Wednesday, 30 November 2016

"Лирический простор", Б. Пастернак (стихотворение дня)

Сегодня утром во время пробежки по волнорезу было так...

Что ни утро, в плененьи барьера,
Непогод обезбрежив брезент,
Чердаки и кресты монгольфьера
Вырываются в брезжущий тент.

Их напутствуют знаком беспалым,
Возвестившим пожар каланче,
И прощаются дали с опалом
На твоей догоревшей свече.

Утончаются взвитые скрепы,
Струнно высится стонущий альт;
Не накатом стократного склепа,
Парусиною вздулся асфальт.

Этот альт только дек поднебесий,
Якорями напетая вервь,
Только утренних, струнных полесий
Колыханно-туманная верфь.

И когда твой блуждающий ангел
Испытает причалов напор,
Журавлями налажен, триангль
Отзвенит за тревогою хорд.

Прирученный не вытерпит беркут,
И не сдержит твердынь карантин.
Те, что с тылу, бескрыло померкнут,
Окрыленно вспылишь ты один.

1913

Monday, 28 November 2016

Фотоотчет о Церковной ярмарке

Одна из картин чтеца Питера
Читатели этого блога давно интересуются тем, что в предыдущих статьях о приходской жизни православной церкви Св. Софии, Виктория, Канада, я называл "церковной ярмаркой" (смотрите статьи "Об открытом церковном рождественском концерте", http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/11/blog-post_5717.html, или здесь "Eat, Prey, Love, или с омофонами шутки плохи!", http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/12/eat-prey-love.html). Наконец все сложилось так, что я могу дать некоторое представление об этом ежегодном замечательном событии.


Идея состоит в том, что раз в год все желающие прихожане могут продать оригинальную поделку на открытой для публики распродаже. Все вырученные деньги идут в пользу церкви. Верхние две фотографии изображают картины графика-дизайнера в жизни и чтеца в церкви Питера Хайнриха. Картины выполнены на деревянных блоках, они небольшие и очень красивые. Он оценил каждую в 40 долларов. Питер сказал, что на создание этих картин его вдохновило чтение главы "Рождество" из книги Ивана Шмелева "Лето Господне". Отрывок читается во время концерта, подробнее об этом отрывке я рассказывал здесь "О концертном чтении "Лета Господня" Ивана Шмелева", http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/12/blog-post.html.

Мозаичная картина прихожанки Мари Аллисон "Русская деревня"
Среди прихожан есть еще одна художница Мари Андрэ-Аллисон, о творчестве которой подробно я писал здесь "Многочисленные оттенки белого в работах Мари-Андрэ Аллисон", http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/06/blog-post_68.html. Мари-Андрэ принесла на продажу несколько своих новых прекрасных работ. Их стоимость колеблется от 50 до 250 долларов.

Еще одна работа Мари-Андрэ Аллисон

Работы такой стоимостью покупают на нашем базаре нечасто. Однако, учитывая их художественные достоинства и высокое качество исходных материалов (настоящее венецианское стекло), для всех приобретших эти прекрасные произведения мозаичного искусства являются отличным вложением денег.

Книжные закладки с изображением церковных мозаик (ошибка в цене,
которая на самом деле должна быть пять долларов)

Благодаря Мари-Андрэ в нашей церкви для прихожан действует уникальный рабочий и совершенно бесплатный мозаичный кружок. Его участники собирают мозаику для церкви, и результаты их работы впечатляют всех, кто их видит ("О мозаике купола православной церкви Св. Софии в Виктории", http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/06/blog-post_11.html). Глава Православной Церкви Канады Владыка Гавриил, который недавно посетил наш приход, отметил мозаику в своем поздравительном письме к 25-летию прихода.

Стол, посвященный основателю церкви князю Голицыну

На каждом базаре-ярмарке присутствует обязательно стол с наследием основателя церкви князя Никиты Голицына. На этом столе продается английский перевод книи А. Толстого "Князь Серебряный", выполненный Голицыным, а также его оригинальная карта всемирной истории. Сам Голицын про себя писал в автобиографических заметках, что он "муж и историк по призванию". О Голицыне и его жене Еве, основателях нашей церкви, я писал в статье "О счастливом союзе Ив и Никиты Голицыных", http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/01/blog-post_6.html, а также в статье "Черная тетрадка" здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/12/blog-post_5.html.
Матушкино варенье

Популярнейшим продуктом на нашей ярмарке всегда было варенье матушки Саши, жены настоятеля прихода отца Джона. Это варенье принесло немало средств в приход за все эти годы. Некоторые гости приходят на ярмарку именно за этим вареньем, до того оно вкусное!


Пример матушки Саши оказался очень заразительным, и теперь многие прихожанки готовят и успешно продают на ярмарке свои джемы, лечо, растительное масло, мыло и даже свечки.

Сдоба дьякона отца Гордиона

Я лично тороплюсь на ярмарку, чтобы купить сдобу дьякона Гордиона, который в жизни работает пекарем. Покупаю штук по четыре вот этих хлебов, и за пару дней они съедаются. Ведь они сделаны не только с любовью, но и опытным профессионалом пекарского дела. В некотором смысле отца Гордиона можно назвать даже "художником пекарского мастерства"!


На каждой ярмарке проводится лотерея, на верхней фотографии изображен один из призов лотереи этого года: чудесный пряничный домик, на который можно полюбоваться в Рождественский сезон, а затем съесть. Наборы для пряничных домиков здесь очень популярны, а сами пряники - весьма съедобны, особенно под кофе.


Некоторые поделки не удается продать на ярмарке. Затем поделки разбираются авторами или дарятся церкви. Так произошло с этой оформленной в рамку фотографией, которая изображает Воскресенскую церковь города Йошкар-Ола, Россия. Автор фото решила подарить ее церкви, и теперь это изображение видят все прихожане и гости церкви.


Понятие "оригинальная поделка" можно растолковать очень широко. Вот эти елочные украшения прихожанка купила в магазине, а затем вечным маркером разукрасила их. Получилась оригинальная поделка. Из 11 украшений 9 были проданы.


Я глубоко убежден, что хорошая вещь может служить разным целям. Мозаика, например, не только украшает нашу церковь, но и рассказывает зрителям немало важных библейских историй. Горящая свечка не только освещает церковь. А вот елочные украшения, о которых я пишу выше, стали в умелых, творческих и любящих руках прекрасной детской игрушкой-"развивашкой"!

Поздравляю всех моих читателей с наступающим Новым 2017 Годом и Рождеством Христовым!

Thursday, 3 November 2016

Сочинение по книге "Робинзон Крузо" (в пересказе К. Чуковского)

Этот рисунок мне понравился больше всех остальных рисунков Гугла
Недавно я с папой прочитал книгу "Робинзон Крузо". Мне она очень понравилась, потому что она приключенческая. Это история про то, как Робинзон Крузо жил на острове 28 лет, как он там выживал. Он там развел огород, приручил коз, сушил виноград.

Так он жил и хорошо и плохо. Хорошо - потому что он научился все делать сам. Плохо - потому что ему там не с кем было поговорить, пока не появился попугай, а затем дикарь Пятница. Робинзон Крузо и Пятница дружили и даже дрались против дикарей. Робинзон научил Пятницу как быть человеком, а не людоедом, как носить одежду, как правильно питаться. Он только не смог научить Пятницу использовать в пищу соль. Пятнице соль очень не понравилась. Я подумал, что Пятнице тогда бы не понравилась и колбаса, ведь она соленая. Я колбасу очень люблю.

Кое что мне в этой истории осталось непонятным, например, куда подевался отец Пятницы и испанец, а также куда Робинзон Крузо все эти годы ходил в туалет. Все-таки он там жил много лет!

Эта книга очень интересна потому, что Робинзон Крузо жил в необычных условиях. У него не было магазина, чтобы там купить продукты, одежду; не было электричества, чтобы приготовить себе еду. Он все делал сам и это занимало очень много времени. Еще он долго жил один, а потом имел дело с людоедами-дикарями. Он смог воспитать одного из них и научить его английскому языку.

Робинзон Крузо выжил на этом острове и даже жил там как будто счастливо. Потом он победил пиратов и вернулся с Пятницей в Англию. Мне было бы интересно узнать, как Пятнице в ней жилось.

Я верю этой книге. Это значит, что люди могут выжить в таких трудных условиях. Папа говорит, что эта история о том, какие трудности могут произойти с человеком, который не слушает своих родителей. Я с этим согласен. Если бы Робинзон послушал своих папу и маму, он бы не попал на этот остров.

Saturday, 22 October 2016

Владыка Гавриил о сохранении "русскости" и о современной роли церкви

Владыка Гавриил вместе с духовенством Православной Церкви Св. Софии
Мне посчастливилось поговорить несколько минут с православным епископом Гавриилом, Владыкой Монреаля и Всея Канады Русской Православной Церкви За Рубежом во время его недавнего визита в Викторию 2 октября 2016 года. Владыка Гавриил приехал поздравить прихожан православной церкви Святой Софии с 25-летием прихода, наградить духовенство церкви за их деятельность и поставить во чтецов троих прихожан.

Мне очень хотелось узнать, что думает этот выдающийся человек о сохранности эмиграцией русского языка и русской культуры. Мнение одного выдающегося канадца по имени Майкл Игнатьев на эту тему я уже приводил в этом блоге («О встрече с одним выдающимся канадцем», http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/12/blog-post_8.html), но то был человек светский и весьма политически-активный, а значит — всегда в поиске дополнительного электорального голоса. Владыка Гавриил далек от политики, и, в отличие от Игнатьева, он свободно говорит не только по-английски, но и по-русски. Википедия сообщает о нем, что он никогда не жил в России, был рожден в Австралии в семье русских эмигрантов, затем переехал в США и далее в Канаду, учился и преподавал в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, занимался иконописью. После наречения во епископы Владыка Гавриил вместе с Патриархом Алексием Вторым принимал активное участие в деле восстановления Московского и Заграничного патриархатов Русской Православной Церкви в середине 2000-х годов (https://ru.wikipedia.org/wiki/Гавриил_(Чемодаков).

Я нашел следующую деталь его церковной биографии любопытной: в ходе своих поездок в Россию Владыка Гавриил неоднократно отмечал, что его позиция по вопросу объединения Русской Православной Церкви изменилась после знакомства с реальной жизнью Церкви в России. Догадываюсь, что подобно многим православным вне России Владыка раньше считал, что Русская Православная Церковь — это место, где работают «агенты КГБ в рясах», но побывав в российских церквях понял, что в них действительно имеется Божья Благодать и Дух Святой. Об этом ощущении часто сообщают православные, побывав в России.

Вечером 2-го октября после просмотра средневековой пьесы «Человек» ("О средневековой нравоучительной пьесе "Человек" http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_23.html) и чая в британском стиле (high tea) у меня возникла возможность поговорить с Владыкой, которой я поспешил воспользоваться.

«Языковая» история Владыки Гавриила очень похожа на историю моего горячо любимого друга, сына белоэмигрантов «Крымского исхода» Димы (Владимира Петровича Поплавского), ушедшего от нас в почтенном возрасте 90 лет в начале этого года. Подобно Диме, Владыка Гавриил родился и жил всю жизнь за границей, но по-русски говорит так чисто, как дай Бог говорить многим эмигрантам, прожившим в России много лет. Родители обоих детей были патриотами своей покинутой родины до глубины души, живя «на чемоданах» и в любой момент ожидая, что большевистское безумие наконец закончится, чудовищный Сталин будет свергнут, и можно будет вернуться домой. К сожалению, они не смогли дождаться возрождения, в честь которого была названа знаменитая парижская белоэмигрантская газета.

Первый значительный вклад в «русскость» белоэмигрантских детей был заложен в семье, где говорили только по-русски. Общение на других языках не приветствовалось — что однако никак не повлияло на свободное им владение. Дима до конца жизни читал книги по-французски и смотрел французское телевидение по Интернету, Владыка Гавриил совершенно без акцента говорит по-английски. Со смехом Владыка вспомнил во время нашего разговора, что его дедушка за каждое английское слово бил детей деревянной ложкой по лбу (не то, чтобы методы дедушки стоило перенимать, но его языковая позиция этим обозначается очень понятно!)

Второй и может быть более важной средой для овладения русским, нежели семья, была школа. Более важной эта среда является потому, что в школе по-русски говорят сверстники, то есть группа, которая гораздо сильнее влияет на предпочтения детей и особенно подростков. Для Димы школой был кадетский корпус в Версале и там же русская православная церковь, от недостатка недвижимости перестроенная эмигрантами из гаража. Для Владыки Гавриила это была церковно-приходская школа при эмигрантской православной церкви в Австралии. Владыка рассказывал, что где бы русские эмигранты не селились, первым делом они ставили православную церковь. Так было в Австралии или на филиппинском острове Тубабао, куда на два года с 1949 по 1951 судьба забросила русских беженцев из Шанхая под духовным предводительством прославленного ныне в лике святых Владыки Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Действительно, после окончания школы проникаться неродной культурой становится сложно, и время для того, чтобы стать русским, может быть уже утеряно: все знают, насколько легко дети усваивают языки, и насколько тяжело это дается в зрелом возрасте.

Особое внимание Владыка Гавриил отводит роли церкви, конечно же вполне ожидаемо в его положении. Однако его аргументы очень серьезны в любом случае. Только церковь может дать детям прочное основание для того, чтобы выдержать современные «вызовы», с которыми сталкиваются в школах подростки и даже дети. Имеются в виду в том числе программы по «сексуальному образованию» или «толерантности», которые стали вводиться в канадских школах с начальной школы. Закладывать детям мысли о том, что можно сменить свой пол, или что можно сожительствовать с другим человеком своего пола и т. д., по-моему, неправильно, в первую очередь потому, что детям просто незачем знать о таких вещах, если они их не касаются лично. Мне думается, что теория информационной безопасности работает и здесь, когда для дела лучше если человек знает только то, что ему нужно знать, а не то, что узнать можно (принцип сообщения минимальной информации). Даже у взрослого у человека может не хватить сил и ума, чтобы справиться с любопытством и соблазнами, особенно там, где казалось бы никакой непосредственной опасности для жизни нет.

Без надежного фундамента подобные идеи могут дать нежелательные ростки, питающиеся праздным любопытством. Результаты же могут повлиять на всю жизнь и не в лучшую сторону (например, в отношении к заведению детей). Эти новые «вызовы» сегодня испытывают детей и подростков в добавление к «старым»: наркотикам, курению, алкоголю, ранним сексуальным связям, подростковым самоубийствам, «секстингу», домогательствам, травле, которые в современном мире с повестки дня не исчезают, а наоборот, еще более усиливаются, подпитываемые развитием Интернета, мобильных технологий и социальных сетей. Наши дети живут в очень сложном и запутанном мире, где повышается роль надежного маяка, хоть как-то уберегающего от опасностей.

В своих любопытных проповедях Владыка Гавриил уже не раз подчеркивал, что развитие православной духовности ребенка может стать этим маяком, оказаться «прививкой» от всех этих страшных социальных болячек. С его мнением сложно не согласиться. Православная Церковь воспитывает совершенно определенное нетерпимое (в хорошем смысле) отношение к этим вещам; может быть иногда агрессивное, но во всяком случае менее опасное, чем «открытость ума», вседозволенность и запретное знание. Продолжу обдумывать глубокие мысли Владыки, которыми он так щедро делится, тем более что с подростковыми проблемами мне еще придется работать.

Wednesday, 5 October 2016

Сочинение по повести "Белый Клык" Д.Лондона

"Волк", рисунок одной линией
Недавно я с папой прочитал книжку «Белый Клык», которая мне очень-очень понравилась. Эта книга о полу-волке, полу-собаке, которую звали Белый Клык. Сначала Белый Клык жил у индейцев и там он был больше волком, чем собакой. Его постоянно задирал щенок Лип-Лип. Семья его хозяина индейца по прозвищу Серый Бобр заставляла Белого Клыка возить собачью упряжку. В упряжке Белый Клык был первым и собаки пытались как бы догнать его и растерзать его. Поэтому упряжка так быстро ехала. Белый Клык все время дрался с собаками, потому что он был полу-волком и еще он был более быстрым и выносливым. У индейцев Белому Клыку жилось тяжело: там мог быть голод. Белый Клык однажды попытался убежать в лес, но вернулся к Серому Бобру, потому что он привык к людям, они давали ему мясо и защищали от собак. Люди для Белого Клыка были самыми сильными существами в мире.

Хуже всего было Белому Клыку, когда он попал к белому человеку по прозвищу Красавчик Смит. Красавчик Смит споил Серого Бобра и обманом купил у него Белого Клыка. Красавчик Смит издевался над Белым Клыком: смеялся над ним, бил его палкой. Потом он стал организовывать собачьи драки. Они все заканчивались тем, что Белый Клык убивал всех своих врагов. У Красавчика Смита Белый Клык стал самым настоящим зверем. Однажды Белый Клык дрался с бульдогом и тот чуть не убил Белого Клыка. Когда Белый Клык уже умирал, его спас инженер Уидон Скотт, который купил полумертвого Белого Клыка у Красавчика Смита. При этом он называл Красавчика Смита «мерзавцем».

"Волк", П. Пикассо (рисунок одной линией)
Уидон Скотт увез Белого Клыка из Аляски к себе домой в Калифорнию. Там он стал превращаться из волка в собаку. Он стал подчиняться правилам Уидона Скотта: нельзя пугать детей, нельзя убивать куриц, нельзя бросаться на людей и кусать их, нельзя убивать чужих собак. И еще Уидон Скотт впервые стал гладить и ласкать Белого Клыка. Тому сначала это не понравилось, но потом он стал ласкаться сам и даже стал позволять Уидону Скотту гладить его по голове. Раньше Белый Клык никому никогда не позволял прикасаться к его голове.

Родственники Уидона Скотта сначала не доверяли Белому Клыку, особенно после того, как он убил 50 куриц. После этого Белый Клык не убивал куриц. Но когда Белый Клык убил самого страшного преступника Джима Холла, ему стали доверять, и все его полюбили. У Белого Клыка даже родились щенята.

В этой истории много всяких приключений. Было очень интересно почитать про индейцев и золотоискателей. Еще очень здорово было, когда в Северной Глуши Белый Клык охотился на ласку, рысь, куропатку, дикобраза. Собачьи бои были тоже интересные, только было жалко убитых собак и израненного Белого Клыка.

Эта история рассказывает о том, что если с кем-то обращаться плохо, то он превращается в страшного зверя. И это не только про Белого Клыка, но и про Джима Холла. Если же с животным обращаться хорошо, то оно становится домашним и полезным.

Tuesday, 27 September 2016

Пикассо и женщины

"Авиньонские девицы": женщины всегда помогали Пикассо сделать прорыв
Один из специалистов творчества Пабло Пикассо отозвался примерно так о его вкладе в искусство 20-го века: Пикассо был вроде кометы, которая прилетела из немыслимых глубин космоса и пролетела над Землей, осветив ее своим странным неземным светом. Действительно, чтобы оценить знаменитую картину «Авиньонские девицы» (1907), которую специалисты называют главной картиной 20-го века, нужно быть подготовленным человеком, а иначе она может представиться весьма странной, имеющей лишь отдаленное отношение к искусству. Тем не менее одновременно с замешательством приходит мысль, что «что-то в этом есть», поскольку этому изображению присущ какой-то несомненный стиль. Реальность выглядит удивительно в этом странном неземном отсвете, который сильно отличается от света привычных нам солнца и луны, то есть – если продолжить метафору – от традиционного реалистического искусства.

"Обнаженная в кресле" (портрет Фернанды Оливье)
Сам Пикассо говорил, что женщины для него это либо богини, либо придверные коврики, то есть он им либо поклоняется, либо вытирает об них ноги. Мне кажется дело обстояло немного по другому: отношения с каждой новой женщиной начинались у Пикассо с поклонения, а затем приводили к попыткам вытереть об нее ноги. В промежутках он создавал свои шедевры, вызванные коллизиями их отношений. Некоторые женщины позволяли этому «творческому процессу» происходить. К таким можно отнести его первую любовь Фернанду Оливье, «третью» любовь Мари-Терезу Вальтер, «четвертую» любовь Дору Маар, которых он бросил. Другие не хотели, чтобы об них вытирали ноги, например, его первая жена русская балерина Ольга Хохлова, «пятая» любовь Франсуаза Жило, и сами уходили от него, пытаясь сохранить остатки своего человеческого достоинства. Не все смогли пережить интенсивные отношения с гениальным художником: Ольга Хохлова, например, уйдя от Пикассо многие годы заваливала его оскорбительными письмами, требуя части его немалых доходов. Фернанда Оливье опубликовала книгу после своего расставания с художником, в которой описала детали их токсичных отношений. Пикассо платил ей до конца жизни, чтобы она не публиковала второй том своих воспоминаний.
Портрет Ольги Хохловой, первой жены Пикассо
Женщины были катализатором многих творческих идей Пикассо. Здесь можно вспомнить кубизм, неоклассицизм, сюрреализм, коллаж. С появлением каждого из этих влиятельных направлений как-то связана женщина. Фернанда Оливье например привела к появлению кубизма и вышеупомянутых «Авиньонских девиц». Что-то в ней было такое, что заставляло Пикассо «расчленять» ее образ снова и снова на составляющие части. Если добавить в эту фактуру африканские маски, которые поразили Пикассо как раз во время отношений с Фернандой, неудивительно получить в результате «Девиц». Ольга Хохлова заставляла Пикассо вспомнить древнеримские фрески и привела его к неоклассицизму. Мари-Тереза способствовала развитию сюрреализма в творчестве Пикассо, когда женский образ превращается в какую-то странную бесформенную фигуру, где нога соседствует с грудью, над всем этим господствует огромный нос, а головы вообще нет. Жизнь и сотворчество с увлекающейся спиритизмом и странной Дорой Маар привели к созданию жуткой «Герники», и т.д.
Портрет Мари-Терезы Вальтер
Пикассо любил женщин, но вряд ли их хорошо понимал. Ему и не нужно было их понимать. От женщин ему были нужны секс, скандалы, ревность, физическое и словесное насилие. Он был как вампир, который высасывал из очередной женщины все соки, чтобы затем беззаботно бросить ее ради новой жертвы. Из шести известных женщин Пикассо две покончили жизнь самоубийством, две сошли с ума. В его оправдание необходимо сказать, что результаты этих вампирских отношений серьезно обогатили мировую культуру, а некоторые "бывшие" женщины Пикассо неплохо подзаработали публикуя свои многочисленные воспоминания об отношениях с художником.
"Плачущая женщина" (портрет Доры Маар)
Даже импрессионизм не подготавливает к восприятию шедевров Пикассо, хотя импрессионисты уже перешли от изображения реальных земных предметов к изображению «тонкого эфира», который их окружает. Пикассо изображал даже не «тонкий эфир», который все-таки внешний по отношению к художнику и все еще имеет некоторые традиционные физические характеристики, например изображается с одной точки зрения. Когда Клод Монэ хотел изобразить стог сена в разном освещении, он нарисовал несколько картин. Пикассо же шагнул вперед: он в некотором смысле изобразил все варианты освещения одной вещи в одной картине (хотя он не рисовал стоги сена и вообще не любил рисовать пейзажи). Его женские портреты изображают взгляд художника одновременно с разных точек зрения. Им характерна многомерность, многофокусность: лицо модели может быть изображено так, как бы оно было бы видно с нескольких точек зрения. Чтобы увидеть свою героиню Пикассо переносил ее изображение внутрь себя – в отличие от импрессионистов, которые зажмуривали глаза, а затем пытались изобразить на своих картинах первое впечатление открытых глаз. Пикассо не надо было жмуриться или хорошенько давить на глазные яблоки, чтобы в момент открытия глаз увидеть обычную вещь в очень необычном виде. Пикассо «поглощал» свою героиню, затем изображал относящиеся к ней ощущения на холсте. Так в один и тот же день он мог нарисовать округлый и домашний портрет лежащей Мари-Терезы Вальтер за чтением и весь изломанный, в острых углах портрет Доры Маар.

Портрет Франсуазы Жило
За свою жизнь Пикассо создал много ценностей в прямом и переносном смысле: свыше 50 тысяч работ, и среди них множество тех, которые, что называется, «поменяли правила игры». Без своих ужасных отношений с женщинами он возможно не создал бы и половины своего тектонического наследия, а то, что было создано без их участия, возможно не повлияло бы так сильно на современное искусство. Самыми здоровыми были его отношения с последней женой Жаклин Рок, на которой он женился уже в преклонном возрасте, и с которой жил до самой смерти в возрасте почти 92 лет. Жаклин Рок оберегала его от назойливых поклонников и потомков от других женщин, предоставляя ему возможность творить спокойно. Но как раз спокойно Пикассо творить не умел, и многие критики отмечают, что его работы последних лет потеряли свою остроту и силу, присущие ему во все предыдущие периоды творчества. В последние годы Пикассо создал много красивых картин, но среди них не было "поворотных" работ.

Портрет Жаклин Рок, второй жены художника
Я задумался над тем, почему все творческие поиски Пикассо, как бы странно они не выглядели, прощаются этому художнику, во всем виден своеобразный стиль, и у зрителя нет того грызущего подозрения, что художник его «надувает», или как сказал классик, что «король-то голый!» Наверное дело в том, что Пикассо умел рисовать, и это очень хорошо чувствуется, глядя на его картины: за его спиной было серьезное классическое обучение рисованию в лучших академиях искусств Испании. Свои умения он тренировал всю свою долгую жизнь. Это как раз тот случай, когда гений это немного таланта и очень много работы. У Пикассо была исключительная особенность: его называют гением линии. Всего одной линией он мог передать суть изображаемого предмета, иногда он долго бился над тем, чтобы это произошло. В пример можно привести знаменитую серию литографий «Бык», где художник следует в направлении от сложного к простому. Он сам говорил, что рисовать-то он умеет, как это умеют делать многие. Однако его цель – не пошло имитировать реальность, а шагнуть дальше, нарисовать то, что передать в рисунке невозможно (внутреннюю суть изображаемого предмета). Отсюда например произошел кубизм: стиль, которым он увлек вместе с Жоржем Браком много современных ему художников. Посмотрите этот короткий фильм (https://www.youtube.com/watch?v=X59U4mUqWtw), чтобы увидеть своими глазами, насколько точна была рука художника.

Женщинам Пикассо посвящена выставка «Пикассо: Художник и его Музы», проходящая до 2 октября в Ванкуверской Художественной галерее (https://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_picasso.html). На эту выставку я недавно попал, остался под глубоким впечатлением от творчества Пикассо, много понял о нем и о его движущих силах. Для себя я считаю это понимание очень ценным. Его все-таки легче получить глядя на оригиналы на стенах галереи, нежели разглядывая качественные репродукции в книге или в Интернете.

Friday, 23 September 2016

Королевский подарок ко дню рождения


Как я уже не раз писал в этом блоге, мое политическое кредо это монархия. Я монархист по многим причинам, и в одной из самых популярных статей этого блога я их объясняю («Какова же роль монархии в современном мире?» http://pomyslivden.blogspot.ca/2011/06/1.html). Вкратце, я верю в то, что многие проблемы современности были бы решены, если бы у власти стояли монархи, а не демагоги с политическим горизонтом в четыре года. Монархию можно и нужно ограничивать парламентом, но устранять ее совсем очень опасно. Успешный пример Великобритании в смысле уделения важной роли монархии в государстве, на мой взгляд, очевиден.

И вот на свой день рождения я получаю практически королевский подарок: британский принц Вильям с женой Кейт и двумя детьми прибывают в эти выходные в Викторию на неделю, чтобы отсюда посетить несколько городов Британской Колумбии. Местная пресса опубликовала несколько статей о планах королевской семьи, и меня эти планы заинтересовали. Они говорят о тех современных социальных "вызовах" демократическим обществам западного типа, которым нужна монархическая поддержка.


Примирение с американскими индейцами

Во-первых, конечно, очевиден упор на мероприятия, связанные с примирением западной цивилизации с коренными народами Америки. Удивительно, что завоевание белыми коренных народов произошло уже не одну сотню лет назад. Но поскольку это завоевание произошло так неправильно, до сих пор отголоски тех событий играют важную роль в современном западном мире. История Канады в этом смысле очень поучительна. Здесь был обман, подкуп, убийства, тотальное промывание мозгов и другие «низкие» тактики с целью подчинения белыми индейцев. За всю эту дурную память в демократическом мире приходится расплачиваться. Неслучайно, соответствующее министерство правительства Британской Колумбии называется Министерством Связей с Традиционными Народами и Примирения (Ministry of Aboriginal Relations and Reconciliation). Сегодня примирение с традиционными культурами выходит на первый план в вопросе выстраивании отношений с ними. Именно монарх, как носитель ответственности за исторические ошибки монархии, может быть тем лицом, которое способно каким-то образом сломать лед недоверия между традиционными народами и обществом. Попытки премьер-министров Канады покаятся перед индейцами звучат как-то не особенно убедительно. Этих людей всегда подозреваешь в том, что подобное покаяние для них – это очередной политический ход, за которым лишь стоит стремление сохранить власть на следующих выборах. В отношении монарха таких подозрений быть в принципе не может. В этом ключе я понимаю запланированные встречи королевской четы с индейскими вождями.

Вид на резервацию канадских индейцев
Поддержка активистов по борьбе за умственное здоровье индейской молодежи

Проблемы индейцев диктуют и такую повестку визита: встреча королевской четы с активистами обществ по решению проблем умственного здоровья среди индейской молодежи. Вживание индейцев и особенно индейской молодежи в современную западную цивилизацию происходит очень болезненно. С одной стороны им даются всяческие льготы (как символ общественного покаяния). С другой стороны, привыкая к особому к себе отношению индейцы начинают его ожидать во всем – и не получают его, поскольку ничего особенного они предложить современному обществу не могут. Эта порочная зависимость от постоянных подачек и ложное ощущение своей особенности очень вредит молодому поколению индейцев, среди которых, к сожалению, в последнее время очень распространились подростковые самоубийства. Дошло до того, что в результате целой эпидемии самоубийств недавно в ряде индейских резерваций было объявлено особое положение, туда приезжал премьер-министр, об этом много писали в газетах. Сейчас этой проблеме взялась помочь королевская чета. Надеюсь, что им удастся кого-то подбодрить, хотя окончательное решение проблемы подростковых самоубийств находится где-то в головах самих индейских подростков. Не случайно общества по их поддержке занимаются не самоубийствами как таковыми, а умственным здоровьем индейских подростков.

Харжит Саджан - министр национальной безопасности Канады.
Хороший символ успешной ассимиляции!
Ассимиляция эмигрантов и беженцев

Третья тема, которую я вижу в расписании Вильяма и Кейт, посвящена эмигрантам и их интеграции в принимающие их общества. Тема интеграции эмигрантов начала раскручиваться после 11 сентября 2001 года, когда всем стало ясно, какую опасность таят в себе неинтегрированные эмигранты, особенно те из них, которые попадают под влияние радикальных религиозных взглядов. Как написал Жак Шустер в газете «Вельт», мультикультурализм вреден, если он становится главнее западных ценностей. «Без 11 сентября нельзя объяснить ни возрастающее давление на иностранцев с требованием ассимилироваться и интегрироваться, ни страх по поводу засилья иностранцев из-за миграционного кризиса», - говорится в его статье, посвященной годовщине трагедии 11 сентября (https://www.welt.de/debatte/kommentare/article158037315/9-11-hat-Auswirkungen-bis-zur-Fluechtlingskrise.html). В этом смысле в канадском обществе было много обеспокоенных дискуссий по поводу тысяч сирийских беженцев, которых обязался принять премьер-министр Джастин Трюдо. Кто может поручиться, что среди них нет законспирированных исламских террористов? На самом деле, уверенности такой абсолютно нет, хотя все беженцы из Сирии проходили серьезную фоновую проверку. Кто-то из них может радикализоваться уже здесь, тем более, что недавний доклад специальной комиссии сообщил, что библиотеки канадских исламских школ и мечетей забиты радикальной литературой. Радикализовались же местные наркоманы Джон Наттал и Аманда Короди так, что вынашивали планы теракта в Виктории ("...в общем обычно все проходит мирно", http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_3.html). Поэтому встреча с сирийскими беженцами важна для королевской четы, которая хочет символически поддержать эту большую социальную группу во избежании вполне возможной радикализации.

Памятник погибшим в Корейской войне
Поддержка демократических ценностей Запада

Как следует из дискуссии о беженцах и эмигрантах, Вильяму и Кейт важно не только показать свою поддержку эмигрантам и беженцам, но и продемонстрировать свою приверженность западным ценностям. С этого вообще начинается их визит: с возложения венка к памятнику погибшим канадским ветеранам. Напомню, что этот памятник поставлен у самого здания Парламента в Виктории и увековечивает память канадцев, павших в войне 1950-1953 годов. Это была Корейская война, в которой под прикрытием Северной и Южной Кореи на самом деле опосредованно воевали США и Великобритания против СССР с Китаем, а иначе говоря, западная демократия против восточного социализма. Конечно же памятник в Виктории увековечивает память тех, кто погиб в этой войне за ценности западной демократии. Следствием этих демократических ценностей является то, что Канада это лучший друг и помощник США, а также активный член НАТО – организации, которую в современной России называют «вражеской». Об этом необходимо помнить не только сирийским беженцам, но и эмигрантам из Восточной Европы, чтобы лучше понимать степень интеграции и ассимиляции, на которую они должны пойти выбирая это общество для жизни своей семьи и своих детей.

Подробнее о расписании герцога и герцогини Кембриджских в Виктории можно почитать здесь: http://www.cbc.ca/news/canada/british-columbia/royal-visit-william-kate-vancouver-victoria-whitehorse-events-1.3775879