Thursday 25 February 2016

Bye-bye Spaceboy!

Обложка альбома "Black Tie White Noise",
в который включена песня "Jump They Say"
Как Дэвид Боуи дал мне ценный совет

Если бы мне довелось встретиться с Дэвидом Боуи, то я бы поблагодарил его за мою счастливую юность. Она в большой мере прошла под музыку этого талантливого и необычного музыканта, которая обрушилась на меня с потрясающего видео песни Боуи «Прыгай, тебе говорят!» (Jump They Say) в 1993 году. С этой песней у меня связана одна важная история.

В 1993 году я недавно вернулся из армии, поступил в институт и не мог вполне понять, чего мне собственно от жизни надо. Вернее, мысли бродили, но они были какие-то уж очень нестандартные. Все вокруг хотели стать экономистами и юристами, зарабатывать кучи денег, а я пошел в пединститут на факультет иностранных языков. Впереди огромная работа по освоению двух иностранных языков в полном отрыве от языковой среды, а потом возможно школа, преподавание, дети. Знакомые меня не понимали, и даже я иногда задумывался, а может я что-то не то делаю?

И тут без всякого предупреждения я вижу этот клип по только что открытому кабельному телевидению. Суперстильный Дэвид Боуи поет на крыше кафедрального собора о том, что толпа требует его прыжка вниз, а вокруг него летают голуби (https://www.youtube.com/watch?v=avJt0SQec0I). Мало того, что песня сама по себе очень необычная с совершенно удивительным соло на трубе (позже я узнал, что ее стиль – смесь прогрессивного рока, «хауса» и джаза). Боуи пел о том, что меня беспокоило. Благодаря изучению английского я в общем понял его послание, и оно точно отвечало моим внутренним поискам: «Послушай, делай, что задумал / Мой друг, не слушайся толпу / Когда тебе кричат «Прыгай!». Голуби меня долго смущали, но потом я понял, что они означают некую сверхестественную поддержку, которую получает герой клипа в своем противостоянии толпе.

Получив психологическую помощь с такой неожиданной стороны, я стал сомневаться все меньше, а затем и совсем перестал задумываться, что о моем жизненном выборе думают окружающие меня люди. Во-первых, они никогда не смогут полностью понять мою жизненную ситуацию, войти во все мои обстоятельства, понять все мои желания и стремления. Кроме того, я выяснил, что у некоторых из них имеются скрытая повестка дня в отношении меня, которую они пытаются реализовать, влияя на меня. Институт я закончил совершенно уже без сомнения, и моя дальнейшая судьба – наверняка не без некоторой сверхестественной поддержки – вывела меня туда, где мне хочется находиться, а не туда, где меня хотела видеть «толпа». Это произошло во многом благодаря Боуи!
Удивительные глаза!
Бриллиантовые Псы при свете Черной Звезды

После этого первого знакомства я стал знакомиться с многочисленными предыдущими альбомами Боуи, которые все были отличными и неожиданными. Эта непредсказуемость была особенностью его творчества, которую сам певец назвал «Вечно-переменчивый-Боуи» (ChangesOneBowie) еще в самом начале карьеры. Каждые два года певец также радовал новыми альбомами, и опять же никогда нельзя было предугадать, в каком стиле они будут исполнены. Можно было только точно сказать, что каждый альбом подарит мне несколько новых любимых песен, и каждый из них будет исполнен в неповторимом «стиле Боуи», то есть их автор будет узнаваем с первых аккордов.

Постепенно я выяснял, что Боуи – это «мой» певец. То, что волновало его, волновало меня. Например, в детстве я просто бредил темой космоса и контакта с внеземными цивилизациями – интересует она меня и сегодня, только в несколько другом ключе. Оказалось, что взлетом своей карьеры Боуи обязан именно этой теме, которую он успешно обыграл в своем первом прорывном альбоме “The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars” (1972), а затем обращался к ней вплоть до последнего альбома «Blackstar» (2016). В его последних работах научная фантастика стала причудливо переплетаться с размышлениями религиозного характера, и это переплетение науки и религии меня сегодня тоже интересует.

Другой тематикой мэтра было осмысление тоталитаризма, то есть контроля государства над жизнью общества и каждого отдельного человека. Как и у меня, у Боуи наступило прозрение в этом смысле после прочтения знаменитой антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла, только у него это случилось лет на двадцать пораньше. Я с ужасом увидел в «1984» многие черты окружавшего меня общества пост-советской России. Боуи же понял то, к чему я прихожу только сейчас: в некоторых своих формах тоталитаризм необходим западным демократическим обществам, поскольку любое государство заинтересовано в определенном уровне контроля за обществом, ему выгодно легковерие людей и их отстранение от собственной жизни. Это открытие поразило Боуи наверно не меньше, чем меня, потому что начиная с альбома «Diamond Dogs» (1974), он размышлял на эту тему до конца своей жизни, напоминая нам снова и снова: друзья, не слушайтесь толпу, живите своей головой!

Ну и наконец в последних альбомах Боуи много размышлений о жизни, осмысления личного опыта, к чему часто склоняюсь и я в этом блоге. Общая тональность у Боуи помрачнее, чем у меня, но он и постарше меня будет, поопытнее. Кто знает, к каким выводам о жизни я приду к 69 годам, которые судьба выделила Дэвиду Боуи, прежде чем он ушел от нас из-за рака печени 10 января 2016 года (через два дня после дня рождения и выхода последнего прижизненного альбома). Надеюсь, они будут несколько посветлее, чем те, что он обозначил в своих последних альбомах «The Next Day» (2013) и «Blackstar» (2016).

Смотреть его свежие клипы «Blackstar» и «Lazarus» довольно тяжело, хотя эти работы притягивают к себе какой-то странной визуальной и звуковой красотой, которая всегда была характерна творчеству Боуи. Поневоле понимаешь, что у этого человека было ох как нелегко на душе. Теперь-то мы знаем, что последние 18 месяцев Боуи боролся с раком, и в этом контексте оба альбома звучат сегодня совершенно особенно, порождая дополнительные, непонятые доселе смыслы. Продирают мурашки, например, от первых слов песни «Lazarus»: «Look up here, I am in heaven», да и от всей остальной лирики альбома “Blackstar”, которая на самом деле была создана человеком, осознающим, что он умирает. Обзоры отличного сайта Genius помогают лучше понять многие знаменитые песни Боуи (http://genius.com/David-bowie-lazarus-lyrics).
Обложка альбома "Aladdin Sane"
Дэвид Боуи как прообраз Гарри Поттера

Когда я стал интересоваться визуальным творчеством Боуи, я выяснил, что обложка к его альбому «Aladdin Sane» (1973), стала одной из самых знаменитых за всю историю рок-музыки. Напомню, что на обложке Боуи изображен со шрамом в виде молнии на лице. Сегодня я понимаю, что британская писательница Джоанна Роулинг вспомнила этот образ, когда создавала своего Гарри Поттера – мальчика, наделенного удивительными талантами, и через всю жизнь пронесшего на своем лбу шрам-молнию - след от противостояния со злым волшебником Волдермортом.

Боуи был своеобразным Гарри Поттером поп-культуры – удивительно талантливым художником, который мог заглянуть за пределы того, что доступно среднему человеку, и поделиться с нами увиденным и услышанным. Нести на себе бремя «многой мудрости» довольно тяжело, потому что она ведет к «многим печалям», что видно по фотографиям «позднего» Боуи. Радует то, что сейчас он освободился от своих душевных и физических страданий. Как он сам поет в песне “Lazarus”: «Я буду свободен / Как певчая птица / Я буду свободен / Можете у меня поучиться!» Музыка же его будет жить еще долго не только потому, что она очень классная и важная. Плодовитый Боуи оставил после себя много неопубликованного материала, и я уверен, что этот материал будет еще исполнятся и публиковаться. А я время от времени буду переслушивать его альбомы и пересматривать видеоклипы, например запись его концерта в Нью-Йорке на Мэдисон-Сквер в честь его 50-летия. От такой потрясающей музыки основательно «сносит крышу», проверьте сами: https://www.youtube.com/watch?v=NkRdaXVGT_0!
Обложка альбома "hours...", 1999

No comments:

Post a Comment