Thursday 12 March 2015

Псалом 6 (Псалтирь для чайников)

Мытарь и фарисей
1 Начальнику хора. Для исполнения на восьмиструнном инструменте.
Псалом Давида.
2 Господи! Не обличай меня в ярости Твоей и не наказывай меня во гневе Твоем.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои поражены;
4 и душа моя сильно страдает; Скажи, Господи, доколе?
5 Повернись ко мне Лицом, Господи, излечи душу мою, смилостивись надо мною,
6 ибо если я умру, то не смогу Тебя славить.
7 Утомлен я моим плачем: каждую ночь рыдаю, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, сил нет бороться с врагами.
9 Удалитесь от меня все, кто творит беззаконие, ибо слишит Господь голос плача моего,
10 Господь услышал мою молитву и прислушался к ней.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да отступят и постыдятся они мгновенно.

О смерти
Шестой псалом является индивидуальным плачем крайней степени. Псалмист настолько исстрадался, настолько устал, что чувствует приближение естественной смерти. Его аргумент в свою защиту перед Богом таков: помоги мне, Боже, поскольку если я умру, то не смогу больше Тебя славить.

Любопытно, что псалмист просит Бога избавить его от смерти не по причине страха смерти. Об этом в псалме нет ни слова. На самом деле псалмист смерти не боится, как не боится и любой истинно верующий человек. Для православного христианина жизнь после смерти продолжается в другом, гораздо более полном и насыщенном качестве.

Вот как сравнивал жизнь до смерти и после смерти великий российский святой Серафим Саровский: «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями». Я не сомневаюсь в этих словах великого святого, который испытал многие страдания, и приблизился к Господу так близко, как только может живой человек. Преподобный Серафим, которого однажды на всю жизнь искалечили пьяные крестьяне, знал очень хорошо, что земная жизнь – это не сахар. И действительно, надо каждому признаться, что наша физическая жизнь – с болезнями, страданием и старением – ничего из себя особенно приятного не представляет.

Все самое лучшее начнется после того, как душа освобождается от оков физического тела. Может сейчас кто-то читает эти строки в дурном расположении духа, может болит голова или сердце ноет. Для верующего человека, когда боль закончится, когда закончатся всего каких-то 33 тысячи дней жизни (около 90 лет), начнется миллиард дней чистого счастья, а после него и еще один миллиард, и еще, и еще – и так до окончания мира. И если кого-то, кто сейчас переживает этот блаженный послесмертный период, можно было спросить, не было ли ему слишком тяжело жить физически, наверняка можно было бы услышать что-нибудь в таком духе: «Да, были тяжелые дни, хотя бывали и дни более-менее неплохие. Но если взглянуть на все, что было, в перспективе вечного, бескрайнего счастья, которое Бог уготовил для Своих людей в Своем Царствии, и в котором я существую сейчас по Его милости и по милости Его Единородного Сына Иисуса Христа, то эти мелкие и короткие страдания даже и вспоминать не стоит!»

Автор шестого псалма Давид был ветхозаветным пророком и догадывался о существовании Вечной Жизни. Иисус принес всем благую весть о Ней в Нагорной Проповеди: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Апостол Павел развил эту тему так: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Кор. 1, 2:9). Дело только в том, чтобы быть для Бога Своим человеком, быть «любящим Его».

О фразе «Господи, помилуй!»
Когда я стал регулярно посещать церковные службы, меня несколько поразило то, как часто во время службы произносится фраза «Господи, помилуй!» Мне не было понятно, почему об этом стоит так сильно просить. Вернее, динамика была такая: сначала я не мог понять, почему я вообще должен просить о милости – вроде я за собой особых грехов не замечал, ведь не убийца я, не злодей. Затем я стал понимать, что грехи я все-таки совершаю: посты не соблюдаю, службы пропускаю, с близкими веду себя не всегда достойно и т.д. Но почему о милости приходится просить так, будто я участвую в каком-то жутком геноциде, а не тихонько веду свое мелкое греховное существование? Было в этом прошении милости что-то унизительное, как будто мне нужно было извиняться за само свое существование, не говоря уже о каких-то нарушениях Закона Божия.

На сегодняшний день я понял, что мои ощущения были совершенно справедливыми, мне действительно нужно извиняться за само свое существование, потому что «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Ну и дальше после рождения, как говорится, пошло-поехало.

Такие вещи довольно сложно принимать, особенно когда только вступаешь на путь веры. Эта безусловная врожденная греховность воспринимается в такой момент как плохая новость. Однако за ней тут же идет хорошая и гораздо более важная новость: Бог по Своей Великой Милости готов простить всех грешников, если только они покаются. Отсюда и важная роль фразы «Господи, помилуй!» в православии. Великий пророк и помазанник Божий Давид глубоко сознавал свою виновность пред Богом, и тяжесть его грехов так давила его, что он молил Бога только о снисхождении по Его великой многой милости, а не потому, что Давид признавал за собой какие-либо заслуги пред Богом.

Знаменитая новозаветная история о мытаре и фарисее именно об этом. Неважно, какие большие деньги фарисей отдал на церковь и другие благие нужды. Важно то, что фарисей делал это не из благих побуждений, а из гордыни, чтобы чувствовать себя лучше других. Это и принимается во внимание Тем, Кому фарисей приносил свои фальшивые дары. Мытарь же, презренный сборщик налогов, не принес никаких даров вообще. Но он искренне покаялся знаменитой фразой: «Господи, помилуй мя грешного!» (Лк. 18:10-14). В результате он был «более оправдан», нежели фарисей в глазах Господа.

Есть такая православная байка о том, что некий верующий захотел отдать Богу нечто самое ценное, чтобы доказать Ему свою любовь. Неким чудесным образом Бог ему ответил напрямую. Он сказал, что Ему ничего не надо, Он и так владеет всем, что у человека есть – за одним исключением. Если человек действительно хочет порадовать Бога, то он может отдать Ему свои грехи. Фарисей, отдав церкви свои денежные сбережения, сохранил себе свои грехи. Мытарь отдал только свои грехи. Это была его главная и наиболее ценная заслуга перед Богом.

Так что же, покаялся в грехах и все? А что делать со всем тем ущербом, который мои грехи нанесли миру? Это все вот так запросто списывается?

Да, списывается, но не запросто. По всем нашим долгам уже оплачено, какими бы большими и страшными они ни были. Оплатил за них Иисус Христос своей невинной кровью. Он откупился от Бога за всех нас, бывших, настоящих и будущих грешников, добровольно принеся Себя в жертву. Для Бога важнее жертвы, чем Его Единородный Сын, нет и быть не может, поэтому Бог принял эту Плату за все наши грехи.

Итак, по нашим долгам оплачено все, сполна, на все времена. Нам же все это принесено в дар. Все, что нам остается сделать, это принять этот дар и, используя его как ключ, открыть им двери в Царствие Господне. В этом и состоит Благая Весть Евангелий.

В качестве иллюстрации тезиса об искуплении грехов только через Иисуса Христа читайте «Притчу о покупке дома» здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/03/blog-post_12.html.

No comments:

Post a Comment