Tuesday 10 July 2018

100 лет без Царя: Почему Царственные Страстотерпцы нужны миру сегодня

Колоризация выполнена россйской художницей Ольгой Ширниной
2018 – знаменует собой 150 годовщину рождения царя Николая Второго. Это также сотая годовщина со дня расстрела царской семьи со слугами в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбрге комиссарами в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Обе эти даты вызывают многочисленные дискуссии в СМИ, книгах, конференциях, фильмах. Можно задать себе вопрос, почему имеет смысл вспоминать и размышлять об этих датах и об их героях, ведь с тех пор прошло столько лет! Что те события и люди могут значить для нас сегодняшних?

Царственные Страстотерпцы означают очень многое сегодня для России, мира и каждого из нас. Этих связей такое количество, что невозможно их все обсудить в короткой статье, и поэтому я коснусь лишь трех, которые касаются всех. Подробное изучение реального наследия, которое оставил после себя Николай Второй и его семья на самом деле только начинается сегодня, спустя сто лет со дня их кончины. Правда только сейчас начинает появляться на поверхности, и ее осмысление приведет к новым дискуссиям и публикации многих новых томов. В пример можно привести конференцию «Николай Второй: император, царь, святой», которую организует в Лондоне в октябре 2018 года энтузиаст наследия Романовых американец Пол Гилберт, или книгу «История России, которую приказали забыть» российского исследователя А. Борисюка, в которой опровергается много укоренившихся мифов, связанных с Россией времен Николая Второго.

Прежде всего Царственные Страстотерпцы важны сегодня и всегда потому, что они святые, и как святые они ежедневно ведут множество людей к Христу через поклонение их иконам и их памяти. Сами Царственные Страстотерпцы молятся за нас на Небесах и тем самым помогают нам выживать в нашем неспокойном и зыбком мире. Они являют собой пример жизни во Христе, которую каждый верующий человек должен пытаться достичь. Они были такими же людьми как все, много падали, но поднимались и продолжали свой путь в раскаянии и смирении, которое они приобрели осознав свои человеческие слабости. Будучи сами влиятельными людьми они научились верить в Бога, в Его добрую волю по отношению к ним несмотря ни на что. Эта вера есть ценнейшее духовное качество. Веря и борясь со страстями они стали духовными источниками для тех, кто хочет постичь святую мудрость православного христианства.

Во-вторых, история царя Николая Второго напоминает нам о достоинствах монархического устройства государства, особенно, когда им управляет миропомазанный благодетельный царь. Все мы с детства слышали истории о том, какие плохие бывают цари и короли. Однако редко говорится о том, что в истории человечества было множество хороших монархов. На самом деле, если вдуматься, то становится ясно, что какой бы ни был монарх, он должен поддерживать порядок в своей стране, должен если не поощрять, то хотя бы защищать религию, науку и культуру, должен представлять независимое третье лицо в судах, должен иметь монополию на применение насилия, и т.д. Именно монархия привела этот мир в то состояние процветания и безопасности, в котором мы находимся сейчас, хотя бы и в разной мере. Ведь еще двести лет назад кроме монархии не было ничего; распространение демократии относится к новейшим временам. Без монархии в истории человечества жизнь человека была бы ровно по Гоббсу, беспростветной, звериной и короткой, и возможно человечество не дожило бы до настоящего момента. Так что монархия – это одна из причин выживания человечества. Насильственный отказ от монархии всегда сопровождается гражданскими войнами, экономической отсталостью, голодом, моральным упадком, массовой миграцией населения.

Споры вокруг роли монархии часто касаются не собственно современных монархий: в них все как раз в относительном порядке и благополучии. Достаточно перечислить европейские монархии (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Испания и др.), азиатские монархии (Япония, Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман и др.), африканские и полинезийские монархии. Главными антимонархическими аргументами в таких спорах являются судьбы бывших монархий, которые сменили способ управления на демократический и достигли при этом новом способе управления серьезных экономических и культурных успехов: США, Франция, Германия, Италия и т.д.

Напомню, что все эти страны прошли через свое «чистилище» войн, отсталости, упадка после отказа от монархий. Они могут думать, что тяжелые времена для них позади, но это не так. Время от времени демократические выборы в этих странах производят лидеров, так сказать, сомнительного качества. Проблема такого выбора состоит в том, что он меняет систему координат для всей нации со значительным ущербом для ее стабильности, преемственности и самоидентификации. На самом деле демократия может просто уничтожить саму себя своим выбором, добовольно отдав узды правления в руки авторитарного режима, который в интересах сохранения власти может демократию отменить.

Современные монархии это не просто маяки благотворительности, традиции, старого и доброго качества. Королевская власть, передаваемая по наследству, в принципе стоит над четырехгодичным избирательным циклом и поэтому она может принимать важную и активную роль в ситуациях типа «Соломонов Суд», конечно же по имени древнеиудейского царя Соломона. С деталями этой истории можно ознакомиться в Ветхом Завете (3 Цар. 3:16-28). Здесь же важно упомянуть, что в этой истории Царь Соломон проявил независимость и мудрость стороннего судьи, а сами спорящие не могли бы принять мудрого решения своей проблемы, потому что были слишком разгорячены своим спором. Подобную стороннюю мудрость и эффективность проявила Королева Великобритании посетив Ирландию в 2011 году и таким образом признав ее независимость. Такую же мудрость в 2016 году проявила представитель Британской Короны в канадской Британской Колумбии Джудит Гушон когда она приняла историческое решение, отдав власть одному из политических лидеров в споре между лидерами двух оппозиционных партий, набравших примерно одинаковое количество голосов на выборах и требовавших дорогих перевыборов.

Монарх это душа нации, он (или она) может представлять собой благодетельную или не очень благодетельную душу. И как у человека, чем благодетельнее душа нации, тем лучше живется этой нации. Николай Второй был очень благодетельным царем и в результате при нем Россия процветала. Сейчас опубликовано много исследований его настоящей роли в печальных событиях, произошедших в его правление: Ходынская Давка, Кровавое Воскресенье, отречение от престола. Все эти новые исследования свидетельствуют о невиновности Николая Второго в этих трагедиях, о его исключительно доброй воле в принятии тех или иных решений. Кроме того, нельзя забывать, что его правление не было изолированным, оно собрало многие сомнительные плоды, заложенные политикой предыдущих Романовых (закон о «кухаркиных детях», «черта оседлости» и т.д.). В любом случае, при Николае Втором Россия развивалась стремительно, и если бы не падение монархии, Россия вполне могла бы лидировать на современной политической арене как пример для подражания (а не как всеобщий изгой).

Наконец, особенно сегодня царская семья напоминает нам о важной роли традиционных ценностей в личной жизни людей. Традиционные ценности подвергаются массивной атаке, им практически нет места в литературе, кино, и даже законах. Их высмеивают или очерняют вместо того чтобы защищать или продвигать их. То что раньше считалось проявлением крайности, болезненности или даже нарушением закона, сегодня становится нормой: «гаржданские» браки, облегчение процедуры развода, выбор пола и сексуальной ориентации, легализация использования наркотиков и т.д. Все эти «свободы» вносят значительную сумятицу в сознание людей, заставляют их совершать необдуманные поступки, которые потом меняют всю их жизнь и часто – не в лушую сторону. Сконфуженные легально открывающимися «возможностями», мы забываем о том, что традиционные отношения между людьми это то, что делает нас по-настоящему счастливыми. Царская семья напоминает нам об этом. Они прошли вместе множество серьезнейших испытаний: огромное политическое давление, необходимость главе семьи проводить много времени вдали от семьи, неизвлечимая и страшная болезнь царевича Алексея, трудности в воспитании пятерых детей в скромности, а не в роскоши, и т.д. Но их любовь, поддержка друг друга, вера в Бога и в благодетельность Его порядка были настолько сильны, что все негативное в их жизни исчезало, а семья становилась все крепче с каждым новым испытанием. Силу традиционных семейных отношений, их способность наполнять счастьем и благодарностью жизнь всех ее членов необходимо ценить, а соответствующие религиозные законы – уважать. Семья Романовых является сегодня живым примером, который нам напоминает: счастье в традиционных отношениях существует и оно вполне достижимо. Да, над ним необходимо работать всем участникам этих отношений, но результаты принесут прекрасные плоды семейного и личного счастья.

Стоит размышлять о Царственных Страстотерпцах и об их подвиге, потому что своей судьбой они шлют послание практически каждому из нас в диапазоне от личных до общественных отношений. К счастью, сегодня открывается много ценных ресурсов об их судьбе и об их роли в истории России. Только сейчас, через сто лет после их мученической кончины истинный смысл их истории начинает осознаваться миром, который запутался в «ложных» новостях, «дополненной» реальности и размытых ориентирах. Если есть возможность, стоит посетить места, связанные с их судьбой, и с тем, что было важным для Романовых внутри и вне России. Есть большой смысл в том, чтобы изучать их судьбы подробно, потому что их уроки очень важны для современного мира.

No comments:

Post a Comment