаю аудио-книги. Практически все книги, о которых я писал в этом блоге в последние два года, мною прослушаны, а не прочитаны. Начинал я с книг, которые считал для себя полезными, но быстро пришел к выводу, что под них бегать сложно. Сейчас я не пытаюсь извлечь из процесса слушания слишком много: мне нужны простые и увлекательные истории, под которые хорошо бегается, и которые хочется дослушать до конца. Часто «серьезная» литература не отвечает этому требованию, хотя повести Лескова, Куприна, Гиляровского, Джека Лондона слушаются прекрасно. Из современных писателей больше всего удовольствия мне доставляет Борис Акунин и его разные «инкарнации» (Анатолий Брусникин и Анна Борисова). В прекрасном исполнении Сергея Чонишвили, Александра Клюквина, Вероники Райциз увлекательнейшие истории Акунина слушаются на одном дыхании и во многом способствуют регулярности моих тренировок. Проснешься так ранним утром: выползать из-под теплого одеяла жутко неохота, но стоит вспомнить, что сейчас оденешь наушники и продолжишь слушать очередную акунинскую историю, как вся лень слетает, и я уже спешу из дома на очередную пробежку.

No comments:

Post a Comment