Sunday, 26 August 2012
О нью-йоркском музее Соломона Гуггенхайма: спиралевидная архитектура как мировоззрение
Одним из запоминающихся визитов в Нью-Йорке было посещение музея Соломона Гуггенхайма. Внешний вид этого музея известен всему миру благодаря необычной спиралевидной архитектуре, спроектированной в середине 20-го века знаменитым американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. Проектировать этот музей Райт начал когда ему было уже глубоко за 80, а постороен музей был, когда ему было уже за 90! Вот и говори после этого о «самой активной двадцадке» между 20 и 40 годами средней жизни. Средний возраст Ф.Л.Райта (между 40 и 60) был, кстати, наименее продуктивным, и только с появлением в его жизни энергичной и безгранично верящей в гений своего мужа молодой жены – черногорки Ольги Ивановны Лазович – его финансовые и творческие успехи пошли в гору. Википедия дает неплохую справку о жизни знаменитого архитектора, интересующимся рекомендую отличный документальный фильм Кена Бернса (Ken Burns).
Но вернемся к музею Соломона Гуггенхайма. Его спиральный дизайн поражает своей необычностью, особенно когда видишь его в окружении зданий с традиционной угловатой архитектурой. Он напоминает собой чайную кружку, стоящую на полке посреди книг (любопытно, что чайных кружек спиралевидного дизайна довольно много в сувенирном магазине музея!). И подобно тому, как приятно попить дымящийся крепкий чай за хорошей книгой, так и приятно окунуться в мир современного искусства, нырнув в него с шумных параллельно-перпендикулярных улиц Нью-Йорка. Отмечу, что шума внутри музея ничуть не меньше, чем снаружи его, ведь музей - это одна из самых популярных достопримечательностей города!
Картинка же внутри меняется драматически. Поллок, Ротко, Ногучи и другие не менее известные имена, ставшие модернистской классикой, представлены в музее своими самыми знаменитыми картинами и скульптурами. Самой «классической» здесь можно считать скромную коллекцию столь любимых мною импрессионистов. Выставка же, которая покорила мое сердце была посвящена творчеству Василия Кандинского. Я вообще небольшой пооклонник абстракции в целом, с некоторым недоверием отношусь и к русским супрематистам и кубистам, столь нашумевшим в этой области в начале 20-го века (как не вспомнить здесь типичную и нелюбимую мною русскую привычку доводить все до крайности, абсурда!), но увидев работы Кандинского «вживую» и в натуральную величину, не смог удержать своего восхищения. Если кто-то сомневается в их творческой ценности, я советую посетить музей Гуггенхайма или Государственный Русский музей и посмотреть на них своими глазами. В этом не просто «что-то есть»; как и любое истинное произведение искусства, работы Кандинского обладают особым целительным душевным свойством. Посмотришь такую выставку, и чувствуешь, что прикоснулся к чему-то прекрасному, доброму, удивительному, вечному и даже я бы сказал, Божественному. Душе от этого становится легче и чище. Вспоминается запомнившаяся строка из «Сонечки» Л. Улицкой, в которой библиотекарша Сонечка в ужасные времена войны «выпасала свою душу на альпийских лугах классики». Спасибо вам, Людмила Евгеньевна, за эту прекрасную и точную метафору! И хотя времена сейчас не такие страшные, необходимость время от времени чистить душу все-таки остается. Подлинники Кандинского этому очень способствуют!
Но не от всех экспозиций музея я был в восторге – так, выставка Ринеке Дийкстры «Ретроспектива» с фотографиями полуголых толстых скандинавских женщин в полный рост вызвала скорее недоумение.
Не могу не сказать несколько слов о сувенирном магазинчике музея, а вернее о некоторых его товарах и услугах. Во-первых, там предлагается услуга архивной печати постеров с изображением любых экспонатов музея на заказ. Учитесь, музеи мира, мне кажется, это прекрасная идея! Во-вторых, мне понравились предлагаемые сувениры – они подобраны так, чтобы с минимальными усилиями развивать в человеке творчество, чувство красоты. Чего например стоят подвесные фотомобили, которые не просто функциональны – они являются подвеской для фотографий – но и облагораживают дом, стимулируют воображение своей необычной формой, тем, как они вращаются от слабейшего движения воздуха. В их движении, в том какие фотографии сходятся и расходятся, начинаешь видеть какой-то тайный смысл! Мне также понравились детские волчки, которые рисуют красивые спирали. Удивительно в подобных вещах то, насколько простая в них заложена идея, насколько мало усилий требует их применение, и насколько красив получается результат. На мой взгляд, чем менее пропорционально соотношение усилий и результата в сувенире, тем более он гениален. Сувениры Гуггенхайма – одни из самых гениальных, которые я когда-либо видел!
Напоследок еще раз поразмышляю о столь поразившей меня архитектуре музея. Хотя он содержит отличную подборку очень высококачественного современного искусства, я считаю, что главным его экспонатом является он сам, а точнее его спиралевидный дизайн. Я понимаю на какие вопросы пытался ответить Ф.Л.Райт, когда проектировал музей Соломона Гуггенхайма: Как сделать так, чтобы человек не потерялся в многочисленных музейных залах, чтобы само здание способствовало атмосфере модернистского творчества, а пребывание в музее создавало ощущение постоянного и цикличного развития? Как заставить посетителя вылезти из своей ментальной коробки и оценить по достоинству иной подход к творчеству и красоте? Как наконец сделать так, чтобы наша повседневная жизнь стала похожа не на серую рутину, а на произведение искусства? Вопросы эти имеют не только архитектурный, но и мировоззренческий характер, и архитектор блестяще с ними справился. Спираль, как архитектурное решение, на мой взгляд, способствует наиболее гармоничному и естественному решению этих непростых задач в данном контексте. Дети, кстати чувствуют это очень хорошо и не скучают, как в обычных музеях – если не картины, то бег вверх и вниз по спиралевидным этажам им очень нравится (хотя это не нравится смотрителям музея). Вид множества людей на «первом этаже», открывающийся с «верхнего этажа» своей хаотичностью напоминает броуновское движение молекул или какую-нибудь из работ Поллока.
Все в этом музее радует глаз, доставляет эстетическое удовольствие и стимулирует воображение. Очень рекомендую его к посещению!
No comments:
Post a Comment