Вчера я получил такое послание на автоответчик: «Внимание, Канадская Налоговая инспекция открыла против вас уголовное дело. Чтобы узнать детали срочно позвоните по телефону 1 888 231 5516. Повторяю, телефон 1 888 231 5516. Если вы не отреагируете на это послание, вас ждет арест и, возможно, тюремное заключение».
Даже меня, профессионала в области информационной безопасности с некоторым практическим опытом, это послание неприятно зацепило. Налоги я всегда заявляю честно, но ошибки всякие бывают, а уж кто как не я знает, что сотрудники любой организации время от времени совершают ошибки, в том числе и CRA. Так может стоит позвонить и разобраться?
Нет, не стоит. Первый импульс требует, чтобы я тут же оправдался, чтобы я схватил трубку, позвонил и объяснил, что у меня все в порядке, что я честный налогоплательщик, и т.д. Звонивший сумел вызвать во мне легкий страх, который потребовал моего незамедлительного внимания. Все-таки жить со страхом очень неприятно, хочется сразу что-то сделать, чтобы с этим страхом разобраться.
Проблема в том, что я действительно регулярно имею дело с CRA (Canada Revenue Agency). Если бы звонящий упомянул какой-нибудь банк или другую организацию, с которой я дела не имею, мне бы сразу стало ясно, что я имею дело с мошенниками. А тут, я – канадский гражданин, мне звонят из CRA, а как известно, «быть канадцем значит платить много налогов». Связь между мной и CRA тесна и непосредственна.
С другой стороны, у меня есть учетная запись в этой организации. Наверное, если против меня открыли уголовное дело, какая-то информация на эту тему должна присутствовать в моей записи.
Проверка моей учетной записи в CRA не выявила никаких претензий CRA ко мне. Все ясно, это звонили мошенники.
На всякий случай проверяю Интернет. Поиск в Гугле по телефонному номеру со словом «мошенничество» (scam) нашел несколько ресурсов, где люди обсуждают подобные звонки. Теперь моя уверенность железобетонна: это были мошенники, и звонили они не только ко мне. Очевидно, их цель именно заставить жертву тут же схватить трубку и перезвонить им. А дальше мне начнут лепить что-нибудь вроде «против вас открыто уголовное дело, но за некоторую стоимость мы можем остановить эту процедуру» и т.д. Обычная мошенническая разводка: создать «проблему», а потом помочь жертве за некоторую плату успешно ее «решить». Вариацией может быть «сообщение» о каком-нибудь фантастическом выигрыше, и что мне нужно оплатить какие-то издержки, чтобы получить этот выигрыш. Страх или жадность жертвы – лучшие друзья мошенников!
Поэтому, отвечать на подобный звонок не стоит. Если бы мне довелось взять трубку, то я бы пообещал звонящему проверить информацию (или просто положил бы трубку). Шагов по проверке информации всего два. Первое, если есть учетная запись, которую можно проверить – ее нужно проверить. Если дел с этой организацией нет, то и проверять ничего не надо. Сразу ясно, что свой «крючок» забрасывают мошенники. Второе, стоит посмотреть в Интернете, не забрасывали ли этот «крючок» и к другим.
В комментариях к этому виду мошенничества я прочитал, что CRA никогда не будет звонить ни с того ни с сего и т.д., но для меня это звучит не очень убедительно. Откуда мне знать, что они никогда мне не будут звонить? Как же они будут со мной связываться, если у них действительно есть ко мне претензии? Здесь, мне кажется, у мошенников есть небольшая ниша, которую они могут весьма убедительно поэксплуатировать. А в убедительности им отказать нельзя. Времена «нигерийских нефтяных магнатов», которые жаждут поделиться своим богатством, прошли. Современные мошенники многому научились, особенно в области убедительности. Сегодня мошенники ставят на эффективный «социальный инжениринг». Убедительность, с которой они возбуждают в жертвах страх или жадность, или просто выуживают информацию, превратилась в мощное оружие. Всем, даже профессионалам в области информационной безопасности, стоит его опасаться и всегда иметь в виду.
Почитайте также еще одну мою статью на эту тему "О мошенничестве по телефону", http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_8.html.
Wednesday, 31 August 2016
Monday, 29 August 2016
О повести А. Борисовой "Там"
Повесть «Там» Анны Борисовой (она же – Борис Акунин) написана в жанре «религиозного фэнтэзи», каким прославился Клайв Льюис со своей серией про Нарнию. Повесть «Там» все-таки написана не для подростков, как повести про Нарнию, а для более зрелых читателей. В ней есть жесткий язык, серьезная тема, сцены довольно графического насилия и извращенного секса. Подобного рода подход конечно не к лицу «благородному мужу» Акунину, наверно поэтому он выбрал для реализации этого сюжета новое имя (под именем Анны Борисовой он также написал повесть «Креативщик» и роман «Vremena Goda»).
В повести «Там» автор попытался литературно осмыслить тему физической смерти и даже заглянуть по ее другую сторону через восприятие православных, католиков, мусульман, буддистов, ньюэйджеров, агностиков, а также младенца и даже собаки. Акунин изучил «сборку» персонажей (включая собаки), нарисовав детальный и весьма правдоподобный психологический портрет каждого из них. Затем он их всех убил с помощью теракта и проследил за посмертной судьбой каждой бессмертной души. Получилось нечто довольно жесткое, но весьма развлекательное, очень оригинальное, и при этом вызывающее серьезные и далеко-идущие философские и религиозные размышления. Такую историю можно было бы назвать «летним чтением», но тема смерти мне все-таки легкой не кажется, как бы она не подавалась.
В итоге, основное послание Акунина может звучать так: во что человек верит при жизни, то после смерти он и получит. Автор представляет, что мы конструируем свою загробную жизнь, исходя из своих представлений о ней, то есть смерть это не объективный факт, а некая индивидуальная проекция бытия, ничему не подчиняющаяся и генерируемая лишь индивидуальной верой или безверием.
Хотя я прочитал эту увлекательную повесть, можно сказать, «залпом», у меня имеются серьезные основания для неприятия этого акунинского послания.
Странно не то, что, согласно Акунину, при посмертном рассчете быть неверующим или даже отъявленным негодяем лучше, чем верующим. Действительно, верующим в его повести пришлось после смерти тяжелее всего – за исключением мусульманина-террориста. Тот попал в ситуацию, которая может стать мучительной, но по сравнению с другими посмертными судьбами верующих выглядит весьма прилично и приятно, куда хуже жутких православных мытарств или изощренно мучительного католического ада. Неверующие вообще отделались легче всего и даже как-то интереснее всего. Вспоминается такая мысль из повести: умерев, душа неверующей героини поняла, что после смерти с ней не случится ничего такого, чего она для себя не желает. Так ведь доверчивые читатели могут решить, что действительно, религия – это сплошная обуза и ограничения, и куда лучше без нее. Напридумывал себе посмертного вечного кайфа и делай при жизни что хочешь. Неожиданно было получить такое незрелое послание от умного автора.
«Золотое правило» любой мировой религии гласит, что каждый должен относиться к другому как к самому себе. Правило это основано на загадочном общечеловеческом внутреннем импульсе, который заставляет человека чувствовать себя только частью мира людей, а не всем этим миром – иначе говоря, напоминает ему об объективной социальной реальности, нарушать которую нежелательно или даже просто опасно для жизни. Например, одним из требований "золотого правила" под названием «не укради» должны пользоваться как верующие, так и неверующие, при этом как верующий, так и неверующий прекрасно понимает, что красть не только опасно (в тюрьму посадить могут), но и просто плохо. Откуда? Это знание дается нам просто так, неизвестно откуда. Импульс этот называется «совесть» и признается во многих религиях «голосом Бога», поскольку он не зависит от нашего развития, жизненных установок и т.д. Загадку совести имел в виду неверующий философ Кант, когда говорил, что его удивляют всего две вещи в этом мире: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас. Непонятно, как создано и то и другое (то есть, непонятно для неверующего философа).
Для меня было странно, что автор совершенно не касается темы совести, и того, как она беспощадно судит любого нормального человека ежечасно. Совести безразлично, веруешь ты или нет. Чем тише звучит или сильнее заглушается этот голос, тем большей психологической инвалидностью страдает человек. В повести есть один герой герой с садистскими наклонностями и совершенно атрофированной совестью. Его посмертная судьба несимпатична, однако никакого шанса к его исправлению или к установлению какого-то всеобщего баланса между тем, кем он мог быть, и тем, кем он стал, сюжет повести не дает. Как и другой герой, который вдохновил теракт, оба этих моральных урода просто стали «частью тьмы» без какой-либо посмертной разрядки между чистым потенциалом и замутненным свершением. Тут, извините, или посмертного существования нет, либо оно есть и тогда в нем бессмертная душа должна каким-либо образом «прокаливаться» очищаясь от своих замутнений. Чем больше мути, тем лучше ее надо прокалить, чтобы оставить ее в той бессмертной кристальной чистоте, которая присуща здоровой совести, то есть естественной форме души. В морально уродливых героях мути было много, но она никак не очистилась после их смерти, а наоборот, подпитала какую-то всемирную муть.
Тот же упрек можно отнести и к посмертным судьбам остальных героев повести, которые не были "моральными уродами". Может они были неверующими, но голос совести-то они в своей жизни слышали, и либо следовали ему, либо давили его, умерщвляя тем самым свои человеческие позывы. Если что-то и уготовано душе после смерти, то это «что-то» должно как-то разрешать страдания совести при жизни. Однако нет, в повести адекватная аспирантка Вера, страдавшая от аморальных взаимоотношений со своим научным руководителем, и которую все время грызла совесть, становится после смерти неким прототипом новой жизни. Не очень хорошим фундаментом станет такой задубевший от душевной грязи прототип!
Другой моей претензией к повести является грубая неточность автора в описании им православных мытарств. Несомненно, для их описания Акунин пользовался знаменитым религиозным текстом «Мытарства блаженной Феодоры и страшный Суд Божий», который в деталях описывает двадцать испытаний умершей души (http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1959). Такая душа испытывается бесами на предмет подверженности при жизни разным грехам: чревоугодию, сребролюбию, гневу, богохулию и т.д. В повести "Там" душа православного человека проходит мытарства, и единственным обстоятельством, смягчающим ее вину, являются некие ангельские одежды, которые даются ей ангелом-хранителем с позволения Господа. Чем лучше человек вел себя при жизни, тем больше Бог дает ангельских одежд после смерти. Далее, якобы, бесы забирают за грехи эти одежки по одной или несколько на мытарствах у души. Если душе хватило одежд до последнего круга мытарств, она проскакивет в Рай (поскольку нет ни одного безгрешного человека в православии), не хватило – летит в Ад.
Если уж говорить с православной точки зрения, то это конечно полная ерунда и грубая выдумка автора. В православной традиции никаких ангельских одежек нет. Бесы на мытарствах зачитывают душе все ее грехи из книги жизни, но они не видят тех грехов, в которых человек раскаялся на исповеди. Об этом важном обстоятельстве нет ни слова в повести "Там". Все, на что можно надеяться согласно Акунину, это сколько Бог по доброте Своей, отмеряет ангельских одежек душе. А это, в свою очередь, якобы зависит от того, насколько «хорошей» в жизни она была. То есть душа хороша, но все-таки грешна, но все-таки хороша. Короче, нет смысла задумываться в хитросплетениях акунинской логики. На что стоит обратить внимание, так это на такой факт: если уж кто-то взялся литературно осмысливать какую-нибудь существующую теорию, то наверное все же стоит обсудить ее фундаментальные позиции, а то получается, что православные мытарства в повести изображены куце и в принципе неверно. В каких-то случаях можно говорить об авторской интерпретации неких идей, но здесь нет даже интерпретации. Идея просто дана неверно. Меня неприятно удивил этот «пробел» принципиального значения в знаниях обычно дотошного до деталей автора. Такая поверхностность при описании им такой важной темы, как смерть, для меня непростительна.
Поэтому, при всех очевидных фабульно-острых и психологически-достоверных достоинствах этой повести я рекомендую обязательно по ее прочтению изучить в первоисточниках детали той посмертной судьбы, которая вас заинтересовала. Может выясниться, что автор сделал важные ошибки и в других случаях, про которые я не очень хорошо знаю (типа, буддизм, ислам, католичество). И только после этого можно делать какие-то философско-религиозные выводы для самого себя.
Wednesday, 10 August 2016
Летнее чтение. "Хоббит" Р. Толкиена: история, в которой легко отличить хорошее от плохого
![]() |
История про хоббита началась с магического знака на двери! |
Гномы, маг и хоббит пошли в долгий поход, их подстерегало много опасностей. Они сражались с троллями, а потом с гоблинами в их пещере. В пещере гоблинов жил Голлум, у которого было Кольцо Всевластия. Тот, кто его одевает, становится невидимым. Бильбо сыграл с Голлумом в загадки и ему удалось заполучить у него это кольцо. Я тоже пытался отгадать загадки, но не все отгадал.
Затем гномы пошли через Лихолесье, где они попали к паукам, но их спасли эльфы. Эльфы не любили гномов и посадили их в тюрьму, а добытчик Бильбо освободил их. Потом им помог оборотень Беорн, который превращался в медведя. Беорн не любил гномов, но гоблинов он не любил еще больше, поэтому он дал гномам пони, чтобы перевозить поклажу. Вообще, гномов многие жители Средиземья не любили, потому что они очень жадные и ради золота готовы забыть о своих обещаниях. Я такого про гномов раньше не знал. Я думал, они маленькие и хорошенькие, как мышки. А они оказывается могут быть жадными и опасными.
Потом был город Эсгарот, где жили люди. Люди помогли гномам и даже убили дракона Смога. Гномы заняли Одинокую Гору, но король гномов Торин Дубовый Щит не захотел делиться сокровищами с людьми. Тогда произошла Битва Пяти Армий: гоблинов, варгов, людей, эльфов и гномов. Эльфы, гномы и люди объединились против гоблинов и варгов. С помощью Беорна и орлов они победили гоблинов и варгов. Гномы Торин, Фили и Кили погибли. Гномов возглавил новый король Давин и он честно поделил все сокровища. Хоббит Бильбо получил свою долю и отправился домой в свою нору в Торбе-на-Круче.
Книга про хоббита мне понравилась, потому что она длинная и ее можно долго читать – про всякие там приключения и битвы. Там огромная Битва Пяти Армий, это очень здорово. Я рад, что хорошие победили плохих. Мне было легко понять, кто в этой истории хороший, а кто плохой. Плохими были волки-варги и гоблины, а хорошими - люди, эльфы и гномы. Я еще смотрел фильм про хоббита с папой. Это очень интересный фильм! Там тоже легко понять, кто плохой, а кто хороший. Гоблины были голые, все в царапинах, страшные, а эльфы – очень красивые, и они здорово дерутся на мечах и луках. Гоблинов совсем не жалко.
Я бы хотел быть как хоббит Бильбо или гном Кили. Они оба были очень смелые и совершали разные героические поступки.
Friday, 29 July 2016
Летнее чтение. "Вдовий плат" Б.Акунина рассказывает о рождении и особенностях "российской матрицы"
![]() |
Над свободным Новгородом нависла мрачная тень Москвы... |
Сборник Бориса Акунина «Вдовий плат» является художественным дополнением третьего тома акунинской версии истории российского государства с подзаголовком «От Ивана Третьего до Бориса Годунова. Между Азией и Европой». Именно в те времена, по мнению Акунина, зародилось российское государство в том виде, в котором оно существует сейчас. Выражаясь словами Д.Быкова, именно в те времена зародилась пресловутая «российская матрица», тот злополучный круг, с которого Россия не может сойти и поныне. Об этом же размышлял сам Акунин в своем блоге: когда он писал историю тех времен, он как будто рассматривал ребенка, вроде еще маленького, а глазки и носик уже угадываются. В третьей части своего историко-художественного проекта Акунин пытается объяснить, что это за «глазки» и «носик» такой, понять, чье это наследие, и что оно из себя представляет.
Две повести из сборника «Вдовий плат» и «Знак Каина» художественно иллюстрируют «российскую матрицу», то есть несущие опоры российской государственности, которые удерживают ее вот уже пять веков в неизменном виде и за это время проявили себя во всем своем отрицательном виде. Это опоры именно государственности, а не национального характера. В этом смысле нужно понимать труд Акунина, хотя худшие стороны российского национального характера (русские «демоны») вполне дополняют и поддерживают худшие проявления российской государственности (русских «бесов»), о чем речь пойдет ниже.
«Вдовий плат»: у процветания женское лицо
Некоторым клише в повестях все же нашлось место, особенно женскому образу. Он в первую очередь проявляется в образе главной героини повести «Вдовий плат» Настасьи Григориевой, неслучайно прозванной окружающими ее «Каменной». Это прозвище относится как к силе ее характера, так и к ее внешнему облику: высокая, дородная, статная, не «женка», а «женища», как о ней говорится в повести. Строя этот образ Акунин взял за основу знаменитые со школьной скамьи строки Некрасова о русской женщине, которая «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдет». На протяжение повести Настасье Григориевой приходится делать и первое и второе. Верный своему постмодернистскому подходу к классике Акунин дополнил этот стереотипный образ весьма своеобразными чертами. Настасья Григориева очень умна, смела и жестока. Она может хладнокровно манипулировать людьми, заказывать убийство и даже сама убивать врагов. Этот «дополненный» классический образ вполне может стать в один ряд с другими «постмодернистскими» женскими образами Акунина, которые я подробно обсуждал в статье «Борис Акунин и его женщины» здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2011/11/blog-post.html.
Сюжет повести «Вдовий плат» построен вокруг противостояния демократического «Господина Великого Новгорода» с его вече, и авторитарной Москвы, где единовластвовал тогда еще князь Иван Третий. Важную роль в развитии этого противостояния играют три «великие женки», руководящие Великим Новгородом: Настасья Григориева «Каменная», Марфа Борецкая «Железная», и Евфимия Горшенина «Шелковая». Между ними происходит жесткая политическая борьба за выбор дальнейшего стратегического пути Новгорода: с Москвой («Каменная»), против Москвы отдельно («Железная»), или против Москвы с поляками и франками («Шелковая»). Кульминацией этой борьбы являются легендарные новгородские вечевые выборы, которым предшествуют коварные интриги, заплетенные Акуниным воистину в византийский узел. Прилагательное «византийский» имеет двойной смысл в отношении Настасьи Григориевой: оно не только характеризует сложность и хитрость ее интриг, но и описывает ее генетическое наследие. Во лбу у нее имеется родимое пятно, доставшееся ей в наследие от византийского шпиона Дамианоса, героя первой повести цикла «Огненный перст». Она его скрывает своим «вдовьим платом», и это обстоятельство играет важную роль при ее встрече с Иваном Третьим (постараюсь обходиться без «спойлеров»).
Политическая борьба Настасьи Григориевой — это отдельная история, напоминающая политическую борьбу современности. Вообще, в повести четко отслеживается конек Акунина, который можно назвать «детальным описанием технологий», причем технологии имеются в виду как «технические», так и «политические». В повести «Вдовий плат» это технологии политических выборов и воздействия на мнения людей. Опуская примеры и детали, чтобы не испортить удовольствие от чтения, отмечу однако, что как обычно верный себе Акунин демонстрирует нам поразительную схожесть политических технологий прошлого и настоящего, заставляя читателя с одной стороны, усмехнуться, узнавая до боли знакомые примеры, а с другой стороны запомнить их, чтобы в будущем не ловиться на хитрости манипуляторов человеческим мнением.
В этой части статьи мне хотелось бы подробно обсудить те самые «глазки»и «носик», о которых упоминалось ранее. По ходу повести Настасья Григориева предлагает Ивану Третьему политическую сделку с целью сохранения новгородской «курицы, которая несет золотые яйца». В Новгороде устанавливается московская власть, но он продолжает пользоваться значительными свободами, так сказать, остается «Господином Великим Новгородом». Это сделка типа «win-win», то есть такой беспроигрышный компромисс, который удовлетворяет интересам всех участвующих в ней сторон. Казалось бы подобного рода решение должно быть удовлетворительным для ее участников, но только не в случае, когда одним из них является российской диктатор. Иван Третий готов прирезать эту самую «золотоносную курицу», только бы искоренить новгородское свободомыслие, «дурное семя», которое он считает главной угрозой своей власти. Благополучие подданных — это не его движущая сила. Единственное, что имеет для него интерес — это абсолютная и никем не оспариваемая власть.
Величие Новгорода закончилось его полным разорением российским войском через несколько лет после разговора с Настасьей. «Золотоносная курица» была совершенно сознательно и максимально жестоко прирезана — в устрашение всем остальным подданным, помышляющим о свободомыслии. Ничего, что народу от этого плохо, и доходов не так много, как могло быть, зато это хорошо для власти Ивана Третьего, а его волнует только это. Ту же самую картину мы видим и сегодня. Самых «знаковых» российских вождей интересует только полная и абсолютная власть, которая добывается тотальным устрашением и промыванием мозгов подданных. Благополучие страны для них — вещь второстепенная и малозначимая. Любая сделка, в которой они участвует, приводит только к «нулевому» общему результату, то есть при их выигрыше все остальные участники проигрывают. В результате прогресса не происходит и страна продолжает кружиться в заколдованном круге «заморозок» - «оттепель» - «бунт» - «заморозок» и т. д. Российские правители готовы воспринимать от Запада только «гаджеты», подчеркивая свою статусность, но никак не подход к управлению государством.
Новгородская политическая жизнь кстати не похожа на утопию. Здесь тоже имеется насилие и промывание мозгов, но масштаб их, особенно насилия, гораздо меньше. Зато гораздо более отчетлив растущий уровень жизни и благосостояния народа, его повышенная самооценка, более свободное и быстрое развитие политических и других технологий. В Новгороде обогащаются не только Каменная, Железная и Шелковая. Всем здесь жизнь относительно свободная и сытная, соответственно и «рожи у всех наглые», - как неодобрительно оценивает новгородцев царь, приезжающий туда с визитом. Процветающий Новгород просто внешне более приятен глазу, чем депрессивная Москва с ее неприятно подобострастным народом — как о том размышляет в начале повести новгородский лазутчик. И неслучайно, ведь в Новгороде, которым руководят три «женищи», от «общественного договора» выигрывают все, а в Москве — только альфа-самец царь.
![]() |
Москва идет, хоронись! |
Поскольку вся власть на Москве принадлежит царю, московская жизнь целиком и полностью зависит от него, почти в прямом смысле. Сфокусированная в одном человеке, она начинает отражать любое его настроение и даже перепады физического самочувствия. В таких условиях общественная жизнь «по-московски» напоминает игру в рулетку: попала абсолютная власть в руки к более-менее адекватному правителю, подданным живется более-менее хорошо. Попади она в руки к дурному или больному человеку, всем будет плохо, в зависимости от того насколько он испорчен морально или болен физически. Вторая повесть сборника описывает «худший сценарий», когда у правителя серьезные проблемы в обоих смыслах. Она ведется от лица Ивана Грозного, когда он уже установил абсолютную власть, ввел опричнину. Благодаря тому, что Грозный является рассказчиком этой повести, читатель может взглянуть внутрь головы, которая руководила Россией в эти страшные для нее годы.
Творился в этой голове кромешный ад. Разбитый маниями, страхами, садистской жестокостью, какой-то ненормальной детской сентиментальностью, извращенной религиозной фанатичностью, верой в свое мессианское значение для России, а также немалыми физическими проблемами (бессонницей, несварением желудка, запорами, эпилепсией) нестарый еще по современным меркам Иван Грозный предстает перед читателем в виде самой настоящей человеческой развалины. Его вроде бы жалко как человека, но как правитель огромной страны он вызывает ужас. Открывается повесть зверским и беспричинным убийством верного слуги Грозного, на свою беду принесшего плохие новости царю, когда тот чувствовал себя плохо. В тот момент он страдал от бессонницы и запора, и в ярости он убил своего слугу ножом в шею. После этого Грозный бьется в эпилептическом припадке, обильно облегчается «по большому» и его отпускает — на сегодня. Естественно ни о какой ответственности за мимоходное чудовищное преступление и речи быть не может — он же царь всея Руси, ему все можно!
Далее царь предается различным воспоминаниям, которые подобраны автором как некий каталог «окаянств» Грозного. Во всех этих воспоминаниях проскальзывает одна тема. Вспоминая, как он мучал врагов, как заставлял отцов убивать своих сыновей, как он мстил своим критикам, он как будто пытается себе доказать, что человеческая натура может пасть так низко, как даже и представить себе трудно. С этим нельзя не согласиться, но проблема этого взгляда состоит в том, что он направлен вниз, вместо того, чтобы быть направленным вверх. Это постоянная гонка ко дну и равнение на худшее – очень типичная черта российской власти. Человек в своей массе действительно существо не очень симпатичное, если его содержать в кабале и унижении, но люди способны и на величайшие подвиги и свершения, если в них верить и давать им возможность развивать свои таланты. Российские правители не хотят верить в своих людей и не понимают, что именно люди являются их наиболее ценным ресурсом. Нет в России руководящей воли к тому, чтобы менять ситуацию к лучшему, чтобы развивать человеческий потенциал, хотя это прямая задача любых правителей. Из чисто эгоистических побуждений им выгодно содержать не самостоятельный народ, а толпу, чернь, которая не вопрошает, а раздирает того, на кого ей укажут. У Грозного с его жестокостью, казнями, пытками, опричниной это получалось очень хорошо: народ был в скотском состоянии и власть его потому была непоколебима. Согласно Акунину, сам Грозный даже удивлялся, как его все еще терпят, и за терпение называл своих подданных «голубями» - про себя, и, как говорится, с большим удовлетворением.
Казалось бы такому больному человеку прямая дорога на пенсию по причине «долгосрочных и неизлечимых болезней», но Грозный на пенсию уходить не собирается. Во-первых, он понимает что его тут же убьют, поскольку врагов он успел нажить много своими жестокостями. Во-вторых, он вполне себе наслаждается безграничной властью, которая сконцентрирована в его руках. Один из источников его наслаждения это возможность решать «царский суд» над людьми. Читатель становится свидетелем такого суда над четырьмя людьми, и получает возможность оценить «справедливость» и «милосердие» в понимании Грозного.
Первый «преступник» - монашествующий отшельник Корнилий, который бесстрашно обличает все «окаянства» Грозного перед людьми и самим царем. Это самый страшный «преступник» в глазах Грозного — душевно благородный человек, который его не боится. Никаких преступлений в обычном смысле слова за Корнилием нет и в помине. Он тот, кого сегодня называют инакомыслящим, при этом он «жестоковыйный» (упрямый). Для него Грозный пытается придумать самую ужасную казнь, чтобы сломить его страхом, но для православных мучеников смерть не страшна. Благодаря некоему стечению обстоятельств, в которых угадывается рука судьбы, или для Корнилия — Бога, Грозный его отпускает. Поскольку справедливая милость так чужда Грозному, он приказывает предварительно вырвать Корнилию бороду — для унижения.
Между Грозным и Корнилием происходит любопытный диалог, в котором Акунин пытается осмыслить тяжелую российскую историю с религиозной точки зрения. Его ответ в этом смысле озвучивает Корнилий так: «Господь поставил над самой любимой своей державой худшего изверга, потому что Он кого больше любит, того суровее испытывает, того заботливее готовит к будущему блаженству», и дальше «Люди русские от тебя терпят многие муки и казни, голод и разорение, но так оно на печальной сей земле и должно быть. Это Диавол-Сатана льстит нас жизненными негами, покоем и мирными кровами – чтобы человеки цеплялись за бренный мир и страшились смерти». Это спорная и очень трудная для восприятия точка зрения. К ней нужно быть готовым, а поскольку готовы к такому далеко не все, то всегда проблемой России был массовый исход людей. Тем же, кто хочет ее воспринять, прямая дорога в самое строгое православное монашество, чего во все времена было тоже в России много. В результате, в России больше всего достается и больнее всего приходится тем, кто «посередине» - обыкновенным людям, желающим просто жить по-человечески: не сбегая заграницу и не монашествуя. Таких, конечно же, большинство, и такие принимают на себя основной удар "окаянств".
Следующий преступник — настоящий и притом наихудший. Это педофил-каннибал, прозванный Мясорезом. Его Грозный милует, извращенно почувствовав в его злодеяниях некое облегчение: «Посмотри на него, Господи. Какие страсти творил! Много гадостнее и мерзостнее меня. Где мне до такого?»
Обезумевшую от горя женщину-«христохульницу», не совершившую ничего такого, что сегодня бы назвали «уголовным преступлением», Грозный посылает на смертельные пытки. Ну и наконец на девушке, которая убила того, кто ради денег желал продать ее в сексуальное рабство садисту-опричнику, Грозный собирается женится, потому что видит в их встрече мистический знак. Не портя удовольствия тем, кто только собирается прочитать эту повесть отмечу только, что оканчивается она к большому удовлетворению читателя. Не над всем оказался Иван Грозный властен, по крайней мере в этой художественной повести.
Заключение: о российских «бесах» и «демонах»
Написанные прекрасным языком эти две повести рассказывают об интереснейшем, хотя и не самом легком периоде российской истории. В его оправдание сейчас много говорят о том, что Грозный заставил россиян испытывать «национальную гордость», объединив земли в одну страну и присоединив Сибирь. «Национальная гордость» это беспроигрышная карта, которую обожают эксплуатировать российские диктаторы. Да, они могут заставить свой народ чувствовать извращенную гордость за свою страну (когда, например, у малого соседа силой и в нарушение всех договоров отнимается огромный кусок территории). Но цена подобного рода «национальной гордости» - унижения, изгойство, бессмысленные личные потери людей, бунты при любом послаблении режима устрашения, «психологическая инвалидность», которая мучает страну многие поколения.
Из многострадальной российской истории мы знаем, что русский человек ради идеи может привыкнуть и пережить все страдания и лишения, в том числе жизнь в стиле «лес рубят — щепки летят», когда эти самые «щепки» калечат всех «лесорубов». Вопрос, на который я не могу найти ответа, это почему русские так легко мирятся с национальными идеями, основанными на зле. Иногда мне кажется, что беда России даже не в том, что у власти в этой стране часто находится не вполне адекватный человек. Неадекватных людей полно во всем мире и даже у власти. Проблема в том, что оказывается так легко разбудить русских национальных «демонов»: злорадство, недоброжелательность, чернуя зависть, которая выигрывает только от принижения окружающих. Однако это совсем не те «бесы», о которых писал Достоевский. Это самые настоящие внутренние демоны как выражается современный мыслитель Стивен Пинкер: это свойства характера. "Бесы" Достоевского - нездоровые молодые люди, которые в 19-ом веке были «рэволюционэрами», а сегодня захватили власть в России. Современные российские «бесы» – это харизматичные дурные правители вроде Путина, которые на демонов российского национального характера делают свою ставку, возбуждая их в народе. При Путине соседям России нельзя допустить желания исправиться, стремления к независимой жизни, и как когда-то Иван Третий уничтожил огнем и мечом свободомыслие в Новгороде, разрушив богатый город, так и сегодня Путин при подавляющей поддержке одурманенного пропагандой населения ведет «гибридные» войны против наших ближайших соседей и тесных партнеров Украины и Прибалтики, желая их принизить, а еще лучше — уничтожить, нежели самому поучиться хоть чему-нибудь хорошему у тех, на кого равняется Украина и Прибалтика.
Хочется надеяться, что когда-нибудь русские попробуют примерить на себя «белую» зависть, подтягиваясь к более успешным партнерам, а не пытаясь опустить их ниже своего уровня. Да и вообще, понятие «сосед живет лучше меня» очень спорное – в чем-то он может быть живет лучше, а в чем-то и нет. Выигрыш в разной степени есть у всех нормальных партнеров — как например, выигрывают Финляндия и Россия от нормальных отношений друг с другом. А ведь финны тоже были когда-то россиянами, и классик о них отзывался не очень уважительно («убогие чухонцы, печальные пасынки природы»). Или как выиграл бы весь мир, если бы Россия и США сотрудничали в области терроризма или ядерной безопасности! Примеры здоровому сотрудничеству имеются, нужна только созидательная воля «царя», задающая положительное направление всей стране. К сожалению, пока мы видим в современном российском государстве запрос только на черную зависть, хотя россияне несомненно способны на гораздо лучшее.
Tuesday, 19 July 2016
Летнее чтение. 1 том "Истории Российского государства" Б.Акунина: классическая интерпретация российской истории без учета ДНК-генеалогии русских
![]() |
Так может выглядеть генетическая карта Европы |
Действительно, вряд ли профессиональный историк должен изучать историю по книгам Акунина. На какую-то серьезность или элитарность можно претендовать под настоящим именем Чхартишвили, а Акунин пишет для широчайших масс. Для таких людей знать российскую историю на уровне Ключевского с Карамзиным не такое уж плохое дело. Эта версия российской истории гораздо правдоподобнее того, что предлагается в путинских учебниках, и во многом гораздо правдивее в отношении России сегодняшней. Для примера можно почитать отчет Николая Костомарова (1817-1885) о культурных особенностях русских и украинцев в его статье «Две русские народности» (http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_dve_russkie_narodnosti.html) и подивиться тому, насколько прозорливыми оказались его замечания для 21-го века.
Акунину за его массивный исторический труд нужно сказать большое «Спасибо!» Он использовал свою невероятную популярность и влиятельность для того, чтобы поддержать такие взгляды на нашу историю, которые очень сильно не нравятся власть придержащим в России. Россия всегда была «страной с непредсказуемой историей», где история всегда «подправлялась» в угоду политике, но путинские времена в этом отношении просто бьют все рекорды по одурачиванию масс. Место книг, восхваляющих «собирателей русских земель», «эффективных менеджеров», или призывающие «искать друзей на Востоке, а оборону крепить на Западе», только в макулатуре, но никак не на школьных уроках истории, однако именно туда их сегодня проталкивают новые «стандарты» образования. Те, кто напоминают обывателям хотя бы о классическом взгляде на российскую историю в такие тяжелые для нее времена, делают очень ценную услугу обществу, не позволяя ему всему опускаться до уровеня помойки, и предоставляя ищущим достойную альтернативу путинской пропаганде.
Сказав это добавлю, что Акунин мог действительно сделать некоторый шаг вперед в исторической науке. В его силах было нечто большее, чем просто привлечь внимание к классической версии истории России. За это упущение его стоит мягко покритиковать, ни в коем случае однако не отменяя чтение его пересказов с прекрасными исторически точными иллюстрациями ярославского художника Игоря Сакурова. В этой статье я бы хотел обратить внимание на тему ДНК-генеалогии русской нации, обойденную Акуниным. Готовя статью я обнаружил, что путинские идеологи уже залезли в эту тему своими грязными руками и вовсю ею пользуются для продвижения своих вредоносных теорий. К сожалению, тема ДНК-генеалогии русских пока не осваивается «хорошими ребятами», что позволяет «плохим» безнаказанно делать свои плохие дела, а это серьезное упущение.
Место темы ДНК-генеалогии русских – в самом начале первого тома Истории Российского государства «От истоков до монгольского нашествия», а именно в том периоде, которому посвящены первые 90 страниц этого тома, до формирования российского государства. Это означает, что остальные тома, покрывающие последующие годы российского государства, в подобного рода современных дополнениях не нуждаются. Может Акунин не обсудил какие-то новые теории или открытия в истории российского государства, но как автор он волен выбирать, чему посвящать свой труд: фактам или теориям с гипотезами. Факты устанавливаются долго и с большим трудом, поэтому классический взгляд так ценен и по прошествию целого века с момента изложения их виднейшими российскими учеными.
ДНК-генеалогия русских только сейчас начинает устанавливаться, но вокруг нее уже ломаются копья. Одним из первых значительных трудов в этой области была книга доктора биологических наук Ариадны Назаровой «Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет», изданная в 2009 году (любопытно, что первый том ИРГ «От истоков до монгольского нашествия» был издан в 2013 году, и книга Назаровой была доступна Акунину. Просто в то время Акунин видимо не знал о ее существовании и о ее важности для своего труда). Существуют и другие современные труды на эту тематику, например популярная книга "Происхождение славян. ДНК-генеалогия против "норманнской" теории" А. Клесова. Ее название доказывает, что труд этот не беспристрастный, потому что автор активно продвигает свою точку зрения.
Краткое изложение содержания книги А. Назаровой можно почитать здесь http://www.prezidentpress.ru/news/3458-rodstvo-finno-ugorskih-slavyanskih-i-germanskih-populyaciy-po-dannym-antropogenetiki.html. Сразу обращает на себя внимание и настораживает размещение статьи на «патриотическом» сайте. Смысл идеологического подвоха становится очевидным по прочтению статьи. Она так написана, что ее выводы можно запросто вывернуть в любую сторону, чем тут же поспешили воспользоваться идеологи путинского режима. Вот цитата из статьи: «Русские оказались в одном генетическом субкластере с поляками, иранцами, коми, чувашами, удмуртами, ненцами, осетинами и азербайджанцами» и дальше: «Исследование митохондриальной [то есть, материнской хромосомы] ДНК сельской русской популяции Ярославской области выявило наличие практически всех гаплогрупп, присущих русским и даже европеоидам в целом...». Цитаты можно понять по-разному: то ли русские настолько древний народ, что вобрали в себя древнейшую нацию иранцев, то ли «поскреби русского – увидишь татарина» (потому что татары, как и чуваши, принадлежат к тюркским народам). Как пишет Григорий Тарасевич в своей рецензии на ее статью, исследование Назаровой могут использовать как националисты, так и интернационалисты («Межнациональная генетика», http://www.rusrep.ru/article/print/167511/). И действительно, мы видим, что «геополитики» и приверженцы «научного патриотизма» уже претендуют на достижения генетики с целью доказательства своей повестки дня.
Сравнительный анализ моей хромосомы у (по линии отца) - кого только не намешано! |
Генетика популяций (народов) сообщает нам факты, от которых невозможно отмахнуться. Была, например, гипотеза, что скандинавский народ саами пришел на Скандинавский полуостров из Сибири, а генетический анализ выяснил их родство с народами, населяющими современное Средиземноморье. Одно хорошее исследование уничтожило без следа стройную научную гипотезу, на которой, возможно, многие сделали карьеру, защитили ученые степени. Перечисления подобного рода фактов не хватило Акунину, чтобы продвинуть историю России на новый уровень, внести, так сказать, достижения генетики русской нации в широкий общественный дискурс. Его «бритве Оккама» (системе отбора фактов) доверяют многие из тех, кто критично относится к путинской идеологии. Когда-нибудь им придется услышать о притязаниях «патриотов» в области генетики, но ответить на эти притязания без помощи такого умного и дотошного исследователя как Акунин будет сложно.
![]() |
Скифские воины - рельеф на древней чаше |
Иначе говоря, генетическая информация не только во многом подтверждает предположения, высказанные Акуниным, но дополняет и уточняет их фактами, которые, знай их Акунин, возможно заинтересовали бы его и вошли в его книгу. А кто-то из читателей прочитав о практической роли генетики в установлении исторической правды о русских, решил бы пройти тест ДНК и узнать что-то новое о себе, как о россиянине. С помощью генетики история народа, страны становится личным делом каждого, позволяя установить историческую правду для конкретного человека. Для кого-то это было бы любопытно, а кому-то послужило бы уроком, поскольку открыло бы глаза на лже-патриотическое вранье о чистоте и древности русской нации.
Tuesday, 5 July 2016
Летнее чтение: "Князь Клюква" Б.Акунина объясняет, почему в России все происходит... как всегда
![]() |
Невидный собой Ингварь "Клюква" пытается обаять красавицу Ирину |
Поэтому для себя я выделяю из этого сборника небольшую повесть «Князь Клюква», как наиболее связанную с современностью. Приключения в ней тоже имеются, как имеется и любовь, дружба, предательство, а также добротная баталия – фактура любого хорошего приключенческого произведения. Но есть в ней и нечто большее: попытка объяснить что происходит с Россией сегодняшней, ответить на вопрос, почему многострадальная Россия никак не может сойти с порочного круга ложных очарований и горьких падений, которых было достаточно почти в каждом веке российской истории. 21 век нам дал путинизм, 20 – коммунизм и сталинизм, 19 – имперское сознание и террористов-народовольцев, 18 – пугачевщину, 17 – разинщину и интриги бояр, 16 – опричнину и т.д. и т.п. Каждое из этих явлений начиналось как массово прельстительная идея, а на деле оказывалось полным провалом для страны, приводило к массовому и ничем неоправданному насилию. Если сравнить историю России и других стран, то становится ясно, что жертвы можно было либо значительно облегчить, либо полностью их избежать – в них не было никакой «высшей» необходимости, если таковая вообще имеет право существовать. Изучая турбулентную историю России для своего проекта «История Российского государства» Акунин не мог не увидеть этих «грабель», которые лежат на самом виду, но в то же время так притягивают русского человека. В повести «Князь Клюква» он пытается объяснить, почему эти провалы происходят раз за разом, и почему это русских ничему не учит.
Вкратце ответ Акунина на самый главный вопрос российской истории таков: россияне слишком доверчивы и безответственны, позволяя власть придержащим морочить им голову пустыми, но яркими обещаниями. Используя слова классика, нас обмануть не только не сложно, но по какому-то внутреннему неистощимому порыву мы и сами рады быть обманутыми, находя в этом унизительном состоянии особое «русское» удовольствие. Ведь через великодержавную болтовню в России постоянно уродливо выпирает чья-то мелкая личная выгода, нежели то, что выгодно большинству людей в долгосрочной перспективе. Причем часто подобное положение дел находится совершенно у всех на виду, о нем все прекрасно осведомлены, знают ему истинную цену и то, что оно ничем хорошим не кончится. Тем не менее с упорством, достойным лучшего применения, мы продолжаем слушать дурных или нечистых на руку баламутов, преследовать очевидно никчемные фантазии, тешить свои зряшние иллюзии, надеяться на уже набивший оскомину русский «Авось!». Русскому человеку милее все эти ухищрения, нежели изобретение способов заставить власть взвешенно и ответственно подходить к принятию стратегических решений, думать не о своем мелком благополучии, а об этой самой долгосрочной перспективе. Да и изобретать ничего не надо, все уже давным давно придумано, опробовано в деле и имеет очевидные результаты. Но никак русские не могут удовольствоваться «воробьем в руке», все им подавай «журавля в небе»!
![]() |
Борислав в заморских латах выглядит очень лихо! |
Особенно любопытна в этой повести, на мой взгляд, личность Борислава. Он очень харизматичен в своих внешних проявлениях, дела же все его свидетельствуют об огромном внутреннем самолюбовании, безрассудстве, крайнем пренебрежении к окружающим. Он – волк в овечьей шкуре, или бес, успешно подселившийся в чужое крепчающее тело и стремящийся его уничтожить. Он владеет многими «бесовскими» хитростями: может красиво «врать», льстить, успешно играть на чужих слабостях, никакой выгодный компромисс с ним невозможен – он обманет и предаст любого, даже своего брата, спасшего ему жизнь. Такие вот бесы-Бориславы мучают Россию уже много столетий, и нет на них никакой управы. Те, кто находят в себе смелость это делать, остаются в одиночестве, потому что подавляющее большинство попадает под тлетворное влияние харизмы бесов-Бориславов. Современный российский писатель Алексей Иванов называет процесс подселения беса в здоровую русскую душу истяжельчеством и придает ему довольно широкий масштаб в своем отличном романе «Золото бунта». Иванов неточен в одном: «истяжельчество» не просто широко распространено в России, оно характеризует большую часть ее многовековой истории и объясняет сегодняшнее болезненное состояние страны.
Возникает вопрос, как же таким бесам все сходит с рук, они что, уникальны для России? Неужели в других странах такого не бывало и никто не смущал другие народы лживыми обещаниями? Конечно же такие бесы есть везде, и они весьма эффективны, как недавно нам продемонстрировал так называемый «Брекзит». Ведь никакой достаточно уважительной причины для него у британцев не было (что и подтверждает раскол британского общества почти пополам на референдуме). Но было много разговоров о растоптанной национальной гордости, о подлинной воле народа, об остановке миграционных процессов – как будто на миграцию нельзя было повлиять оставаясь внутри Европейского Союза. Все это лишь брехня демагогов Бориса Джонсона и Марин ле Пэн, упрочивших свою личную значимость за счет «Брекзита». Пока в результате этого события упал в цене только британский фунт, что тоже не слишком хорошо для британской экономики. Долгосрочные разрушительные результаты еще впереди, хотя их контуры уже видны, как например, во вновь усилившемся желании Шотландии отделиться от Великобритании. Именно к этому ведут бесы-Бориславы: к раздроблению, ослаблению и – в конечном итоге – к уничтожению. Национальная гордость и народная воля для них – самые лучшие козыри, которые очень сложно чем-то побить. Глядя на их успех со стороны с горечью вспоминается как когда-то другой народ, полный национальной гордости и подзуживаемый своими бесами-Бориславами, выражал свою волю криками «Распни Его!» Ничего хорошего из подобного волеизъявления не вышло!
Повесть «Князь Клюква» достойная и интересная, написана прекрасным русским языком. Ее нужно читать и задумываться о том, почему вообще жизнеспособен этот парадокс: хотя хороший Клюква так правилен, однако плохой Борислав так притягателен; и что нужно делать, чтобы выгнать этого мелкого, но сильного беса из своей головы.
Wednesday, 29 June 2016
Летнее чтение. М.Твен, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»: главным другом Гека Финна был негр Джим, а не Том Сойер
Недавно папа и я закончили книжку «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Мне очень понравились истории про обоих мальчиков. Том Сойер много выдумывал и был очень умным. Иногда он даже слишком много выдумывал, например, когда он и Гек Финн освобождали негра Джима из тюрьмы плантатора Фелпса. Его можно было освободить очень просто, но Том Сойер придумал подкоп, знаки на камне, пауков, веревочную лестницу в пироге, анонимные письма фермерам. Обо всем этом было очень смешно читать! Освобождение негра Джима прошло по плану Тома Сойера, но Тома при этом ранили из ружья напуганные фермеры.
Еще мне понравилось, что Том Сойер помог освободить Мэффа Поттера. Его хотели повесить за убийство доктора Робинсона на кладбище, хотя убийцей был страшный Индеец Джо. Том боялся Индейца Джо, но он все равно пошел и рассказал суду про настоящего убийцу. Я бы поступил так же, хотя это было очень страшно. Мэфф Поттер был невиновен, и еще он чинил детям воздушных змеев. Мне его было жалко.
Было очень здорово читать, как Том Сойер и Гек Финн жили на острове Джексона, ловили рыбу, играли в пиратов. Я бы так же хотел!
Очень жаль, что раньше негры были рабами в Америке. Потому что рабы это обычные люди, только они черные. Плохо, что негра Джима продали одним людям, а его семью – другим. Я понимаю, почему негр Джим так плакал по своей жене и детям.
Белый Гек Финн был тоже как раб в доме своего отца. Тот пил, заставлял Гека Финна работать и никуда его не выпускал. Папы должны любить своих детей и хорошо с ними обращаться. Нельзя много пить и запрещать детям ходить в школу.
Гек Финн и негр Джим были хорошими друзьями и помогали друг другу. Они были даже лучшими друзьями, чем Гек Финн и Том Сойер, потому что Том Сойер много играл, а Гек Финн и негр Джим помогали друг другу.
Subscribe to:
Posts (Atom)