Saturday 22 December 2012

Тайна Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс: один писатель, такие разные романы...

25 декабря – Католическое Рождество – один из самых популярных праздников в западном мире. Среднему россиянину нельзя его понять не зная его ключевое произведение – повесть «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса. Эта повесть не принадлежит к числу его наиболее читаемых произведений в России, как и вообще творчество Ч. Диккенса в целом сегодня, на мой взгляд. Однако в последнее время в той части российской блогосферы, за которой я слежу, имя Диккенса снова стало появляться – на этот раз в связи с его неоконченным готическим детективом «Тайна Эдвина Друда». Чем отличаются эти два произведения, и о чем может свидетельствовать новая популярность Диккенса в России – на эти вопросы я пытаюсь ответить в этой статье.
Одна из примет Рождества на Западе – переодетые в «викторианские»
костюмы певцы рождественских песен на улицах

Вкратце сюжет «Рождественской песни» таков: жуткому скряге и весьма неприятному в общении человеку Эбенезеру Скруджу – этакому викторианскому Плюшкину – накануне Рождества наносят визит три ангела: Ангел Прошлого, Настоящего и Будущего. Ангел Прошлого напоминает Скруджу о тех былых днях, когда он еще испытывал человеческие чувства: о его детстве, о пылкой влюбленности юношества. Ангел Настоящего переносит Скруджа невидимым туда, где празднуют Рождество, и Скрудж слышит, что о нем говорят его родственники (друзей у него уже не осталось), и как живут его подчиненные, которых Скрудж считает «мошенниками» и «лентяями». Родственники – вполне ожидаемо – за глаза называют его «ослом». Неожиданно хорошо о нем отзывается его подчиненный Боб Крэтчит, который просто жалеет Скруджа. Однако Боб живет в ужасной бедности, получая от Скруджа копейки; в его семье несчастье, потому что его сын Тим – инвалид. Страшные новости приносит Ангел Будущего, который сообщает, что Тим Крэтчит скоро умрет, то же скоро произойдет и с самим Скруджем, причем после смерти его не ожидает ничего хорошего. После этих посещений Эбенезер Скрудж решает поменять в корне свою жизнь, раздает деньги на благотворительность, повышает жалование Боба Крэтчита, заново сходится со своими родственниками, и заводит личную дружбу с маленьким Тимом Крэтчитом. Заканчивается повесть радостным пожеланием маленького Тима: «Да благословит нас всех Господь!» - фразою, которую произносили хозяева каждого Рождественского ужина, который я посетил в Канаде.
Постер фильма Р. Земекиса «Рождественская история»
с Джимом Керри в роли Скруджа

Повторю, что это произведение Ч. Диккенса является ключевым в предновогодние дни на Западе: в книжных магазинах продают разнообразные издания этой повести (с картинками, с аннотациями, дорогие, детские и т.д.), по телевизору показывают многочисленные постановки этого произведения (включая последнюю и весьма страшную экранизацию Роберта Земекиса «Рождественская история»), имя Скруджа постоянно упоминается по радио, в газетах. Об этой повести напоминают уличные музыканты, исполняющие везде рождественские песни, везде стоят ящики организации «Горчичное зерно», в которых собираются пожертвования для бедных (обычно полные под крышку), Деды Морозы от Армии Спасения звонят в свои колокольчики, собирая денежные пожертвования на благотворительность. Все это сливается в веселую, праздничную и очень добрую «диккенсовскую» атмосферу, которая царит в западном мире всю вторую половину каждого декабря. 
Перед Рождеством все соревнуются, кто лучше оформит свой дом

Любопытно, что в 2012 году и особенно в его конце имя Ч. Диккенса всплыло и в русской блогосфере – таково во всяком случае мое субъективное мнение. Однако речь идет не о «Рождественской песни», а о совершенно другом произведении английского автора – другом во всех смыслах этого слова. В последнее время в русском Интернете имя Диккенса звучит в связи с его последней неоконченной повестью под названием «Тайна Эдвина Друда». Происходит это во многом благодаря большому поклоннику английского классика и именно этой повести – писателю и общественному деятелю Дмитрию Быкову. В своем блоге он опубликовал свою видео-лекцию, посвященную «Тайне...» (http://ru-bykov.livejournal.com/1508492.html) и одноименное эссе с подзаголовком «Эссе о самом загадочном произведении Чарльза Диккенса» (http://ru-bykov.livejournal.com/1594845.html).

Эта мрачная и таинственная повесть рассказывает о загадочной пропаже молодого человека по имени Эдвин Друд перед его свадьбой с молодой красавицей Розой Буттон. Загадочной ее делает тот факт, что Диккенс умер, не дописав повесть до конца и не оставив потомкам ни одной зацепки о том, что произошло на самом деле с симпатичным «викторианским» женихом. Хотя большинство исследователей творчества Диккенса сходятся в том, что Эдвин был убит, споры и по сей день не утихают о том, кто и как это мог сделать. Многочисленные критические комментарии к видео-лекции Быкова сообщают в том числе и о существовании в России целого литературного сообщества разгадывателей тайны Эдвина Друда под названием Друдиана (https://sites.google.com/site/droodiana/home), которые, согласно их комментариям, остались не очень довольны тем, что Быков беспечно вступил на «их» территорию!

Повести «Рождественская песнь» и «Тайна Эдвина Друда» представляют из себя практически противоположные точки творчества Чарльза Диккенса. Первая написана в 31 год и проникнута оптимистическим пафосом автора, его верой в добро, присущее человеческой природе. Не случайно именно эта повесть недавно была опубликована в издательстве православного Сретенского монастыря (на его сайте я также нашел отличную статью об этой повести с детальным обсуждением жизни и творчества Ч. Диккенса: http://www.pravoslavie.ru/sm/6110.htm).
Обложка книги «Рождественская песнь в прозе» Пер. с англ. Т. Озерской;
Предисл., коммент. В.М. Толмачёва. — М.: Изд-во Сретенского монастыря,
2007. — 176 с. — (Христианский Запад)

В противоположность ей, повесть «Тайна Эдвина Друда» (прервана в 58 лет) вряд ли когда-нибудь удостоится такой чести – слишком много в ней горечи, опиумных курилен, и кладбищенских камней. Известно, что во второй половине жизни Чарльза Диккенса охватили ощущения печали, разочарования, бессилия перед судьбой и человеческими страстями. Эти ощущения нашли отражение в его последних произведениях, включая «Тайну...». Возможно роль в этой внутренней перемене также сыграло крушение поезда, в котором однажды оказался Диккенс, и картины человеческого страдания, которые при этом он видел. Имеются сведения также и о шизофренических видениях, которые посещали Чарльза Диккенса во второй половине его жизни (например, видение Черного человека, обыгранного в недавнем готическом романе Дэна Симмонса «Друд, или Человек в черном»), и которые говорят о том, что к концу жизни рассудок писателя пришел в некоторое расстройство.
Черный Человек Дэна Симмонса больше похож на Джека-Потрошителя!

Существуют исследователи (и Быков в их числе), которые считают, что в повести «Тайна Эдвина Друда» также имеется перерождение – Эдвина Друда в незнакомца Дика Дэчери, который появляется на последних страницах повести. Однако даже если это правда (что представляется очень трудным для доказательства), это перерождение совсем другого рода, нежели перерождение Эбенезера Скруджа. Если Скрудж возрождается духовно, он снова становится способен на доброту, милость, сострадание, то Эдвин Друд – только телесно, потому что его действия (смена имени и внешности, слежка за предполагаемым убийцей Джаспером, посещение опиумных курилен), могут говорить о желании отомстить или о каких-то других низменных страстях.
Обложка замечательного и загадочного советского
телеспектакля «Тайна Эдвина Друда»

Сопоставление этих повестей позволяет, на мой взгляд, лучше понять разницу в восприятии жизни средним жителем, скажем, США, и средним россиянином. Западному бытовому мышлению свойственен оптимизм, вера в свои силы и в то, что все будет хорошо, какой бы кризис не выпал на их долю. Средний россиянин суеверен, фаталистичен, пассивен – и это очень странно видеть в стране, где столь важную роль играет оптимистичная по своей сути христианская религия. Используя известную метафору о полстакане воды, можно сказать, что средний россиянин предпочитает видеть полстакана пустых, а средний американец – полстакана полных. И это сильно влияет на повседневную жизнь в стране: чего например стоит огромное количество «диванных» критиков оппозиционного движения в России, которые знают, что так дальше в стране жить нельзя, но продолжают бездействовать, критикуя активных оппозиционеров со своего дивана или обращаясь к народному психотерапевтическому средству – водке! Приближение даты так называемого «конца света» (и ее благополучное прохождение) только усилило эту характерную атмосферу паники, безысходности и беспомощности: пресса сообщает (http://inopressa.ru/article/19Dec2012/mondadori/21.html), что в эти дни «В Сибири идут нарасхват наборы для выживания: за 22 евро можно принести домой бутылку водки, рыбные консервы, мешок гречки, лекарства, веревку и фотокопию паспорта, а в Москве улетают с прилавков свечи, керосин и сахар». 
Набор «Для конца света»

Неверным было бы сказать, что о «конце света» не говорят на Западе – говорят и даже действуют, но это не приобретает характер того массового психоза, который царит в России и усердно эксплуатируется в российских СМИ. Дмитрий Быков – один из тех художников, которые тонко чувствуют настроения общества и реагируют на это в своем творчестве. Поэтому неслучайно то, что именно «Тайне Эдвина Друда» и другим мрачным загадкам Быков уделяет столько своего внимания в последнее время – он просто дает публике то, чего она хочет!

No comments:

Post a Comment