Friday, 29 November 2013

О подарке евангелиста Матфея - истории о Вифлеемской звезде

Джотто "Поклонение волхвов" (1304-1306 гг.)
Ответ на вопрос о том, чем могла быть Вифлеемская звезда, занимает более ученых, нежели богословов. Астрономическая наука накопила много любопытных фактов, которые могут быть интерпретированы, чтобы объяснить происходившее в небе Иудеи в день Рождества Христова, таким образом знакомя массы с этой поразительной библейской историей, и приближая библейское предание к историческому рассказу. Вифлеемская звезда была чудом, которое однако вполне могло иметь рациональное объяснение.

Согласно Евангелию от Матфея (чью память христиане чтят сегодня, 29 ноября) в преддверии Рождества Христова три волхва, то есть мудреца, увидели в небе на востоке удивительное астрономическое событие – двигающуюся яркую звезду. Волхвы восприняли это событие как добрый знак о том, что родился Царь Иудейский, и пошли за ней. Согласно Писанию, звезда двигалась по небу и остановилась прямо над пещерой, где волхвы нашли Иосифа, Марию и новорожденного Иисуса Христа. Волхвы поклонились им и принесли свои дары: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). Туда же пришли поклониться и пастухи, которым сообщил о Благой Вести Рождества ангел.

В отличие от пастухов, волхвы были людьми, которые могли не только увидеть новое небесное явление, но и оценить его важность и интерпретировать его. Скорее всего они происходили из древнего Вавилона, где опыт изучения небесных явлений был очень богатым. Вавилонские мудрецы веками изучали звезды, планеты и объясняли значение космических событий. Ждали они и небесного знака, который бы исполнил ветхозаветное пророчество о звезде, знаменующей приход Мессии, вроде следующего пророчества из ветхозаветной книги Чисел: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис.24:17).

Однако небесные явления происходят довольно часто, и было бы ошибочно видеть в каждом из них такой глубокий смысл. Например, сильное впечатление может произвести вид кометы с огромным хвостом в чистом ночном небе, каким было и остается небо над землями «Плодородного полумесяца» (территориями современных Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции и северо-запада Иордании). Комета Айсек, например, будет видна в ночном небе северного полушария в декабре этого года. То, что увидели евангельские волхвы, было чем-то из ряда вон выходящим, уникальным, редким. Кроме того, Вифлеемская звезда была знаком добрым, в отличие от комет, которые всегда считались знаком дурным, приносящим несчастье на землю. Рождение Иисуса Христа же было событием противоположного характера.
Византийская икона
Версии того, что Вифлеемская звезда была кометой, существуют издавна. В это верили авторы древних христианских фресок и картин, которые изображали ее именно в виде кометы. Ближайшим по времени к Рождеству Иисуса Христа впечатляющим небесным явлением подобного рода было появление в небе знаменитой кометы Галлея в 12-м году до нашей эры. Эта комета также была видима в 1066 году (год Норманнского завоевания Англии), в 1222 году (татаро-монгольское нашествие на Русь, поражение русских в битве на реке Калке), в 1607 году (Смутное Время на Руси, правление Лжедмитрия Второго, подавление восстания Ивана Болотникова), в 1986 году (развал СССР, Чернобыльская катастрофа). Комета Галлея была видимой и в другие, менее драматические моменты истории человечества.

Другой распространенной научной теорией, объясняющей появление Вифлеемской звезды, является теория суперновой звезды. Обычно появление суперновой звезды выглядит как яркая вспышка, которая затем затухает в течение нескольких месяцев. Такой суперновой звездой была звезда, вспыхнувшая рядом с созвездием Козерога весной 5-го года до нашей эры, о чем известно из летописей восточных мудрецов Китая и Кореи. Если бы волхвы видели подобную яркую вспышку и ее последующее затухание, они вполне могли воспринять это редкое явление за доброе предзнаменование. Проблема только в том, что суперновые звезды статичны, и соответственно не могут двигаться.

Наконец самой убедительной выглядит научная версия о схождении нескольких крупных планет. Таким было тройное схождение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб 15-го ноября 7-го года до нашей эры. Подобное событие происходит раз в 900 лет, оно очень зрелищно выглядит, и включает в себя заметно двигающиеся звезды. Суть его состоит в том, что Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн выстраиваются в один ряд, причем Юпитер и Сатурн – ярчайшие звезды земного неба – довольно быстро сходятся, образуя одну яркую звезду, и расходятся. Это происходит три раза за короткий период.

Что бы ни происходило в небе Иудеи в день рождения Иисуса Христа, это событие воспринимается в христианстве как удивительное чудо. Христиане вспоминают его, когда украшают рождественскую елку шестиконечной (а не пятиконечной) звездой, поют красивые рождественские песни. Несколько таких песен мы исполнили недавно на ежегодном церковном рождественском концерте (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/11/blog-post_5717.html). Звезда часто присутствует в украшении иконостасов и церковной утвари. Вифлеемская звезда — непременный атрибут сцены «Поклонения волхвов» как в живописи, так и в театральных постановках (исследователи даже указывают, что необходимость продемонстрировать её движение по небосводу привела к изобретению некоторых театральных механизмов). Ученые продолжают свои поиски ответа на вопрос, чем могла быть Вифлеемская звезда. Христианские мыслители этими поисками не занимаются, веря, что в образе звезды волхвам явилась Божественная разумная сила. Вот как писал об этом событии Феофилакт Болгарский (цитата по Википедии): «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».

Tuesday, 26 November 2013

О краже "ледяного" вина

"Ледяное" вино - штучный товар!
Еще не улеглись волны народного гнева и возмущения, вызванные дерзким ограблением склада кленового сиропа в Квебеке, как новое, не менее шокирующее и циничное преступление потрясло Канаду.

В прошедшие выходные дни преступники, для которых не осталось совершенно ничего святого, ограбили винодельню в южной Британской Колумбии. Украдены были не простые вина. Украдены были 17 бутылок ценнейшего уникального канадского продукта – «ледяного» вина.

Известно, что это сладкое вино имеет специфический вкус, причиной которого является то, что оно производится из подмерзшего винограда по специальной технологии. Это неповторимое вино отличается также стоимостью, соразмерной с его значением для патриота нашей замечательной страны. Подмерзший виноград – это ли не символ, который можно смело поместить на гордо реющий канадский флаг рядом с кленовым листом!

Владельцы пострадавшей винодельни оценивают ущерб от пропажи 17 бутылок «ледяного» вина в 30 тысяч долларов. Проделав нехитрое математическое упражнение мы понимаем, что средняя стоимость каждой из них равна 1765 долларов. Несведующие читатели могут подумать, что это очень дорого, и что подобные цены за вино, приготовленное из нетрадиционного продукта и не в лучших винодельнях Франции, завышены, но мы-то знаем, что канадская гордость стоит гораздо дороже! «Ледяное» вино – это уникальный канадский продукт, любовно упакованный трудолюбивыми канадскими виноделами в специальные сувенирные коробки и доступный широкой публике в любом винном магазине от 30 долларов за 375-граммовую бутылку. Украденные же бутылки были произведены из урожаев 1983 и 1984 годов, некоторые из них стоят десятки тысяч долларов. Владелец «ледяной» винодельни не без горького ехидства сообщил нам, что его самые ценные бутылки остались целы в сейфах известного лишь ему одному банка, и что они стоят еще дороже.

Ведущие криминалисты Канадской Королевской Конной Полиции уже взялись распутывать это дерзкое ограбление. Уже имеются первые ниточки: следователи связывают это преступление с недавним показом по местному телеканалу информационной передачи о «ледяном» вине и о высокой стоимости бутылок некоторых его урожаев. Передача вышла в эфир за два дня до ограбления – странное совпадение, не правда ли?!... Теперь остается лишь проверить алиби всех, кто видел эту передачу, и преступники будут пойманы! Этот неизбежный момент не за горами. Ох, не хотел бы я быть на месте людей, совершивших это неслыханное преступление. На них обрушится вся тяжесть канадского закона!

Мы уверены, что злоумышленники будут пойманы со дня на день, бутылки уникального вина будут возвращены владельцам, и мы все сможем удовлетворенно вздохнуть, наблюдая справедливейшее правосудие в мире в действии. Однако нельзя не воспользоваться такой возможностью, и не обратиться к преступникам: господа, сдайтесь полиции добровольно, сэкономьте деньги налогоплательщиков - вы все равно будете пойманы. Сотрудничество с полицией зачтется вам при вынесении приговора, который, уж будьте уверены, будет суровым! И самое главное: не пейте украденное вино, ваши вкусовые рецепторы наверняка не развиты достаточно, чтобы оценить этот тонкий продукт, и вам оно конечно покажется лишь сладко-кислым газированным виноградным соком, в который подлили чуть-чуть водки.

Напомним, что этот инцидент является вторым в серии недавних дерзких посягновений на канадские святыни. Первый инцидент подобного рода произошел между августом 2011 года и июлем 2012 года, когда грабители похитили как минимум 15 тысяч литров кленового сиропа примерной стоимостью 18 миллионов долларов из склада на юге Квебека. Развитая бандитская сеть была вскрыта, все грабители, участвовавшие в этом масштабном преступлении, пойманы. Две трети похищенного сиропа были возвращены. Одна треть похищенного, то есть около пяти тысяч литров сиропа, была либо реализована преступным синдикатом по заниженным ценам, либо съедена самими грабителями. Расследование этого преступления завело доблестную конную полицию в самые потайные уголки таких канадских провинций, как Онтарио и Новый Брансвик. Не обошлось здесь и без вынужденных поездок наших следователей в северо-восточные штаты южного соседа.

Детали этого расследования по понятным причинам пока не разглашаются, но в том как хорошо было спланировано и цинично осуществлено это преступление, без тени стыда в погоне за максимальными прибылями, чувствуется железная хватка организованной преступности нашего южного соседа, не отличающегося высокими моральными стандартами. Мы не удивимся, если в деле о пропаже «ледяного» вина тоже обнаружится южный след!

Информационные материалы по делу о хищении кленового сиропа вызвали огромный интерес канадской публики – статистика посещений соответствующих статей в канадских Интернет-СМИ побила все бывшие рекорды. К сожалению, среди радостных новостей о поимке преступников имеются и новости от нашего южного соседа. Представьте себе, Голливуд заявил о том, что его ведущие сценаристы уже написали сценарий для блокбастера, посвященного этому преступлению века! Мы только горько усмехнемся на это, ведь греть свои ловкие руки на чужих кострах – их любимое занятие. Они хотят делать деньги на всем, в том числе на самых циничных злодеяниях. Нас удивит, если они решат пройти мимо печальной истории о краже «ледяного» вина.

Monday, 25 November 2013

Об открытом церковном рождественском концерте

Постер концерта включает изображение
уникальной церковной мозаики
В нашей православной церкви Св. Софии канадского города Виктория приготовления к Рождеству уже начались. В прошлую пятницу там прошел ежегодный открытый концерт церковного хора, за которым последовал благотворительный базар – распродажа поделок и блюд, приготовленных прихожанами церкви. Это всегда очень популярное событие, и на этом концерте было очень много народа. После 45-минутной программы из рождественских песен и некоторых церковных гимнов, перемежающихся чтением «рождественского» отрывка из книги Ивана Шмелева «Лето Господне», все были приглашены в трапезную церкви, где состоялась вторая часть вечера – рождественский базар. Торговля шла очень бойко, все доходы пошли в пользу церкви. Базар продолжался все выходные, его кульминацией стала рождественская лотерея. В числе первых призов была большая корзина со всякими чаями, маслами, травами. Я для корзины купил вкусный чай от простуды. Одна прихожанка, потомок белых эмигрантов, готовит для лотереи вкуснейшие торты по дореволюционному рецепту своей мамы. Я однажды выиграл половинку такого торта – до сих пор помню его замечательный вкус! Билет, купленный мной для коллеги с работы, выиграл в этот раз главный приз – большую мохеровую шаль ручной вязки стоимостью около 250-ти долларов. Она красивая, очень легкая и удивительно теплая. Коллега остался очень доволен и пошутил, что в следующий раз он будет просить меня купить для него лотерейный билет!

На этой же неделе начинается Рождественский пост. Поэтому концерт с базаром планируются так рано, чтобы все веселье и объедание закончилось до поста.

Хотелось бы пару слов сказать о концерте. Я в нем участвую уже третий или четвертый год, и только сейчас начал чувствовать себя более-менее уверенно. Песни, которые мы исполняем, довольно сложны, как, собственно сложно все православное пение, уходящее корнями в развитую византийскую культуру. В православной музыке соседствует монотонный речитатив и мелодически развитые стихиры, кондаки и «Аллилуйи», в которых на один слог приходится четыре и больше звуков мелодии (т.н. мелизматическое пение). Недавно ученые доказали, что в музыке, как в ДНК, отражается вся история исполняющего его народа – любопытное открытие, и было бы интересно расшифровать «геном» православной музыки. Наверняка в ней обнаружатся древнегреческая, персидская, еврейская, армянская, римская культурные традиции, которые повлияли на византийскую культуру. Подробно об особенностях православной музыки – здесь (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/11/blog-post_25.html).

Поскольку исполняемая на концерте музыка довольно сложна, я хорошо помню, что первые концерты были для меня мучительны. Надо было одновременно смотреть в три места: в сложнейшую мелодию, в текст и на дирижера. Для меня, впервые столкнувшегося с подобного рода музыкой, это было очень тяжело. Музыкального образования у меня нет, а популярная музыка совершенно не готовит к «мелизматическому пению». Наоборот, начинаешь понимать, насколько то, что мы слышим вокруг, и к чему привыкли, примитивно. Популярная музыка, этот современный отрезок развития массового культурного ДНК, тоже несет в себе какой-то рассказ о современном обществе. Боюсь только, что этот рассказ будет не очень нам льстить, когда ученые его расшифруют!

Хор у нас небольшой: 20-25 человек, мужчин всего трое-четверо, и поэтому каждый мужской голос очень ценен и хорошо слышен. Я часто был очень недоволен своей частью, и до сих пор удивляюсь терпению дирижера, которому приходилось «справляться» со всеми моими «петухами» и не терять при этом самообладания. В результате, он дал мне возможность созреть. И вот, после трех или четырех мучительных опытов, я кажется впервые почувствовал себя во время концерта уверенно и спокойно. Музыка мне уже почти вся знакомая, текст знаю почти наизусть, голос за все годы пения в хоре и в музыкальном театре разработан довольно неплохо. Так что концерт пролетел быстро и легко, и пение наше было красивым, что отметил и дирижер и многие посетители. Дирижер договорился со звукозаписывающей фирмой, и, кажется, в этот раз мы запишем наше пение на компакт-диск. Я уверен, мне за этот диск стыдно не будет!

Песни, которые мы исполняем, очень красивые, и мне они просто нравятся. Конечно же, они все поются по-английски. За весь концерт звучит только одна фраза по-русски в одной из песен: «Слава тебе, Боже!». Канадцам было очень тяжело научиться правильно произносить эту фразу, и мне пришлось им в этом помочь. Особую трудность у них вызывают мягкие согласные, как в слове «тебе». У канадцев получается довольно смешно, что-то вроде «тьебье». «Боже» у них звучит как «Божа». Но все очень стараются. Когда слышишь, как канадцы поют русские фразы, понимаешь, что требовать от них исполнения всей службы, или даже хотя бы некоторых гимнов по-русски просто невозможно: у них просто так язык не поворачивается, как у нас.

Наше концертное пение сопровождалось любопытным рассказом. Один из прихожан – мужчина с хорошим голосом, но без слуха – в промежутках между песнями читает отрывки из «рождественской» части книги российского писателя-эмигранта Ивана Шмелева «Лето Господне». Этот отрывок посвящен тому, как в конце 19-го века в царском Замоскворечье праздновалось Рождество. Отрывок – замечательный, очень интересный и глубоко лиричный. Он также весьма достойно переведен на английский язык. Конечно же в нем Шмелев посвящает много внимания и своего таланта снегу. Снег в этом отрывке мягкий, пушистый, лежит сугробами на ветках, блестит под луной и т.д. Забавно, что в мягком климате тихоокеанской Виктории снега никогда не бывает, и воспоминания Шмелева здесь звучат довольно экзотично и даже слегка комично. Я заметил, что несколько человек в аудитории слушали эти места с закрытыми глазами. – видимо представляли этот самый чудесный снег. Большинство потом на песню глаза открывали, но пара человек так и остались сидеть весь концерт с закрытыми глазами. Надо отметить, что это были очень пожилые слушатели, и поэтому я на них не в обиде.

Повествование Шмелева и очень красивые рождественские песни создавали очень добрую, уютную и немножко торжественную атмосферу. Так и казалось, что за окном действительно лежат сугробы, блестящие под луной, в углу стоит наряженная елка, и приятно потрескивает огонь в камине. Создание этой атмосферы – наш главный творческий успех.

Я был также очень рад тому, что все больше русских эмигрантов поет в церковном хоре. Это прекрасная тенденция, и я ее только приветствую. А то раньше иногда было даже временами немного неловко: церковь – русская православная, а русских на ответственных местах почти нет. И выбора-то у русских прихожан особого нет: ближайшая русско-язычная православная церковь находится в Ванкувере. Поэтому все идут в нашу церковь Святой Софии, но как-то ответственность на себя никакую брать не хотят. Среди прихожан есть несколько «особенно русских» эмигрантов, которые не очень любят мешаться с канадскими прихожанами, но таких не очень много. Большинство просто не чувствует себя уверенно в англо-язычном приходе, но уверенность постепенно приходит, как к ко мне когда-то пришла уверенность в пении. Время лечит любые раны, в том числе и эмигрантские душевные боли, которые, конечно же, присутствуют и дают о себе знать.

Часто можно услышать рассуждения о том, что не следует в открытых концертах мешать литургическую и нелитургическую музыку. Аргумент здесь довольно серьезен: литургическое пение – это на самом деле не просто пение, а способ отправления религиозного обряда. Оно не должно выставляться, так сказать, на «потеху» толпе, потому что посторонние люди не смогут понять и оценить это пение по достоинству. Соответственно, исполнение литургических гимнов вне службы – это как бы компрометация религиозного обряда. Это мнение достаточно популярно среди наиболее консервативной части православного прихода, есть его сторонники и в нашей церкви. На церковные концерты и в церковный театр (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_23.html) такие люди обычно не ходят.

Настоятель церкви Св. Софии отец Джон другого мнения, и я его поддерживаю. Для него подобные выходы в мир – способ донести Слово Божье до тех, кто в церковь не ходит, или даже не знает о существовании православной церкви в Виктории. Отец Джон когда-то принял решение не рекламировать церковь через газеты и не навязывать себя публике. В отличие от подобной политики, наша церковь проводит политику «открытых дверей», и светские представления помогают широкой публике «заметить» эти двери. Не знаю, сколько в результате такой политики в церкви появилось новых прихожан, мне же нравится идея открытости и разговора с людьми на понятном для них языке музыки, театра или даже поделок для благотворительного базара. Если это не приносит новых людей в приход, это по крайней мере приносит некоторые небольшие доходы в церковь, которая очень в них нуждается. В отличие от российской церкви, поощряемой государством (о чем некоторые видные российские священники сожалеют, видя в этой зависимости от государства ловушку для независимой церковной доктрины), канадские церкви существуют на полном самообеспечении. Действительно, наша церковь не велика и не потрясающе красива, как Храм Христа Спасителя в Москве, но она совершенно независима от государства, а это, как говорится, дорогого стоит! Открытые концерты, театральные представления и базары способствуют этой независимости.

О церковном пении

Лекция «Византийское пение сегодня» была прочитана в храме святой мученицы Татианы при Московском Государственном Университете ведущим знатоком византийского пения, афинским священником Иоанном Фатопулосом в 2005 году (http://www.pravoslavie.ru/put/1870.htm)

«Благодарю за возможность сказать о том, какое значение имеет византийская музыка в нашей соборной Церкви. За исключением самого чтения Ветхого Завета, а также Нового Завета, вся служба православной Церкви была облечена в церковную музыку с самых первых веков жизни Православной Соборной Церкви.

Святые отцы понимали как и всю силу музыки и все очарование, которое производит она на душу человека, так и необходимость человека выразить свои чувства в молитве с Богом не только словами, но и при посредстве музыки. С другой стороны, еретики еще раньше начали сочинять стихи, облеченные в усладительную музыку, и таким образом распространять свои заблуждения и вселять их в сердца людей. Святые отцы, просвещенные благодатью Божией, будучи глубокими знатоками человеческой природы, не оставили без внимания потребность человеческой души, её способность, её творческие возможности, и открыли путь к полноценному музыкальному самовыражению молящейся Церкви.

В толковании на первый псалом Василий Великий пишет: «Поскольку Дух Святой видел, что пуст оставался род человеческий от добродетелей, и что мы не радеем о правде жизни из-за склонности к удовольствиям и тогда что же Он делает? Приятное сладкопение соединяет Он с учением Церкви, чтобы мы могли незаметно, без утомления воспринимать пользу духовных слов с услаждением, которое приносит нашему слуху пение. Для этого Он придумал и устроил напевы псалмов, чтобы являющимся детьми по возрасту или по духу и разуму удобнее было бы, что они просто благозвучно поют – на самом же деле, при этом они бы обучали свою душу».

Таким образом, из слов епископа Церкви – святого Василия – мы ясно видим, что введение музыки в церковные службы это не просто художественное вмешательство талантливых музыкантов, облекающих церковные гимны в мелодии, но дело Духа Святого, «…который наставляет Церковь на всякую истину…» – как говорит евангелие от Иоанна.

Первые песнопевцы были также сочинителями слов песнопений. Почти все древние Святые Отцы подвизались в этом, поэтому песнопевцы и считали его частью своего пастырского служения. Византийское пение – это не самовольное сочинительство, совершаемое под влиянием мгновенного вдохновения и не последний отголосок некой музыкальной традиции, зародившейся в XVIII веке, как утверждают некоторые. Это древняя церковная музыка, проходящая в своем естественном развитии, движении сквозь века, с уважением относящаяся к своему наследию и со вниманием выполняющая долг внесения некоторых изменений, которые не являются чуждыми общего духа обычной православной службы и духа, и музыкальных особенностей византийской музыки.

Исторические и духовные основы у музыки те же, что и у Церкви, как мы читаем в Евангелии, после тайной вечери, ученики Христовы, «…воспев, вышли…» Конечно, это песнопение было простым и пелось как на службе в синагоге. И в Новом Завете мы читаем, как апостол Павел убеждает ефесян «… не упиваться, но, исполнившись благодати Духа Свята, славословиями и песнопениями духовными петь и воспевать в сердцах своих Господу…». А Иаков, брат Господень, убеждает: «…весел ли кто – пусть поет псалмы…». Если внимательно читать Слово Божие, то можно заметить, что, как и лекарство от беспутства, так и правильный выход эмоций для радостного и счастливого человека – это псалмопение, которое само по себе является духовным. В псалмопении присутствует элемент радости, красоты и услаждения, который способствует молитве и славословию Бога.

Из приведенных отрывков Священного Писания, мы с достаточной долей уверенности можем предположить, что первоначальное христианское песнопение с самого начала не было чтением, каковым является чтение священных текстов. Оно не было монотонным, но обладало мелодичностью и мотивом, которое помогало и чтецу, и всей Церкви в молитве. Зачем Православная Церковь включила музыку в свою Божественную службу? Как можно увидеть, в Новом завете музыка была неотъемлемой, второй после поэтического слова, составной частью гимнов. В этом единстве слова и мелодии присутствует естественность, которая зародилась еще в Ветхом Завете, где вокально-инструментальные мелодии способствовали богослужению. Так же и Церковь включает музыку в свою службу, но уже избирательно. Она знает силу музыки, её приятность и умиление, которое она приносит душе человека. Выше мы уже приводили слова Василия Великого о музыке, и из них видно, что первые цели введения музыки в службу православной Церкви – были цели воспитательные.

Вторая цель – богословски-антропологическая. Рассмотрим как это поясняют наши Святые Отцы. Афанасий Великий пишет, что «…исполнение псалмов с мелодией есть доказательство гармонии душевных помыслов, а мелодичное чтение есть признак упорядоченности и мирного состояния разума…». Придерживающийся того же мнения о музыке святой Григорий Нисский говорит: «…большой мир – вселенная, своим неизменным ликом создает весьма гармоничную мелодию, песнь неизреченных слов Божьих. Весь мир – это музыкальная гармония, Творцом и Создателем которой является Бог. Точно так же и человек по своей природе является малым миром, в котором отражается вся музыкальная гармония вселенной. Это доказывает, – продолжает святой Григорий, – само устроение органов человеческого тела, которые были созданы так, что бы могли порождать музыку. Например, трахеи, язык, уста способствуют этому рождению».

Таким образом, музыка согласна с нашей природой, и приятная мелодия, соединенная с духовной мелодией, способствует тому, чтобы мы раскрыли нашу природу и излечили её. Гармоничная мелодия даже сама по себе доказывает нам, что нашим лечением должна быть логичная и упорядоченная жизнь, и что внутреннее устроение наше не должно быть лишенным музыки или фальшивым, но что, напротив, мы должны стремиться к обузданию страстей и пребывать в умеренности, свойственной добродетелям.

Третья цель, с которой Церковь учредила музыку, является пастырско-апологетической. Иными словами, музыка стала пастырским способом противостояния ереси. Так, например, святитель Иоанн Златоуст, и преподобный Ефрем Сирин сочиняли весьма благозвучные гимны, чтобы оказывать сопротивление гимнам еретиков, которые передавали свои ложные воззрения христианам с помощью красивой музыки.

Теперь давайте посмотрим, как, на каких условиях Церковь приняла музыку в Божественную службу. Музыка понимается Церковью как союзница поэтического слова, как его вторая половина. Как пишут святые отцы – это двуединство, то есть ритм мелодии и сила слов, слово и мелодия, поэзия и музыка, образующие священное песнопение.

Часто говорят, что в службе существует первенство слова по отношению к музыке, что музыка – это одежда слова. Это верно в том смысле, что церковная мелодия не может обойтись без слова. Церковная поэзия – самостоятельное музыкальное искусство, и оно не имеет своей целью мирское услаждение слуха, не является концертной музыкой, а цель её – служение в таинстве Церкви. Но в то же время, это не верно в том смысле, что, будучи одеждой слова, церковная музыка не может восприниматься как нечто внешнее, как нечто, что может быть выброшено из-за того что устарело или должно быть заменено из-за несовременности на что-то, якобы лучшее. Церковная музыка – не бедный родственник, сидящий у ворот слова, она близка и свойственна нашей природе, и «…как сладкий мед, вливает нам учение добродетели, которое содержится в церковных гимнах…», – как пишет нам святой Григорий Нисский. И так как церковная музыка – дело Духа Святого, она соединятся со словом в нечто неразрывное.

Духовный отец мой, архимандрит Сарандис Сарандос говорит, что в нашей службе есть взаимопроникновение слова и мелодии и что мелодия – это образ благодати Духа Святого. Поэтому мы видим, что это море умилительной византийской музыки во всей полноте разнообразия мелодий радует душу и своими древними музыкальными оборотами, придает ей то соразмерное услаждение, о котором говорили святые отцы, удовлетворяет потребность души в музыкальном излиянии; и в то же время, часто удерживает её помимо её воли в жизни Церкви, так как мысли, соединенные с мелодией, принимаются душой легко, без тяжелого усвоения их разумом. Музыка, как известно, сама по себе является языком, который способствует переводу языка духа и образа мыслей композитора для душ слушателей. В данном случае композитор – это Сама Церковь, Которая творит музыку во все времена, и в сети скромной святой музыки уловляет души.

Поговорим теперь о самих характерных чертах церковного пения, присущих ему с самых первых лет христианства и сохраняющихся до наших дней.

Во-первых, церковная музыка вокальна – это означает, что из православной службы исключены музыкальные инструменты – элемент, который вносит в музыку мирской дух и вызывает парение ума молящегося. «Те, кто празднуют, должны праздновать духовно…» – говорит святитель Григорий Богослов, и поэтому побуждает – «…давайте петь гимны, вместо ударов в тимпан и петь песнопения вместо мелодий и песенок…». Подобным же образом учат и другие святые отцы. Использование инструментов указывает на духовное младенчество. Так как многие поборники применения инструментальной музыки указывают на использование инструментов в ветхозаветной службе, святой Иоанн Златоуст поясняет:

«В древности евреи пользовались на службе инструментами из-за недостаточно острого ума, потому что едва-едва отошли от идолопоклонства. Подобно тому, как Бог позволил им принесение кровавых жертв, так же дозволил Он им и использование музыкальных инструментов, снисходя к их немощи».

Во время молитвенной жертвы, Церковь вместо того, чтобы приносить Богу, как это делали евреи, лучших животных или лучшие плоды, в качестве жертвы приносит вино и хлеб от всех творений и благодеяний Божиих. И в то же время хочет усилить свою молитву, свое благодарение, свое славословие Богу посредством того, что лучшего имеет сам человек, а не с помощью каких-либо вспомогательных средств, как, например, музыкальные инструменты. Она приносит Богу внутреннего человека, тайны сердца человеческого с помощью лучшего инструмента – человеческого голоса. Святой Григорий Богослов пишет: «Выше всех музыкальных инструментов песнопение, которое соединяет всякую душу с божественным Смыслом…». Этими словами святой поясняет, что, когда музыкальные инструменты используются на службе, они становятся между человеком и Богом и препятствуют соединению души с Ним.

Церковные песнопения, прежде всего, в Греко-православном предании, являются монофоничными. Это значит, что, когда поют многие, все произносят одно и то же, голос исходит как бы из одних уст. Церковь не приняла многоголосие, которое первым ввел католицизм. Это было сделано Ею, для того, чтобы избежать рассеяния и смятения, как самих певчих, так и душ, внимающих пению, а так же, чтобы выразить единство Её во Христе. Европейская многоголосная музыка выражает великое рассеяние и разделение нашего общества на тысячи отдельных его членов. Византийская же монофоническая музыка посредством церковных гимнов выражает единство тысячи отдельных людей, соединенных во Христе и живущих во Святом Духе и ждущих Царства Небесного.

Церковная музыка антифонна – то есть состоит из двух хоров – правого и левого. Или, в случае необходимости, из двух певчих на правом и левом клиросе. Согласно преданию Церкви и сообщению историка Сократа, святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, видел в видении ангелов, которые славили Святую Троицу антифонными песнями. Этот способ пения он ввел в Антиохийской Церкви, и оттуда традиция антифонного пения распространилась по всей Церкви. Уже, до IV века, Василий Великий свидетельствует, что христиане в Церкви, во время Божественной службы разделяются на два хора и поют стоя, друг напротив друга. В дальнейшем оставили только протопсалта, который пел начало песнопения, а верующие пели его конец. Византийское церковное пение в своем исполнении является чистым, с точки зрения голоса, то есть, нет смешанных хоров мужчин и женщин. После первых веков христианства Церковь, опираясь на свой опыт, и во избежание смущения, вызываемого смешанным пением, иногда музыкальной невозможностью приспособить женские и мужские голоса друг ко другу, – здесь везде мы говорим об одноголосной музыке – пришла к решению утвердить на приходах только мужские хоры, позволив женщине петь в женских монастырях. Хотя эта практика Церкви нарушается иногда под влиянием нынешнего нового духа равенства. Возникающие проблемы всегда возвращали Церковь к реалистичным предписаниям и практике, каковые, в случае их несоблюдения, и порождают массу проблем. Церковное пение с Богом смиренно, что явствует и в выборе песнопений, и из музыкального исполнения, и в управлении хором. В нем запрещаются театральные действия, крики и вопли, которые смущают ум и будоражат душу, а также беспорядочное движение рук, ног и тела, которые отвлекают ум молящихся от молитвы, изгоняет мир из их душ и превращает храм Божий в театральные подмостки.

Церковное пение является частью Предания. Это значит, что в нем нет места самовольным произведениям, основанным на мгновенном вдохновении. Песнопения должны в слове и музыке следовать Преданию, то есть тому, что со вниманием и тщательностью было проверено многовековой богослужебной практикой.

Завершая нашу речь, еще раз подчеркнем, что церковная музыка была создана с великим вниманием Святыми Отцами так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу. Это певческое предание, которое изучается и здесь, в Москве, в школе византийского пения, при попечительском содействии издательского дома «Святая гора», защищается от всякого мирского влияния в частности и синодальными постановлениями, чтобы и дальше эта музыка могла нести свое служение в Церкви».

Friday, 22 November 2013

Канадский импрессионизм и Первая Мировая война

А. Лисмер "Охотники за минами"
Одной из характерных черт французского импрессионизма является то, что это очень счастливое искусство. Улыбающиеся дамы и галантные кавалеры, жизнерадостные пейзажи и интимные натюрморты – вот традиционные темы импрессионизма. Импрессионисты не любили исследовать проблемные стороны жизни и особенно сторонились войны. Невзирая на сражения, которые проходили в 20 милях от дома Клода Моне во французском местечке Живерни, он продолжал рисовать лилии и игнорировать Первую Мировую войну. Очевидцы рассказывали, что иногда даже до студии Моне доносился отдаленный грохот взрывающихся снарядов. Отсутствие военной тематики в творчестве Моне 1914-1919 годов говорит об абсолютном неприятии войны основателем импрессионизма.

С войной у французских импрессионистов были кроме идеологических разногласий и свои личные счеты. Так, близкий друг Моне и Ренуара, подающий замечательные надежды художник Фредерик Базиль, был убит на Франко-Прусской войне в 1870 году в возрасте 29 лет. Не знаю, что Франция приобрела в этой войне, но уверен, что она потеряла великого художника!
А. Джексон "Дом в Ипре"
«Счастливое» впечатление от окружающей жизни подхватили у французских импрессионистов и канадские художники, впоследствии основавшие самое знаменитое канадское художественное общество Группу Семерых, о котором я уже много писал в этом блоге. Эту статью я хотел бы посвятить важному отступлению от «канона» канадскими художниками. Некоторые из них не гнушались рисовать войну во всей ее отвратительной «красе». Решение исследовать эту тему изобразительными способами было не единогласным, некоторые художники решили посвятить свое творчество только мирным темам в канадском контексте (как например, основатель Группы Лорен Харрис). Другие, такие как Фредерик Варлей, Александр Джексон (непосредственный участник войны) и Артур Лисмер, не считали возможным обойти вниманием участие тысяч канадских граждан в жуткой бойне, какой была Первая Мировая война. Напомню, что в Первой Мировой войне Канада потеряла около 67 тысяч человек, что составило около 1% всего населения страны (http://en.wikipedia.org/wiki/World_War_I_casualties). Канада испытала также серьезный внутренний кризис после того, как правительство Квебека отказалось проводить военные наборы среди своего населения. Это противопоставило Квебек против остальной Канады, и всю Канаду – против Британской империи. Таким образом, Первая Мировая война способствовала значительным изменениям канадской идентичности.
Ф. Варлей "Сгоревший танк"
В 1918 году Александр Джексон и Фредерик Варлей стали участниками Канадской Военной Мемориальной программы – серии художественных проектов под спонсорством богатых канадских меценатов, которые проводились с целью увековечения памяти канадских военных жертв в картинах и фотографиях. Вначале организаторы программы комиссовали только британских художников для участия в ней, но затем по совету одного уважаемого британского арт-критика, были приглашены и канадские художники. Канадское искусство только рождалось, и не всем его присутствие было очевидно!

В рамках этой программы несколько канадских художников съездили «на пленэр» в Европу, где они увидели ужасные последствия массовых убийств молодых солдат, уничтоженную прекрасную природу и разрушенные живописные селения. Это был далеко не самый счастливый пленэр в их жизни. Художники побывали на полях самых больших битв и видели уходящие вдаль ряды крестов на военных кладбищах рядом с французским Вими Риджем. Фредерик Варлей писал коллеге Артуру Лисмеру: «Скажу тебе, Артур, худшие кошмары блекнут по сравнению с тем, что я видел».
Ф. Варлей "За что?"
Одну из своих самых знаменитых картин на военную тематику Фредерик Варлей назвал вопросом, который волновал всех тогда: «За что?». Картина изображает страшную сцену после боя: тачка, на которой лежат грудой наваленные тела убитых молодых солдат, и одинокий могильщик в отдалении, задумавшийся над тем, какого размера яму ему нужно откопать. Эти молодые ребята пострадали возможно даже не понимая, за какую такую идею они отдавали свои жизни. На этот вопрос трудно ответить даже сегодня, по прошествии многих лет. Другие картины художников изображали уродства и руины, в которые война превратила некогда цветущий и живописный французский пейзаж – главного героя картин Моне и его коллег по кисти.

Организаторы программы заказали художникам большие картины, поскольку предполагалось, что они будут висеть в отдельном огромном музее войны, но этот музей так никогда и не был построен. Тем не менее работы были созданы и представлены публике. Выставка была такой популярной, что ее возродили в годы Второй Мировой войны.
Ф. Варлей "Немецкие пленники"
Первая Мировая война присутствовала и в Канаде, хотя там не проходили военные действия. Военные лагеря и базы были созданы в центральной провинции Онтарио и в тихоокеанской Британской Колумбии. В порту Галифакса на атлантическом берегу Канады была создана большая военно-морская база, которую рисовали Лисмер и Джексон. С этой базой связана самая масштабная катастрофа в истории Галифакса: в 1917 году в порту города взорвался военный корабль, который перевозил динамит, в результате чего была разрушена большая часть города, и многие жители погибли.

Первая Мировая война переменила Канаду. Из нее молодая страна вышла более независимой в политическом смысле от британской метрополии. Канадские художники почувствовали становление новой национальной идентичности и стали еще более решительными в своих планах создать канадское искусство. По их мнению, оно должно было соотвествовать величию, которое заслуживала Канада, вышедшая из ужасов Первой Мировой войны. Только что созданная Группа Семерых впоследствии успешно справилась с этой задачей, основав уникальное и красивое канадское искусство, которое сейчас считается эталонным и очень высоко ценится.

Thursday, 21 November 2013

О безопасном онлайновом шоппинге


Интернет-шоппинг должен быть таким приятным и безопасным!
Интернет-шоппинг особенно популярен накануне Рождественских каникул. Этому есть серьезные причины. Он удобен, он не зависит от расписания работы магазина, доступности товара на полках, необходимости быть в толпе народа, выходить на улицу в плохую погоду, парковаться, и т.д. Исследования показывают, что число тех, кто покупает товары через Интернет, постоянно растет. В онлайновом ритейлинге крутятся миллиарды долларов. Вполне естественно, что вокруг этого жирного куска постоянно кормится масса мошенников, используя свои самые убийственные схемы. В этой статье я обсужу основные способы защиты от мошенников при Интернет-шоппинге.

Советы по защите от мошенников при Интернет-шоппинге касаются трех его ключевых аспектов: веб-сайта продавца, компьютера пользователя и кредитной карты пользователя. Я вкратце обсужу все три аспекта.

Настоящий веб-сайт ответственного продавца должен обеспечивать безопасную транзакцию и четко перечислять все детали покупки, включая налоги и стоимость пересылки

В Интернете полно мошеннических наборов для того, чтобы создать за минуты полную Интернет-копию любой веб-страницы, включая домашнюю страницу популярного веб-магазина. Я видел, как это делается: копия получается абсолютная, за исключением пары деталей: название домена будет другим (потому что оригинальный домен уже занят), на мошенническом сайте не будет шифрованного Интернет-протокола HTTPS:// для безопасной передачи данных.

Например, мошенники в два счета могут создать копию домашней странички сайта компании Panasonic, но только в корне у адреса мошеннического сайта будет не www.panasonic..., a www.panasoanic... Разница между настоящим сайтом и фальшивкой – всего лишь в одной букве! Умный покупатель должен всегда не торопясь и внимательно изучить веб-адрес магазина, в котором он собирается что-то покупать, на предмет всяких страннностей. Таковыми могут быть ошибки грамматические и орфографические, отсутствие номеров телефона для технической поддержки и т.д. Профессиональный вид сайта и красивые картинки не должны вводить нас в заблуждение – все это может быть легко скопировано мошенниками.

Шифрованное Интернет-соединение
Покупатель может вообще обойти веб-сайт продавца при покупке, избежав возможного обмана его внешним видом. Для этого необходимо пользоваться безопасным мобильным устройством. У каждого уважающего себя веб-магазина сегодня имеются специальные компьютерные приложения для мобильных устройств, позволяющие совершить покупку напрямую и быстро.

Другой деталью, на которую покупателю необходимо обращать внимание при покупке в Интернете, является наличие безопасного зашифрованного Интернет-протокола https:// (в отличие от обычного http://). Оплата товара должна происходить только на странице с таким протоколом. Подтверждением безопасности транзакции служит также наличие маленького значка навесного замка внизу или вверху браузера (программы для просмотра Интернет-страниц). Если значка замка нет, или он изображен сломанным, значит нет и безопасной передачи данных. В этом случае оплату необходимо прекратить, иначе третье лицо сможет легко «подсмотреть» данные вашей кредитной карточки.
Замок - хороший знак!
(как и возможность позвонить за техподдержкой)
Даже если сайт является аутентичным и предоставляет защищенный механизм оплаты товара (оплата происходит на страничке так называемой «корзины»), нелишним будет удостовериться, что вы знаете обо всех тратах, вовлеченные в покупку. Чтобы получить товар, вам могут предоставить дополнительный счет за пересылку, таможенные сборы, налоги и т.д. Все эти траты должны быть четко предъявлены вам в момент покупки. Иногда бывает, что низкая стоимость товара «со скидкой» на самом деле оказывается в конце концов выше обычной стоимости, если включить в нее все вовлеченные сборы.

Прежде чем сделать покупку на безопасном, но малознакомом сайте, стоит почитать, что о нем пишут другие клиенты.

Я бы поостерегся покупать продукцию этих производителей!
Ваш компьютер не должен содержать вирусы, домашняя компьютерная сеть должна быть безопасной и под вашим контролем

О важности регулярного обновления компьютерной операционной системы, установленных на компьютере программ, браузера, анти-вируса сказано уже много. Если один из этих компонентов не содержит последние обновления, вы рискуете потерять свои данные. Мошенники ведь не сидят сложа руки в ожидании того, когда вы забредете на их сайт. Они очень «проактивны» в своей мошеннической деятельности и постараются "помочь" вам как можно быстрее расстаться со своими деньгами. Для этого используются вирусы, вредоносные и шпионские программы, которые позволяют им видеть все нажатия клавиш и файлы. Вы можете использовать настоящий сайт надежного продавца через самое безопасное соединение, но если на вашем компьютере установлен «килоггер», то есть программа, считывающая все нажатия клавиш и отсылающая их тайком по Интернету на сервер мошенника, то получение мошенником всех ваших паролей и личных данных – это только вопрос времени. Соответственно, компьютер необходимо постоянно проверять на наличие в нем подобного рода программ и обновлять их, как только обновления появляются. Если в доме имеются «технически продвинутые» дети, или супруг любит «чатиться» по ночам через социальные сети, стоит подумать о разделении компьютеров: иметь один компьютер для развлечений, а другой – для онлайнового банкинга и шоппинга. Соответственно, доступ к этому другому компьютеру должен иметь только покупатель. Таким образом можно обеспечить его лучшую защиту от инфицирования. Если иметь два компьютера невозможно по каким-либо причинам, необходимо иметь разные учетные записи, и не предоставлять ненадежным пользователям административные привилегии.

Не стоит использовать общедоступные компьютеры или бесплатные Wi-Fi сети для онлайновых покупок. Открытые сети часто «просматриваются» мошенниками с помощью специальных и очень доступных устройств (и они видят все, что вы делаете в своем компьютере). На публичных компьютерах посторонние люди могут увидеть ваши данные через плечо, кроме того клиенты часто забывают выйти из системы и оставляют свои данные открытыми для последующих пользователей.
Карточки с чипом надежнее всего
Используйте для покупок только кредитные (а не дебитные) карты известных компаний и регулярно проверяйте месячные отчеты о транзакциях

Использование кредитной карты для онлайнового шоппинга создает дополнительный уровень защиты. Крупные платежные системы защищают частных клиентов предоставлением услуги нулевой отвественности за мошенничество (об этом и об условиях предоставления этой услуги должно быть написано в документах к карте). Поэтому кредитная карта лучше защищена, чем дебитная, где деньги снимаются прямо со счета и их потом очень сложно вернуть обратно. Если вдруг вы заподозрили какую-нибудь мошенническую деятельность на вашей карте, об этом срочно необходимо сообщить владельцам платежной системы с как можно полным описанием ситуации. Мошенническая деятельность может проявиться в сообщениях о неожиданных покупках или неизвестных платах по карте – эта информация имеется в обязательных месячных отчетах по транзакциям. Те, кто занимаются онлайновым банкингом, могут проверять состояние счета чаще, и соответственно чувствовать себя в большей безопасности.

С недавнего времени ВИЗА и МастерКард стали предоставлять клиентам услугу дополнительного верифицирования клиента при онлайновых покупках: защищенную дополнительным паролем систему Verified by Visa или MasterCard SecureCode. Эти услуги бесплатны и ими необходимо пользоваться тем, кто ищет душевного спокойствия в Сети.

После покупки необходимо сохранять все полученные расписки и накладные, для того, чтобы удостовериться, что сделка прошла, как вы и ожидали, и вернуть товар, если он вам не понравится. Платежные системы никогда не попросят клиентов переслать им по электронной почте номера карт и ПИНы. Сообщать такие детали можно только по собственной инициативе (например, активизируя новую карту) и не по электронной почте, которая может быть прочитана мошенником.

Для предотвращения незаконных списаний по банковской карте рекомендуется применять следующие меры безопасности:

• не передавать свою карту в чужие руки, следить за тем, чтобы карта использовалась лишь по назначению (чтобы невозможно было применить портативное скимминговое устройство, спрятанное под одеждой, например, официанта, либо сотрудника автозаправочных станций, продавца магазина и т. д.);
• проявлять бдительность и внимательность при пользовании банкоматом, обращать внимание на нестандартные элементы конструкции — накладную клавиатуру, используемую для считывания ПИНа. В случае скимминга такая клавиатура располагается, как правило, выше уровня корпуса банкомата, легко от неё отделяется и, зачастую, под накладной виднеется часть оригинальной;
• обращать внимание на установленные микро-видеокамеры на самом банкомате, которые могут быть смонтированы как в козырьке банкомата, так и замаскированы под сопутствующие банкомату предметы, например, рекламные материалы;
• не использовать банковские карты в местах, вызывающих подозрение; по возможности использовать банковскую карту в хорошо просматриваемых официальных помещениях;
• снимать наличность и осуществлять другие банковские операции при помощи банкоматов безопаснее в одном и том же банкомате, которым вы уже пользовались;
• желательно набирать ПИН быстро, заученными движениями и, если возможно, используя несколько пальцев руки сразу — так подсмотреть ваши движения будет сложнее. Надо прикрывать набирающую ПИН руку другой рукой, сумочкой или каким-либо иным предметом;
• если банк-эмитент банковской карты имеет в своём сервисе услугу быстрого оповещения владельца карты о фактах списания (смс-оповещения), важно подписаться на нее, чтобы отслеживать все действия на карте в "живом" режиме;
• использовать банковские карты со встроенным микрочипом.

Интернет-шоппинг дает нам гораздо больше свободы, чем «живой» шоппинг. Этим необходимо пользоваться. Если в какой-то момент онлайновой покупки вы что-то заподозрили, или от вас требуют что-то странное, то в тишине, удобстве и спокойствии своего дома и со всем временем, которое у вас имеется для таких дел, стоит не торопясь проверить свои подозрения. Если же они не исчезают и после проверки, стоит перейти в другой веб-магазин. Их сегодня так много, что выбор конкурента не составит никакого труда. Необходимо ценить свое душевное спокойствие, наслаждаться своими замечательными покупками и, конечно же, прекрасно проводить праздники!

Красивый стадион

Новое слово в архитектуре - явно женского рода!
Будущий стадион Al-Wakrah в Катаре теперь известен как Vagina stadium, пишет Ромэн Давид в статье, опубликованной в газете Le Figaro (http://www.lefigaro.fr/international/2013/11/20/01003-20131120ARTFIG00430-un-stade-en-forme-de-vagin-pour-le-mondial-2022.php).

"Едва амбициозный проект американского проектного бюро Aecom Technology Corporation (AECOM) по строительству стадиона к ЧМ по футболу 2022 года был представлен в Youtube, в социальных сетях принялись шутить по этому поводу. Дело в том, что сооружение по своей форме напоминает женский половой орган, поэтому стадион и получил неофициальное название Vagina Stadium. "Архитектор этого катарского стадиона - шутник. Или слабовидящий", - написал кто-то в Twitter. В Facebook оставляют аналогичные записи", - пишет автор статьи.

Британский журналист Холи Бакстер поприветствовал эту невольную феминизацию в архитектуре - сфере, в которой доминирует фаллическая символика. К тому же, сооружение имеет отношение к спорту, где также доминируют мужчины. "Сходство катарского стадиона с интимными частями тела женщины, вероятнее всего, ненамеренное, но, со своей стороны, я аплодирую. Быть может, чиновники, которые будут руководить этим стадионом, воспримут эту мнимую ошибку как намек на необходимость более либерального подхода к месту женщины в спорте", - отметил журналист.
Традиционная деловая архитектура тоже что-то напоминает!
"Стадион Al-Wakrah, разработанный в партнерстве с архитектурным бюро британки иракского происхождения Захи Хадид, с согласия Высшего комитета Катара по проведению ЧМ-2022, должен быть сдан в 2018 году. Оснащенное системой климат-контроля, в стране, где летние температуры приближаются к 45 градусам, это сооружение с изменяемой структурой способно принимать от 20 до 40 тысяч зрителей", - пишет автор статьи.

"По замыслу авторов проекта, форма стадиона является данью уважения культурному наследию города Аль-Вакра, порта, где издавна добывали жемчуг. А волнистая кровля, вызвавшая бурную полемику, должна ассоциироваться с треугольными парусами маленьких челноков, широко используемых рыбаками на Красном море", - говорится в статье.