Saturday, 17 August 2013

Британцы скупают вещи, "как у принца"

Маленький принц Джордж Александр Луи Виндзор
Появление в социальных сетях фотографии новорожденного принца Джорджа, первенца-наследника принца Уильяма и герцогини Кембриджской Кейт, вызвало повышенный интерес британцев к марке его детского одеяльца. Эта тенденция распространяется не только на товары для младенцев — подданные королевы Елизаветы II активно раскупают товары тех же брендов, которым доверяет монаршье семейство.
Новые памятные канадские монеты
не обошли вниманием рождение принца
Надо сказать, что подданные очень внимательно отнеслись к первому одеянию королевского правнука. По случайно замеченному на фотографиях папарацци фрагменту рисунка одеяльца пользователи соцсетей сразу определили бренд — нью-йоркскую марку детских товаров aden + anais. Продажи производителя сразу же выросли в несколько раз. Забавно, что и марку авто­кресла Römer, в котором будущий наследник отбыл домой из роддома, интернетные поклонники королевской семьи также определили безошибочно, хотя логотип на фотографиях в таблоидах был удален фотошопом.
Примерно та же история происходит и с другими вещами, принадлежащими королеве Елизавете II и ее родственникам. Сама монархиня поддержала моду на каре Hermès и автомобили Range Rover, которые она лично водит на охоте в Балморале. Статус принца Чарльза повлиял на выбор покупателей косметики Dutchie Originals, в разработке которой он участвовал. Но самой главной трендсеттершей в семье Виндзоров была первая супруга Чарльза принцесса Диана. Женщины обожали все, что она носила, — от резиновых сапог Hunter (в которых она позировала фотографам сразу после помолвки) до сумок Dior (одна из моделей даже была названа в ее честь — Lady D) и украшений Garrard (марка обручального кольца Дианы, ныне принадлежащего Кейт Миддлтон).

Тренд комментирует Людмила Норсоян, модельер и теоретик моды, куратор проекта Fashion Factory XXI (КЦ ЗИЛ): «У покупателей, в своих консюмеристских привычках подражающих членам королевской семьи, присутствует комплекс безотчетных мотиваций. Первая: «Раз продукт есть у королевы и ее семьи и продукт есть у меня — я король!» Вторая: «Продукт есть у королевы, я горжусь королевой, я патриот, продукт есть у меня — я хороший подданный прекрасного королевства». Третья: «Продукт есть у королевы, королева согласна только на лучшее, продукт есть у меня — у меня все только лучшее».

Автор: Вероника Гудкова, РБК daily (http://rbcdaily.ru/lifestyle/562949988527060)

Friday, 16 August 2013

О портретах

Художники-портретисты приближаются к человеку
Посещение выставки «Убедительный взгляд: датские и фламандские мастера 17-го века и современные размышления» в галерее художественных искусств Ванкувера, а также беседа с умными людьми, заставили задуматься о том, в какую сторону развивается современное портретное искусство. (Страничку выставки в Интернете на сайте галереи смотрите здесь: http://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_persuasive_visions.html)

На выставке представлены довольно посредственные средневековые датские и фламандские портреты, впечатляющие современные портреты – увеличенные до гигантских размеров паспортные фотографии – а также не совсем понятные скульптуры.

Портрет определяется словарем как художественное изображение человека, в котором главным является лицо человека и его выражение. Цель портрета – зафиксировать внешность портретируемого, его характер и даже мимолетное изменение настроения.

Фламандские и датские портреты писались в эпоху, когда не было фотоаппарата. Художники пытались изобразить не только внешность, характер и настроение человека, но и его социальный статус, а также мировоззрение. Например, фламандские портреты писались в эпоху кальвинизма, который требовал от зажиточного человека скромности. В результате портреты богатых людей, которые только и могли себе позволить заказать такую работу, выглядят достаточно приглушенно, почти аскетично. Такие портреты рассказывают много о своих героях, изображая не только их внешность, но и большую часть их мира в прямом и переносном смыслах.

На выставке Томаса Раффа
Фотография вытеснила (но не уничтожила) искусство портрета. Однако современные художники – не те, которые работают под старину, а те, которые осмысляют действительность – рассказывают портретами уже совсем другую историю. В прошлое отошло изображение статуса и мировоззрения, на первый план выходит изображение социальной роли человека. Людей на Земле стало гораздо больше по сравнению с 17 веком, и ценность каждого в отдельности человека, и всех его переживаний, как бы уменьшилась. Для того, чтобы разглядеть человека художники увеличивают масштаб своих портретных произведений: фотографии, сделанные немецким художником Томасом Раффом, это увеличенные до нескольких квадратных метров в размере паспортные фото. Изначально паспортные фотографии имеют очень мелкий размер, но Томас Рафф дает нам хорошую возможность разглядеть людей, которые скрываются за этими вездесущими официальными изображеньицами. Это производит довольно сильный эффект – не только своим размером, но и эмоциональной непроницаемостью изображенных. Мы понимаем, что их человеческая сущность – характер, привычки, настроения, мировоззрения – скрыты где-то на самом дне их души, и не можем не ощутить солидарность с этими людьми, ведь в современном мире человек должен постоянно прятать свои истинные чувства. Этого требует рабочий этикет (вспомните дежурную рабочую улыбку), или, как в случае с паспортными фотографиями, правительственная организация, отвечающая за выдачу паспорта.

Цель паспортного портрета кардинально отличается от портретов фламандской эпохи. Сегодня это не символ статуса, или нечто, что должно было длиться веками. Паспортные фото служат определенное количество лет, пока паспорт действителен, и нужны они для идентификации владельца паспорта. Фламандские богачи, изображенные на портретах, не нуждались в идентификации, их многие горожане не просто знали в лицо, а должны были знать, чтобы вовремя показать свое почтение. Им не надо было носить свой портрет с собой, чтобы люди узнавали их. Фламандский купец шел по городу, а толпа расступалась перед ним и кланялась. А если же простолюдин не поклонится, то он мог и схлопотать от слуг господина. В современном западном обществе богатый человек уже не дождется такой чести, да и не станет ее ждать. Ему достаточно знать то, что он богат, и это знание, как и большая свобода возможностей, выделяет его от «простолюдинов». Современная тенденция состоит в том, что сегодня все – и богатые и бедные – должны быть равны перед законом, который и является самым настоящим господином в сильном государстве. А для представителей закона не важно знать социальный статус граждан, им важно точно идентифицировать каждого, чтобы каждый был ответственен за свои поступки, и не мог переложить эту ответственность на кого-то другого.

Не правда ли, красиво?!
Эти размышления заставляют меня задуматься о следующем шаге в развитии современного искусства. Понимая современную социальную тенденцию как уменьшение масштаба каждого отдельного человека, необходимость сокрытия каждым своей подлинной сути и в то же время важность точной идентификации каждого из нас, я прихожу к выводу, что следующим шагом в портретном искусстве легко может быть художественное изображение биометрических особенностей человека (радужной оболочки, отпечатка пальцев, модуляций голоса и т.д.), а впоследствии возможно и реальных ДНК. В конце концов, что, как не ДНК рассказывает о нас действительно все? Как я уже писал, анализ ДНК может поведать не только обо всех наших предыдущих поколений за сто тысяч лет существования человеческой генетической линии, но и о предрасположенности к болезням или определенному поведению, например, к сердечно-сосудистым заболеваниям или особой чувствительности к горькому вкусу (http://pomyslivden.blogspot.ca/2011/08/blog-post.html). Кроме того, нельзя не отметить, что с художественной точки зрения ДНК представляет из себя очень симпатичный материал! Творческому человеку не составит труда также интересно изобразить отпечаток пальца или радужную оболочку глаза, которые и будут нашими портретами в будущем. Какая разница, что моя ДНК не похожа внешне на меня – зато она содержит все мои секреты и дает возможность идентифицировать меня со стопроцентной точностью! А внешность можно и изменить.

Thursday, 15 August 2013

О фильме "Легенда №17"


Валерий Харламов - легенда советского хоккея
Философия Валерия Харламова
История знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова, рассказанная в фильме, это история в популярном нынче стиле “Self Help” (помоги себе сам). К такому же стилю можно отнести и культовую «Матрицу». Частью своей популярности эти фильмы несомненно обязаны этому стилю.

«Помоги себе сам» - это самая настоящая философия, основное послание которой звучит примерно так: «Мы – свои самые главные враги и самые лучшие друзья. Кем быть для себя – другом или врагом – мы выбираем сами, причем это происходит ежедневно».

История Валерия Харламова, показанная в фильме – это история серии выборов, которые сделал подающий надежды хоккеист, чтобы стать выдающимся хоккеистом. Сначала дело было в далеком Чебаркуле, где Харламов отказался играть по местным неписанным правилам «Забиваем один гол и «сушим» игру». Затем сюжет переносит зрителей в Москву, где Харламов выдерживает все «странности» тренера ЦСКА Анатолия Тихонова – эти «странности» временами очень похожи на изощренные пытки – и остается в команде. Затем были травмы, достаточно серьезные, чтобы закончить карьеру, но Харламов этого делать не стал. Кульминационный выбор произошел в игре с канадской сборной во время знаменитой хоккейной суперсерии 1972 года. Тогда Харламов превозмог свои травмы и увечья, чтобы в сложнейшей игре забить свои самые великие голы.

Поразительно в этом выборе то, что Харламов всегда шел по самому сложному пути. К этому же нас призывают и создатели фильма «Матрица» и все остальные авторы проектов в стиле «Помоги себе сам». Якобы следуя только этому сложному и узкому пути у человека есть шанс достичь чего-то значительного в этой жизни.

Это утверждение весьма любопытно с эволюционной точки зрения, то есть в смысле физического выживания человека. «Легкий» выбор в истории Харламова выглядит гораздо более эволюционно обоснованным, например, играя после травм хоккеист рискует стать покалеченым и остаться обездвиженным до конца своей жизни, что не способствует его выживанию. Подход Тарасова с «расстрелом» неодетых хоккеистов на воротах («Каждый должен уметь защитить свои ворота!») ведет к травмам и тоже не способствует физическому выживанию хоккеиста. В фильме также есть любопытный момент «отрицательного» социального выбора Валерия Харламова. Перед игрой чебаркульской «Звезды», в которой начинал свою карьеру Харламов, происходит неофициальный «инструктаж» молодых бывалыми игроками: «Забиваем один гол и «сушим» игру». Таким образом можно сколько угодно долго «болтаться» в середине турнирной таблицы, что на максимально долгий срок обеспечивает игроков занятостью и зарплатами. «А если мы будем хорошо играть, нам ведь пахать придется!» - объясняют новичку Харламову. «Пахать» означает усложнить себе жизнь, что эволюционно непремлемо. Харламов же предпочитает вырваться из этого «болота» и войти в историю.

Сквозной метафорой фильма является показанный в первых кадрах фильма бой быков и их укрощение искусным тореадором. Метафора практически превращается в реальность в сцене первой игры канадской суперсерии 1972 года. По замыслу режиссера знаменитые канадские игроки напоминают собой быков: здоровенные, поджарые, быстрые, безжалостные. Даже угрюмое выражение их лиц напоминает бычьи морды. Маленький же и юркий Харламов укрощает канадских быков, ловко отбирая у них шайбу и быстро проносясь между ними к воротам. «Я до сих пор не понимаю, как ты забил те две шайбы!» - признается Харламову легендарный Фил Эспозито и добавляет - «Мне бы твою технику!». «А мне бы твою силу и скорость!» - отвечает Харламов, напоминая своей непритязательностью героя «Матрицы» Нео.

Канадский постер Суперсерии
Хоккейная Суперсерия «СССР-Канада» 1972 года: взгляд из Канады

Советско-канадская хоккейная суперсерия 1972 года до сих пор является культовым событием в новейшей канадской истории. Игрокам канадской сборной даже посвятили музей в Торонто. Рядом с музеем стоит скульптурная группа, изображающая хоккеистов. Учитывая, как в Канаде туго с поддержкой искусства, создание скульптурной группы говорит о многом.

Этой суперсерии посвящен популярный канадский сериал «Канада-Россия 72», который я недавно посмотрел. Сериал рассказывает о драматической подготовке к серии и о каждой из игр. В «Легенде №17» показана только первая игра суперсерии, которая закончилась с разгромным счетом 3:7 в пользу СССР. Игр всего было восемь. Канадцы выиграли часть из них (вторую игру, например, они выиграли со счетом 4:1) и, по общему зачету игр, канадцы в сложнейшей борьбе выиграли всю суперсерию. Фильм «Легенда №17» не содержит все эти детали, да они там и не нужны, поскольку его главный смысл – рассказать о том, как советская команда смогла заставить королей хоккея канадцев уважать себя. В этом смысле в фильме создана совершенно правдивая картина.

Канадский сериал дает представление о том, как суперсерия воспринимается в Канаде. В главном своем послании о признании силы советского хоккея оба фильма сходятся. Детали однако значительно разнятся. Так например, в канадском сериале продвигается весьма сомнительная мысль о том, что хоккей в СССР завез канадец в 1930 годах – я не смог найти подтверждения этой мысли в Интернете. Присутствие этой детали в канадском сериале подчеркивает один из его лейтмотивов: хоккей – это канадская игра, и все остальные страны, включая Россию, как бы хорошо они не играли, обязаны за это Канаде. Канада как бы изначально в этой игре выше любой другой страны, и этот взгляд разделяется многими канадцами. Спорное утверждение с исторической точки зрения, но восприятие игры в Канаде именно таково.
Памятник канадской команде в Торонто
Не обойден в канадском сериале и Валерий Харламов. Только у канадцев он – мрачный и жестокий хоккеист, который напоминает расслабленным канадцам, что им придется иметь дело с сильным и безжалостным противником. В канадском фильме есть такой эпизод: русские тренируются перед первой игрой, делая круги на льду. Со стороны это выглядит очень глупо! Канадцы сидят вразвалочку на трибуне и потешаются над русскими. Валерий Харламов замечает это и – метает шайбу прямо в центр расслабленной канадской компании! Паника, крики, канадцы потрясены этой дикостью. Между командами появляется неприкрытая вражда.

В канадском же стане тоже не все спокойно: подковерные политические игры, сомнения в своих силах, критика канадской игры сопровождают всю суперсерию. В одной сцене тренер канадцев «раскалывается», разговаривая с представительницей отдела внешних сношений Канады, которая критикует игру канадцев. «Так вы, интеллектуалы, хотите,чтобы мы проиграли!» - восклицает теряющий контроль над собой канадский тренер.

Один и тот же вопрос звучит в обеих лентах и показывает существенную разницу в восприятии мира сторонами. На пресс-конференции перед началом игр один «остроумный» канадский репортер спрашивает тренеров российской сборной: «Правда ли, что если ваша команда проиграет, то они все будут отправлены в ГУЛАГ?» В канадском сериале этот вопрос звучит вполне закономерно, ведь Россия – это такая дикая, варварская и тираническая страна! Этот же вопрос звучит и в «Легенде №17». Российские тренера там не выглядят такими дуболомами, а хоккеисты, услышав этот вопрос, с пониманием перемигиваются: что, мол, могут эти буржуазные неженки с промытыми мозгами знать о жизни брежневского СССР. Сталинские зверства закончены, культ личности осужден, у руля власти стоит молодой Брежнев, чья эпоха сейчас выбирается многими участниками российских социологических опросов, как время, в котором они хотели бы жить. Канадский же взгляд на Россию свидетельствует о точке зрения, которая уже устарела и не соответствует действительности.

Самая важная сцена в фильме «Легенда №17»

Посмотрев «Легенду №17» российский зритель уйдет из кинотеатра довольным: этот фильм – не только яркое и увлекательное зрелище, но и напоминание о нашем величии. А тот, кто подозревает в этой лести подвох, не может не заметить положительные изменения со времен убогих 1970-х - и тоже останется довольным. А как же иначе: жизнь в России с тех пор внешне явно изменилась к лучшему. Аэропорт «Шереметьево», который часто в кадре фильма, уже больше не уродливое одинокое строение, а целый комплекс со всеми современными удобствами и услугами. Российские хоккеисты сегодня не просто играют в НХЛ. Мастера типа Овечкина и Малкина это знаменитости, до которых многим канадским хоккеистам никогда не дорасти. Запад и заграница стали как никогда доступными и близкими для россиян, жизнь заграницей уже воспринимается не восторженно, а с большой долей скепсиса.

Однако, если вдуматься, патриотическое послание «Легенды №17» создает серьезный когнитивный диссонанс. Понять его помогает самая важная сцена фильма. Это не сцена побед советской команды. Менеджер НХЛ предлагает Харламову контракт на миллион долларов, но Харламов отказывается. Современные Харламовы поступают наоборот, для них именно такой зарубежный контракт, а не победа России, являются стимулами к росту. Почему талантливые люди бегут из современной России – вот над чем стоит задуматься посмотрев этот фильм.

Wednesday, 14 August 2013

Православию в Америке - 220 лет!


Среди памятных дат церковной истории, отмечаемых в нынешнем году, есть одна, объединяющая Русскую и Американскую Поместные Православные Церкви. 220 лет назад российская императрица Екатерина II подписала указ о создании и отправке на Аляску знаменитой Валаамской миссии. Именно трудами русских монахов было положено начало православному просвещению североамериканского континента. Об истории миссии и современной жизни православных американцев рассказывает гость сайта – архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, управляющий Патриаршими приходами в США (оригинал статьи - http://www.pravoslavie.ru/guest/63332.htm).

Tuesday, 13 August 2013

Почему на Западе красная и черная икра такая дорогая?

В России осетры остались только на марках
Этот вопрос задавал себе любой эмигрант из России. У меня имеются причины думать, что высокая стоимость икры – один из самых глубоко законспирированных заговоров современности. О заговорах я уже писал (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_14.html), где отмечал, что реально могут существовать только заговоры производителей. Заговор производителей икры очевидно процветает и бьет по самому сердцу эмигранта из стран бывшего СНГ – по любви к хорошей закуске!

Недавняя поездка в Ванкувер и посещение там русского магазина, где можно найти красную и черную икру, заставила еще раз взглянуть в лицо страшным и шокирующим фактам: красная икра – 5 долларов за 100 грамм, черная икра – 11 долларов за 100 грамм, копченая осетрина – 5 долларов за 100 грамм. Сплошное разоренье! И все это при том, что нет ни одной причины для такого катастрофического положения дел.

Я не представляю, как можно не любить соленую икру: блинчики с икрой относятся к изысканнейшим блюдам по своим вкусовым качествам. Икра – продукт не только очень сытный и вкусный, но и чрезвычайно полезный. В ней есть аминокислоты, микроэлементы, витамины, железо, калий, магний, фосфор, и т.д. Не случайно ее прописывают тем, у кого в крови недостаточное содержание железа.

В западной культуре отношение к икре смешанное. «Простой» народ этот вкус не понимает (вспомните сцену из фильма «Большой», где внезапно повзрослевший подросток в исполнении Тома Хэнкса, пробует «взрослую» еду – икру – и его тут же начинает выворачивать наизнанку), народ же «посложнее», то есть поразвитее и поначитаннее, или с европейскими корнями, икру ценит и любит. Соленая икра занимает прочное место в западном сознании, как символ русской роскоши и тончайший деликатес, и цена на нее на Западе соответственная предмету роскоши.

Проблема в том, что на самом деле соленая икра, особенно красная, должна быть не дороже одного-двух долларов за полкило, все остальное сверху – доходы производителей. При цене, которую я наблюдал в ванкуверском магазине, доходы эти должны быть значительными.

Низкой себестоимости икры есть объективные причины. В Британской Колумбии – месте, где нерестится лосось – свежая лососина продается по цене 2-3 доллара за килограмм в сезон. И это справедливо, потому что в период нереста лосося здесь видимо-невидимо. Сам лично наблюдал эту удивительную сцену, когда огромные лососиные стаи изо всех сил плывут против течения, чтобы нерестится в месте, которое заложено в их инстинкте. В такие дни можно вытаскивать их из воды руками, что и делают многочисленные индейцы, которым это разрешается законом (или медведи, которые о законе ничего не знают). Во все остальные времена года лосося тоже в магазине много, и стоит он всего лишь чуть-чуть подороже.

Спрашивается, куда девается вся икра убитых нерестящихся лососей. А ее просто выкидывают, потому что не знают, что с ней делать, как мне рассказал один знакомый индеец. Это может так и быть, но это не причина стоить красной икре заоблачные пять долларов за сто грамм!

Вот прекрасная бизнес идея для предприимчивого эмигранта, который знает истинную цену икре и ее прекрасные вкусовые качества: солить икру и делать на этом миллионы долларов, став участником всемирного заговора производителей икры! Одна знакомая эмигрантка солит икру сама и у нее неплохо получается. Икру привозит ведрами канадский муж-геолог с рыбалки где-нибудь на островах Королевы Шарлотты, и признается при этом что большую часть икры выкинул, «чтобы рыба не была тяжелая». Канадец, что тут добавить!

Такая же история и с черной икрой. В Великих Озерах США и Канады – Мичиган, Эри и других – осетров водится огромное количество, сам видел своими глазами. Рыбы эти огромные, мясистые, вместо костей у них – хрящи. Осетры – древнейший вид рыб, они жили еще при динозаврах, с тех пор у них осталась уникальная мягкая костная структура, которая позволяет очень легко разделывать эту рыбу. Мясо у них несколько жирноватое, на любителя. Осетров в Америке активно уничтожали в начале 20-го века. Поскольку мясо их не очень хорошо продавалось, громадных осетров сушили и использовали в качестве топлива. Сейчас в США и Канаде их охраняют и разводят, их отлов контролируется, хотя им уже не угрожает полное истребление, как это случилось в России. Так или иначе, рыба эта в США и в Канаде есть, и ее много, почему же икра такая дорогая?

Добавлю, что икра других рыб в канадских магазинах продается. Я покупал икру камбалы по очень резонным десяти долларам за кило, жарил ее – было очень вкусно. Получается, что икра маленькой и плоской камбалы более по цене доступна, чем икра крупного и многочисленного лосося. Вот такие гримасы капитализма!

Monday, 12 August 2013

О том, откуда дети берутся

Некий четырехлетний ребенок спросил папу "Откуда у тетенек берутся детки в животике?"

Папа в ответ показал вот это...

Sunday, 11 August 2013

О галстуках

В галстуке даже Валуев выглядит человеком!
Нечасто в жизни случается купить 11 галстуков разом. Недавно это произошло со мной, впечатления остались противоречивые.

Всю жизнь считал галстук украшением: он придает наряду строгость, законченность, некоторую торжественность, а если хорошо выбран по цвету, то и эстетическую выразительность. Хорошо подобранный галстук очень красит мужчину, а женщину делает жутко сексапильной.

А потом заглянул в Википедию, и каких только гадостей там о галстуках не прочитал: тут тебе и столыпинский галстук, и галстук Саакашвили, и колумбийский галстук (особо жестокая казнь, применяемая колумбийскими наркоторговцами), и пионерский галстук, и символ современного зарплатного рабства (как это верно сказано, насчет зарплатного рабства!)

Нет, лучше в галстуке видеть аксессуар, чем ошейник! Галстуки – это красиво, стильно и здорово, и они отлично смотрятся на мне!

Выбор галстука оказался очень тонким делом. Я думал, что стоит вспомнить расцветку рубашки, и галстук тут же найдется. Как бы не так! Помимо расцветки галстука важным оказался и его узор, и материал, и форма (узкий, широкий и т.д.) Заметил следующую закономерность: общая тональность галстука должна буть темнее общей тональности рубашки, иначе смотрится крикливо. Немаловажной была и цена галстука, особенно если покупаешь их в большом количестве.

Свести все эти факторы воедино на рубашке, которую только представлял своим «внутренним глазом», так и не смог. На следующий день принес в универмаг в большой сумке все рубашки, которые нуждались в галстуке. Тут дело пошло, и в результате я купил одиннадцать очень симпатичных галстуков в среднем по приемлемым одиннадцати долларам за штуку!

Утомленный, но довольный принес их домой и при первой же возможности одел. Видом своим остался рад. На встрече, для которой эти галстуки предназначены, я буду выглядеть достойно.

Нет, я купил галстуки не для того, чтобы носить их на работу.

Я их буду одевать в церковь!