Туника выглядит так |
В обычное время Туника хранится в свернутом виде в специальном ковчеге в базилике. По традиции она выносится на публичное почитание всего лишь раз в 50 лет. В следующий раз ее должны были выносить в 2034 году. Но времена изменились. Нынешние неспокойные дни совпали с католическими пасхальными празднованиями. Учитывая все это настоятели католической базилики Сан-Дени в Аржентое решили выставить для открытого поклонения цельнотканную льняную тунику Иисуса Христа внеурочно. Они очевидно надеялись, что открытие Туники для поклонения придаст парижанам и паломникам надежды на Божью защиту и твердость духа. Свыше 150 тысяч паломников посетили ее в 2016 году. Среди них был и я. Очередь внутрь базилики была огромная, несколько раз по ее ходу нас проверяла полиция, начался сильный дождь, кто-то пел грегорианские хоралы. Еще на подходе стала ощущаться атмосфера какого-то очень особого события.
Картина Бутерверка |
В отношении реликвий Христа существует много преданий. Некоторые из них православная церковь подтверждает. Такой подтвержденной реликвией, например, является Туринская Плащаница (http://www.pravoslavie.ru/sretmon/turin/zagadka.htm). Здесь особенной путаницы нет: Плащаница эта на сегодня одна. Что касается одежды, то существует два Хитона Иисуса Христа: один в Аржентое, а другой в немецком Трире. О трирском Хитоне подробно написано на сайте Православие.ру (http://www.pravoslavie.ru/3135.html).
Однако, конечно же, в отношении подобных реликвий решающее слово — за верой, а не за наукой. Наука утверждает, что вроде бы анализ ДНК крови на аржентойской Тунике доказал ее связь с двумя другими реликвиями, относящимися к Страстям Христовым: пеленой из Овьедо и Туринской Плащаницей. С другой стороны я читал, что Туринскую Плащаницу в средневековье кипятили в масле, и какое там может остаться ДНК - неизвестно. Настоятель православной церкви Воскресения Христова в другом парижском пригороде под названием Медон, куда я ходил на службы во время пребывания во Франции, сказал, что это та самая Туника. Ему вторили православные паломники из Германии, приехавшие в Париж специально для посещения аржентойской Туники со своим Батюшкой (а ведь могли бы в свой немецкий Трир поехать!) - они приходили на службу в Медон. Мне этих доказательств подлинности аржентойской Туники было вполне достаточно.
Постер события |
Затем нас на чай пригласил к себе настоятель медонской Церкви протоиерей Михаил Гудков, его жена (матушка) Вера и их дочка Катя. Дом у батюшки Михаила как раз в Аржентое. Матушка Вера рассказывала, что этот дом им помог выбрать для покупки владыка Иоанн Шанхайский в пору своей парижской жизни. Дом действительно очень хороший, а владыка Иоанн указал молодому Мише и на его дополнительную ценность: мол, будешь жить недалеко от великой православной святыни. С тех пор отец Михаил и его семейство действительно никогда не жалели о выборе дома, хотя от него до Медона неблизко. На самом деле это место оказалось удобным промежуточным пунктом между Медоном и знаменитой Леснинской женской обителью Пресвятой Богородицы, за которую на отца Михаила тоже возложили ответственность. А что касается нехорошего соседства, то, как говорится, тени всегда темнее там, где ярче светит солнце. Нечисть любит собираться рядом со святынями, чтобы мешать людям общаться с Богом. Аржентойскую нечисть, к счастью, поймали.
Базилика Сен-Дени, Аржентой |
Когда мы под вечер вернулись домой, хозяйка, очень остроумная женщина, заметила по поводу Туники и окружающих ее событий, что все это несет некоторую сюрреалистическую печать современности: в одно и то же время примерно в одном месте кто-то ловит террористов, а кто-то поклоняется реликвии. В самом деле, со стороны все это может показаться очень странным. Однако когда я вспоминаю свои ощущения внутри базилики перед Хитоном, а затем на кухне у отца Михаила, я думаю, что мир все-таки не сошел с ума, и с головой у меня все в порядке — пока рядом с нами существуют такие великие святыни и такие замечательные люди.