Wednesday 28 May 2014

О визите к Соне де Грандмезон

Николас де Грандмезон
(с обложки книги М. Лакман "Маленькое Перо")
В своем очерке «Индейская деревня Уклулет» канадская художница и писательница Эмили Карр рассказала любопытную историю, связанную с индейскими суевериями (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/02/blog-post_28.html). Когда она пыталась нарисовать индейскую женщину, муж этой женщины устроил скандал и не дал художнице сделать этого. Позже Эмили Карр узнала, что индейцы не любят, когда их рисуют, потому что они верят, будто владеющий портретом человека владеет и его душой. После этого события Эмили Карр решила никогда больше не рисовать лица индейцев. И действительно, среди ее многочисленных картин на индейскую тематику практически нет таких, которые можно было бы назвать портретами.

Когда я прочитал эту историю, я испытал небольшой когнитивный диссонанс. Дело в том, что совсем незадолго до этого я видел в местной библиотеке большой альбом с прекрасно выполненными портретами индейцев. Как это так? - спросил я себя, - индейцев рисовать нельзя, но кто-то их очень хорошо рисовал. Что это за художник, которого индейцы принимали за своего? Я пошел в библиотеку и нашел тот самый красивый альбом. Это была книга Хью Демпси «История в их крови» (History in Their Blood, by Hugh Dempsey). С ее помощью я и познакомился с творчеством удивительного канадского художника российского происхождения Николаса де Грандмезона (1892-1978). 
Один из героев Грандмезона -
обломок вымирающей цивилизации
Николас де Грандмезон родился в России в благородной семье. После переворота 1917 года он принимал участие в Гражданской войне в России, оказался в Германии, в Англии, а затем в Канаде, где и прожил до глубоких седин. В Канаде он стал художником, его специализацией были прекрасные портреты маслом и, особенно, пастелью. Любимыми героями его творчества были индейцы (никаких проблем, связанных с индейскими суевериями, он кажется не испытывал). Его жизнь и творчество мне показались такими интересными, что я прочитал эту книгу, и на основании ее материала написал статью о художнике в этот блог (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/03/blog-post_15.html).

Статья эта получилась одной из самых длинных в блоге, ее героем был малоизвестный в России художник, и я не надеялся на какой-либо сторонний интерес к этой информации. Для «очистки совести» я ее целиком прочитал моему знакомому Диме (Владимиру Дмитриевичу Поплавскому), благородному потомку русских эмигрантов первой волны. Мой 86-летний друг внимательно выслушал историю Николаса де Грандмезона и сказал, что ему было очень интересно, и что в своих канадских скитаниях он даже, кажется, встречал Николаса. В далеких 1960-х годах общительный, веселый и с легкостью располагающий к себе людей «канадец русского происхождения» однажды вызволил непутевого молодого русского эмигранта Владимира Поплавского из цепкой хватки канадских таможенников в Торонто. «Он был очень приятный в общении», - вспомнил Дима, - «с угрюмыми таможенниками он говорил запросто, как со своими старыми приятелями». Может эта легкость в общении и помогала Николасу с индейцами. А может ему помогал тот факт, что мир русской аристократии, как и мир северо-американских индейцев, был полностью разрушен наступающим и агрессивным прогрессом. Ведь в сущности, современные Николасу индейцы, как и он сам, потомок русских дворян, принадлежали к одной вымирающей цивилизации, некогда царившей на своих просторах.
Николас де Грандмезон с одним из своих индейских друзей
Однако, я оказался неправ в отношении отсутствия интереса к статье. Понемногу она начала набирать просмотры, ее довольно активно читают и сейчас, спустя год после опубликования. Одним из источников посетителей этой страницы был русскоязычный онлайновый ресурс «Мир индейцев», созданный и поддерживаемый русскоязычными энтузиастами культуры традиционных народов Северной и Южной Америки (http://www.indiansworld.org). На своем сайте они поместили ссылку на мою статью и несколько фотографий из нее. С этой ссылки ко мне в блог и стали приходить постоянные и довольно многочисленные посетители. Была среди них наверняка и журналист Мария Лакман, которая совсем недавно выпустила русскоязычную книгу о жизни и творчестве Николаса де Грандмезона «Маленькое Перо» (приобрести книгу можно у автора здесь http://shop.club-neformat.com/07/pero/).
Портрет дочери Сони де Грандмезон
Через эту же статью со мной связалась Соня Эдвардс (де Грандмезон) - дочка художника. Выяснилось, что живет она совсем недалеко от меня. По-русски гостеприимная Соня пригласила меня к себе, и недавно мы встретились и, что называется, «развиртуалились». Соня стала арт-дилером, наверное самым лучшим специалистом в мире по творчеству своего отца. В ее доме висит лишь одна картина Николаса де Грандмезона: портрет Сони, когда ей было 5 лет. Хоть это не портрет индейца, на изборожденном морщинами лице которого читается гордый дух и тяжелая жизнь, но по нему все равно чувствуется большой масштаб таланта художника. Увидев, насколько прекрасна оригинальная картина художника в натуральную и довольно большую величину, я окончательно влюбился в его творчество!
Соня рассказала, что она помнит,
как после садика она позировала папе
Соня рассказала несколько любопытных историй про картины отца (она ведет сайт, посвященный творчеству отца http://soniadegrandmaison.wordpress.com/). Картины Николаса де Грандмезона сейчас продаются довольно дорого, в 2009 году одна картина, например, была продана на аукционе за 58 тысяч долларов. Их часто покупают обеспеченные люди среднего возраста, успешные бизнесмены и торговцы акциями, быстро сделавшие большое состояние. Через некоторое время после покупки Соня звонит им и спрашивает, как им картина, и не желают ли они ее продать, потому что существует много желающих купить картины Николаса. В ответ часто звучит следующее: «Я влюбился в эту картину. Я ее абсолютно понимаю. Жена сказала, что если я ее продам, она меня убьет. Я с этой картиной ни за что не расстанусь, потому что у меня с ней самый настоящий психологический контакт».

Для тех, кому нравятся картины де Грандмезона, но кто не может позволить себе такую покупку, сообщаю, что одна из самых больших коллекций картин Николаса находится в архивах университета канадского города Летбридж, Альберта. Чтобы ее увидеть, необходимо заранее связаться с архивом университета. В Интернете хорошую подборку изображений картин Николаса де Грандмезона можно посмотреть здесь: http://www.firstpeople.us/FP-Html-Pictures/Native-Artwork-page7.html
Софья де Грандмезон - жена художника
Я также узнал о семье талантливого и общительного художника, который провел всю свою жизнь в разъездах. А ведь у него еще была жена и пятеро детей. Как жилось им, что это были за люди? Соня рассказывала о своей матери Софье Орестовне Дурново (1912-2000), которая всю свою жизнь обеспечивала «тыл» художника, поднимая пятерых детей, а когда ее муж состарился (он был на 20 лет старше жены), ухаживала за ним. Ее роль в судьбе художника очень велика, хотя и не очень заметна. По своему происхождению она была вполне равной своему мужу-дворянину, будучи родственницей таких знаменитых русских, как поэт Лермонтов, министры российского правительства Дурново, философ Бердяев и т.д. Софья Орестовна увлекалась скульптурой и была весьма успешна в этой области. Она является автором памятников первому премьер-министру Канады Джону Макдональду, американскому президенту Джону Ф. Кеннеди, епископу Оливеру Матье. Все эти памятники были заказаны ей муниципалитетом канадского города Реджайна (провинция Саскачеван), где семья Грандмезонов жила некоторое время. Эти памятники можно увидеть и сегодня.
Н. де Грандмезон "Русская красавица"
Отец Софьи Дурново и дедушка Сони Эдвардс (де Грандмезон) Орест Дмитриевич Дурново (1874-1934) был полковником Генерального штаба России, математиком, религиозным философом. До октябрьского переворота он возглавлял в Санкт-Петербурге кадетский корпус. Написал книгу «Так говорил Христос», в которой изложил свое понимание учения Иисуса Христа. После революции он сражался в рядах Белой армии в Сибири, затем поселился в Харбине. В 1924 Орест Дурново приехал в Канаду. Там он стал инициатором переселения русских беженцев-старообрядцев из Китая в Канаду по проекту «Русская семья». Всего под его руководством в мирную и религиозно-терпимую Канаду переселились свыше 700 трудолюбивых, непьющих, глубоко верующих людей. Можно сказать, что этим Орест Дмитриевич сделал большой подарок своей новой родине.
Стоят слева направо: Орест Дурново, Николас де Грандмезон,
сидит - Александра Дурново (теща Николаса)
В Канаде у Николаса де Грандмезона и Софьи Дурново родились пятеро детей: Орест (1932-1985) – художник-пейзажист, Тамара (род. 1936, в замуж. Шолерман) – художник-портретист, Николай (род. 1938), Соня (род. 1948, в замуж. Эдвардс) – искусствовед и артдилер, Любовь Александра (Лу-Сандра, 1951–1993). В России живут родственники Николаса, которые тоже оставили след в истории своей страны. Интересную статью о русских родственниках Николаса де Грандмезона «Маркизы из Владимирской глубинки» можно почитать здесь: http://www.prizyv.ru/archives/361118.

Меня интересовало каково это, жить в тени такого таланта. Соня поделилась, что хотя она всю жизнь профессионально занимается картинами отца, и ей это нравится, недавно она осознала, что в душе она садовод, и с удовольствием проводила бы все свое время в саду.

Соня мечтает о выставке творчества своего отца в России. Подобный проект стоит больших денег, и были бы они у меня, я бы спонсировал Соню. Я верю, что выставка картин де Грандмезона была бы популярной в России. В творчестве де Грандмезона сплелись несколько тем, волнующих русского человека: судьбы русской аристократии; экзотика северо-американских индейцев, подпитанная книгами Майн Рида и Фенимора Купера; популярность стиля нью-эйдж, то есть новой жизни традиционной культуры. Этот стиль несомненно читается в картинах де Грандмезона. Я буду помогать Соне в реализации этого проекта чем могу (в первую очередь знанием русского языка и современной российской общественной культуры).

Большинство фотографий для этой статьи я взял из новой книги про Николаса де Грандмезона "Drawn from the Past. Nicholas de Grandmeson", by Gordon Snyder. Дочь художника Соня Эдвардс (де Грандмезон) любезно подарила мне эту книгу и подписала ее для меня.

No comments:

Post a Comment