Friday, 30 January 2015

О резком падении стоимости канадского доллара

Что там осталось от канадского доллара?
Всего лишь за пару-тройку январских недель 2015 года канадский доллар обесценился на 20% и сейчас торгуется за 79,3 американских цента. Ровно год назад американская и канадская валюты стоили почти одинаково (что я обсудил в статье «Почему в Канаде все дороже, чем в Америке?» здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/01/blog-post_31.html). Что значит такое резкое падение для канадской экономики в целом и для простых канадцев в частности?

Существует несколько причин, которые стоят за падением стоимости канадского доллара. Экономисты вспоминают в первую очередь понижение стоимости нефти и усиление американской экономики. (Существуют и некоторые другие причины).

И это очень характерно! После многочисленных громких разговоров канадских лидеров о необходимости спасать планету от изменения климата, о важности диверсификации канадской экономики (а также о гибельной зависимости российской экономики от сырых ресурсов), выяснилось, что канадская экономика зависит от сырых ресурсов, загрязняющих планету, в не меньшей степени, чем российская. Мировое падение цен на нефть выявило эту не очень приятную правду для канадцев. Оказалось, что основным различием канадской и российской экономики является только размер экономических связей с США и Европой. У Канады этих связей много, у России их гораздо меньше. Эти связи позволяют побитой экономике Канады выживать и кое-кому даже неплохо наживаться на падении канадского доллара.

В первую очередь выигрывают конечно те, кто производит свой товар в Канаде и продает его в США. Сочетание низких цен на бензин и дорогого американского доллара приводит к замечательным неожиданным прибылям для таких компаний. Херб Уилсон, руководитель канадской фирмы Полярис Материалс, которая продает некоторые сырые ресурсы в США, признается в интервью, что он не возражал бы, если бы канадский доллар упал еще ниже.

Те же компании, которые импортируют товары из США, не очень довольны сложившейся экономической ситуацией. К таким относится фирма Роки Маунтанз Дилершип, которая закупает американское сельскохозяйственное оборудование и поставляет его в Канаду. Эти ребята только огорченно почесывают свои затылки, наблюдая за тем, как их конкуренты по дешевке продают использованную технику их клиентам.

Для большого канадского бизнеса ситуация сложилась противоречивая: кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Все однако недовольны самым главным: непредсказуемостью поведения канадского доллара. Эта непредсказуемость сильно затрудняет возможность более-менее успешно планировать.

Однако, сейчас одно можно сказать точно: самый «резкий» скачок канадского доллара вниз уже позади. Готовиться канадцам надо к тому, что где-то там внизу он скорее всего и останется на долгое время.

Отдельный разговор можно завести о неудачах, которые с недавних пор стали постигать канадских производителей нефти в связи с падением цен на нефть. Ограничусь одним утверждением. Слухи об экономическом взлете Альберты, главной нефтедобывающей провинции Канады, в ближайшее годы будут сильно преувеличенными. И это наверное неплохо. Масштабная разработка битумных песков Альберты наносит ее природе гигантские разрушения, а нефтепроводы, которые нефтедобытчики из Альберты хотят протянуть к западному побережью Британской Колумбии и к Мексиканскому заливу в США, будут угрожать нефтяными разливами (подробнее об этой угрозе я писал в статье "О нефтепроводе "Северные Ворота" канадской компании Энбридж": http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/06/blog-post_18.html). Американское правительство не скрывает, что не собирается поддерживать проект канадского нефтепровода Кистоун и скорее всего заблокирует его. Один американский конгрессмен примерно так отозвался о нем: как мы можем поддержать этот проект после всего, что мы узнали о губительном влиянии нефтедобычи на нашу планету? В своей защите планеты «лицемерный» американский капитализм оказался последовательнее и честнее «экологически озабоченных» канадских лидеров! А те же, в свою очередь, оказались на самом деле сторонниками такого зубастого и циничного капитализма, какой и не снился акулам Уолл-стрита.

Средний канадец получает довольно смешанные сигналы от всей этой истории с падением стоимости нефти и доллара. С одной стороны неплохо, что бензин наконец-то стал стоить меньше доллара за литр ($0,97). В сентябре 2014 года я видел заправки, где бензин стоил $1,8 за литр! Кто-то уже подсчитал, что нынешние цены за бензин сэкономят среднему водителю машины в Канаде свыше тысячи долларов в 2015 году по сравнению с 2014 годом. С другой стороны, туризм, вовлекающий США, сейчас становится очень дорогим. Цены за авиаперелеты, которые исчисляются в американских долларах, будучи и так высокими, стали на 15%-20% выше для канадцев. В ближайшее время я путешествовать по Америке не собираюсь – слишком дорогое это стало удовольствие. Мой коллега, который планировал весенние каникулы в Сан-Диего, Калифорния, вынужден был отказаться от своих планов, поскольку расходы на переезд, проживание и развлечение в США оказались такими неподъемными. Цены на курортах Гавайев, Флориды, Майями соответственно тоже начнут кусаться. Сейчас для среднего канадца, планирующего свой отпуск, лучше всего заняться открытием своей холодной родины, нежели думать о югах!

Укрепляющаяся экономика США и долгосрочное понижение цен на нефть означают, что канадский доллар будет продолжать падение. Оно вряд ли будет таким драматическим, как в первые недели января 2015 года. Аналитики считают, что к 2017 году канадский доллар будет стоить 71 американский цент. Учитывая, что в такой ситуации канадские производители выигрывают, а канадские потребители проигрывают, падение стоимости доллара можно считать этаким «волшебным пендалем» для всей Канады. Ей, подобно России, пора отказываться от "сладкой" нефтяной иглы, и реально, а не в громких речах, вкладываться в развитие своей экономики и в борьбу с климатическими изменениями.

Wednesday, 28 January 2015

О важности проверки кредитной истории

Кредитный мониторинг? Об этом стоит подумать!
Сделайте себе такой подарок в 2015 году: закажите себе бесплатный отчет о вашей кредитной истории (credit report). Заказать его можно в таких специализированных организациях, как Equifax или TransUnion (для этого вы должны жить в США, Канаде или другой стране с развитой системой частного кредитования). По закону эти организации обязаны предоставить любому налогоплательщику один бесплатный отчет в году. Заказать такой отчет необходимо как себе, так и своему супругу(е). Еще лучше было бы приобрести у них за плату рейтинг вашей кредитоспособности (FICO mortgage score). Эта оценка поможет разобраться с той грудой данных, которая будет содержаться в бесплатном отчете. Здорово было бы также приобрести безлимитный доступ к кредитной истории себя и супруги. Эта информация очень важна, потому что это наше главное оружие против тех мошенников, которые хотят украсть нашу личность. Делают они это чтобы набрать кредитов, которые кредитор повесит на нас, а не на них.

Почему же знание кредитной истории – главное оружие против мошенников, ворующих личности? – спросит человек, неплохо подкованный в области информационной безопасности. Ведь главное наше оружие против таких мошенников – тщательная охрана своих персональных данных, паролей, номеров своих кредитных карточек, и т.д.

Охранять свои персональные данные действительно очень важно. Однако можно быть супер аккуратным и крайне осторожным человеком, и все равно пасть жертвой мошенников, ворующих личности. Потому что мы все живем не в горах, а в современном мире, где люди ходят в магазины и расплачиваются кредитной карточкой, где многие занимаются онлайновым банкингом, имеют дело с государственными организациями и т.д. Если магазин, банк или государственная организация не обеспечивает сохранность данных своих клиентов, то номера наших кредитных карт, наши персональные данные могут быть украдены.

Громких провалов плохой системы безопасности в банках и сетевых магазинах 2014 год нам принес очень много. Вот всего лишь несколько примеров: 1) в американском банке JPMorgan хакеры украли номера кредитных карт 80-ти миллионов людей и 7-ми миллионов компаний; 2) персональные данные 145-ти миллионов пользователей eBay были украдены в результате хакерской атаки; 3) 109 миллионов записей, 56 миллионов номеров кредитных карт и 53 миллиона электронных адресов были украдены хакерами из внутренней компьютерной сети магазинов Home Depot; 4) информация о 110 миллионов покупателей сети магазинов Target была украдена.

Этот список можно было бы продолжать и дальше. Государственные организации нас тоже «порадовали» в 2014 году: например, сотрудник канадского федерального правительства потерял незащищенную паролем флэшку с информацией о 600.000 студентах-заемщиках.

Иначе говоря, если вы использовали электронную почту (и соответственно могли пасть жертвой фишинговой атаки – даже не подозревая об этом), делали покупки с помощью кредитной карты, пытались получить кредит, занимались онлайновым банкингом, то ваша персональная и кредитная информация может попасть в руки к мошенникам. Что-то мне подсказывает, что подавляющее большинство современных потребителей уязвимы так или иначе в этом смысле!

Данные воруются в организациях уже не первый год. Испытанным способом помощи клиентам, чья информация была украдена, является предоставление клиентам доступа к их кредитной истории и рейтингу. Платят за это обычно обворованные организации, чтобы сохранить остатки своей подмоченной репутации. Таким образом клиенту дают возможность следить за тем, кто берет кредиты на его имя, предупреждать кредиторов о существующей опасности кражи конкретной личности, оспаривать кредиты, выданные мошенникам.

Это все здорово и очень важно. Проблема состоит в том, что организации часто пытаются скрыть кражу данных, чтобы избежать репутационных потерь. Кража часто раскрывается только когда скрывать ее уже невозможно, то есть намного позже самой кражи. Преступники же это прекрасно знают. Если они получают вашу информацию, они ею пытаются воспользоваться немедленно, чтобы успеть набрать как можно больше кредитов на имя пострадавшего, пока этот пострадавший не спохватится и не потребует, чтобы кредитор заблокировал кредиты на его счету. Если пострадавший вообще спохватится, поскольку многие организации грешат тем, что просто не сообщают о «мелких» утечках информации.

В конце концов, конечно, о краже личности станет известно – когда пострадавшему начнут приходить непонятные счета или у него начнут исчезать средства. Тогда пострадавший начнет реагировать, предпринимая какие-то шаги и тратя при этом кучу времени и нервов. Доступ к своей кредитной истории позволяет, что называется, «держать руку» на своем кредитном пульсе, в реальном времени следя за своей кредитной историей, или требуя от кредитора дополнительных шагов по авторизации человека, берущего кредит на ваше имя. Стоит такая услуга 15-17 канадских долларов в месяц на человека.

Я проверял свою кредитную историю – это был любопытный опыт. Во-первых, знать о том, что твоя личность пока не была украдена, очень приятно и облегчительно. Это ценное знание, и при том – бесплатное (если оно запрашивается раз в году, конечно)! Знать кредитный рейтинг тоже важно. Он дает понять, насколько хороша ваша кредитная ситуация, описанная в бесплатном отчете, и чего можно ждать от общения с кредиторами: суровых лиц и высоких процентов кредита – или радостных и улыбчивых лиц, и низких процентов кредита. Эта информация предоставляется уже платно (CAD $12). Ее необходимо знать перед тем, как собираешься брать большой кредит, например, ипотеку.

Индивидуальный кредитный отчет содержит несколько пунктов, которые стоит проверять на предмет ошибок: имя, дату рождения, текущий и бывший адреса, телефоны, номер налогоплательщика (SIN в Канаде, или SSN в США). Если эта информация не совпадает с реальной, ее необходимо исправлять. Для этого к каждому отчету прилагается специальная форма, которую клиент может заполнить и отправить обратно. Если же у клиента возникает подозрение, что была допущена не административная ошибка, а кража личности, об этом надо сообщать немедленно (по телефону).

В своем кредитном отчете я также обнаружил записи относительно разных кредитных карт, которые у меня имеются. О паре из них я уже абсолютно забыл! Если кредитная карта нужна, ею нужно пользоваться, хотя бы иногда. Если же она не нужна, я закрываю кредит. Я занимаюсь информационной безопасностью уже не первый год и не доверяю ни одному, даже самому громкому бренду. Все они занимаются нынче экономией, и экономия на системах безопасности - самая распространенная! Если из-за их ошибок у них украдут номер моей кредитной карты, расхлебывать эту кашу придется мне.

Подробнее об услугах TransUnion можно узнать здесь: http://www.transunion.ca/ca/personal/consumersupport/faq/general_en.page; об услугах Equifax здесь: https://help-en.equifax.ca.

Какова же ситуация с проверкой индивидуальной кредитной истории в России? К сожалению, Россия не является страной с высокоразвитой системой кредитования населения. Из-за санкций и инфляции ситуация ухудшилась значительно. Кредиты там либо сейчас вообще не выдаются, либо выдаются под огромные проценты всем без разбора. О какой-то частной кредитной истории банки там не задумываются, как не задумываются о возможности кражи чьей-либо личности. В целом ситуация там напоминает Дикий Запад, где закона особого нет, но в котором иногда появляется шериф Безумный Джо и кольтом "наводит порядок" по своему усмотрению. Если бы я жил в России я бы избегал там пользоваться кредитными картами, а расплачивался бы везде только наличкой. Госорганизации, бизнесы и банки защищают там персональные данные клиентов из рук вон плохо, чему я был лично свидетелем (и описал в статье «О недавнем путешествии в Россию» здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/10/blog-post.html).

Tuesday, 27 January 2015

К Татьяниному дню: пересматривая "Онегина"

Чудесные иллюстрации А.Бакулевского
«Евгений Онегин» (ЕО) А.С.Пушкина – очень обманчивое литературное произведение. Читается оно легко, и любовная история, рассказанная в нем, очень проста. Однако будучи едва ли не лицом российской словесности, оно не вызывает горячего интереса со стороны отечественных кинематографистов. Википедия сообщает, что ЕО был экранизирован в России только два раза: в 1911 и в 1915 годах. С тех пор попыток экранизации не было. На память приходит только великолепное чтение романа ЕО Сергеем Юрским и конечно же многочисленные постановки одноименной оперы Чайковского.

Прорыв в этой области сделали американцы, которые не боятся кинематографических вызовов. Фильм «Онегин» вышел в мировой прокат в 1999 году. Бюджет фильма составил 14 миллионов долларов, кассовые сборы по всему миру – примерно 2,5 миллиона. Финансово фильм оказался убыточным, хотя как известно Голливуд не боится риска. Голливудские продюсеры не добрали с десяток миллионов на этом фильме, но вернули все потери с лихвой с проката таких коммерчески успешных фильмов 1999 года, как «Бойцовский клуб» (доход – 40 миллионов долларов) или «Матрица» (доход – 400 миллионов долларов).

Итак, благодаря Голливуду мы имеем возможность познакомиться с первым переводом величайшего произведения российской словесности с литературного языка на кинематографический. Что мы можем сказать об этом переводе? Добавляет ли он что-нибудь в наше понимание первоисточника?


С проблемами перевода ЕО хорошо познакомился Владимир Набоков, издавший увесистый 1000-страничный аннотированный перевод ЕО на английский язык (оригинальное произведение занимает чуть больше 200 страниц). Набоков многое мог бы рассказать о трудностях перевода ЕО на другие языки. Уже только один этот его опыт говорит нам о том, что ЕО – произведение непростое, имеются в нем какие-то особые подводные камни. Что это за камни и препятствия такие, которые так серьезно затрудняют художественное переложение «энциклопедии русской жизни» на другие языки и средства выражения?

Несмотря на свою финансовую неудачу фильм «Онегин» мне лично представляется большой художественной удачей его создателей: режиссера Марты Файнс, сценаристов Майкла Игнатьева и Питера Эттедгуи, оператора Реми Адефаразина и т.д. Я разделяю мнение лондонских и токийских критиков, которые высоко оценили этот фильм, отдав ему несколько очень серьезных кинонаград (БАФТА, Приз новому режиссеру от лондонских кинокритиков, Приз Токийского кинофестиваля за лучшую режиссуру).

В первую очередь конечно же в фильме хорош прекрасный актер Ральф Файнс (Онегин) – утонченный до кончиков ногтей «лондонский денди»: весьма неглупый, но ленивый и пресыщенный петербургский франт со жгучим взглядом. Глядеть на игру Ральфа Файнса – одно удовольствие. Образу же Татьяны в исполнении Лив Тайлер по-моему не хватает психологической глубины – а также физической полноты. Трудно представить, чтобы молодая и здоровая девушка, живущая в деревне на свежем воздухе и «органических» продуктах, была настолько же худа, как Лив Тайлер!

Создатели фильма приняли одно важное и можно сказать принципиальное решение относительно первоисточника: они отказались от стихотворной основы, и изложили прозой историю отношений Татьяны и Евгения. Когда же пропадает очарование «онегинской строфы» и авторских отступлений, то остающаяся голая фабула выглядит также просто и обычно, как тело петербуржской модницы в русской бане. Мне кажется, что моя по-пушкински смелая метафора хорошо передает основную художественную ценность ЕО: этот роман представляет из себя гениальное художественное оформление крайне заурядной любовной истории. Так магнетически выглядит на балу средняя по своей внешней привлекательности девушка, которую со вкусом одел первоклассный портной и украсил отличный стилист. Такая девушка будет сиять и привлекать множество кавалеров, что собственно и имеется в отношении ЕО: популярность и яркость по сравнению с другими схожими литературными произведениями, повышенный и неутихающий интерес со стороны выдающихся критиков, переводчиков, исследователей.


ЕО писался во времена, когда о кино еще и речи не было. Сейчас многие авторы «грешат» тем, что пишут как будто специально для киноэкрана: до того ярки и просты их истории. Пушкин в этом смысле был абсолютно чист, он писал без оглядки на кинематографичность своего повествования. Его рассказ свободно порхает между незамысловатым деревенским сюжетом, красивыми природными зарисовками, рассуждениями о жизни и даже «метатекстом», т.е. текстом о тексте («Читатель ждет уж рифмы розы; На, вот возьми ее скорей!»). Всю эту «легкость в мыслях необыкновенную» передать киноязыком довольно сложно, хотя и не невозможно. Возмись за ЕО какой-нибудь мастер вроде Феллини, глядишь, у него могло получиться что-то близкое к оригиналу.

Однако за ЕО взялся Майкл Игнатьев, канадский писатель, ученый и политик с русскими корнями. О нем я подробно рассказывал здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/12/blog-post_8.html. Майкл Игнатьев – человек весьма талантливый, хотя его талант не такой необычный, как у Феллини. Игнатьев – в первую очередь писатель-прозаик. Что ему действительно удалось, так это передача драмы отношений Онегина с Татьяной, с Ленским, с петербуржскими франтами. Диалоги фильма «Онегин» отточены, в них важно каждое слово. Игнатьев смог передать в фильме, и даже, на мой взгляд, заострить основные конфликты романа, создавая психологическую напряженность многочисленных конфликтов и предлагая их удовлетворительную развязку. Этому способствует добротная режиссура Марты Файнс. Красоту средне-русских пейзажей отлично передает картинка оператора Реми Адефаразина.

Создатели фильма вводят в него даже некоторый символизм в образе облезающей краски на фундаменте российских имперских зданий (империя, мол, гниет и разрушается), но этот символизм, как и вальс «На сопках Маньчжурии», под который Ольга танцует с Онегиным на деревенском балу, противоречат времени. Вальс этот, хотя и очень красивый (https://www.youtube.com/watch?v=1EafHZcxi2Qб, 1906 год), не был тогда еще написан, а российская империя в 1820-30-х годах (время действия романа) была еще очень крепка.

ЕО – это не просто любовная история, а любовная история, как ее увидел Пушкин. В романе столько же Пушкина, сколько и Онегина, и когда из него удаляют «пушкинскую» часть, то оставшееся создает несколько незаконченное впечатление. Однако усилия создателей фильма оказались достаточно успешными, благодаря добротной драматургии сценария, достойной режиссерской работе и хорошему оператору. Спасибо им не только за красивый фильм и любопытное кинематографическое усилие, но и за подаренную англоязычному миру возможность легко познакомиться с бессмертным произведением русской литературной классики! Зритель может запросто потратить полтора часа своего времени на просмотр этого фильма. Кто знает, скольким уже захотелось после просмотра почитать оригинал.

После многолетнего издания по частям (1824-1830) и бурной популярности этого литературного «сериала», наиболее успешными попытками его «прочтения» на родине стала одноименная опера П. Чайковского, а также авторское чтение романа великим российским актером Сергеем Юрским в одноименной театральной телепостановке. Благодаря очевидному присутствию своей собственной творческой личности, "пушкинская" составляющая передается или компенсируется в этих произведениях с сопоставимой силой таланта – композиторского у Чайковского и актерского у Юрского.

Tuesday, 6 January 2015

Тост на Рождество

На Рождество Христово опять призываю выпить – только не вина или шампанского, которое можно было пить иногда во время Рождественского поста. В этот день я лично поднимаю стакан с кофе со сливками! Для тех, кто выдержал этот пост, смесь кофейного аромата и приятного молочного вкуса превзойдет в день разговления вкус любого тонкого вина. А если еще заесть все это доброй яичницей с бутербродом с маслом и сыром, то ощущения превзойдут по своей силе ощущения от закуски из черной икры! За Рождество Христово, друзья, за воплощение веры в реальности!

Особый упор в предыдущем предложении я бы хотел сделать на вере. За что стоит поднять второй тост, который по русской привычке должен быстро следовать за первым, так это за укрепление нашей веры в Бога и в возможность нашего посмертного Спасения!

Так получилось, что с самого своего Рождения Иисус Христос проверяет нашу веру. Новозаветная история о Непорочном Разрешении от Бремени Девой Марией – одна из самых оспариваемых историй в околорелигиозных наукообразных кругах. Рациональное мышление отказывается принять то, что Ребенок Иисус родился и после этого Его Мать осталась девственницей. Это просто противоречит законам этого мира!

Дело конечно здесь в том, что законы этого мира создал Бог, и как их Создатель, Он имеет возможность делать с ними все, что хочет. Если в Его интересах эти законы нарушить, Он сделает это с такой же легкостью, с какой портной выберет цвет нового платья.

Таким образом, сомнения в Непорочном Разрешении от Бремени Девой Марией уходят корнями в самый главный вопрос для верующего или того, кто им хочет быть: а в Бога-то ты веришь? Если веришь, значит поверишь и во все Его Чудеса, которых было множество в древности, да и сейчас они происходят регулярно, и не только с великими людьми.

Сколько раз мы задавались вопросом: каким только чудом мне удалось сделать то-то, или я смог избежать того-то? Ведь по логике вещей и по законам природы все должно было произойти совсем по-другому! Но каким-то чудесным образом логика вещей или законы природы вдруг изменились. И, между прочим, это произошло ради меня, а не какого-то президента или нобелевского лауреата, за жизнью которого пристально следит весь мир.

Я довольно часто об этом думал, например, когда учился водить машину. Сколько раз я чудесным образом смог избежать аварий, даже перечислить сложно. Я-то, конечно, знаю, что на самом деле происходило – Бог своей невидимой, но всевластной Рукой отвел от меня грозившие мне опасности, нарушил ради меня, маленького человека, законы мироздания. Вот в чем суть всех чудес. Как можно этого не видеть и не понимать?!

Бог нас всех любит и терпеливо ждет, когда мы сбросим с себя свою безосновательную самоуверенность, преодолеем короткое наукообразное мышление, осознаем и возненавидим свои аморальные ошибки, посмотрим на свою повседневную жизнь в далекой перспективе и расставим в ней соответствующие приоритеты. Он уже нас спасает, пока мы, как неразумные дети, всё играем со спичками, или как-то иначе норовим испортить жизнь себе и всем окружающим своим эгоизмом, глупостью и недалекостью. Он снизошел до нашей мелкой и довольно грязной суеты через Своего Безгрешного Сына и говорит с нами на равных, а не откуда-то там с недостижимых Небес. Бог приблизился к нам, чтобы дать нам возможность приблизиться к Нему.

Начало этого важнейшего события в жизни человечества мы и празднуем в Рождество.

Wednesday, 31 December 2014

Новогодний тост

Этот замечательный фильм нас тоже объединяет
«Крым наш!» - с такими словами и с бокалом вина в руках меня встретила сияющая гостья семьи, куда я на днях зашел вечером по делу. «Выпьем за это!» - воскликнула она, передавая мне бокал.

Я еще не успел прийти в себя, да и в горле слегка от подобной неожиданности пересохло. Знакомая явно не читала мою статью «Почему российский Крым не станет аксеновским Островом Крымом» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/03/blog-post_28.html), в которой я резко негативно отзываюсь о незаконном захвате Крыма Россией. Думаю, что жители Крыма были подобным же образом слегка ошарашены, когда неожиданно увидели пресловутых «зеленых человечков» в своих местах общественного присутствия.

Я принял бокал и машинально выпил. Вроде стало чуть-чуть полегче от такого напора. Меня тут же заставили пройти и сесть за стол. За ним сидело много гостей, которых хозяйка собрала «просто так».

Придя постепенно в себя и поразмыслив немного я решил в долгу не оставаться. «У меня тоже есть тост», - объявил я через пару минут, - «Предлагаю выпить за прекращение войны на Украине, за восстановление дружбы между братскими народами Украины и России, а также за свободу всех, кто осужден за свои убеждения или по несправедливым приговорам!»

Народ за столом слегка помрачнел, но за предложенный тост выпил. В этих вопросах в общем у всех, кажется, было единодушие, в том числе и у нескольких гостей с украинскими корнями.

Постепенно выпитое вино стало смазывать шестеренки общения, и вечеринка дальше покатилась довольно мягко, избегая ухабов и ям внешней и внутренней политики России. Тосты звучали один за другим, они уже не вызывали ни в ком внутреннего сопротивления: за всех собравшихся за столом крестных родителей и за их "подопечных" детей, за сам замечательный стол и гостеприимную хозяйку, за здоровье близких, за захватывающие дух отпускные планы, за процветание нашей местной православной церкви, за наступающие Новый Год и Рождество Христово, и т.д. и т.п.

Даже сидя за одним столом с людьми, которые придерживаются абсолютно противоположных со мною политических взглядов, выяснилось, что нас гораздо больше тем объединяет, чем разъединяет. В конце вечера «крымнашистская» гостья, я и остальные гости уже весело вместе играли в фанты. При расставании она и я обнялись, искренне довольные друг другом, и трижды расцеловались. Вечер в конце концов оказался очень приятным!

В своей последней статье уходящего 2014 года я хочу поднять виртуальный бокал за то, чтобы в жизни нас всех, и особенно эмигрантов, волею судеб раскиданных по миру, было меньше тем, которые нас разделяют, и больше тем, которые нас объединяют в хорошем смысле, за которые мы бы все без исключения с удовольствием выпили в 2015 году!

С Новым годом!

Friday, 26 December 2014

Театральный рассказ (довольно мрачный)


Однажды К. узнал, что местное театральное общество готовит большое костюмированное театральное представление-мюзикл. В труппу набирали не профессиональных актеров, а добровольцев. Музыкальным директором постановки был заявлен международно известный дирижер. Режиссер был тоже очень опытен и известен. К. решил попытать счастья и пошел на прослушивание. Он не очень верил в свои театральные способности, но желание поучаствовать в полномасштабной театральной постановке под таким сильным руководством было сильнее.

Когда после прослушивания ему сообщили, что он принят в актерскую труппу, он был очень счастлив. Ему казалось, что сбываются его самые смелые фантазии.

Вскоре начались репетиции. К. пришлось много работать, готовиться дома, чтобы более-менее соответствовать высоким ожиданиям как режиссера, так и музыкального директора. Эта подготовка и близкое знакомство с прекрасной музыкой произведения наполняли К. энтузиазмом. Он хотел быть ничем не хуже более опытных добровольцев, многие из которых имели довольно богатый театральный опыт.

Мюзикл, в постановке которого участвовал К., музыкально был очень хорош. Одна красивая песня в нем сменяла другую, мелодии были запоминающимися. К. начал понимать, что хорошее исполнение превратит этот качественный музыкальный материал в великолепное представление. У К. были все основания ожидать, что шоу будет действительно великолепным и популярным.

Любовная история, рассказанная в мюзикле была довольно обычной – за исключением одной особенности. Этой «изюминкой» было появление во втором акте привидений, которые должны были разрешить некоторые сюжетные конфликты. По ходу дела «привидения» должны были исполнить довольно жуткий танец на кладбище с костями, и спеть несколько уникально звучащих песен. Эпизодическая роль одного из «привидений» давала возможность К. блеснуть своими актерскими талантами – что он и пытался сделать изо всех своих сил: корчил страшные рожи, старался красиво двигаться при исполнении танца «привидений». У него довольно неплохо получалось, потому что режиссер несколько раз подходил к нему после репетиций и благодарил его за хорошую работу. К. было очень приятно выслушивать эту похвалу.

Репетиции длились около полугода. Все это время музыка для произведения исполнялась молодой пианисткой, которая стала большой поклонницей этого мюзикла. У нее было высшее музыкальное образование, и она не раз во время перерывов рассказывала актерам, какая в этом мюзикле особая музыка: «Прогрессия аккордов этой музыки совершенно уникальна, особенно в песне привидений», - восторгалась она, - «сколько лет я играю мюзиклы, а такого еще не слышала!»

К. с большим интересом слушал это мнение, так сказать, изнутри. Он действительно что-то такое чувствовал в этой музыке, но не мог выразить это словами. Пианистка делала это за него.

Пианистке очень нравилась и режиссерская реализация мюзикла. Иногда актеры играли так хорошо и так забавно, что она не могла сдержать свой смех и фыркала прямо во время игры на пианино.

При всех этих достоинствах музыкально и драматического материала, было известно, что исторически пьеса не имела широкого успеха у публики. К. был довольно шокирован, когда об этом узнал от опытных актеров. Они заверили его, что несмотря на всю свою красоту и искрометный юмор, пьеса ставится на театральных подмостках довольно редко. «Ее не скоро будут снова ставить, потому что она не принесет нашему театральному обществу большой материальной выгоды», - делился своим мнением опытный коллега по труппе и казначей этого театрального общества. «Но почему?» - недоумевал К. «Не знаю в чем тут дело» - признавался казначей, - «Но как-то так сложилось, что эта пьеса наименее популярна у ее автора, хотя в музыкальном смысле она – несомненно одна из самых лучших. Слышал ведь, как пианистка ею восторгается?»

И вот репетиции подошли к концу, настало время показывать мюзикл в театре. К. был немного огорчен тем, что премьеры пришлись на апрель, то есть на самый разгар Великого Поста перед Пасхой. К. регулярно ходил в церковь, исповедывался, причащался, но никогда и не вспоминал в этой связи о своем театральном проекте – он казался ему достаточно невинным мероприятием. К. не возражал против лицедейства в принципе – ну как и кому оно может повредить? Его только огорчало то, что в то время, когда все верующие будут переживать Великий Пост, он будет «скакать по сцене», как он сам для себя шутливо обозначал свои усилия. «Ничего», - успокаивал себя К., - «после окончания театральных показов пойду исповедаюсь и причащусь».

И хотя постановка стала действительно очень хорошим театральным материалом, залы не были заполнены полностью во время представлений. «Вот видишь», - говорил казначей огорченному К., - «Я же предупреждал. Не скоро эта постановка будет снова на театральной сцене!»

Радостным пятном на этом фоне во время премьеры был хохот пианистки. Она сидела в первом ряду со своим мужем и получала искреннее наслаждение от спектакля, громко смеясь и бурно аплодируя. Она объяснила во время антракта, что специально решила купить билет на премьеру, чтобы наконец насладиться постановкой как зритель. «Это такой отличный мюзикл! Местная публика просто не разбирается в хорошем музыкальном театре, а вы, ребята, так его здорово играете. Сцена с привидениями просто улетная», - подбадривала она актеров. К. чувствовал, что актерам было важно положительное мнение со стороны, да и просто – психологическая поддержка человека, хорошо знакомого с этой недооцененной пьесой.

Затем представления закончились, была большая вечеринка всего театрального состава, местные газеты опубликовали пару одобрительных рецензий театральных критиков. Проект завершился. Для К. это был незабываемый опыт, который, как он считал, его сильно обогатил. До поры до времени этот опыт оставил в К. множество приятных впечатлений и воспоминаний. Как и обещал себе, К. по окончанию проекта пошел в церковь на исповедь и причастие, где исповедался в пропуске служб во время Великого Поста. «Подумай, стоит ли театром заниматься в следующий раз», - сказал во время исповедальных наставлений батюшка, и добавил: «Пропускать службы во время Великого Поста нехорошо. Тем более ради того, чтобы участвовать в постановке произведения этого автора, уж очень он свободен в выборе темы». К. хотел спросить, что такого не нравится батюшке в произведениях этого автора, но постеснялся. Может имелась в виду некоторая любовная фривольность истории, а может и использование всяких привидений и нечистой силы в сюжете.

«В любом случае, раз батюшка сказал, значит в этом что-то есть», - с некоторым сожалением подумал К., - «Если предложат выступать в следующем году, подумаю прежде чем соглашаться, особенно если премьеры будут приходиться на Великий Пост. Что хорошего по сцене скакать, когда все нормальные люди вокруг молятся?».

К. вел насыщенную жизнь, и воспоминания об этом театральном проекте стали стираться потихоньку из его памяти, вытесняемыми новыми впечатлениями. Однако вскоре произошло событие, которое поразило К. как гром. Оно освежило в его памяти этот театральный проект и заставило о нем задуматься, но уже в другом смысле.

Через пару месяцев после окончания проекта казначей распространил по электронной почте между его участниками страшную новость: пианистка, которую все так любили, и которая так всех поддерживала во время постановок, погибла вместе со своим мужем. Причиной смерти называлась автомобильная катастрофа.

Эта новость ошарашила К. Он очень хорошо помнил пианистку и свое общение с ней. Она была очень приятным, веселым и жизнелюбивым человеком, очень еще молодым. К. помнил ее так хорошо, будто он только вчера с ней расстался. Эта свежесть и приятность воспоминаний была особенно горька: как же так, вот же она только недавно так заразительно хохотала во время премьеры, а теперь ее больше нет? К. отказывался в это верить.

Он решил узнать детали смерти в Интернете, тем более, что там регулярно публиковались сведения об автомобильных катастрофах. Такая трагичная авария, унесшая жзнь двух молодых людей, не могла остаться незамеченной средствами массовой информации.

Однако к своему величайшему удивлению и недоумению, К. так и не смог найти в прессе никаких деталей катастрофы. Ее как-будто не было в течение последних пары месяцев. Газеты во всяком случае ничего об этом не писали с тех пор, как К. видел пианистку на концерте.

Что же там произошло? – недоумевал К. Об этом он спросил казначея, с которым однажды случайно встретился на улице. Из оживленной переписки между членами театральной труппы, которая последовала за печальной новостью, К. знал, что казначей присутствовал на похоронах пианистки и ее мужа.

«Дело темное», - признался казначей, - «Гостей попросили об этом у родителей погибших не спрашивать. Но слухи ходят либо о двойном самоубийстве, либо об убийстве и самоубийстве, может быть с использованием наркотиков». «Что??» - воскликнул пораженный К., - «Она же была такой... нормальной!»

«Знаю, знаю», - печально ответил казначей, - «Совершенно с тобой согласен. Поэтому дело темное. Ты тоже, не спрашивай вокруг особенно. У их родителей и так большое горе. Ну ладно, я побежал».

К. долго не мог прийти в себя от этой новости, которая просто не укладывалась в его сознании. Должен был произойти просто какой-то кошмар, чтобы молодые и симпатичные люди, у которых вся жизнь была впереди, вдруг покончили с собой. Это какой-то бред, наваждение. У них что там, мозги совсем снесло?!

К. решил рассказать обо всем своему священнику. Батюшка выслушал его молча и печально, смотря куда-то вниз. «Молись за них. Им это очень нужно», - сказал он в конце просто, не глядя на К.

Страшная мысль поразила К. Он спросил: «Батюшка, неужели эта чудовищная смерть и эта пьеса связаны друг с другом?»

«Все в Руце Господней. Деталей мы не знаем, поэтому логически такие выводы делать нельзя», - ответил батюшка и добавил, - «Но я тебя прошу, держись от зла подальше. Его так много в этом мире, и оно часто выглядит так притягательно и невинно. Однако зло есть зло, оно ужасно, и компромиссов с добром у него быть не может. А человек слаб и грешен, его тянет ко злу. Мы думаем что с нами ничего не будет, если мы шажок ко злу сделаем. Чуть-чуть с ним поиграем, нервишки пощекочем, удовольствие от этого получим, а потом вовремя и отойдем. Мы же думаем, что мы сильные, что мы можем контролировать ситуацию. В этот капкан многие и попадают. Шутить со злом очень и очень опасно!

Кстати, заметь, это черта современности – воспевать антигероев и антитемы. Об этом писать просто, и успех почти гарантирован. А вот настоящим Героем мало кто в светском мире интересуется, на Нем деньги не делаются. Да и нечистый этого очень не хочет, туманит людям мозги, чтобы они Героя не замечали, а антигероями интересовались.

Ради своей бессмертной души старайся держаться подальше от зла – и поближе к нашему самому главному Герою Иисусу Христу. Никогда не упускай Его из виду, по Нему и равняйся. Моли Его денно и нощно о своем спасении. Думай, есть ли на твои действия Божья Воля».

"Но как же я ее узнаю, Батюшка?"

"Молись и слушай свое сердце. Оно подскажет".

Wednesday, 24 December 2014

Псалом 3 (Псалтирь для чайников)

"Над народом Твоим благословение Твое" (Пс.3:9)

1. Псалом Давида,
когда он бежал от мятежного Авессалома,
сына своего:

2. Господи, как умножились враги мои!
Многие восстают против меня,

3. Многие говорят обо мне:
«Нет ему спасения в его Боге».

4. Но Ты, Господи, щит предо мною,
Ты – слава моя,
Ты помогаешь мне держать голову прямо.

5. В трудную минуту я взываю к Господу,
и Он слышит меня со святой горы Своей.

6. Ложусь я, сплю или встаю,
В любое время дня и ночи
Господь защищает меня.

7. С Ним не испугаюсь я тех людей,
которые со всех сторон ополчились на меня,
Кем бы они ни были.

8. Приди ко мне, Господи!
Спаси меня, Боже мой!
ибо Ты поражаешь всех врагов моих;
сокрушаешь зубы нечестивых.

9. Лишь от Господа спасение.
Над народом Твоим благословение Твое.

О Шестопсалмии

Третий псалом начинает Шестопсалмие - одну из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящую из чтения подряд шести следующих избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. О важности этой части утреннего богослужения свидетельствует то, что во время чтения Шестопсалмия пастве не разрешается не только шуметь или громко разговаривать, но даже перешептываться, не говоря уже о проверке своих айфонов. Перед чтением Шестопсалмия, чтобы пастве было легче углубляться в смысл читаемого, полагается погашать почти все особенно яркие светильники и оставлять молящихся в полумраке.

Особое внимание требуется при слушании паствой Шестопсалмия по его содержанию. Все читаемые псалмы трогательно изображают душевные скорби кающегося грешника, страдающего в жизни от своих беззаконий, а также его твердое упование на милость Божию.

Чтение Шестопсалмия в нашей церкви часто доверяют мне. И надо сказать, это не так-то просто: правильно, без запинания и заикания, прочитать эти шесть псалмов. Мне это искусство далось не сразу. Сначала язык меня очень плохо слушался, поворачивался еле-еле и все норовил сказать что-нибудь не то. Но месяцы, а вроде бы уже и годы тренировки сделали свое дело – сейчас мне за свое чтение не стыдно!

О вере в Бога

На судьбе Царя Давида и его сына Авессалома я подробно остановился при разборе второго псалма http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/12/2.html. Очевидно, что третий псалом писался Давидом в самую его тяжелую минуту: на него восстали не просто враги. Во главе них стоял его собственный возлюбленный сын, который при этом пользовался поддержкой мятежного народа! Потому первая часть псалма звучит так отчаянно.

К чести Давида надо сказать, что даже перед лицом таких тяжелых испытаний он не потерял своей веры. Строфы 4-9 свидетельствуют о том, что эти испытания наоборот укрепили его веру. Это впоследствии будет Господом очень оценено. Любопытно, что Давид не ищет никаких логических объяснений для того, чтобы верить в Бога. Он не говорит себе: «Ну как же, я должен верить, ведь Господь явил мне свои чудеса, например, когда я победил в одиночку огромного Голиафа».

Давид не пытается сам с собой организовать какие-то сделки: вот, мол, Бог мне помог, так я в Него поверю. Давиду не нужны научные свидетельства, статистика и все остальное, что требуется современным «сомневающимся». Так в Бога не уверуешь. Наукообразие найдет логическое объяснение любым чудесам (хотя настоящая наука совершенно не противоречит религии, о чем я подробно писал в статье «О креационизме, или Почему «наука без религии — хрома»: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/08/blog-post_7.html). Давид просто верит в Бога – не смотря ни на что!

Голая правда веры такова: либо человек верит в Бога, и принимает тем самым Его чудеса и Его сверхъестественный план для этого мира, как то, Хождение по Водам, Непорочное Зачатие, Страшный Суд и т.д. Либо человек в Бога не верит и будет разочарованно искать логическое объяснение самым удивительным чудесам, а весь этот мир считать порождением дикого хаоса. Как говорится, удачи! Жить с ощущением, что мир это хаос, а смерть – это когда «просто гаснет свет», должно быть очень неприятно, бессмысленно и страшно. Такая установка в своей логической последовательности приведет неверующего только в психушку или в петлю, не говоря уже о том, что она оправдает любой ад, который этот неверующий испытает на своем невеселом жизненном пути.

Неверующий человек живет в аду уже сейчас. Для него нет никакой морали (потому что в ней нет никакого смысла, а соответственно и напрягаться незачем), нет ни одного светлого пятна (потому что все равно это плохо закончится, и мы все умрем). Такой человек никому в своем окружении не нужен, потому что он все портит своим пессимизмом, ненадежностью и ядовитым языком. Если у него что-то есть (деньги, успех, власть), то ему все равно всегда этого будет мало, или он будет бояться это потерять, или это будет приносить ему одни несчастья. Если денег, успеха, власти нет, то он всю жизнь будет ждать, когда же люди вокруг образумятся и поймут, насколько великолепный алмаз они теряют в его лице. Конечно же он никогда этого не дождется, и душа его будет от этого черстветь еще сильнее.

Верующего же радует все в этом мире, каждая малая деталь. Даже если его "стакан заполнен только наполовину", он благодарен за все хорошее, что у него есть. Он в первую очередь работает над собой, а не над кем-либо другим. Он старается стать лучше – в семье, с друзьями, на работе. Он распознает свои слабости и борется с ними. Он хочет понравиться Богу, и, если ему это удается, получает от Него удивительные, самые лучшие и желанные подарки. Верующий знает, что человеческая жизнь драгоценна и имеет великий смысл подготовки к жизни вечной. Верующий – это та желанная перемена, которую мы все хотим видеть в этом мире. Верующий дает окружающим спокойствие, мир, надежду и радость. Он стяжает добрую славу. К нему тянутся люди.

Как говорится, выбирайте сами!

О страхе Господнем

Возвратимся к третьему псалму. Если вдуматься, его начало рисует ужасную картину: сын не только издевается над отцом и хочет отнять у него власть, но и убить его. Ничего себе положеньице! Не хотел бы я лично в таком оказаться. Воистину, страшным душевным мукам подвергся Давид за грехи, казалось бы, мелкого злоупотребления властью. По сравнению с тем что делают современные тираны, то, что сделал Давид, кажется невинной игрой в крестики-нолики (послал соперника в любви на войну, а сам тем временем подчинил себе его красавицу-жену). А наказание, тем не менее, было вот таким неслабым!

Пример Давида напоминает о том, что грешить опасно хотя бы потому, что таким образом мы уже в нашей земной жизни навлекаем на себя страдания непропорциональной силы. А о посмертных страданиях за грехи и говорить нечего: они будут во сто крат ужаснее любых земных. Я лично не хочу о подобном для себя даже думать, не то что активно навлекать на себя. Я не хочу ставить опыты над самим собой, притом с вероятностью довольно страшных для себя же последствий. Нет, спасибо, подобные игры – не для меня. Я бы предпочел, чтобы мой сын меня любил и был мудрым, счастливым и верующим человеком. Примерно как Соломон, которым впоследствии Господь все-таки наградил Давида за его веру. Все, конечно, находится в Руке Господней, но по крайней мере, я бы знал, что все от меня зависящее я делаю, чтобы достигнуть желаемых целей и избежать нежелаемых.

Важно знать следующее: жить в страхе Господнем – это нормально. «Начало мудрости — страх Господень», - говорит псалмист в 110-ом псалме. Это естественное состояние для верующего человека, ведь этот человек знает, что его постоянно обуревают всякие низменные страсти - а страх Господень помогает ему эти страсти обуздывать и обеспечивать себе место в Царствии Небесном. Речь идет не о той мучительной трусливости, животном страхе, который заставляет нас "спасать свою шкуру" в опасную минуту. Речь идет о мудрости человека, который имеет глубокое понимание сути тварного и небесного мира и своего в нем места. Страшен не всемогущий и совершенный хозяин мира Бог, который на протяжении всей Библии твердит человеку: "Не бойся!" Страшно потерять страх перед Господом, то есть поддаться главному греху гордыне и отдалиться от Его лица в этой и в посмертной жизни. Гордыня тутже начинает порождать множество других грехов. Тормоза отключаются, и система начинает набирать скорость, которая неумолимо повышается до аварийной. Жизнь без страха перед Богом приведет человека к аварии, результатом которой будет лишь отвратительное мокрое пятно. Судьба такой бессмертной души тоже будет незавидная. Скоро или не скоро произойдет авария – зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Но общая траектория складывается именно в этом направлении. «Спасибо» за это первородному греху, который сидит в каждом из нас в виде старения, болезней, умственных и физических недостатков, страстей. Без страха Господня все эти вещи рано или поздно подчиняют человека полностью и лишают его светлого Божественного образа, превращая его в извивающегося червяка без настоящего и будущего.