Friday, 16 October 2015

О возвращении эмигрантов в Россию

Возвращению блудного попугая мало кто был рад в родном дворе!
В своем новом письме Олег Навальный задает хороший вопрос о возвращающихся в Россию эмигрантах, на который я хочу ответить развернуто и максимально честно в этой статье. Сразу отмечу, что не собираюсь ругать Россию. Сложность ответа на вопрос Олега состоит как раз в том, что сегодня существуют реальные и серьезные причины возвращаться из эмиграции домой. Баланс «за» и «против» возвращения сегодня очень тонкий, и у каждого разный, но есть некоторые общие тенденции. Детали последуют ниже.

В своем уже четвертом письме Олег Навальный задает мне такой вопрос: «А вообще так бывает, что люди приезжают в Канаду, чтобы остаться, но у них не получается, и они едут назад?» Вопрос этот он задает в ответ на мои описания своих местных знакомых, у которых эмигрантская судьба в общем сложилась неплохо. Они нашли работу, новых друзей, не чураются они и местного населения, и на своем ломаном английском все-таки общаются с канадцами. Они не умирают с голоду из-за отсутствия кваса или селедки, их дети ходят в местные школы и уже вовсю говорят по-английски. Короче, живут мои знакомые эмигранты в Канаде и особенно не тужат. Все при машинах, кто-то уже и недвижимостью обзавелся. Некоторые, правда, все равно любят «выпускать пар», что на мой взгляд несправедливо по отношению к Канаде, которая приняла чужаков очень даже неплохо (гораздо лучше, чем эмигрантов принимают в той же России). Об этом «паре» я высказался отдельно в статье «Про эмигрантское нытье» здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/blog-post_20.html.

Мои рассказы про знакомых эмигрантов из России видимо произвели впечатление на Олега, потому что он в своем письме отвечает используя слова «идиллия», «кино», «конвейер фабрики грез», «типичная эмигрантская история американской мечты». Дела у моих знакомых эмигрантов обстоят конечно не так блестяще и гламурно, как может быть представляется Олегу. Проблем в приспособлении к новой жизни хватает у всех. Думаю, что на Олега повлияли не столько рассказанные мною истории, сколько мои литературные таланты:-)

На заданный им вопрос насчет возвращающихся в Россию эмигрантов хочу ответить все-таки без иронии. Вопрос этот серьезный и непростой, и каждый эмигрант, как бы он не относился к России, хотя бы раз задумывался над этим вопросом. И это не преувеличение. Настолько сильно различается жизнь в Канаде от жизни в России, настолько различается культура этих стран, что у любого новичка бывают моменты сомнения. О чем же обычно задумываешься, когда накатывает тоска по Родине? Что взвешивается на внутренних весах? И часто ли перевешивает выбор в пользу возврата?

Я уже рассуждал на тему возврата в своей старой, но неустаревшей статье «Портреты России: эмигрант» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_16.html). Моя основная мысль там такова: болезненней всего эмигранты переносят падение уровня своей социальной значимости в новой стране, то есть того, как их воспринимают окружающие. В России у них была интересная работа, хорошее образование, всеобщее внимание, перспективы. Без значительного профессионального потенциала, не говоря по-английски, не имея некоторых материальных средств на счету и жизненных амбиций эмигрировать просто невозможно. А наличие всех этих вещей означает повышенный социальный статус дома, по крайней мере среди «значимой группы»: друзей, родственников.

За границей же этой «значимой группы» нет, впечатление ни на кого особенно не произведешь, многое надо начинать с чистого листа, да и английский чаще всего гораздо хуже, чем представлялось в России. И превращается такой человек из «видного» и «важного» своего в очень даже незаметного и малозначительного эмигранта. При определенном взгляде эмигранта на свою жизнь, все негативное в этой жизни может серьезно затмить все хорошее, которого, надо сказать, немало на самом деле: спокойствие, общественный порядок, чувство безопасности, высокий уровень жизни, значительное расширение жизненного кругозора, большие перспективы если не для себя, то для детей точно (например, большая доступность для них отличного западного образования).

Соответственно, если глядеть на жизнь через черные очки, то эмигранту может стать очень плохо, и он может задуматься, а правильно ли он поступил растеряв свою былую социальную значимость. В новой родине еще и многое серьезно раздражает: непривычные «фальшивые улыбки», сложность английского разговорного языка, «бесконечные китайцы и индусы», «невкусная еда» и т.д.

Во времена Холодной Войны и раньше в этот момент червь сомнения эмигранта утыкался в гранитную стену изоляции России и репрессий, которые неминуемо ожидают дома. Сейчас этой стены нет, и в сущности ничего плохого с человеком не случится, реши он возвратиться. Более того, он скорее всего привлечет к себе повышенное внимание окружающих: вот, мол, побывал в дальних странах, много чего любопытного повидал и узнал, но вернулся в родные пенаты! Почет, уважение, внимание от многих членов значимой группы гарантированы, хотя бы в первое время. Не говоря уже о селедке, квасе и бане, по которым скучаешь заграницей. Сейчас этого всего добра дома завались, и по очень приемлемым ценам.

Я знаю несколько российских эмигрантов, которые пожили в Канаде и предпочли вернуться в Россию. У каждого из них кроме описанных, была еще дополнительная серьезная причина это сделать. Часто это желание помочь стареющим и оставленным в России родителям. Дополнительное и способствующее возврату условие – работа, которую можно выполнять по Интернету и получать за нее зарплату в крепких зеленых долларах, а не в деревянных падающих рублях.

Любопытно, что практически все возвращающиеся эмигранты, которых я знаю, перед возвращением сделали канадское гражданство себе и своим детям. Так сказать, организовали запасной аэродром, с которого можно вернуться в Канаду в случае волнений в России. Многое не нравится эмигрантам в Канаде, но чего у этой страны не отнимешь, так это социального спокойствия. А это ценят все.

Я, правда, не уверен, насколько подобная мера имеет смысл. Если российский гражданин находится в России, то российским исполнительным органам глубоко плевать на то, какие он имеет дополнительные гражданства. Российский гражданин есть российский гражданин, и точка. Все «замечательные» российские законы на него распространяются, «незнание законов не освобождает от их исполнения», и все такое. Помаши перед российским полицейским своим красивым синим канадским паспортом, и он спокойненько на твоих же глазах разорвет его в клочья. Канадские паспорта и вид на гражданство не помогли девчонкам из Пусси Райот избежать тюрьмы. А аэропорты могут в случае волнений и перекрыть.

Возвращаться или не возвращаться в Россию – решение сугубо личное. Оно зависит от множества дополнительных частных факторов. Каждый должен принимать подобное решение только для себя, ни в коем случае не соразмеряясь с тем, что делают знакомые. У каждой семьи своя жизненная ситуация. Это очень важное решение, которое может серьезно изменить жизнь. Я бы советовал принимать его только очень тщательно все обдумав и взвесив. Я лично пока обратно не собираюсь, но приди к власти в России нормальные люди, моя решительность может сильно поколебаться. Пока же я принципиально не совместим с путинской властью, и при гипотетическом возвращении могу запросто оказаться в тюрьме за свои взгляды, которые я в Канаде привык выражать свободно. Это, кстати, очень приятное ощущение, и расставаться с ним я уже не хочу!

Friday, 2 October 2015

О последних музыкальных проектах Брайана Ферри

Брайан Ферри - на фоне ярмарочного колеса
Друг порадовал прекрасным подарком ко дню рождения: двумя дисками с последними музыкальными проектами любимого британского певца Брайана Ферри “Avonmore” (2014) и “The Jazz Age” (2012). В музыкальном отношении альбомы отличные – как всегда у Ферри. А ведь старичок на сцене аж с 1972 года! Тогда вышел в свет первый альбом его группы Roxy Music, сделавший музыкантов популярными буквально за одну неделю и на долгие годы. За творчеством этого британского певца я слежу уже почти свыше 20-ти лет. Меня перестали интересовать почти все исполнители, которые интересовали в 1990-х. Музыку же Брайана Ферри в сольном исполнении или вместе с его легендарной группой «Рокси Мьюзик» я готов переслушивать многократно, что временами и делаю.

Брайан Ферри и Рокси Мьюзик в своем уникальном музыкальном стиле эффектно исследуют важную кульутрно-философскую тему 20-го века: тему одиночества. Однако у Ферри имеется одна характерная и симпатичная мне особенность: он подошел к этой теме без «моралина», с иронической стороны. Он не «гонит мрачняк», как мы об этом отзывались в молодости, а с серьезным видом иронизирует над меланхолией и невостребованной любовью. Ферри очень хорошо владеет английским юмором, который как известно, так тонок, что его почти не видно. Ирония Ферри почти не чувствуется, но она имеется, и поэтому ощущение от его песен остается не депрессивно-мрачное, а как от претенциозного балаганного представления, которое вроде бы обсуждает серьезные вещи, но впечатление оставляет не совсем серьезное. Все помнят как в ярмарочном кукольном театре Пьеро заламывая руки страдал от любви к Мальвине, «девочке с голубыми волосами». Страдал-то он серьезно, но выглядело это как пародия.
Брайан Ферри на концерте
Пьеро был сценическим образом Александра Вертинского, знаменитого российского исполнителя начала 20-го века. Его называли «комичным страдальцем, наивным и восторженным, вечно грезящим о чём-то, печальном шуте, в котором сквозь ироничную манеру видна патетика искреннего страдания и благородства». Эта характеристика очень подходит и к Брайану Ферри, которую нужно только подправить на электронную яркость музыки и эротичную откровенность начала 21-го века. Со всеми этими ингридиентами британского певца можно назвать современным вариантом Вертинского. Хотя я думаю, что жил бы Андрей Николаевич в наши дни и освоил бы он синтезатор и электрогитару, Брайан Ферри был бы у него только на подпевках!

Но Вертинского с нами уже давно нет, и бессмертный образ Пьеро подхвачен другим популярным меланхоликом. О своих чувствах к Мальвине, волосы которой сегодня могут быть любого химического цвета, Брайан Ферри поет как и должен петь Пьеро, то есть преувеличенно грустно и подчеркнуто манерно. Его меланхолия с годами стала очень стильной, и иронии в ее подаче поубавилось. Помогают ему донести его образ до слушателя всегда очень профессиональные музыканты. Учитывая, что Ферри за годы творчества научился эффектно аранжировывать даже самые простые мелодии, у него неизменно получается очень приятная, изящная, и весьма танцевальная музыка. Под нее можно отдыхать, работать, и даже ходить в магазин – я часто слышу песни Брайана Ферри в фоновой музыке больших магазинов.
Брайан Ферри на репетиции "Avonmore"
“Avonmore”

Название альбома “Avonmore” хоть и означает место, где записывался альбом, опытным поклонниками музыки Ферри напоминает название лучшего альбома Roxy Music “Avalon” (1982). “Avonmore” выполнен в той же куртуазно-меланхоличной эстетике и даже снабжен фотографией Ферри 30-летней давности. На диске 10 песен, из которых восемь написаны самим Ферри, а две – его любимыми им исполнителями: Робертом Палмером (“Johnny and Mary”) и Стивеном Сондхаймом (“Send in the Clowns”).

Чему Ферри за свою музыкальную карьеру научился хорошо, так это вовремя останавливаться. Уже который альбом он пишет по принципу «Краткость – сестра таланта». Ферри предпочитает оставить слушателя в состоянии легкого голода по своему таланту, нежели перекормить его. Песни в среднем длятся три – максимум пять минут, поэтому и альбом весь – довольно короткий, не затянутый, он слушается легко и его хочется переслушать. Это можно сделать здесь https://www.youtube.com/watch?v=hJIZSG4nKdk.

Все традиционные музыкальные приемы Ферри в этом альбоме имеются: неизменный «блеющий» фронт-вокал Ферри, многочисленные «квакающие» гитары, сложная бас-гитарная секция, обольстительный женский бэк-вокал, электронная гладкость звука, общая гламурность и танцевальность проекта. В многослойной гитарной секции обычно занято особенно много музыкантов: до шести человек на одну песню. Список музыкантов, участвующих в создании альбомов Ферри, всегда впечатляет, соответственно и качество музыки очень высокое. В песне Lost, например, одну из гитарных партий исполняет лидер знаменитой группы Dire Straits Марк Нопфлер.
Кейт Мосс - с обложки одного из альбомов Брайана Ферри
Не подкачал Брайан Ферри и в текстовой части альбома. Его лирика как обычно многозначительна, меланхолична и имеет легкий налет эротизма. Вот например мой литературный перевод первой песни Loop De Li (И так всегда):

Проснулась / Очнулась / С кем ты была? / Все странно / Туманно / Любовь ушла.
Нельзя раз- / вернуться / Назад нельзя / Прохладно / И пусто / Закрой глаза.
Я знаю / Ты знаешь / Напрасно все / Все было / Все будет / Река течет.
Ты ждешь и / решаешь / Идти куда / Все сложно / Невозможно / И так всегда.

Иначе говоря, проблем (читай «мужчин») в жизни так много, и они такие сложные, что чем что-то решать, легче напудрить носик и отправиться в бутик выбирать себе дорогое нижнее белье! Если представить на месте героини этих переживаний красотку модельной худобы желательно с черной и страшно породистой собакой, то получится образ этого альбома. Именно его Ферри создает в официальном видео песни “Johnny and Mary”, https://www.youtube.com/watch?v=Din_eWjJWe0.
Искусство Пола Колина, 1927 год
“The Jazz Age”

Есть у Ферри страсть, которую я вполне разделяю. Это его интерес к культуре начала 20-го века. Брайану Ферри особенно нравится джаз, который он любит исполнять в своих альбомах. “The Jazz Age” это уже второй альбом после “As Time Goes By” (1999) целиком посвященный этому стилю. В альбоме “As Time Goes By” Ферри исполнил знаменитые джазовые стандарты, а в “The Jazz Age” – свои песни, аранжированные в стиле Ревущих Двадцатых, то есть с пианино, банджо и кларнетом. Весь альбом можно послушать здесь https://www.youtube.com/watch?v=X041knWcmMU. Официально исполнителем альбома записан Оркестр Брайана Ферри, и нет сомнения, чья энергия и творческий замысел лежит в основе этого проекта.

В каком-то смысле джаз был эскапизмом, который так любит Ферри. Корабль цивилизации тонул в начале 20-го века как Титаник, но его джаз-банда продолжала играть музыку, и чем громче раздавались вопли отчаяния, тем громче играла банда, чтобы их заглушить. Ферри любит уводить слушателя от сложности жизни в туманные красивые дали, какие, например, предполагаются на легендарном райском острове Авалон. Этот стильный эскапизм был подмечен и оценен Базом Лурманом, режиссером новой голливудской постановки «Великого Гэтсби» с Леонардо ди Каприо в главной роли загадочного миллионера Джея Гэтсби. Многие композиции для звуковой дорожки фильма исполнил Оркестр Брайана Ферри.
Пол Колин, из портфолио "Tumulte Noir"
Только что закончилась разрушительная и бессмысленная мировая война, Уолл-стрит вот-вот обрушится, дав начало Великой Депрессии, а во дворце Великого Гэтсби, щедрого молодого миллионера с процветающим, но темным бизнесом, гремит самый модный джаз и устраиваются бесконечные грандиозные вечеринки. Как подходяще, что в этой безумной пляске улавливается такой золотой хит Ферри как “Love is the Drug”! Но веселью не суждено длиться долго. Джордж Уилсон убивает Гэтсби, и на его похороны не приходит практически никто из тех, кто еще вчера так веселился за счет расточительного нувориша. Автор «Великого Гэтсби» Фитцджеральд предостерегает от злоупотребления американской мечтой, и это предостережение звучит одинаково справедливо как для Америки, так и для России: с чистого листа начинать строить нечто грандиозное это хорошо, но если задуманные цели достигаются неправедными способами – нелегальными сделками, нечеловеческой эксплуатацией работников или воровством чужой жены – то основа проекта от этого сильно разрушается. Есть большая вероятность, что трещинка развалит такой дворец мечты, и мало кто о нем потом вспомнит добрым словом.

Под общим творческим руководством Брайана Ферри, в аранжировке прекрасного пианиста Колина Гуда (Colin Good) и в исполнении отличных музыкантов Оркестра, джаз-версии песен Ферри звучат неожиданно и свежо. “The Jazz Age” не поднялся выше 50-го места в британском хит-параде, но я уверен, он не исчезнет из публичного сознания, как исчезли многие группы-однодневки. В отличие от сомнительных нуворишей типа Джея Гэтсби, крепкий музыкальный профессионал и стильный денди Брайан Ферри с нами надолго, и надеюсь он еще будет одаривать нас своей уникальной музыкой.

Thursday, 24 September 2015

Псалом 8 (Псалтирь для чайников)

Возможно такое небо видел Давид, когда был пастухом
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.
2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
3 Младенцы и грудные дети хвалят Тебя, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя.
4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты создал,
5 то удивляюсь: что есть человек, что Ты помнишь о нем и заботишься о нем?
6 Человека Ты лишь чуть ниже сделал, чем Ангелов: славою и честью увенчал его;
7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:
8 овец и волов всех, и также полевых зверей,
9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

О Золотом Веке

Восьмой псалом является хвалебной песнью Царя Давида, в которой он воспевает Золотой Век. Известно, что Золотой Век – это представление, которое близко мифологии многих народов. Оно повествует о блаженном состоянии первобытного человечества, которое жило в полной гармонии с окружающей природой. Псалмист отмечает близость человека к Богу и ангелам в таком состоянии. Царь Давид не понаслышке знал о Золотом Веке, потому что он его испытал лично в бытность свою пастухом, когда он беззаботно пас овец, смотрел по ночам на звездное небо, и играл на дудочке (Гефском орудии из первой строфы псалма). Этот рай он впоследствии потерял, попав в большую политику и став жертвой бессмысленной подозрительности царя Саула (подробнее об этой части жизни Давида смотрите «Псалом 7», http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/09/7.html). Библия имеет свою версию Золотого Века – прекрасный Эдемский Сад, где Бог-Творец повелел Адаму и Еве владычествовать «над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

(Однако, несмотря на такое Высочайшее повеление, Сатана в образе пресмыкающейся твари, которая тоже должна быть в подчинении у человека, толкнул человека на мятеж против Бога. В результате первые люди были изгнаны из Эдемского сада и потеряли свой рай. Таким образом владычество человека над природой в той благостной и заботливой форме, какую предполагал Бог, не состоялось).

Идея Золотого Века ближе к нам, нежели мы думаем. Золотой Век – это не только ветхозаветное предание. Любой из нас, вспоминая свою жизнь может припомнить времена, когда «травка была зеленее» и «солнышко блестело ярче». Практически любой жизненный процесс начинается с этого чистого ощущения, которое впоследствии теряется, уступая место искушенности и цинизму. Здесь можно назвать детство, первые классы школы, медовый месяц и т.д. Возможно во время самого детства у человека не все было так гладко, как хотелось бы, но впоследствии дурные воспоминания стираются, а остаются только приятные. Из этих воспоминаний о приятных, но ушедших временах и складывается ощущение Золотого Века человеческой жизни в исторической перспективе. Поэтому неслучайно упоминание детей в этом псалме. Дети это как бы жители Эдемского сада, которые сейчас находятся в своем Золотом Веке и испытывают его благодать. Они этого конечно же не понимают, но понимаем мы, их родители.

Золотой Век впоследствии проходит, уступая место повседневной реальности, которая в греческой мифологии называется Железным Веком. Согласно древнегреческому историку Гесиоду, Железному Веку характерен труд и страдания. Мы редко осознаем, когда что-то хорошее имеем, но начинаем понимать это, когда это хорошее теряем. Иначе говоря, Золотой Век отчетливее всего ощущается в прошедшем времени. Золотой Век также трудно увидеть в своей настоящей жизни, но он опять же отчетливо виден в жизни окружающих. Таковы его странные особенности. Многим свойственно поныть, поплакаться о своем настоящем, но когда оно меняется, то выясняется, что все было очень даже неплохо. Отсюда распространенное желание «открыть» кому-то глаза, если они начинают «неприлично» радоваться жизни.

Стоит ли разубеждать людей, которые сейчас испытывают некое счастье, что через некоторое время они его неминуемо лишатся? Наверное нет, если эти приятные ощущения не основаны на грехах. Не стоит ускорять течение событий и лишать человека сладких минут. «Всему свое время: раскидывать камни и собирать их», - говорил сын Давида Соломон в Книге Экклезиаста. Бог определяет, как долго можно «раскидывать камни», и когда становится необходимым их «собирать». Для Давида было отмерено время, когда он пастушествовал, когда его карьера при дворе царя Саула стремительно взлетела, когда он стал жертвой преследований Саула, когда он занял его престол и т.д. Восьмой псалом посвящен «пастушескому», может быть наиболее счастливому, периоду жизни Давида. Этот период не мог длиться вечно, но он имел место, и в этом псалме Давид вспоминает свои блаженные ощущения того времени, и благодарит Господа за то, что Он послал эти сладостные годы Давиду. Эта благодарность Богу за счастливые моменты нашей жизни, за «наполненную часть стакана» нашего настоящего и прошлого и есть, наверное, главный посыл этого псалма.
Икона "Иисус и дети"
О детской непосредственности

Третья строфа восьмого псалма является источником популярной фразы «устами младенцев глаголет истина». Сейчас эта расхожая фраза означает, что дети временами могут говорить удивительные и мудрые вещи, хотя в библейском оригинале у этой фразы другой смысл. Давид хочет сказать, что "младенцы", которые еще не подверглись растлению грехом, инстинктивно чувствуют величие Божие, разлитое во вселенной. В этом же духе дети искренне реагировали на Христа в начале Страстной Недели. Описание этой сцены мы читаем в Евангелии от Матфея. Любопытно, что Иисус здесь ссылается на псалом 8, создавая преемственность Ветхого и Нового Заветов: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Матф. 21:15-16).

Толкователь Библии А.П. Лопухин так замечательно откомментировал эту строфу восьмого псалма, объясняя ее пророческую сущность: «Премудрость, сила Божия, открывается и детям, и не всегда, потому, опытность житейская и возраст человека служат показателями безошибочности его суждений и поступков, что и обнаружилось в истории жизни Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, тогда как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, в это время строили планы Его гибели. Таким образом, указанный факт является прообразом, где в историческом явлении указаны черты будущего события из жизни Мессии, почему и означенный стих псалма, как предуказание, приводится в Ев. Матфея».

Под "младенцами" можно, кстати, понимать и неиспорченных, чистых душою, взрослых, которые, подобно детям, доверчиво вручают себя Богу. Все таковые веруют беззаветно, немудрственно, и перед их верой вынуждены умолкнуть "враг и мститель". Так или иначе, мысль здесь та же, что выражена апостолом Павлом в 1-Кор. 1:27: "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное" (где под "мудрыми" и "сильными" подразумеваются те, кто считают себя таковыми, будучи одержимы гордыней).

О важности по-детски открытого приятия Божественной истины – среди детей или взрослых – писал святитель Феофан Затворник: «В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине Михаил Архангел топчет сатану Михаил Архангел – это ум, покорный истине Божией, а сатана – это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции, и в семействах, и в Церкви…».

Таким образом знаменитая фраза, которую мы ограничиваем только неожиданными детскими высказываниями, уходит корнями в Библию и означает нечто гораздо большее. Суть ее пояснил сам Христос, когда Он говорил: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3).
Памятник Серафиму Саровскому в Екатеринбурге
О духовных подвигах

В восьмом псалме Давид высказывает восхищение перед Божественной премудростью, которая создала «небеса», звезды и планеты, а говоря современным языком – вселенную. Даже на фоне одной галактики Млечный Путь, частью которой является Солнечная Система, видно, насколько по физическому размеру наш мир мелок и несущественен. Однако физические пропорции меняются, стоит нам взглянуть на Вселенную в метафизической, то есть религиозной перспективе. Будучи глубоко религиозным Давид изменение этих пропорций отмечает. Соринка Вселенной человек наделен сознанием, физическим и духовным содержанием, которые по своей сути и потенциалу имеют для Бога-Созидателя ничуть не меньшую, а то и большую ценность, чем вся остальная Вселенная вместе взятая. Иначе чего бы Он тут с нами возился с начала времен?! Да все потому, что когда Бог начинает получать эту скрытую в нас ценность, радости и благодарности Его нет конца!

Мысль о бесконечных возможностях человека заложена во многих устоявшихся светских выражениях, которые потеряли свое оригинальное религиозное значение, например английское “Sky’s the Limit”, или русское «Нет предела совершенству», «Покорить можно любую вершину», «Не останавливайся на достигнутом» или даже «Бог вам судья». Мы постоянно слышим о каких-то новых физических или духовных достижениях человека, но редко кто осознает, что только настоящая вера способна подвигать большое количество людей на великие, многочисленные, регулярные подвиги. Например, не только преподобный Серафим Саровский тысячу дней стоял на камне молясь (попробуй постой в этой позе хотя бы 10 минут, предложил я себе огорченно, когда увидел изображение скульптуры старцу в Екатеринбурге). Подобного рода подвиги совершали и другие святые: Симеон Столпник, Серафим Вырицкий и т.д. Жития святых рассказывают о множестве потрясающих подвигов во имя Христа, среди которых имелось и настоящее великое мученичество. Бывало, конечно, что и ломались верующие, но ведь очень многие с честью выдерживали выпавшие на их долю испытания! Те же, кто несли свой крест до конца, получали награду, лучше которой ничего нет и быть не может: прижизненное блаженство, а после смерти – жизнь вечную. (Очень интересную статью о том, как поменялось мученичество между Христовыми временами и современностью, читайте в статье Георгия Великанова «От Пасхи к Голгофе», http://www.pravoslavie.ru/put/82034.htm).

О доступности духовных подвигов для любого человека и о громадном возврате духовных вложений поэтично писал святитель Феофан Затворник в одном из своих писем из сборника «Что такое духовная жизнь, и как на нее настроиться»: «А вот и еще маленький очерк просветленного благодатию внутреннего состояния [из Макария Великого].

“Когда душа взойдет к совершенству Духа, совершенно очистившись от всех страстей, и, в неизреченном общении пришедши в единение и растворение с Духом Утешителем и сорастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, тогда делается она вся светом, вся — оком, вся — радостию, вся — упокоением, вся — любовию, вся — милосердием, вся — благодатию и добротою”.

Вот чего добивались и чего достигнуть старались св. подвижники! Согласитесь, что было и есть из-за чего трудиться. Но ведь доступ в эту область всем открыт. Это — не заповедный луг или сад. Всем обетованы такие блага, и задаток дан на стяжание их — благодать Св. Духа в Крещении и Миропомазании. За нами стоит только порыться в себе и достать сие сокровище. Клад в нашем саду: только лопату взять и начать рыть. С первых же ударов заступа начнет позвякивать сребро и злато. А там — глядь — вот и все сокровище. Радости тогда меры не будет.

Ну! За чем же теперь у нас с вами дело стоит?!»

Wednesday, 23 September 2015

Выборы без выбора

Флаги скандинавских стран: для канадцев важны эти цвета, а не зеленый (Зеленые),
оранжевый (НДП), красный (Либералы) или синий (Консерваторы)
И речь в этой статье пойдет не о России, а о Канаде.

«Добрый вечер! Вы собираетесь участвовать в выборах в федеральное правительство Канады 19 октября этого года?» - обратились ко мне вчера два вежливых пенсионера со значками Партии Зеленых. Они обходили весь мой дом, постучались и в мою квартиру.
«Да, очень хотелось бы» - ответил я.
«Мы представляем Партию Зеленых. Можем ли мы рассчитывать на вашу поддержку при голосовании?»
«Чтобы ответить точно, позвольте задать вам встречный вопрос. Предлагает ли Элизабет Мэй, лидер вашей партии, вводить ренту на минеральные ресурсы?» - спросил я.
«Извините, какую ренту?» - не поняли меня пенсионеры.

Я уважаю идеи и бойцовские качества Элизабет Мэй, лидера канадской Партии Зеленых. В конце концов она – одна из всего лишь двух депутатов, которые продрались в федеральный парламент Канады, чтобы там представлять интересы глубоко симпатичной мне Партии Зеленых. Это не ошибка: Канада, которая известна на весь мир образом страны, бережно относящейся к своим природным ресурсам, на самом деле таковой не является. Из 323 народных депутатов в федеральном парламенте Канады только двое представляют Партию Зеленых, то есть во главу угла ставят проблемы экологии. Брюс Хаер представляет Партию от региона Сандер-Бэй, Северное Онтарио, и Элизабет Мэй – городок Саанич и Тихоокеанские Острова, Британская Колумбия. Я никогда не бывал в Северном Онтарио, но догадываюсь, что там много дикой природной красоты. Именно ее много на уникальных Тихоокеанских островах, где я бывал, и которые произвели на меня сильное впечатление своим природным богатством и удивительным историческим наследием (подробно о своих впечатлениях я писал в статье «О визите на остров Габриола» здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/07/blog-post_30.html). Поэтому не удивляюсь, что именно жители этих самых Тихоокеанских островов выбрали представителя Партии Зеленых в федеральный Парламент. Они очень хорошо знают и ценят то, что из себя представляет природное богатство, на которое индустриальное канадское общество ведет регулярное наступление.

Однако, прожив немало времени в России, я неплохо знаком с любимой российской фишкой «взять деньги у богатых и отдать их бедным». Ничего хорошего из такой политики не получается. К сожалению, изучая предвыборные платформы Зеленых, Либералов, Национал-Демократов и Консерваторов, четырех главных претендентов на голоса избирателей во время октябрьских выборов, я прихожу к выводу, что все их платформы – вариации на вышеозначенную тему. Один предлагает больше денег давать на борьбу с терроризмом, другой – на искусство, третий – на создание рабочих мест для молодежи и т.д. Деньги же предлагается брать из «замороженных банковских сейфов» или облагать дополнительным налогом богатых. Канада с большим трудом преодолела мировой финансовый кризис, с ее экономикой – не самой сильной надо сказать – нужно обходиться аккуратно, а не разбрасывать деньгами туда-сюда, ставя масштабные эксперименты в реальном времени на сомнительной основе. Руководящее же правительство Консерваторов смогло удержать Канаду на плаву во время этих экономических проблем, опубликовав сбалансированный бюджет за прошлый год даже с избытком в 1.9 миллиарда долларов.

К Стивену Харперу, лидеру Консерваторов и нынешнему премьер-министру Канады, имеется много претензий. Он действительно раздает слишком мало денег для стимуляции развития экономики и часто режет по-живому. Особенно достается искусствам, науке, журналистам, индейцам, защитникам природы и т.д. В деятельности своего правительства он также предпочитает скрытность, которая под его руководством достигла небывалых масштабов для демократической страны, каковой себя считает Канада. Но повторяю, страна, по крайней мере, в нелегкой финансовой обстановке имеет неплохие экономические показатели. Уровень жизни падает только в пределах инфляции, налоги не растут.

Я не макроэкономист и плохо разбираюсь в бюджетах, за исключением разве что семейного бюджета (который все-таки мне удается балансировать, не залезая в серьезные долги). Но все же я понимаю одну простую вещь: канадцы вкалывают как сумасшедшие, чтобы сводить концы с концами и не имея при этом слишком хороших перспектив на достойную пенсию, на улучшение системы здравоохранения, на доступное высшее образование, на достаточную социальную поддержку в случае потери работы и т.д. Если дела будут идти так, как они идут сейчас, когда имеющиеся немногочисленные деньги расходуются то туда, то сюда по принципу заклепывания дыр в паровом котле, ситуация в принципе не будет исправляться. Цены будут продолжать расти, и государству будет все сложнее выполнять свои социальные обязательства, оно будет поднимать пенсионный возраст, создавать государственные монополии, урезать расходы на здравоохранение и образование, увеличивать налоги.

Подробно об экономических проблемах Канады я писал в статьях "Почему все в Канаде дороже, чем в Америке" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/01/blog-post_31.html) и "Про объединение США и Канады" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/10/blog-post_25.html).

Это на самом деле удивительно, потому что все может быть иначе. Всего лишь 33 миллиона канадцев сидят, можно сказать, на мешках с золотом, бочках с нефтью и вообще – на огромной куче разных полезных и дорогих ископаемых – и практически ничего с этого не имеют. В богатейшей в природном отношении стране Канаде с ее мизерным населением все должно быть наоборот! Как в Норвегии, например, где существует рента на минеральные ресурсы. Каждый норвежец получает от имеющихся в стране богатств свою законную долю в виде многочисленных социальных скидок. Норвежское правительство создало такую систему распределения доходов от развития своих природных ресурсов, которая вывела страну в постоянные мировые лидеры по уровню жизни и развитию человеческого капитала (т.е. совокупности систем соцобеспечения, здравоохранения, образования и т.д. в цифровом выражении) Википедия сообщает, что норвежская, и в общем, скандинавская экономическая модель отличается от других типов социальных государств «своим акцентом на максимизацию участия рабочей силы (всеобщая занятость), на гендерное равенство, эгалитарные и обширные социальные пособия, большую степень перераспределения богатства... В 2013 году экономисты журнала The Economist заявили, что страны Северной Европы имеют вероятно наилучшую систему управления в мире» (подробнее здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скандинавская_модель). Что мешает Канаде воспринять эту лучшую в мире скандинавскую модель и воспользоваться имеющимся богатым опытом и разнообразными ресурсами, мне непонятно.

Поэтому в выборах в канадский парламент я бы очень хотел участвовать, но реального выбора сегодня я не вижу. Если и пойду голосовать, то может только за правящую Консервативную партию. Как я уже написал выше, они, по крайней мере, страну не развалили. Все остальные партии придя к власти скорее всего предпримут какие-нибудь популистские шаги, которые в долгосрочной перспективе вполне могут навредить экономике. Они мне настоящего выбора не представляют, потому что ни одна из них не планирует решать экономические проблемы в корне, все только пытаются залатать дырки. В отличие от России канадский паровой котел, конечно, только тлеет, и пока взрываться не собирается. Но хочется уже сегодня пожить в лучшей системе управления, тем более что и опыт соответствующий имеется, и ресурсов в стране навалом.

Thursday, 17 September 2015

Удалить или сохранить неожиданное письмо? Удалить!

Те, кто открывают все подряд электронные письма, поступают так же
Часто для того, чтобы с точностью определить вредоносность или безобидность неожиданно пришедшего электронного послания, нужно проделать немалую работу. Можно проверить в Интернете, существует ли фирма-отправитель на самом деле, нет ли о ее письмах компрометирующих свидетельств от других пользователей, соответствуют ли ссылки в письме тем Интернет-адресам, на которые они указывают, и т.д. У меня лично нет времени делать эту работу. Неважно, могу ли я точно сказать, что полученное мною послание это фишинг или абсолютно безобидное письмо. Все они без исключения хотят моего внимания, все они хотят чтобы я заглотил их наживку. Необязательно за этим следует обман. Возможно наживка абсолютно безопасна.

Поэтому главное решение, которое нужно принять в этом смысле, состоит не в том, чтобы определить суть письма, а в том, чтобы удалить или сохранить его – без особого разбирательства смягчающих или отягчающих обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев непрошенные письма нужно удалять. Так необходимо поступать из осторожности, а также согласно принципу минимальных привилегий по умолчанию, который я обсуждал в статье «Фундаментальные принципы информационной безопасности: принцип минимальных привилегий по умолчанию», http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/07/blog-post_2.html. Этот принцип гласит, что права доступа в информационных системах должны обеспечиваться от полного запрета в направлении к их ослаблению, нежели наоборот. Потоку электронной информации нельзя позволять хлестать на нас как из пожарного шланга. Среди хлещущей информации есть такая, которая просто вредна, есть и такая, которая безобидна, но она нам не нужна. Пропуская информацию по капельке, и только когда нам это необходимо, мы увеличиваем свою информационную безопасность.

Перефразируя этот принцип информационной безопасности можно сказать, что непрошенное письмо ничуть не лучше непрошенного гостя, который как известно «хуже татарина». Оно нужно отправителю, нежели нам. Как и с этим пресловутым «татарином», непрошенному письму нужно давать от ворот поворот. Изредка бывают случаи, когда в спаме находится какая-то интересная информация. В таком случае стоит провести вышеупомянутое разбирательство, воспользоваться поисковыми механизмами Интернета, чтобы провести необходимое дознание. Ссылку, предлагаемую в таком письме, стоит проверить в Интернет-ресурсе под названием Virus Total (https://www.virustotal.com), который пропускает Интернет-адрес или загруженный файл через десятки различных антивирусных пакетов и сообщает нам о результатах этого теста. Если хотя бы один из пакетов сообщает об угрозе, значит проверяемый ресурс не прошел анти-вирусный тест, и его нельзя использовать.

Я уже писал в статье «Что делать, если вы попались на крючок "фишинга"» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/09/blog-post_19.html) о том, что фишинг – это грубая статистическая игра. 90% фишинговых посланий распознать легко, да их создатели и не пытаются работать особенно тонко. Смысл этой игры состоит в том, чтобы заставить хотя бы несколько сотен из миллионов получателей щелкнуть по вредоносной ссылке случайно, второпях или из любопытства (читай «по глупости»). Злоумышленники обычно очень ленивы. Они знают, что такие получатели обязательно найдутся. Они кстати не ошибаются в своих рассчетах. Среди миллионов получателей обязательно будет несколько сотен этих «низко висящих фруктов», которые легко «сшибить». Легким сбором злоумышленники обычно и занимаются. Нашей задачей является не попасть в число низко-висящих фруктов. В этом деле каждый должен в первую очередь заботиться о себе уничтожая вредоносные и бесполезные письма без открытия. Поимкой и наказанием злоумышленников пусть занимается полиция. Наша задача проста и сложна одновременно: не пасть жертвой мошенников.

Поэтому первым действием в отношении нежданных писем должно быть их удаление. На услуги, товар или информацию, которые заслуживают моего внимания, я выйду сам, на своих скоростях и в удобное для меня время.

Thursday, 10 September 2015

Псалом 7 (Псалтирь для чайников)

"Давид и Саул", Эрнст Юсефсон, 1878
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не будут терзать они, подобно льву, душу мою, мучая ее, когда нет никого, кто бы защитил меня.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, —
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоем; останови неистовство врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, —
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если [кто] не поворачивается к Нему. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, [нечестивый] зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.

О царе Сауле, который стал неугоден Богу

Википедия сообщает, что царь Саул — это ветхозаветный библейский персонаж, первый царь и основатель объединённого Израильского царства (около 1029—1005 гг. до н. э.). Этот персонаж воплощает в себе образ правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным. Исследование истории царя Саула особенно важно сегодня, поскольку оно позволяет пролить свет на судьбу нынешнего правителя страны-носительницы истинной веры, который явно стал неугоден Богу после незаконного захвата власти в 2012 году.

Первая Книга Царств гласит, что Саул был выбран и помазан на царство пророком Самуилом. Саул был великим воином, он превосходил всех мужчин своего народа как статностью, так и храбростью. Самуил, отведя его в сторону, возлил на его голову масло и объявил, что Бог выбрал его вождем Израиля и избавителем от врагов. Вскоре блистательная победа над аммонитянами подтвердила это божественное избрание, и ликующий народ провозгласил Саула царем.

Однако позднее Саул пренебрег требованиями Самуила. Оказалось, что царем стать недостаточно, избранник должен иметь в себе монархическую мудрость, в которой власть над народом сочетается со смирением перед требованиями Всевышнего. Во времена Саула эти требования до него доносил пророк Самуил. В настоящее время таким источником высшей мудрости можно считать Конституцию, которая в цивилизованных странах основывается на христианских заповедях. После долгого периода успешного правления Саул не смог перебороть искушение пренебречь требованиями Самуила, то есть сдерживающего его посредника. Немудрено, ведь даже цари – это обыкновенные люди с присущими человеческими слабостями.

Сначала Саул превысил свои полномочия и присвоил себе священнические обязанности, которые прежде возлежали на Самуиле. После одной из битв он заканчивал жертвоприношение, когда внезапно появился Самуил. Пророк объявил, что, поскольку Саул захотел действовать в одиночку и не соблюл закон Божий, царство отнимется у него. Далекий от раскаяния, Саул упорствовал в гордыне. В другой раз, приготовившись дать сражение, он изгнал священника, которого позвали для благословения, и начал битву. Саул развернул военные действия во всех направлениях: против моавитян, аммонитян, против Едома, Амалика и филистимлян – и благодаря своей доблести освободил Израиль. Однако эти победы были непрочными, поскольку в основании их лежали большие человеческие жертвы. Отправившись воевать против Амалика, Саул одержал новую победу. Но вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Снова выступив бескомпромиссным толкователем воли Божией, Самуил объявил царю, что это новое неповиновение скрепило его отстранение от власти. В нескольких словах подведя итог тому, что он проповедовал всю свою жизнь, Самуил сказал Саулу: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов… За то, что ты отверг слово Господа, Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)» (1 Цар. 15: 22–23). Тщетно Саул умолял о прощении. Самуил, своими руками казнив Агага, ушел от Саула.

После этого пророк тайно помазал на царство юного пастуха Давида. Давид победил Голиафа, затем находился при царе Сауле, женился на его дочери и разгонял меланхолию Саула пением и игрой на арфе. Подозрительный Саул попытался его убить, и Давид скрылся. Седьмой псалом Давид написал будучи в изгнании. В нем он выразил всю свою душевную боль, связанную с несправедливыми обвинениями и гонениями Саула. Ведь на самом деле Давид не только не делал ничего дурного, но он не раз спасал Саула от позора поражения – например, своим единоборством с Голиафом, когда никто кроме Давида не решился сразиться с этим великим воином. Давид также не убивал Саула, хотя однажды во время преследований Давид подкрался к Саулу сзади о отрезал у него тайно кусок накидки (1 Цар.26). Иначе говоря, у Давида была возможность избавиться от несправедливых преследований Саула, но Давид не захотел идти неправедным путем.

Как это часто бывает, ненависть Саула не имела никакого оправдания и повода, она была слепою, и в слепоте своей она была грозной и неразборчивой на средства. Что либо доказать Саулу было бесполезно. Помочь расследованию дела Давида с его врагами мог только Божественный суд. Об этом суде Давид и молит в девятой строфе седьмого псалма. Давид верит, что его враги, в своих несправедливых преследованиях на него, являются врагами Господа; Бог же не потерпит торжества неправды, а потому нечестивые непременно будут наказаны и погибнут в результате своих же злодеяний. Чем глубже ненависть Саула по отношению к Давиду, тем хуже будет нечестивцу самому. Эта вера Давида в непреложность гибели его врагов вызывает в нем необыкновенный подъем духа и служит источником составления хвалебного гимна в честь Бога в конце псалма. Об этой непреложной гибели всех нечестивцев стоит думать и сегодня, когда иногда охватывает полное отчаяние от того, что происходит в России.

Вскоре наступила развязка. Будучи серьёзно ранен и проигрывая битву с филистимлянами при горе Гелвуе, Саул покончил жизнь самоубийством. В поздней литературе этот герой фигурирует как обладатель мятущейся, беспокойной и горделивой души, одержимой меланхолией и приступами гнева, которые можно несколько успокоить красотой этого мира.

История Саула показывает, что неприкосновенных для Бога нет, в том числе и среди правителей. Монархическая ноша очень тяжела, и надо быть экстраординарным человеком, чтобы долгое время нести ее с честью и достоинством для себя и своего народа. Подавляющее большинство людей такими сверх-способностями не обладают. С течением времени пересидевшие свое правители начинают пренебрегать ограничениями, которым они должны следовать, как рабы Бога и слуги своего народа. Гордыня охватывает их, затуманивает их мозги, заставляет пренебрегать их Божьими заповедями, толкает их на политические авантюры, ведет к ненужным репутационным и фактическим потерям. Монархия же воспринимается народом настолько хорошо, насколько хорош монарх. Если монарх начинает компроментировать священный институт власти, он должен из власти уходить, или его «уйдут» другие – мирным или не совсем мирным способом. Тот пересидевший монарх, который выполнив свою задачу начинает цепляться за корону власти, с каждым своим новым шагом все глубже вязнет во грехе и дальше отступает от Бога. При этом он тащит за собой в пропасть весь свой народ, заставляя его страдать без оснований, принося его в жертву своим страстям властолюбия и страха. Рано или поздно такая карьера заканчивается, и чем позже, тем хуже для такого правителя-отступника и для его народа.

История знает много случаев, когда разумные, но пересидевшие и нагрешившие правители отделываются от суда при жизни, так сказать, меньшими жертвами. Цареубийца и отцеубийца Александр Первый осознал всю греховность своего прихода во власть через убийство отца, и в конце своей жизни возможно стал старцем-отшельником Федором Кузьмичем. Гонитель христиан Диоклетиан ушел из власти, чтобы в одиночестве заниматься своим огородом, а разрушитель церквей Хрущев мирно доживал свой век на даче. В худшем случае помутившегося рассудка правителя-отступника настигает судьба Саула, Чаушеску, Хуссейна или Каддафи. Господь дает даже самым заблудшим душам возможность выбора того, как они могут закончить свои дни. Проблема состоит в том, что чем дольше неправедные руки удерживают власть, тем хуже и уже становится выбор для обладателя этих рук.
"Давид и Голиаф", коптская икона
О разрушительности хаоса

Я писал выше, что ненависть Саула к Давиду не имела никакого оправдания и повода, она была слепою, и в слепоте своей она была грозной и неразборчивой на средства. Саул стал творить зло, а зло – это хаос, отсутствие Божьего порядка. Ошибаются те, кто хотят этим хаосом управлять. Однажды сотворенный, хаос выходит из под контроля того, кто его сотворил, и обращается против него же. Эту особенность зла люди подметили еще в древности создав следующую знаменитую словесную формулу: Кто другому яму роет, сам в нее попадет. Другие варианты этой мудрости звучат так: «Кто покатит вверх камень, к тому он и воротится», или «Кто разрушает терновую ограду, того ужалит змей [живущий в этой ограде]». В любом случае значение этого высказывания сводится к следующему: Берегись тот, кто встает на сторону зла, то есть нарушает Заповеди Моисеевы (Исх. 20:1-17) и Иисусовы (Матф. 5-7). Он от этого обязательно пострадает. У зла нет благодарности, оно никаким образом не творит добро, оно разрушает все, что находится в пределах его действия.

Гете писал в знаменитом тексте: «Я – часть той силы, что без числа / Творит добро всему желая зла». Это мудрствование Мефистофеля, который хочет обмануть Фауста. Зло никогда не совершает благо, ничего благое ему не свойственно, и нет смысла его оправдывать. Со злом нужно бороться, или по крайней мере его сторониться, но ни в коем случае не пытаться им управлять, потому что войдя с ним в контакт, становишься его частью.

Различные формы крылатого выражения «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» встречаются также в Книге Притчей (26:27, 28:10), Сир 27:28, Эккл 10:8, в других псалмах (9, 56, 34). Эта пословица заключает в себе идею неизбежной расплаты за неправедные помыслы и дела. Направленные на другого человека злые намерения или действия обернутся против злоумышленника. Таков непреложный закон воздаяния. Злодей может попытаться оттянуть этот момент, но ему его не избежать, и чем дольше он этот момент оттягивает, тем сильнее его ударит отдачей. Плохо придется такому злодею, и христианину стоит помолиться за то, чтобы Бог совсем не отнимал у такого злодея разум, оставляя ему возможность принести искреннее раскаяние в своих делах, ответить за них на справедливом суде и таким образом спасти свою бессмертную душу.

Имеется мысль, которая мне кажется родственной этой библейской мудрости: «Если слишком долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреть в тебя» (Ницше, из «По ту сторону добра и зла»). У этого афоризма есть русский смысловой аналог: «Не смотри в щель, увидишь рогатого». Мысль эта означает следующее: на что человек обращает внимание, с тем он и соединяется. Смотрим мы на красоту и добро, становимся красивыми и добрыми. Смотрим на зло, соответственно становимся такими же.

Здесь любопытно отметить, что речь идет о внимании ко злу даже без сочувствия. Иначе говоря, опасно не только пытаться манипулировать злом (например, ради того, чтобы «создавать добро» - что невозможно на практике). Опасно даже просто обращать внимание на зло, разрешать ему проникать косвенно в свою жизнь, позволять ему сосуществовать с собой. Зло заслуживает ноль нашей терпимости, а при его появлении его стоит тут же прогонять с праведным гневом и молитвой. Иначе в конце концов зло распространится и на нас.

Вышесказанное можно проиллюстрировать следующей притчей. Некий человек шел своей дорогой. Он знал, что рядом с этой дорогой есть крутой и очень глубокий обрыв. Чтобы не попасть в беду, он оставался строго на дороге никуда не сворачивая. Так он и прошел опасное место. Другой странник шел тем же местом, но решил позабавиться, пощекотать нервы и поразглядывать обрыв, стоя от него, как он думал, на безопасном расстоянии. Он сошел с дороги, подошел к обрыву, стал у его края и начал вглядываться в темноту дна. Вдруг под действием веса человека размытая снизу земля у края подалась, и человек стал падать. А поскольку от разглядывания обрыва у него немного начала кружиться голова, он не смог быстро схватиться за что-нибудь спасительное. Так и погиб – от своего праздного любопытства. Ему казалось это любопытство безобидным и даже весьма развлекательным, но на деле оно оказалось опасным и непредсказуемым.

New Poetry from My Fridge


“Being yellow, purple, or green
Is never boring!”
Your vegetables

**

Winter’s sublime sanctuary,
Spring’s bucolic blossom,
Summer’s fertile harmony,
Autumn’s ancient rust
Leave my smile on.

**

Rust is no small thing.
It keeps honesty its own reward.

**

Be careful!
The quiet journey of autumn
Leaves flowers and mushrooms
In a sublime harmony with man.

**

Bark’s warm blanket
Makes winter a gentle thing of beauty.

**

Autumn shines in the sky.
Cicada whispers to the flower:
“I love your dinner!”

**

Ancient Dreams of Sky and Clouds
Are Quiet and Happy.
I Listen Carefully!

**

A Refrigerator Poet's Song
Warms Every Fruit, Fish, or Leaf Inside.