Friday 11 December 2015

Об "атмосферной" музыке

М. Чюрлёнис "Искры", 1906
Посещение концерта датского эмбиент-джаз трио Ирен Беккер, Пьера Дёрге и Мортена Карлсена (The Irene Becker, Pierre Dørge, Morten Carlsen Trio) заставило задуматься о том, в чем смысл и ценность атмосферной музыки. Творчество этого трио мне также напомнило, насколько характерна подобная музыка, созданная скандинавскими или исландскими музыкантами. Этим музыкантам особенно удается передавать ощущение холодного климата. «Климат», создаваемый ими, даже можно охарактеризовать как мягкий «морской» (в противоположность суровому «континентальному»). В нем чувствуются «скандинавские» особенности, обусловленные северными широтами и близостью океана: влажность атмосферы, мягкость холода, ровность температуры, завывания ветра, густая и низкая облачность, через которую временами прорывается ободряющий лучик солнца. Виктория находится примерно в таком же климате, и поэтому музыка датского трио показалась мне особенно понятной.

На концерте музыканты исполнили получасовую композицию «Мерцающая звезда во тьме» (Sparkling Star in Darkness), посвященную Рождеству. Подпевал им Детский Хор Виктории (Victoria Children’s Choir). Это произведение началось и закончилось загадочным трубным зовом, извлеченным из огромной закрученной раковины. Оно перемежалось ритмическими группами и «провалами», загадочно-звучащими гитарными рифами, «обволакивающим» кларнетом, красивыми детскими соло в кельтском духе, и в целом прозвучало очень атмосферно и расслабляюще. Типичный для нью-эйджа религиозно-мистический аспект музыки подчеркивался готической архитектурой крупнейшего в Виктории Собора Христианской Церкви, где проходил концерт.

Особенность подобной музыки состоит в том, что у нее нет четкой музыкальной мелодии, зато она создает очень отчетливую атмосферу. Часто это атмосфера расслабления, артистического вдохновления, иногда – с этническими нотами. Такую музыку хорошо использовать для йоги, массажа, медитации. С возрастом я стал тяготеть к подобной музыке, и одновременно уходить от бодрой «танцевалки», которая нравилась раньше. Шторма жизни привели меня к осознанию того, что нельзя просто так разбрасываться своим временем, оно становится дороже с каждым днем. Поэтому имеющиеся свободные минуты нужно использовать для внутреннего восстановления, и музыка на стыке нью-эйдж и эмбиент подходит для этого очень хорошо. Впервые начал это осознавать, когда лет десять назад открыл для себя норвежскую эмбиент-группу «Аметистиум» и ощутил насколько меня развлекают, восстанавливают и расслабляют их ненавязчивые композиции. С тех пор я пристально слежу за их творчеством, результаты которого становятся лучше с каждым новым альбомом (а их у «Аметистиума» уже семь). Благодаря им скандинавский нью-эйдж в общем стал вызывать у меня симпатии и интерес. Музыка Трио Ирен Беккер оправдала мои ожидания.

В отличие от «Аметистиума», композиции которых длятся традиционные 5-7 минут, Трио Ирен Беккер сочиняет более «расчлененные» и нелинейные композиции с многочисленными вкраплениями различных ритмов и музыкальных тем. Это длительные и сложные истории. Общая их задача – создание с помощью музыкальных инструментов не мелодии, которую можно напеть, а звукового ряда, вызывающего некии асоциации у слушателя. Таким образом музыканты как бы делятся своей творческой энергией со слушателем, от которого также ожидается некоторая внутренняя творческая работа. Согласно тексту композиции «Мерцающей звезды во тьме» характер основных смыслов, которые по замыслу музыкантов должны создавать у слушателя желаемые ассоциации, религиозно-мистический («Рождество») и природный («мерцание звезд», «далекие, окутанные ночной тьмой леса», «мрачные облака», «шум ветра»). Текст композиции разного размера и состоит из десяти строф: некоторые строфы состоят из четырех строк, другие – из 15-ти. Я перевел первую строфу для примера. Неуловимой музыке соответствует и сложнейший синтаксис двух предложений этого текста.
М. Чюрлёнис "В лесу", 1907
В ночи, освещенной мерцающими звездами,
Там, за далекими окутанными ночной тьмой лесами,
Головокружительные водопады и фьорды
Вечно создают то, чем является
Наша планета, которая давно ждет рассвета,
Окутанная мрачными облаками,
И бесконечно летящая в мертвом темном пространстве.
Задолго до появления Солнца возникает
Острая, всеобъемлющая, огромная надежда
И утепляет нашу холодную планету,
Сияющую так ярко
И плавно вплывающую в мистический момент,
Который постепенно окутывает крыши
Нашего суетливого мира.

В интервью после концерта музыканты рассказали, что до Нового Года они еще должны написать четыре новые композиции. Никакого беспокойства они по этому поводу не высказали. Думаю, что подобные нелинейные произведения легко рождаются в творческом процессе джем-сессии, когда впрок идет каждая развиваемая тема, и любая встреча музыкантов закончится созданием одной, а то и двух подобных композиций!

Музыканты трио вместе уже около тридцати лет, они выпустили свыше 15 дисков и посетили множество стран. Довелось им побывать и в России. Их впечатления от России довольно типичны: все вокруг пьяные, ничего не работает, но временами встречаются потрясающие таланты. Так появился совместный музыкальный проект с тувинской звездой горлового пения Сайнхо Намчылак. Яркий национальный колорит и поразительное своеобразие ее искусства очаровали датских музыкантов настолько, что они записали совместный диск “Dancing on the Island” в 1994 году.

Википедия сообщает, что предтечей жанра нью-эйдж является музыкальный импрессионизм, каким его исполняли, например, Клод Дебюсси или Микалоюс Чюрлёнис в своих симфонических эскизах и фортепианных произведениях еще в конце 19-го века. И действительно, такие произведения этих авторов, как симфоническая поэма Чюрлёниса «В лесу», симфонический эскиз Дебюсси «Море» или его же знаменитая фортепианная «Бергамасская сюита» (“Clair de Lune”) звучат как самые настоящие композиции в стиле нью-эйдж. Они и сегодня задают исполнителям этого стиля очень высокий художественный уровень, который сложно достигнуть используя даже самую современную технику произведения и сведения звука.

И как во времена этих художников, музыка в стиле эмбиент или нью-эйдж до сих пор требует определенной открытости от слушателя, его готовности выйти за пределы того, что кажется привычным; способности слушателя воспринимать такую музыку не с позиции логики, а с позиции эмоций, ощущений, впечатлений. Говоря образно, произведения в этом стиле – это не музыка, а шорох дождя и шелест листвы; это не солнечный свет, бьющий в глаза, а фоновое рассеянное освещение, источник которого сложно установить. Слушатель подобной музыки должен быть как бы со-творцом ее автора, потому что без его внутренней интерпретации эта музыка превращается в бессмысленный белый шум, тогда как в интерпретации слушателя она приобретает форму и смысл, всегда разный и у каждого уникальный. Имея все это в виду можно понять, почему Микалоюс Чюрлёнис – обычно живой, сердечный и открытый человек – выходил из себя только когда слушатели просили его объяснить смысл его произведений. В ответ он недоумевал: как можно этого не понять, нужно просто воспринимать это искусство напрягая не глаза и слух, а свою душу!

2 comments:

  1. Атмосферная музыка.
    Это прекрасно! Последние 3-4 года я очень плотно "сижу" на различных видах атмосферной музыки. И если сперва вкус имел очертания - Schiller, то впоследствии я стал всеяден.
    Возможно я больше склоняюсь в техно, нежели в этно, но мне это нравится очень.
    Сейчас я открыл для себя удивительный мир Ocean Shiver - какого-то не очень известного российского музыканта.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо за комментарий, Женя, ты совершенно прав: речь идет именно об атмосферной музыке. Я соответственно подправил заглавие и текст статьи (не мог никак найти подходящее слово). Любопытно будет послушать твоих любимцев, а я в свою очередь поделюсь с тобой дисками Аметистиума.

      Delete