Wednesday, 3 September 2014
История о компьютерных играх
Однажды Вадимчик с плачем прибежал к маме и через слезы рассказал ей о том, что компьютер его «обманывает». «Я же написал, что он просит! Почему он не пускает меня дальше?» «Что, что?» - спросила недоуменная мама, занимавшаяся каким-то делом на кухне. «Ну вот», - ответил Вадимчик, показывая ей листок бумаги, на котором неуверенным детским почерком было написано «Вам не хватает денег. Для продолжения игры необходимо заплатить 2,99 доллара». «Ты же мне всегда даешь на компьютере поиграть, когда я прописи пишу». «Ах вот что!» - сказала мама, с трудом сдерживая смех, ведь ребенок выглядел очень расстроенным, - «Ты думаешь, компьютер просит тебя переписать эти предложения, чтобы разрешить тебе дальше играть, так что-ли?» «Да, да!» - обрадовался пониманию мамы ребенок, - «Я очень старался, а он мне не дает играть дальше».
Предложения, списанные Вадимчиком с экрана компьютера, выглядели действительно очень достойно. По сравнению с прописями, где надо было написать только отдельные буквы или короткие слова по пунктирным линиям, то что сделал Вадимчик, выглядело настоящим достижением. Мама только подивилась мощной мотивации ребенка, которого обычно было очень сложно заставить писать прописями больше двух строк. А тут, чтобы поиграть на компьютере, гляди же ты, целых два довольно длинных предложения, да еще и с цифрами!
«Ты молодец, что написал столько слов сразу, но здесь надо просто заплатить за продолжение. Папа этого делать не разрешает», - сказала она, - «Давай, я включу тебе другую игру». «Про черепашек-ниндзя, да?!», - радостно воскликнул мальчик. Слезы на его глазах мгновенно высохли. «Хорошо, пусть будет про черепашек-ниндзя», - разрешила мама.
Вечером она рассказала об этом забавном случае папе. Посмеявшись, родители задумались о новой открывшейся для них возможности воздействовать на ребенка. Вадимчик был обыкновенным мальчиком, он много общался со сверстниками, и компьютерные игры не могли пройти мимо него. Запрещать ему играть в них означало бы развивать в нем ненормальный к ним интерес – то, что они совершенно не хотели делать. Они знали о печальном опыте знакомой, которая запрещала сыну играть в компьютер, а потом выяснила, что он стал вставать ночью и тайком играть в компьютер часами. Знакомая с ужасом узнала об этом, когда сын стал с большим трудом просыпаться с утра и засыпать на уроках в школе.
У Вадимчика пока был вполне нормальный, контролируемый интерес к компьютерным играм, который родители старались удовлетворять с помощью самых безобидных детских игр. Некоторые из них были обучающими, и если такая игра нравилась сыну, то родители были особенно довольны. Вызывали игры и некоторое беспокойство у родителей Вадимчика. Папа, хоть и видел в играх «развитие координации между глазами и руками», все-таки был недоволен, что компьютер заставляет ребенка сидеть дома и, как он выражался, «глотать пыль», вместо того, чтобы играть на площадке под его присмотром. Маму беспокоило психологическое привыкание ребенка к компьютеру, но она не могла обходиться без этого чуда современной техники. Мама Вадимчика была домохозяйкой. Возможность занять ребенка на какое-то время была ей иногда жизненно необходима. Сначала это были мультики «в умеренных дозах», а с недавнего времени – компьютерные игры. Родители сходились в том, чтобы не злоупотреблять компьютерными играми, не устанавливать игры с насилием и не платить за них. Тут вдруг выяснилось, что заставить ребенка выполнять некоторые развивающие упражнения можно было не только с помощью особых развивающих игр, но с помощью вообще любой дозволенной игры, которая нравилась Вадимчику.
«А тебе не кажется, что это подкуп?» - засомневалась мама. «Нет, не кажется» - ответил папа, - «Платят же некоторые родители детям за выполнение домашнего задания. А мы его будем поощрять играми». «Про эти товарно-денежные отношения мне вообще не говори», - недовольно отмахнулась мама, - «Во-первых, это не действует, а во-вторых, у детей развиваются неправильные ценности». «Зря ты так», - ответил папа, - «Это действует. Я вот читал, что в одной семье подростку стали платить за то, чтобы он учил стихи Лермонтова. Он их нехотя учил, чтобы получить деньги на свои нужды, а потом признался, что эти строчки не могут вылететь у него из головы, как бы он ни старался их забыть! Но мы не будем Вадимчика подкупать, мы будем его поощрять. Это будет как...» - он задумался, - «...как десерт после обеда!» Оба родителя прекрасно знали, что обед с десертом съедался Вадимчиком быстрее и с гораздо большим удовольствием, чем обед без десерта. «Да, пожалуй так это Вадимчику объяснить будет просто», - согласилась мама.
Но новым способом мотивации родителям воспользоваться так и не пришлось. Сильных проблем с прописями у него не было. Вадимчик каким-то внутренним чувством понимал их важность – возможно потому, что видел как родители время от времени сами пишут. Он не возражал против небольшого количества прописей каждый день. Но если ему что-то надоедало делать, то даже обещание компьютерных игр обычно не помогало: качество его работы в таком случае резко снижалось.
А вскоре он принес компьютер к папе и сказал: «Папа, компьютер просит заплатить за продолжение игры. Заплати, пожалуйста» «Нет, сынок», - твердо ответил папа, - «за игры мы не платим. В интернете полно бесплатных игр. Давай я тебе что-нибудь другое установлю. А кстати, как ты узнал, что компьютер просит деньги?» «Мне мама в прошлый раз объяснила, что это значит», - ответил Вадимчик, показывая фразу на экране, - «а я запомнил».
«Наверное так современные дети начинают читать, что само по себе очень хорошо», - подумал папа, с любовью взъерошив ребенку волосы на голове. Он еще раз подивился, какими смекалистыми могут быть дети в постижении той части мира, которая им интересна.
No comments:
Post a Comment