Может ли наша Вселенная быть всего лишь компьютерной программой, результатом вычислений и кодирования, запущенных где-то на далеком сервере более развитой цивилизации?
Эта идея, звучащая как строчка из фильма «Матрица», имеет удивительно серьёзных сторонников. Философ Ник Бостром, физики и технологические визионеры вроде Илона Маска утверждают: если какая-то цивилизация способна создавать реалистичные симуляции сознательной жизни, например, в видео-играх, то вероятность того, что мы сами живём не в "игре", ничтожно мала. Мы, по их мнению, скорее всего, — лишь одна из бесконечных симуляций, компьютерная игра, в которую играет наше подключенное к "Матрице" сознание.
Механический мир
Простейшие аргументы "за" симуляцию таковы. Ньютоновская картина мира будто специально создана для программистов. Это мир строгих законов, мир, где каждое движение можно описать уравнением, где прошлое и будущее вытекают из настоящего с математической неизбежностью.
Если знать начальные условия, можно вычислить всё остальное.
Если яблоко оторвалось от ветки, то оно обязательно упадет на землю в определенную точку, что можно запрограммировать. Симметрия, наблюдаемая везде в природе, это "оптимизационные" элементы, позволяющие "Матрице" сэкономить мощность и энергию. Ограничения скорости звука и света - это на самом деле ограничения скорости компьютерных процессов в симуляции. Неделимые элементарные частицы (атомы) - это "матричные" пиксели и т.д.
Такой космос похож на гигантский часовой механизм — или на грандиозную программу, исполняемую одной строкой "матричного" кода за другой. В этой логике человек - лишь код в машине, а Вселенная — детерминированный алгоритм, исполняемый с идеальной точностью. С этой точки зрения гипотеза симуляции выглядит не просто возможной, а даже естественной.
Трещины в коде
Технически XX век разрушил эту четкую мечту. Квантовая физика показала, что мир устроен не как механизм, а как игра вероятностей. Электрон не имеет определённого положения, пока его не измерят. Частицы могут быть связаны мгновенно, даже находясь в разных галактиках.
А некоторые события не поддаются описанию никаким алгоритмом вовсе. Сама математика доказывает, что нельзя все мировые процессы описать математикой или программированием, потому что природа мира выходит за пределы вычислимого. Даже если бы мы знали все законы Вселенной, оставались бы истины, которые невозможно «просчитать».
К таким "истинам, которые невозможно просчитать" можно отнести любовь, мораль, религиозность, жертвенность, благородство, юмор, сочувствие, ревность, ненависть, стыд, депрессию и другие человеческие чувства и поведения. Если подробно, шаг за шагом изучить поведение человека, то выяснится, что хотя логика и может иногда появляться в нашем поведении, однако она не сможет описать нас полностью.
Между кодом и вдохновением
Мир, созданный по законам Ньютона, можно было бы создать на языке программирования. Но квантовый мир требует другого языка — языка парадокса, вероятности и тайны. Он больше похож на поэзию, чем на код. Если Ньютон подарил нам образ Бога-инженера, то квантовая физика возвращает нам Бога-художника. Мы живём не в симуляции, а в творении, где математическая строгость соседствует с необъяснимым поведением. И того и другого в жизни предостаточно. Каждый из нас каждую секунду делает свой выбор в пользу той вселенной, которая ему ближе и понятнее в данный момент: в механическую или во вдохновенную.

No comments:
Post a Comment