|
"Авиньонские девицы": женщины всегда помогали Пикассо сделать прорыв |
Один из специалистов творчества Пабло Пикассо отозвался примерно так о его вкладе в искусство 20-го века: Пикассо был вроде кометы, которая прилетела из немыслимых глубин космоса и пролетела над Землей, осветив ее своим странным неземным светом. Действительно, чтобы оценить знаменитую картину «Авиньонские девицы» (1907), которую специалисты называют главной картиной 20-го века, нужно быть подготовленным человеком, а иначе она может представиться весьма странной, имеющей лишь отдаленное отношение к искусству. Тем не менее одновременно с замешательством приходит мысль, что «что-то в этом есть», поскольку этому изображению присущ какой-то несомненный стиль. Реальность выглядит удивительно в этом странном неземном отсвете, который сильно отличается от света привычных нам солнца и луны, то есть – если продолжить метафору – от традиционного реалистического искусства.
|
"Обнаженная в кресле" (портрет Фернанды Оливье) |
Сам Пикассо говорил, что женщины для него это либо богини, либо придверные коврики, то есть он им либо поклоняется, либо вытирает об них ноги. Мне кажется дело обстояло немного по другому: отношения с каждой новой женщиной начинались у Пикассо с поклонения, а затем приводили к попыткам вытереть об нее ноги. В промежутках он создавал свои шедевры, вызванные коллизиями их отношений. Некоторые женщины позволяли этому «творческому процессу» происходить. К таким можно отнести его первую любовь Фернанду Оливье, «третью» любовь Мари-Терезу Вальтер, «четвертую» любовь Дору Маар, которых он бросил. Другие не хотели, чтобы об них вытирали ноги, например, его первая жена русская балерина Ольга Хохлова, «пятая» любовь Франсуаза Жило, и сами уходили от него, пытаясь сохранить остатки своего человеческого достоинства. Не все смогли пережить интенсивные отношения с гениальным художником: Ольга Хохлова, например, уйдя от Пикассо многие годы заваливала его оскорбительными письмами, требуя части его немалых доходов. Фернанда Оливье опубликовала книгу после своего расставания с художником, в которой описала детали их токсичных отношений. Пикассо платил ей до конца жизни, чтобы она не публиковала второй том своих воспоминаний.
|
Портрет Ольги Хохловой, первой жены Пикассо |
Женщины были катализатором многих творческих идей Пикассо. Здесь можно вспомнить кубизм, неоклассицизм, сюрреализм, коллаж. С появлением каждого из этих влиятельных направлений как-то связана женщина. Фернанда Оливье например привела к появлению кубизма и вышеупомянутых «Авиньонских девиц». Что-то в ней было такое, что заставляло Пикассо «расчленять» ее образ снова и снова на составляющие части. Если добавить в эту фактуру африканские маски, которые поразили Пикассо как раз во время отношений с Фернандой, неудивительно получить в результате «Девиц». Ольга Хохлова заставляла Пикассо вспомнить древнеримские фрески и привела его к неоклассицизму. Мари-Тереза способствовала развитию сюрреализма в творчестве Пикассо, когда женский образ превращается в какую-то странную бесформенную фигуру, где нога соседствует с грудью, над всем этим господствует огромный нос, а головы вообще нет. Жизнь и сотворчество с увлекающейся спиритизмом и странной Дорой Маар привели к созданию жуткой «Герники», и т.д.
|
Портрет Мари-Терезы Вальтер |
Пикассо любил женщин, но вряд ли их хорошо понимал. Ему и не нужно было их понимать. От женщин ему были нужны секс, скандалы, ревность, физическое и словесное насилие. Он был как вампир, который высасывал из очередной женщины все соки, чтобы затем беззаботно бросить ее ради новой жертвы. Из шести известных женщин Пикассо две покончили жизнь самоубийством, две сошли с ума. В его оправдание необходимо сказать, что результаты этих вампирских отношений серьезно обогатили мировую культуру, а некоторые "бывшие" женщины Пикассо неплохо подзаработали публикуя свои многочисленные воспоминания об отношениях с художником.
|
"Плачущая женщина" (портрет Доры Маар) |
Даже импрессионизм не подготавливает к восприятию шедевров Пикассо, хотя импрессионисты уже перешли от изображения реальных земных предметов к изображению «тонкого эфира», который их окружает. Пикассо изображал даже не «тонкий эфир», который все-таки внешний по отношению к художнику и все еще имеет некоторые традиционные физические характеристики, например изображается с одной точки зрения. Когда Клод Монэ хотел изобразить стог сена в разном освещении, он нарисовал несколько картин. Пикассо же шагнул вперед: он в некотором смысле изобразил все варианты освещения одной вещи в одной картине (хотя он не рисовал стоги сена и вообще не любил рисовать пейзажи). Его женские портреты изображают взгляд художника одновременно с разных точек зрения. Им характерна многомерность, многофокусность: лицо модели может быть изображено так, как бы оно было бы видно с нескольких точек зрения. Чтобы увидеть свою героиню Пикассо переносил ее изображение внутрь себя – в отличие от импрессионистов, которые зажмуривали глаза, а затем пытались изобразить на своих картинах первое впечатление открытых глаз. Пикассо не надо было жмуриться или хорошенько давить на глазные яблоки, чтобы в момент открытия глаз увидеть обычную вещь в очень необычном виде. Пикассо «поглощал» свою героиню, затем изображал относящиеся к ней ощущения на холсте. Так в один и тот же день он мог нарисовать округлый и домашний портрет лежащей Мари-Терезы Вальтер за чтением и весь изломанный, в острых углах портрет Доры Маар.
|
Портрет Франсуазы Жило |
За свою жизнь Пикассо создал много ценностей в прямом и переносном смысле: свыше 50 тысяч работ, и среди них множество тех, которые, что называется, «поменяли правила игры». Без своих ужасных отношений с женщинами он возможно не создал бы и половины своего тектонического наследия, а то, что было создано без их участия, возможно не повлияло бы так сильно на современное искусство. Самыми здоровыми были его отношения с последней женой Жаклин Рок, на которой он женился уже в преклонном возрасте, и с которой жил до самой смерти в возрасте почти 92 лет. Жаклин Рок оберегала его от назойливых поклонников и потомков от других женщин, предоставляя ему возможность творить спокойно. Но как раз спокойно Пикассо творить не умел, и многие критики отмечают, что его работы последних лет потеряли свою остроту и силу, присущие ему во все предыдущие периоды творчества. В последние годы Пикассо создал много красивых картин, но среди них не было "поворотных" работ.
|
Портрет Жаклин Рок, второй жены художника |
Я задумался над тем, почему все творческие поиски Пикассо, как бы странно они не выглядели, прощаются этому художнику, во всем виден своеобразный стиль, и у зрителя нет того грызущего подозрения, что художник его «надувает», или как сказал классик, что «король-то голый!» Наверное дело в том, что Пикассо умел рисовать, и это очень хорошо чувствуется, глядя на его картины: за его спиной было серьезное классическое обучение рисованию в лучших академиях искусств Испании. Свои умения он тренировал всю свою долгую жизнь. Это как раз тот случай, когда гений это немного таланта и очень много работы. У Пикассо была исключительная особенность: его называют гением линии. Всего одной линией он мог передать суть изображаемого предмета, иногда он долго бился над тем, чтобы это произошло. В пример можно привести знаменитую серию литографий «Бык», где художник следует в направлении от сложного к простому. Он сам говорил, что рисовать-то он умеет, как это умеют делать многие. Однако его цель – не пошло имитировать реальность, а шагнуть дальше, нарисовать то, что передать в рисунке невозможно (внутреннюю суть изображаемого предмета). Отсюда например произошел кубизм: стиль, которым он увлек вместе с Жоржем Браком много современных ему художников. Посмотрите этот короткий фильм (
https://www.youtube.com/watch?v=X59U4mUqWtw), чтобы увидеть своими глазами, насколько точна была рука художника.
Женщинам Пикассо посвящена выставка «Пикассо: Художник и его Музы», проходящая до 2 октября в Ванкуверской Художественной галерее (
https://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_picasso.html). На эту выставку я недавно попал, остался под глубоким впечатлением от творчества Пикассо, много понял о нем и о его движущих силах. Для себя я считаю это понимание очень ценным. Его все-таки легче получить глядя на оригиналы на стенах галереи, нежели разглядывая качественные репродукции в книге или в Интернете.