Saturday, 30 April 2016

Парижские впечатления: Туника Иисуса Христа в Аржентое

Туника выглядит так
Моим самым запомнившимся парижским впечатлением было, несомненно, паломничество к Тунике Иисуса Христа в базилике Сан-Дени парижского пригорода Аржентой. Перед поездкой в Париж я планировал погулять по этому месту, воспетому импрессионистами в своих картинах. Однако наши парижские хозяева рассказали, что от идиллической сонной деревушки на берегу Сены не осталось сегодня почти никакого следа. Известные по картинам Клода Монэ яхты там уже не плавают, а сонная деревушка превратилась в довольно опасный район, населенный арабскими эмигрантами. К сожалению предупреждение наших друзей оказалось более чем обоснованным: в те дни полиция Парижа раскрыла в Аржентое террористическую ячейку и арестовала несколько человек, готовивших теракт. Ну и все помнят серию терактов, недавно потрясших Париж и Бельгию - они планировались из Аржентоя.

В обычное время Туника хранится в свернутом виде в специальном ковчеге в базилике. По традиции она выносится на публичное почитание всего лишь раз в 50 лет. В следующий раз ее должны были выносить в 2034 году. Но времена изменились. Нынешние неспокойные дни совпали с католическими пасхальными празднованиями. Учитывая все это настоятели католической базилики Сан-Дени в Аржентое решили выставить для открытого поклонения цельнотканную льняную тунику Иисуса Христа внеурочно. Они очевидно надеялись, что открытие Туники для поклонения придаст парижанам и паломникам надежды на Божью защиту и твердость духа. Свыше 150 тысяч паломников посетили ее в 2016 году. Среди них был и я. Очередь внутрь базилики была огромная, несколько раз по ее ходу нас проверяла полиция, начался сильный дождь, кто-то пел грегорианские хоралы. Еще на подходе стала ощущаться атмосфера какого-то очень особого события.
Картина Бутерверка
По преданию Иисус был одет в Тунику начиная с Тайной Вечери и до самой своей физической смерти на кресте на Голгофе. Она хранится в ковчеге в специальном помещении внутри базилики Сан-Дени уже свыше 1200 лет. На эту тему на стене базилики нарисована красивая большая картина художником Бутерверком в 1851 году «Король Франции Карл Великий передает Святую Тунику настоятельнице Женского монастыря Аржентоя аббатиссе Теодраде 12 августа 800-го года». По преданию Туника была подарена Карлу Великому византийской императрицей Ириной. Именно об этой Тунике имеется ветхозаветное пророчество о том, что «злые псы будут делить ризы [Иисуса] между собой и об одежде [Его] бросать жребий» (Пс., 21:19), и описание исполнения этого пророчества в Евангелии от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин.,19:23). Таким образом, свидетельство свершившегося пророчества Туника осталась в целости.

В отношении реликвий Христа существует много преданий. Некоторые из них православная церковь подтверждает. Такой подтвержденной реликвией, например, является Туринская Плащаница (http://www.pravoslavie.ru/sretmon/turin/zagadka.htm). Здесь особенной путаницы нет: Плащаница эта на сегодня одна. Что касается одежды, то существует два Хитона Иисуса Христа: один в Аржентое, а другой в немецком Трире. О трирском Хитоне подробно написано на сайте Православие.ру (http://www.pravoslavie.ru/3135.html).

Однако, конечно же, в отношении подобных реликвий решающее слово — за верой, а не за наукой. Наука утверждает, что вроде бы анализ ДНК крови на аржентойской Тунике доказал ее связь с двумя другими реликвиями, относящимися к Страстям Христовым: пеленой из Овьедо и Туринской Плащаницей. С другой стороны я читал, что Туринскую Плащаницу в средневековье кипятили в масле, и какое там может остаться ДНК - неизвестно. Настоятель православной церкви Воскресения Христова в другом парижском пригороде под названием Медон, куда я ходил на службы во время пребывания во Франции, сказал, что это та самая Туника. Ему вторили православные паломники из Германии, приехавшие в Париж специально для посещения аржентойской Туники со своим Батюшкой (а ведь могли бы в свой немецкий Трир поехать!) - они приходили на службу в Медон. Мне этих доказательств подлинности аржентойской Туники было вполне достаточно.
Постер события
За этими мыслями время ожидания моей очереди в базилику быстро пролетело. Мысли исчезли, и бытовые неудобства померкли, когда я зашел внутрь храма. Тихая музыка, медленно текущий поток людей, сотни тысяч горящих свечей, молящиеся в центре зала, и наконец сама Туника выставленная в большом и хорошо освещенном реликварии хоровой (передней) части среднего нефа базилики производили сильное визуальное и очень успокаивающее психологическое впечатление. Там было очень приятно находиться, думать о важном, внутренне молиться об исполнении сокровенных желаний. Успел подумать о своем важном и я, прежде чем людской поток вынес меня наружу. Общение с реликвией закончилось быстро, но след в душе остался глубокий и, надеюсь, надолго.

Затем нас на чай пригласил к себе настоятель медонской Церкви протоиерей Михаил Гудков, его жена (матушка) Вера и их дочка Катя. Дом у батюшки Михаила как раз в Аржентое. Матушка Вера рассказывала, что этот дом им помог выбрать для покупки владыка Иоанн Шанхайский в пору своей парижской жизни. Дом действительно очень хороший, а владыка Иоанн указал молодому Мише и на его дополнительную ценность: мол, будешь жить недалеко от великой православной святыни. С тех пор отец Михаил и его семейство действительно никогда не жалели о выборе дома, хотя от него до Медона неблизко. На самом деле это место оказалось удобным промежуточным пунктом между Медоном и знаменитой Леснинской женской обителью Пресвятой Богородицы, за которую на отца Михаила тоже возложили ответственность. А что касается нехорошего соседства, то, как говорится, тени всегда темнее там, где ярче светит солнце. Нечисть любит собираться рядом со святынями, чтобы мешать людям общаться с Богом. Аржентойскую нечисть, к счастью, поймали.
Базилика Сен-Дени, Аржентой
На кухне дома отца Михаила уже сидела большая компания каких-то сербов, все пили чай с постными пирожками. Во время чая я получил свой маленький подарок: среди постных угощений хозяева выставили на стол вкусную сладкую пасту из водяных каштанов (crème de marrons de l'Ardeche), производство Clement Faugier аж с 1882 года. Она напомнила мне сладкое яблочное повидло из детства, только паста совсем не кислая. Ее хорошо намазывать на тост и кушать с чаем. Это уникальный французский продукт. Если бы я не оказался на той кухне, то моего знакомства с ним бы не произошло.

Когда мы под вечер вернулись домой, хозяйка, очень остроумная женщина, заметила по поводу Туники и окружающих ее событий, что все это несет некоторую сюрреалистическую печать современности: в одно и то же время примерно в одном месте кто-то ловит террористов, а кто-то поклоняется реликвии. В самом деле, со стороны все это может показаться очень странным. Однако когда я вспоминаю свои ощущения внутри базилики перед Хитоном, а затем на кухне у отца Михаила, я думаю, что мир все-таки не сошел с ума, и с головой у меня все в порядке — пока рядом с нами существуют такие великие святыни и такие замечательные люди.

No comments:

Post a Comment