Thursday, 24 December 2015

Псалом 9 (Псалтирь для чайников)

"Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, рассказывать о чудесах Твоих (Пс.9:2)"
1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, рассказывать о чудесах Твоих.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то затруднятся и погибнут они пред лицем Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 Чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: он думает: «Не взыщет с меня Господь»; во всех помыслах его: «Нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 Говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; никогда не приключится мне зла»;
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 Сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 Сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит Его никто никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Бог не взыщет»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 Чтобы дать суд сироте и угнетенному, чтобы не устрашал их более человек на земле.
Нумерация псалма на рисунке - масоретская
О нумерации псалмов Синодального перевода Библии

Девятый псалом является первым местом расхождения нумерации псалмов в Синодальном переводе Библии и в Латинской Библии. Синодальную или «православную» нумерацию псалмов библеисты называют «греческой», а Латинскую нумерацию они называют «масоретской». Католический, протестантский и другие тексты Библии нумеруют псалмы согласно «масоретской» нумерации, поэтому одни и те же псалмы имеют разные номера в разных переводах Библий. В Синодальном переводе девятый псалом является одним большим псалмом, тогда как, скажем, в английском переводе короля Якова этот псалом делится на девятый и десятый. Соответственно нумерация следующих ста псалмов увеличивается на один. Затем псалмы объединяются, затем снова делятся. Схема различий нумерации греческой и масоретской Псалтыри приведена ниже.

Расхождение это происходит по разным несущественным причинам. Сегодня можно сказать, что просто такова традиция. Библеисты же добавят, что текст девятого псалма – это акростих, в котором каждая новая строфа начинается с новой буквы согласно еврейскому алфавиту до 21 строфы, а затем с 22 строфы этот порядок повторяется (в переводах акростих не соблюдается). Или что первая часть псалма – благодарственно-хвалебного, а вторая – жалобно-просительного содержания.

Каковой бы не была причина этих цифровых несоответствий, об их присутствии нужно обязательно помнить переводчикам и всем остальным, кому приходится иметь дело с Псалтырью на русском и «нерусских» языках (например, английском). А иначе можно испытать серьезный когнитивный диссонанс. Его испытал я, когда еще на заре моего интереса к Библии я купил чудесную книгу на английском языке, посвященную «23» псалму (иллюстрациями из этой книжки я оформил статью «О 22-ом псалме» здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/09/22.html). Я конечно сразу открыл Синодальный перевод, чтобы насладиться славянским текстом этого чудесного псалма, и... не нашел его там! Во всяком случае, я не нашел его там под номером 23, каким он был заявлен в книжке. Когнитивный диссонанс создает довольно неприятное ощущение, которое в просторечии называют «как будто крыша поехала». Именно это я и испытал в тот трудный момент. Потом я конечно обнаружил этот псалом под номером 22, но «крыша» все равно продолжала слегка «двигаться»: я не мог понять, почему Библия одна, а номера у одних и тех же псалмов разные. Это же Священный Текст, в конце концов!

Текст конечно же священный, но нумерация его разная, масоретская или греческая. Об этом необходимо помнить при сравнении текста Псалтыри на разных языках. Подробнее на эту тему читайте соответствующую статью в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Псалтирь.


О Божественном суде

В пятой, а также с восьмой по одиннадцатую строфах псалма автор создает картину Божественного суда как судебного заседания: с Престолом, на котором восседает Бог в качестве «Судьи праведного», и всеми людьми в качестве подсудимых. В отличие от человеческого суда на Божьем отсутствуют обвинители и адвокаты, и тому есть серьезная причина. Дело в том, что суды человеческий и Божий принципиально разнятся.

Что покажут весы в моем случае, зависит только от меня
То, что суд человеческий бывает неправедным известно всем. Иисус Христос пал жертвой такого неправедного суда, который был произведен по навету фарисеев и в угоду подстрекаемой ими толпе. С правосудием решение Понтия Пилата распять Иисуса Христа не имело ничего общего, что понимал и сам судья-Пилат. Его стыдливое умывание рук после вынесения неправосудного вердикта вошло в пословицу, как безуспешная попытка хоть как-то очистить себя в своих глазах за эту ужасную несправедливость.

Божественный суд не ошибается никогда. Богу известны все наши мельчайшие мысли и движения души. Скрыть от Него ничего не возможно, потому что всё на свете, включая эти мысли и движения души Он создал Сам. Поэтому на Божьем суде нет места адвокатам и обвинителям. Цель Божьего суда заключается не в том, чтобы выяснить степень виновности подсудимого, в роли которого будет каждый из нас после своей смерти. Богу прекрасно известна степень виновности каждого из нас. У кого-то этой виновности больше, у кого-то меньше. Кто-то из нас виновен в страшных преступлениях, кто-то – в мелких. Божий закон же – Заповеди Ноя (Быт. 9:1-7), Моисея (Исх. 34:14-26), Иисуса (Мф. 5, 6, 7) – нарушали так или иначе все.

Единственное, что будет приниматься Богом во внимание при вынесении нам Высшего и Самого Справедливого Приговора, это степень, в которой каждый из нас при жизни улучшил свою греховную природу используя свою свободную волю. Поскольку это улучшение невозможно без помощи Его Единокровного Сына Иисуса Христа, мерилом «смягчающих обстоятельств» является наша вера в Иисуса Христа, в Его искупительную жертву, наше стремление жить по правилам, которые Он обозначил в Своей Нагорной Проповеди.

Уверенность людей, что они сами без посторонней мистической помощи могут улучшить свою природу, могут исправиться, глубоко ошибочно, и является проявлением гордыни. Те положительные изменения, которые происходят в нашей личной жизни или в жизни человечества, происходят только благодаря вмешательству и заботе о нас Иисуса Христа. В некоторых случаях это очевидно, но чаще создается впечатление, что положительные перемены произошли «по естественным причинам» или «благодаря врожденной доброте человека». Однако нельзя забывать, что все естественные причины и все добрые движения человеческой души – это опять же работа Его рук. Без Его поддержки этот мир стал бы убийственным хаосом, а мы бы скатились в самую бездну греха и прекратили бы свое существование.
"Полевые лилии", Ана Царев, 2003
О решении экологических проблем

В 21-ой строфе псалмист довольно неожиданно призывает Бога «навести страх на людей». По его мнению только таким образом можно напомнить человечеству, «что человеки они», а не боги, кем в моменты особо сильного головокружения люди себе кажутся – в основном благодаря достижениям науки и техники, повышению уровня жизни.

Слов нет, наука и техника действительно в последнее время шагнули вперед очень далеко, благодаря Господу конечно. Это Он нам заповедовал «обладать» землей и «владычествовать» ею еще при сотворении мира (Быт.1:26-29). Так что наука и техника существуют и развиваются по благословению Божию.

Однако сейчас становится особенно ясно, что научно-технический прогресс, каким он является в настоящее время, не ведет человечество ни к чему хорошему. Суть проблемы прогресса сводится к тому, что этот благословенный Богом мир не выдерживает напора буржуазной (т.е. разрастающейся) индустриальной цивилизации: нетронутая природа исчезает, атмосфера наполняется углекислым газом, Земля нагревается, океаны окисляются, пресная вода исчезает. Сейчас становится ясно, что выжить в перспективе может только самодостаточная и возобновляемая цивилизация, на Земле разрастаться человечеству уже некуда. Если ситуация не изменится, то Бог «наведет страх на людей», то есть произойдут чудовищные природные катаклизмы. Здесь, например, любопытно отметить, что многие катаклизмы из Откровений Иоанна Богослова имеют экологическую причину: вода станет горькой и ее невозможно будет пить, треть лесов сгорит, будет убийственный град и страшные пожары (Откр.8:7-10).

Конечно, Господь благославлял науку и технику не для того, чтобы с их помощью мы создали себе такую ужасную жизнь. По Его плану человек должен жить в Эдемском Саду в полной гармонии с природой. Наш же мир все больше становится похожим на огромную свалку. Этот разрушительный извод технического прогресса – продукт нашей низменной сути, которая в свою очередь произошла от грехопадения. Соответственно, возникает вывод: мы будем пожинать результаты этого извода, и экологическая ситуация в мире будет ухудшаться, пока мы отказываемся сдерживать свою низменную сущность, пока мы отдаляемся от Господа в своем неверии (ведь «Бога нет»), пока мы живем по принципу «после нас хоть потоп» (потому что «Бог не взыщет»). Поговорка о потопе имеет глубокий смысл с библейской точки зрения, поскольку потоп на земле уже был однажды, и послан он был нам именно за наши грехи. Те, кто руководствуются этим принципом в своей деятельности, открыто вызывают Бога на гнев, что делать крайне нежелательно. Когда Бог разгневается, достанется всем, и мало никому не покажется.

Любопытно отметить, что проблемы отношений человека и окружающей его среды, а также их решение довольно подробно обсуждены в Нагорной Проповеди Иисуса Христа. Вот Его слова, которые образно, хотя и весьма понятно поясняют каким должно быть правильное отношение человека к природе: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:25-34).

(Эта часть Нагорной Проповеди выдает присутствие чувства юмора у Иисуса Христа, который с серьезным видом задается довольно забавным риторическим вопросом, кто из нас в своих земных заботах может прибавить себе росту хотя бы на локоть? Вот так наши коротенькие лидеры пыжатся, чтобы казаться значительнее на мировой арене, привлекают к себе внимание скандальными высказываниями или международными авантюрами, но эти тщетные старания только подчеркивают, насколько они маленькие и малозначительные в глобальной перспективе!)

Прошедшая совсем недавно Конференция по климату в Париже доказала, что мировые лидеры начинают осознавать опасность климатических изменений, но они все еще находятся в плену своих земных страстей. Оргкомитет конференции сообщает, что ее цель: впервые «достичь универсального и обязательного для выполнения соглашения, позволяющего эффективно бороться против изменения климата и ускорить переход к обществу и экономике, мало потребляющим углеродные технологии». Важно отметить, что эти прекрасные цели ставятся перед всеми странами мира: развитыми и развивающимися. Невключенных в этот процесс не будет. В своем глобальном стремлении преодолеть зависимость от углеродных технологий и удержать увеличение средней температуры планеты на уровне ниже 2 °C к 2100 году все человечество в целом приближается к Христовой заповеди более походить на прекрасные «полевые лилии», нежели на суетящихся «язычников», которые чресчур много беспокоятся, что им есть, пить, и во что одеваться.

Однако распределение усилий между развитыми странами и странами с формирующейся экономикой стало одной из самых болезненных точек переговоров. Никто не хочет переплачивать или уступать, принимать «непопулярные» решения и рисковать своей властью. Христова заповедь «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33) остается без нашего достаточного внимания, а старая как мир ситуация мелочного поиска «сучка в чужом глазу» при наличии бревна в своем (Мф.7:3-5) повторяется снова и снова.

Надежда сохранить этот мир пригодным к жизни все еще имеется, но наша греховная низменная суть не уступает, она хочет уничтожить или помешать нашим благородным намерениям. Борьба добра со злом в сердце человека, безобразного «яшки» (от слова «я») с Божественным образом и подобием не ослабевает. А у Бога остаются серьезные причины навести «страх» на нас, чтобы мы поняли, что «человеки мы».

No comments:

Post a Comment