Tuesday, 27 September 2016

Пикассо и женщины

"Авиньонские девицы": женщины всегда помогали Пикассо сделать прорыв
Один из специалистов творчества Пабло Пикассо отозвался примерно так о его вкладе в искусство 20-го века: Пикассо был вроде кометы, которая прилетела из немыслимых глубин космоса и пролетела над Землей, осветив ее своим странным неземным светом. Действительно, чтобы оценить знаменитую картину «Авиньонские девицы» (1907), которую специалисты называют главной картиной 20-го века, нужно быть подготовленным человеком, а иначе она может представиться весьма странной, имеющей лишь отдаленное отношение к искусству. Тем не менее одновременно с замешательством приходит мысль, что «что-то в этом есть», поскольку этому изображению присущ какой-то несомненный стиль. Реальность выглядит удивительно в этом странном неземном отсвете, который сильно отличается от света привычных нам солнца и луны, то есть – если продолжить метафору – от традиционного реалистического искусства.

"Обнаженная в кресле" (портрет Фернанды Оливье)
Сам Пикассо говорил, что женщины для него это либо богини, либо придверные коврики, то есть он им либо поклоняется, либо вытирает об них ноги. Мне кажется дело обстояло немного по другому: отношения с каждой новой женщиной начинались у Пикассо с поклонения, а затем приводили к попыткам вытереть об нее ноги. В промежутках он создавал свои шедевры, вызванные коллизиями их отношений. Некоторые женщины позволяли этому «творческому процессу» происходить. К таким можно отнести его первую любовь Фернанду Оливье, «третью» любовь Мари-Терезу Вальтер, «четвертую» любовь Дору Маар, которых он бросил. Другие не хотели, чтобы об них вытирали ноги, например, его первая жена русская балерина Ольга Хохлова, «пятая» любовь Франсуаза Жило, и сами уходили от него, пытаясь сохранить остатки своего человеческого достоинства. Не все смогли пережить интенсивные отношения с гениальным художником: Ольга Хохлова, например, уйдя от Пикассо многие годы заваливала его оскорбительными письмами, требуя части его немалых доходов. Фернанда Оливье опубликовала книгу после своего расставания с художником, в которой описала детали их токсичных отношений. Пикассо платил ей до конца жизни, чтобы она не публиковала второй том своих воспоминаний.
Портрет Ольги Хохловой, первой жены Пикассо
Женщины были катализатором многих творческих идей Пикассо. Здесь можно вспомнить кубизм, неоклассицизм, сюрреализм, коллаж. С появлением каждого из этих влиятельных направлений как-то связана женщина. Фернанда Оливье например привела к появлению кубизма и вышеупомянутых «Авиньонских девиц». Что-то в ней было такое, что заставляло Пикассо «расчленять» ее образ снова и снова на составляющие части. Если добавить в эту фактуру африканские маски, которые поразили Пикассо как раз во время отношений с Фернандой, неудивительно получить в результате «Девиц». Ольга Хохлова заставляла Пикассо вспомнить древнеримские фрески и привела его к неоклассицизму. Мари-Тереза способствовала развитию сюрреализма в творчестве Пикассо, когда женский образ превращается в какую-то странную бесформенную фигуру, где нога соседствует с грудью, над всем этим господствует огромный нос, а головы вообще нет. Жизнь и сотворчество с увлекающейся спиритизмом и странной Дорой Маар привели к созданию жуткой «Герники», и т.д.
Портрет Мари-Терезы Вальтер
Пикассо любил женщин, но вряд ли их хорошо понимал. Ему и не нужно было их понимать. От женщин ему были нужны секс, скандалы, ревность, физическое и словесное насилие. Он был как вампир, который высасывал из очередной женщины все соки, чтобы затем беззаботно бросить ее ради новой жертвы. Из шести известных женщин Пикассо две покончили жизнь самоубийством, две сошли с ума. В его оправдание необходимо сказать, что результаты этих вампирских отношений серьезно обогатили мировую культуру, а некоторые "бывшие" женщины Пикассо неплохо подзаработали публикуя свои многочисленные воспоминания об отношениях с художником.
"Плачущая женщина" (портрет Доры Маар)
Даже импрессионизм не подготавливает к восприятию шедевров Пикассо, хотя импрессионисты уже перешли от изображения реальных земных предметов к изображению «тонкого эфира», который их окружает. Пикассо изображал даже не «тонкий эфир», который все-таки внешний по отношению к художнику и все еще имеет некоторые традиционные физические характеристики, например изображается с одной точки зрения. Когда Клод Монэ хотел изобразить стог сена в разном освещении, он нарисовал несколько картин. Пикассо же шагнул вперед: он в некотором смысле изобразил все варианты освещения одной вещи в одной картине (хотя он не рисовал стоги сена и вообще не любил рисовать пейзажи). Его женские портреты изображают взгляд художника одновременно с разных точек зрения. Им характерна многомерность, многофокусность: лицо модели может быть изображено так, как бы оно было бы видно с нескольких точек зрения. Чтобы увидеть свою героиню Пикассо переносил ее изображение внутрь себя – в отличие от импрессионистов, которые зажмуривали глаза, а затем пытались изобразить на своих картинах первое впечатление открытых глаз. Пикассо не надо было жмуриться или хорошенько давить на глазные яблоки, чтобы в момент открытия глаз увидеть обычную вещь в очень необычном виде. Пикассо «поглощал» свою героиню, затем изображал относящиеся к ней ощущения на холсте. Так в один и тот же день он мог нарисовать округлый и домашний портрет лежащей Мари-Терезы Вальтер за чтением и весь изломанный, в острых углах портрет Доры Маар.

Портрет Франсуазы Жило
За свою жизнь Пикассо создал много ценностей в прямом и переносном смысле: свыше 50 тысяч работ, и среди них множество тех, которые, что называется, «поменяли правила игры». Без своих ужасных отношений с женщинами он возможно не создал бы и половины своего тектонического наследия, а то, что было создано без их участия, возможно не повлияло бы так сильно на современное искусство. Самыми здоровыми были его отношения с последней женой Жаклин Рок, на которой он женился уже в преклонном возрасте, и с которой жил до самой смерти в возрасте почти 92 лет. Жаклин Рок оберегала его от назойливых поклонников и потомков от других женщин, предоставляя ему возможность творить спокойно. Но как раз спокойно Пикассо творить не умел, и многие критики отмечают, что его работы последних лет потеряли свою остроту и силу, присущие ему во все предыдущие периоды творчества. В последние годы Пикассо создал много красивых картин, но среди них не было "поворотных" работ.

Портрет Жаклин Рок, второй жены художника
Я задумался над тем, почему все творческие поиски Пикассо, как бы странно они не выглядели, прощаются этому художнику, во всем виден своеобразный стиль, и у зрителя нет того грызущего подозрения, что художник его «надувает», или как сказал классик, что «король-то голый!» Наверное дело в том, что Пикассо умел рисовать, и это очень хорошо чувствуется, глядя на его картины: за его спиной было серьезное классическое обучение рисованию в лучших академиях искусств Испании. Свои умения он тренировал всю свою долгую жизнь. Это как раз тот случай, когда гений это немного таланта и очень много работы. У Пикассо была исключительная особенность: его называют гением линии. Всего одной линией он мог передать суть изображаемого предмета, иногда он долго бился над тем, чтобы это произошло. В пример можно привести знаменитую серию литографий «Бык», где художник следует в направлении от сложного к простому. Он сам говорил, что рисовать-то он умеет, как это умеют делать многие. Однако его цель – не пошло имитировать реальность, а шагнуть дальше, нарисовать то, что передать в рисунке невозможно (внутреннюю суть изображаемого предмета). Отсюда например произошел кубизм: стиль, которым он увлек вместе с Жоржем Браком много современных ему художников. Посмотрите этот короткий фильм (https://www.youtube.com/watch?v=X59U4mUqWtw), чтобы увидеть своими глазами, насколько точна была рука художника.

Женщинам Пикассо посвящена выставка «Пикассо: Художник и его Музы», проходящая до 2 октября в Ванкуверской Художественной галерее (https://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_picasso.html). На эту выставку я недавно попал, остался под глубоким впечатлением от творчества Пикассо, много понял о нем и о его движущих силах. Для себя я считаю это понимание очень ценным. Его все-таки легче получить глядя на оригиналы на стенах галереи, нежели разглядывая качественные репродукции в книге или в Интернете.

Friday, 23 September 2016

Королевский подарок ко дню рождения


Как я уже не раз писал в этом блоге, мое политическое кредо это монархия. Я монархист по многим причинам, и в одной из самых популярных статей этого блога я их объясняю («Какова же роль монархии в современном мире?» http://pomyslivden.blogspot.ca/2011/06/1.html). Вкратце, я верю в то, что многие проблемы современности были бы решены, если бы у власти стояли монархи, а не демагоги с политическим горизонтом в четыре года. Монархию можно и нужно ограничивать парламентом, но устранять ее совсем очень опасно. Успешный пример Великобритании в смысле уделения важной роли монархии в государстве, на мой взгляд, очевиден.

И вот на свой день рождения я получаю практически королевский подарок: британский принц Вильям с женой Кейт и двумя детьми прибывают в эти выходные в Викторию на неделю, чтобы отсюда посетить несколько городов Британской Колумбии. Местная пресса опубликовала несколько статей о планах королевской семьи, и меня эти планы заинтересовали. Они говорят о тех современных социальных "вызовах" демократическим обществам западного типа, которым нужна монархическая поддержка.


Примирение с американскими индейцами

Во-первых, конечно, очевиден упор на мероприятия, связанные с примирением западной цивилизации с коренными народами Америки. Удивительно, что завоевание белыми коренных народов произошло уже не одну сотню лет назад. Но поскольку это завоевание произошло так неправильно, до сих пор отголоски тех событий играют важную роль в современном западном мире. История Канады в этом смысле очень поучительна. Здесь был обман, подкуп, убийства, тотальное промывание мозгов и другие «низкие» тактики с целью подчинения белыми индейцев. За всю эту дурную память в демократическом мире приходится расплачиваться. Неслучайно, соответствующее министерство правительства Британской Колумбии называется Министерством Связей с Традиционными Народами и Примирения (Ministry of Aboriginal Relations and Reconciliation). Сегодня примирение с традиционными культурами выходит на первый план в вопросе выстраивании отношений с ними. Именно монарх, как носитель ответственности за исторические ошибки монархии, может быть тем лицом, которое способно каким-то образом сломать лед недоверия между традиционными народами и обществом. Попытки премьер-министров Канады покаятся перед индейцами звучат как-то не особенно убедительно. Этих людей всегда подозреваешь в том, что подобное покаяние для них – это очередной политический ход, за которым лишь стоит стремление сохранить власть на следующих выборах. В отношении монарха таких подозрений быть в принципе не может. В этом ключе я понимаю запланированные встречи королевской четы с индейскими вождями.

Вид на резервацию канадских индейцев
Поддержка активистов по борьбе за умственное здоровье индейской молодежи

Проблемы индейцев диктуют и такую повестку визита: встреча королевской четы с активистами обществ по решению проблем умственного здоровья среди индейской молодежи. Вживание индейцев и особенно индейской молодежи в современную западную цивилизацию происходит очень болезненно. С одной стороны им даются всяческие льготы (как символ общественного покаяния). С другой стороны, привыкая к особому к себе отношению индейцы начинают его ожидать во всем – и не получают его, поскольку ничего особенного они предложить современному обществу не могут. Эта порочная зависимость от постоянных подачек и ложное ощущение своей особенности очень вредит молодому поколению индейцев, среди которых, к сожалению, в последнее время очень распространились подростковые самоубийства. Дошло до того, что в результате целой эпидемии самоубийств недавно в ряде индейских резерваций было объявлено особое положение, туда приезжал премьер-министр, об этом много писали в газетах. Сейчас этой проблеме взялась помочь королевская чета. Надеюсь, что им удастся кого-то подбодрить, хотя окончательное решение проблемы подростковых самоубийств находится где-то в головах самих индейских подростков. Не случайно общества по их поддержке занимаются не самоубийствами как таковыми, а умственным здоровьем индейских подростков.

Харжит Саджан - министр национальной безопасности Канады.
Хороший символ успешной ассимиляции!
Ассимиляция эмигрантов и беженцев

Третья тема, которую я вижу в расписании Вильяма и Кейт, посвящена эмигрантам и их интеграции в принимающие их общества. Тема интеграции эмигрантов начала раскручиваться после 11 сентября 2001 года, когда всем стало ясно, какую опасность таят в себе неинтегрированные эмигранты, особенно те из них, которые попадают под влияние радикальных религиозных взглядов. Как написал Жак Шустер в газете «Вельт», мультикультурализм вреден, если он становится главнее западных ценностей. «Без 11 сентября нельзя объяснить ни возрастающее давление на иностранцев с требованием ассимилироваться и интегрироваться, ни страх по поводу засилья иностранцев из-за миграционного кризиса», - говорится в его статье, посвященной годовщине трагедии 11 сентября (https://www.welt.de/debatte/kommentare/article158037315/9-11-hat-Auswirkungen-bis-zur-Fluechtlingskrise.html). В этом смысле в канадском обществе было много обеспокоенных дискуссий по поводу тысяч сирийских беженцев, которых обязался принять премьер-министр Джастин Трюдо. Кто может поручиться, что среди них нет законспирированных исламских террористов? На самом деле, уверенности такой абсолютно нет, хотя все беженцы из Сирии проходили серьезную фоновую проверку. Кто-то из них может радикализоваться уже здесь, тем более, что недавний доклад специальной комиссии сообщил, что библиотеки канадских исламских школ и мечетей забиты радикальной литературой. Радикализовались же местные наркоманы Джон Наттал и Аманда Короди так, что вынашивали планы теракта в Виктории ("...в общем обычно все проходит мирно", http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_3.html). Поэтому встреча с сирийскими беженцами важна для королевской четы, которая хочет символически поддержать эту большую социальную группу во избежании вполне возможной радикализации.

Памятник погибшим в Корейской войне
Поддержка демократических ценностей Запада

Как следует из дискуссии о беженцах и эмигрантах, Вильяму и Кейт важно не только показать свою поддержку эмигрантам и беженцам, но и продемонстрировать свою приверженность западным ценностям. С этого вообще начинается их визит: с возложения венка к памятнику погибшим канадским ветеранам. Напомню, что этот памятник поставлен у самого здания Парламента в Виктории и увековечивает память канадцев, павших в войне 1950-1953 годов. Это была Корейская война, в которой под прикрытием Северной и Южной Кореи на самом деле опосредованно воевали США и Великобритания против СССР с Китаем, а иначе говоря, западная демократия против восточного социализма. Конечно же памятник в Виктории увековечивает память тех, кто погиб в этой войне за ценности западной демократии. Следствием этих демократических ценностей является то, что Канада это лучший друг и помощник США, а также активный член НАТО – организации, которую в современной России называют «вражеской». Об этом необходимо помнить не только сирийским беженцам, но и эмигрантам из Восточной Европы, чтобы лучше понимать степень интеграции и ассимиляции, на которую они должны пойти выбирая это общество для жизни своей семьи и своих детей.

Подробнее о расписании герцога и герцогини Кембриджских в Виктории можно почитать здесь: http://www.cbc.ca/news/canada/british-columbia/royal-visit-william-kate-vancouver-victoria-whitehorse-events-1.3775879

Как я ел лягушачьи лапки

Товарный вид лягушачьих лапок
Одна из забавных историй, которые я привез из поездки в Париж в марте 2016 года, такая. Захотелось мне в Париже попробовать лягушачьих лапок. Пошел в магазин – а лапок там нет. Посмотрел в нескольких других магазинах, но и там ничего не нашел. Были отварные перепелиные яйца, улитки и соус к ним, была фуа гра и так далее. Лягушачьих ножек нигде не было. Так я и уехал из Парижа, как говорится, не солоно хлебавши. Приезжаю домой в Канаду, иду в соседний магазин и решаю заглянуть в секцию экзотических замороженных продуктов. Что вы думаете, там я нахожу лягушачьи лапки!

Лапки на сковородке - готовятся как обычная курица
Долго не решался к ним подступиться, потому что в пачке лапок мало, а стоят они неплохо. Но вот подошла «полукруглая» дата и я решил себе сделать небольшой кулинарный подарок: попробовать-таки эти самые неуловимые лапки. Родственники были от предложения в легком шоке, но успокоились узнав, что к лапкам я также купил сицилийских оливок, маринованных артишоков и французского сыра бри. Если лапки не понравятся, то все равно будет что поесть вкусненького.

Можно добавить вина и немного петрушки
Рецепты приготовления лапок быстро нашлись в Интернете. Картинок к рецептам я не видел, поэтому я подробно задокументировал процесс готовки. В одном рецепте автор объяснял отсутствие фотографий тем, что на дворе зима, и лягушки все спят в болоте. Думаю, что этот автор просто перевел рецепт из каких-нибудь французских кулинарных книг, не готовя лапки сам. Насколько я знаю, «съедобных» лягушек (как и собак) разводят специально, иначе у них неприятный вкус и мясо жесткое. Готовятся же лапки почти как курица: быстро, на среднем огне, на оливковом масле с добавлением пары столовых ложек белого вина, соли по вкусу и петрушки. Не мудрствуя лукаво так я их и приготовил.

Лапки на тарелке
Подошел «момент истины», когда можно было узнать, какой же вкус у лягушачьих лапок. Лягушачье мясо оказалось нежным, белым и действительно очень похожим на куриное. У него был легкий рыбный привкус, который моя семья назвала «болотным». Близкие из уважения и любопытства попробовали по паре ножек и на этом остановились. Я же съел почти всю сковороду. С оливками, сыром, артишоками, виноградом и белым вином лапки были съедены с большим аппетитом.

Пир окончен!
Хотя родные только попробовали лапки, разговоров на эту тему было много. Приготовив такое меню я очень их всех развлек. Сам по себе факт пробования лягушачьих лапок какой-то необычный и запоминающийся. Вполне возможно, что через пару лет мы будем помнить об этом вечере только потому, что пробовали тогда лягушачьи лапки. Так, например, я хорошо помню тот семейный ужин ко дню рождения пару лет назад, когда жена мне впервые приготовила вкуснейшие домашние суши. Все остальное забывается, а такие выдающиеся факты запоминаются надолго. К тому же интересно пробовать разные деликатесы. Попробую к следующему праздничному ужину приготовить что-нибудь новенькое и столь же запоминающееся. Таким блюдом может быть угорь – из той же секции экзотической замороженной еды.

Thursday, 22 September 2016

Про бег

Черная точка на правом кроссовке - дыра!
После пробежки вчера утром почувствовал, что мои непромокаемые кроссовки, а с ними и мои ноги, промокли. Внимательный осмотр подошвы объяснил странность – ежедневным бегом я протер подошвы кроссовок до дыр!

Получасовой бег каждое утро стал нормой уже полтора года назад. Передохнуть позволяю своим ногам только 1-2 дня по выходным. Примерный подсчет сообщает, что за полтора года в этих кроссовках я пробежал около полторы тысячи километров. Заниматься легким бегом оказалось легче любого другого вида физической активности, в том числе плавания, о котором я писал здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post.html. Плавание слишком зависит от расписания бассейна. Бег же зависит только от меня. Даже погода меня редко останавливает, поскольку прекрасно бегать можно и в легкий дождь.

Главной сложностью, связанной с бегом, оказалось... уметь правильно бегать! Особенности стаптывания моих подошв показывают, что упор во время бега должен происходить на внешнюю сторону стопы. Внутренняя каблучная часть подошвы у меня почти как новая. Создавая из своей ноги как бы пружину, бегун оказывает минимальную нагрузку на суставы. Я тоже начинал бегать неправильно, но при регулярности занятий правильный бег стал получаться сам по себе. Неправильный бег, который я часто наблюдаю у «случайных» бегунов, действительно серьезно вредит суставам. Это открытие для меня было еще одним аргументом в пользу следующей важной мысли: нерегулярные занятия спортом могут сильно вредить здоровью. Частично это происходит потому, что техника спорта хорошо не освоена, частично потому, что неподготовленный организм может не выдержать резких нагрузок. Я много слышал о тяжелых травмах или даже о неожиданных смертях, например, во время игры в теннис или другие энергетически затратные виды спорта. Для меня эти истории долгое время были странными и неприятными: как же так, люди же спортом занимались! Они должны от этого здоровее становиться, а не калечиться или умирать. Однако, как говорится, реальность вносит свои коррективы в распространенные мифы о сугубой полезности спорта.

Что касается здоровья, то легкая регулярная пробежка ранним утром стала главной медицинской помощью практически для всех моих болячек, которых к 45 годам обычно копится довольно много. Регулярный легкий бег лечит практически все из них, особенно те, которые вызваны сидячим образом жизни и перееданием, столь характерным для современного общества. Ключевые аспекты здесь: регулярность тренировок и мягкость усилий. О регулярности я уже упоминал, столь же важна и мягкость нагрузок. Когда только начинаешь заниматься спортом, ощущаешь вдруг так много сил, что хочется ставить рекорды. Однако потом силы идут на убыль, и трудно выполнить даже простые задачи. Поэтому я решил для себя: никакие рекорды в обычном смысле мне не нужны. Главный мой рекорд это научиться выполнять одну и ту же простую задачу хорошо на протяжении как можно долгого времени. На марафонцев и других рекордсменов я смотрю с сомнением: я не хочу ставить рекорды, чтобы затем «умирать». Я просто хочу себя чувствовать свежим и физически подтянутым каждый день, используя бег как зарядку. В этом мой главный адреналин. Сейчас я уверен, что бегать по полчаса каждый день на протяжении, скажем, десяти лет, задача возможно более сложная и полезная, чем раз в год пробежать марафон.

Здесь не могу не упомянуть о том, что заставляет меня тянуться к бегу. Сам процесс происходит без чрезмерных физических напряжений, но когда бегаешь каждый день по одному и тому же маршруту, мотивация может пострадать. Чтобы этого не происходило я слушаю аудио-книги. Практически все книги, о которых я писал в этом блоге в последние два года, мною прослушаны, а не прочитаны. Начинал я с книг, которые считал для себя полезными, но быстро пришел к выводу, что под них бегать сложно. Сейчас я не пытаюсь извлечь из процесса слушания слишком много: мне нужны простые и увлекательные истории, под которые хорошо бегается, и которые хочется дослушать до конца. Часто «серьезная» литература не отвечает этому требованию, хотя повести Лескова, Куприна, Гиляровского, Джека Лондона слушаются прекрасно. Из современных писателей больше всего удовольствия мне доставляет Борис Акунин и его разные «инкарнации» (Анатолий Брусникин и Анна Борисова). В прекрасном исполнении Сергея Чонишвили, Александра Клюквина, Вероники Райциз увлекательнейшие истории Акунина слушаются на одном дыхании и во многом способствуют регулярности моих тренировок. Проснешься так ранним утром: выползать из-под теплого одеяла жутко неохота, но стоит вспомнить, что сейчас оденешь наушники и продолжишь слушать очередную акунинскую историю, как вся лень слетает, и я уже спешу из дома на очередную пробежку.

Wednesday, 31 August 2016

Еще раз о телефонном мошенничестве

Вчера я получил такое послание на автоответчик: «Внимание, Канадская Налоговая инспекция открыла против вас уголовное дело. Чтобы узнать детали срочно позвоните по телефону 1 888 231 5516. Повторяю, телефон 1 888 231 5516. Если вы не отреагируете на это послание, вас ждет арест и, возможно, тюремное заключение».

Даже меня, профессионала в области информационной безопасности с некоторым практическим опытом, это послание неприятно зацепило. Налоги я всегда заявляю честно, но ошибки всякие бывают, а уж кто как не я знает, что сотрудники любой организации время от времени совершают ошибки, в том числе и CRA. Так может стоит позвонить и разобраться?

Нет, не стоит. Первый импульс требует, чтобы я тут же оправдался, чтобы я схватил трубку, позвонил и объяснил, что у меня все в порядке, что я честный налогоплательщик, и т.д. Звонивший сумел вызвать во мне легкий страх, который потребовал моего незамедлительного внимания. Все-таки жить со страхом очень неприятно, хочется сразу что-то сделать, чтобы с этим страхом разобраться.

Проблема в том, что я действительно регулярно имею дело с CRA (Canada Revenue Agency). Если бы звонящий упомянул какой-нибудь банк или другую организацию, с которой я дела не имею, мне бы сразу стало ясно, что я имею дело с мошенниками. А тут, я – канадский гражданин, мне звонят из CRA, а как известно, «быть канадцем значит платить много налогов». Связь между мной и CRA тесна и непосредственна.

С другой стороны, у меня есть учетная запись в этой организации. Наверное, если против меня открыли уголовное дело, какая-то информация на эту тему должна присутствовать в моей записи.

Проверка моей учетной записи в CRA не выявила никаких претензий CRA ко мне. Все ясно, это звонили мошенники.

На всякий случай проверяю Интернет. Поиск в Гугле по телефонному номеру со словом «мошенничество» (scam) нашел несколько ресурсов, где люди обсуждают подобные звонки. Теперь моя уверенность железобетонна: это были мошенники, и звонили они не только ко мне. Очевидно, их цель именно заставить жертву тут же схватить трубку и перезвонить им. А дальше мне начнут лепить что-нибудь вроде «против вас открыто уголовное дело, но за некоторую стоимость мы можем остановить эту процедуру» и т.д. Обычная мошенническая разводка: создать «проблему», а потом помочь жертве за некоторую плату успешно ее «решить». Вариацией может быть «сообщение» о каком-нибудь фантастическом выигрыше, и что мне нужно оплатить какие-то издержки, чтобы получить этот выигрыш. Страх или жадность жертвы – лучшие друзья мошенников!

Поэтому, отвечать на подобный звонок не стоит. Если бы мне довелось взять трубку, то я бы пообещал звонящему проверить информацию (или просто положил бы трубку). Шагов по проверке информации всего два. Первое, если есть учетная запись, которую можно проверить – ее нужно проверить. Если дел с этой организацией нет, то и проверять ничего не надо. Сразу ясно, что свой «крючок» забрасывают мошенники. Второе, стоит посмотреть в Интернете, не забрасывали ли этот «крючок» и к другим.

В комментариях к этому виду мошенничества я прочитал, что CRA никогда не будет звонить ни с того ни с сего и т.д., но для меня это звучит не очень убедительно. Откуда мне знать, что они никогда мне не будут звонить? Как же они будут со мной связываться, если у них действительно есть ко мне претензии? Здесь, мне кажется, у мошенников есть небольшая ниша, которую они могут весьма убедительно поэксплуатировать. А в убедительности им отказать нельзя. Времена «нигерийских нефтяных магнатов», которые жаждут поделиться своим богатством, прошли. Современные мошенники многому научились, особенно в области убедительности. Сегодня мошенники ставят на эффективный «социальный инжениринг». Убедительность, с которой они возбуждают в жертвах страх или жадность, или просто выуживают информацию, превратилась в мощное оружие. Всем, даже профессионалам в области информационной безопасности, стоит его опасаться и всегда иметь в виду.

Почитайте также еще одну мою статью на эту тему "О мошенничестве по телефону", http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_8.html.

Monday, 29 August 2016

О повести А. Борисовой "Там"


Повесть «Там» Анны Борисовой (она же – Борис Акунин) написана в жанре «религиозного фэнтэзи», каким прославился Клайв Льюис со своей серией про Нарнию. Повесть «Там» все-таки написана не для подростков, как повести про Нарнию, а для более зрелых читателей. В ней есть жесткий язык, серьезная тема, сцены довольно графического насилия и извращенного секса. Подобного рода подход конечно не к лицу «благородному мужу» Акунину, наверно поэтому он выбрал для реализации этого сюжета новое имя (под именем Анны Борисовой он также написал повесть «Креативщик» и роман «Vremena Goda»).

В повести «Там» автор попытался литературно осмыслить тему физической смерти и даже заглянуть по ее другую сторону через восприятие православных, католиков, мусульман, буддистов, ньюэйджеров, агностиков, а также младенца и даже собаки. Акунин изучил «сборку» персонажей (включая собаки), нарисовав детальный и весьма правдоподобный психологический портрет каждого из них. Затем он их всех убил с помощью теракта и проследил за посмертной судьбой каждой бессмертной души. Получилось нечто довольно жесткое, но весьма развлекательное, очень оригинальное, и при этом вызывающее серьезные и далеко-идущие философские и религиозные размышления. Такую историю можно было бы назвать «летним чтением», но тема смерти мне все-таки легкой не кажется, как бы она не подавалась.

В итоге, основное послание Акунина может звучать так: во что человек верит при жизни, то после смерти он и получит. Автор представляет, что мы конструируем свою загробную жизнь, исходя из своих представлений о ней, то есть смерть это не объективный факт, а некая индивидуальная проекция бытия, ничему не подчиняющаяся и генерируемая лишь индивидуальной верой или безверием.

Хотя я прочитал эту увлекательную повесть, можно сказать, «залпом», у меня имеются серьезные основания для неприятия этого акунинского послания.


Странно не то, что, согласно Акунину, при посмертном рассчете быть неверующим или даже отъявленным негодяем лучше, чем верующим. Действительно, верующим в его повести пришлось после смерти тяжелее всего – за исключением мусульманина-террориста. Тот попал в ситуацию, которая может стать мучительной, но по сравнению с другими посмертными судьбами верующих выглядит весьма прилично и приятно, куда хуже жутких православных мытарств или изощренно мучительного католического ада. Неверующие вообще отделались легче всего и даже как-то интереснее всего. Вспоминается такая мысль из повести: умерев, душа неверующей героини поняла, что после смерти с ней не случится ничего такого, чего она для себя не желает. Так ведь доверчивые читатели могут решить, что действительно, религия – это сплошная обуза и ограничения, и куда лучше без нее. Напридумывал себе посмертного вечного кайфа и делай при жизни что хочешь. Неожиданно было получить такое незрелое послание от умного автора.

«Золотое правило» любой мировой религии гласит, что каждый должен относиться к другому как к самому себе. Правило это основано на загадочном общечеловеческом внутреннем импульсе, который заставляет человека чувствовать себя только частью мира людей, а не всем этим миром – иначе говоря, напоминает ему об объективной социальной реальности, нарушать которую нежелательно или даже просто опасно для жизни. Например, одним из требований "золотого правила" под названием «не укради» должны пользоваться как верующие, так и неверующие, при этом как верующий, так и неверующий прекрасно понимает, что красть не только опасно (в тюрьму посадить могут), но и просто плохо. Откуда? Это знание дается нам просто так, неизвестно откуда. Импульс этот называется «совесть» и признается во многих религиях «голосом Бога», поскольку он не зависит от нашего развития, жизненных установок и т.д. Загадку совести имел в виду неверующий философ Кант, когда говорил, что его удивляют всего две вещи в этом мире: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас. Непонятно, как создано и то и другое (то есть, непонятно для неверующего философа).

Для меня было странно, что автор совершенно не касается темы совести, и того, как она беспощадно судит любого нормального человека ежечасно. Совести безразлично, веруешь ты или нет. Чем тише звучит или сильнее заглушается этот голос, тем большей психологической инвалидностью страдает человек. В повести есть один герой герой с садистскими наклонностями и совершенно атрофированной совестью. Его посмертная судьба несимпатична, однако никакого шанса к его исправлению или к установлению какого-то всеобщего баланса между тем, кем он мог быть, и тем, кем он стал, сюжет повести не дает. Как и другой герой, который вдохновил теракт, оба этих моральных урода просто стали «частью тьмы» без какой-либо посмертной разрядки между чистым потенциалом и замутненным свершением. Тут, извините, или посмертного существования нет, либо оно есть и тогда в нем бессмертная душа должна каким-либо образом «прокаливаться» очищаясь от своих замутнений. Чем больше мути, тем лучше ее надо прокалить, чтобы оставить ее в той бессмертной кристальной чистоте, которая присуща здоровой совести, то есть естественной форме души. В морально уродливых героях мути было много, но она никак не очистилась после их смерти, а наоборот, подпитала какую-то всемирную муть.


Тот же упрек можно отнести и к посмертным судьбам остальных героев повести, которые не были "моральными уродами". Может они были неверующими, но голос совести-то они в своей жизни слышали, и либо следовали ему, либо давили его, умерщвляя тем самым свои человеческие позывы. Если что-то и уготовано душе после смерти, то это «что-то» должно как-то разрешать страдания совести при жизни. Однако нет, в повести адекватная аспирантка Вера, страдавшая от аморальных взаимоотношений со своим научным руководителем, и которую все время грызла совесть, становится после смерти неким прототипом новой жизни. Не очень хорошим фундаментом станет такой задубевший от душевной грязи прототип!

Другой моей претензией к повести является грубая неточность автора в описании им православных мытарств. Несомненно, для их описания Акунин пользовался знаменитым религиозным текстом «Мытарства блаженной Феодоры и страшный Суд Божий», который в деталях описывает двадцать испытаний умершей души (http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1959). Такая душа испытывается бесами на предмет подверженности при жизни разным грехам: чревоугодию, сребролюбию, гневу, богохулию и т.д. В повести "Там" душа православного человека проходит мытарства, и единственным обстоятельством, смягчающим ее вину, являются некие ангельские одежды, которые даются ей ангелом-хранителем с позволения Господа. Чем лучше человек вел себя при жизни, тем больше Бог дает ангельских одежд после смерти. Далее, якобы, бесы забирают за грехи эти одежки по одной или несколько на мытарствах у души. Если душе хватило одежд до последнего круга мытарств, она проскакивет в Рай (поскольку нет ни одного безгрешного человека в православии), не хватило – летит в Ад.


Если уж говорить с православной точки зрения, то это конечно полная ерунда и грубая выдумка автора. В православной традиции никаких ангельских одежек нет. Бесы на мытарствах зачитывают душе все ее грехи из книги жизни, но они не видят тех грехов, в которых человек раскаялся на исповеди. Об этом важном обстоятельстве нет ни слова в повести "Там". Все, на что можно надеяться согласно Акунину, это сколько Бог по доброте Своей, отмеряет ангельских одежек душе. А это, в свою очередь, якобы зависит от того, насколько «хорошей» в жизни она была. То есть душа хороша, но все-таки грешна, но все-таки хороша. Короче, нет смысла задумываться в хитросплетениях акунинской логики. На что стоит обратить внимание, так это на такой факт: если уж кто-то взялся литературно осмысливать какую-нибудь существующую теорию, то наверное все же стоит обсудить ее фундаментальные позиции, а то получается, что православные мытарства в повести изображены куце и в принципе неверно. В каких-то случаях можно говорить об авторской интерпретации неких идей, но здесь нет даже интерпретации. Идея просто дана неверно. Меня неприятно удивил этот «пробел» принципиального значения в знаниях обычно дотошного до деталей автора. Такая поверхностность при описании им такой важной темы, как смерть, для меня непростительна.

Поэтому, при всех очевидных фабульно-острых и психологически-достоверных достоинствах этой повести я рекомендую обязательно по ее прочтению изучить в первоисточниках детали той посмертной судьбы, которая вас заинтересовала. Может выясниться, что автор сделал важные ошибки и в других случаях, про которые я не очень хорошо знаю (типа, буддизм, ислам, католичество). И только после этого можно делать какие-то философско-религиозные выводы для самого себя.

Wednesday, 10 August 2016

Летнее чтение. "Хоббит" Р. Толкиена: история, в которой легко отличить хорошее от плохого

История про хоббита началась с магического знака на двери!
Я недавно с папой прочитал «Хоббита». Мне эта история очень понравилась. Там гномы и хоббит Бильбо были против дракона Смога. Он стрелял огнем из пасти и очень любил золото. Дракон забрал его у гномов и выгнал их из огромной пещеры в Одинокой Горе, где они жили. Гномы пришли, чтобы забрать свой дом и свое золото обратно. Им помогал хоббит Бильбо Торбинс и маг Гэндальф. Хоббит это такой коротышка, который похож на зайца; у него волосатые голые ноги и он может лазить в норы. Его за это пригласили в поход, чтобы он был добытчиком.

Гномы, маг и хоббит пошли в долгий поход, их подстерегало много опасностей. Они сражались с троллями, а потом с гоблинами в их пещере. В пещере гоблинов жил Голлум, у которого было Кольцо Всевластия. Тот, кто его одевает, становится невидимым. Бильбо сыграл с Голлумом в загадки и ему удалось заполучить у него это кольцо. Я тоже пытался отгадать загадки, но не все отгадал.

Затем гномы пошли через Лихолесье, где они попали к паукам, но их спасли эльфы. Эльфы не любили гномов и посадили их в тюрьму, а добытчик Бильбо освободил их. Потом им помог оборотень Беорн, который превращался в медведя. Беорн не любил гномов, но гоблинов он не любил еще больше, поэтому он дал гномам пони, чтобы перевозить поклажу. Вообще, гномов многие жители Средиземья не любили, потому что они очень жадные и ради золота готовы забыть о своих обещаниях. Я такого про гномов раньше не знал. Я думал, они маленькие и хорошенькие, как мышки. А они оказывается могут быть жадными и опасными.

Потом был город Эсгарот, где жили люди. Люди помогли гномам и даже убили дракона Смога. Гномы заняли Одинокую Гору, но король гномов Торин Дубовый Щит не захотел делиться сокровищами с людьми. Тогда произошла Битва Пяти Армий: гоблинов, варгов, людей, эльфов и гномов. Эльфы, гномы и люди объединились против гоблинов и варгов. С помощью Беорна и орлов они победили гоблинов и варгов. Гномы Торин, Фили и Кили погибли. Гномов возглавил новый король Давин и он честно поделил все сокровища. Хоббит Бильбо получил свою долю и отправился домой в свою нору в Торбе-на-Круче.

Книга про хоббита мне понравилась, потому что она длинная и ее можно долго читать – про всякие там приключения и битвы. Там огромная Битва Пяти Армий, это очень здорово. Я рад, что хорошие победили плохих. Мне было легко понять, кто в этой истории хороший, а кто плохой. Плохими были волки-варги и гоблины, а хорошими - люди, эльфы и гномы. Я еще смотрел фильм про хоббита с папой. Это очень интересный фильм! Там тоже легко понять, кто плохой, а кто хороший. Гоблины были голые, все в царапинах, страшные, а эльфы – очень красивые, и они здорово дерутся на мечах и луках. Гоблинов совсем не жалко.

Я бы хотел быть как хоббит Бильбо или гном Кили. Они оба были очень смелые и совершали разные героические поступки.