Thursday, 12 March 2015

Капитан и старец (начало рассказа)

Серафим Вырицкий - великий русский святой 20 века
Немецкий капитан увидел старца едва только немецкие войска заняли Вырицу.

Это случилось сухим осенним днем 1941 года. Как обычно, войска вошли в русское селение без боя. Плоховооруженных и разрозненных большевиков, которых сложно было назвать армией, здесь уже давно не было. Разведка сообщила, что поселок этот населен пожилыми людьми, сопротивления от которых не предвидится. Войска пешком, на мотоциклах, в автомобилях и в танках медленно, спокойно и совершенно открыто пересекли реку через несколько мостов, а затем стали продвигаться по прямым улицам селения мимо деревянных одно- и двухэтажных домиков. Их целью был центр города, где находилась железнодорожная станция с путями, ведущими на Ленинград.

Глядя на эти казавшиеся заброшенными коттеджи капитан понял, что именно они должны называться загадочным русским словом «дача». Капитан много читал художественной литературы, в том числе пьесы Чехова. Из них он узнал об этом слове. Именно на дачах чаще всего происходили события странных чеховских пьес, а точнее почти полное отсутствие событий в них. Он помнил свое недоумение, когда в финале одной пьесы главный герой застрелился – этого ничего не предвещало кроме долгих и малопонятных споров за бесконечным русским чаем. Тем не менее капитан знал, что знатоки считают пьесы Чехова классикой мировой драматургии. Капитан смотрел на это признание очень скептически. Он был согласен с фюрером, который видел в современной культуре еще одно свидетельство вырождения цивилизации. Только вырождающаяся культура превозносит бессмысленные работы, подобные чеховским.

Капитан теперь с интересом разглядывал дачи. Представить себе, что в этих уродливых бревенчатых постройках может происходить что-то важное, решающее для мира, что в этом полузаброшенном поселке могут рождаться и жить люди, каким-либо образом важные для мировой цивилизации, было для капитана невозможно. «Эти земли станут значимыми только сейчас, с нашим приходом на них», - думал он, разглядывая проплывающие мимо деревенские пейзажи.

Настроение капитана было приподнятым. В голове крутился старый немецкий марш «Когда солдаты по городу шагают, девушки окна и двери открывают». Конечно, вряд ли можно было ожидать радующуюся молодежь в этой дыре, населенной стариками и старухами. Офицеры, однако, рассказывали, что в некоторых российских городах именно так все и было: люди там искренне радовались, что на смену безумному сталинскому режиму приходит немецкий режим разума и порядка. Капитан не мог ожидать, и что пехотинцы будут петь эту песню. Капитанская часть состояла из румын. Многие из них говорили по-русски гораздо лучше, чем по-немецки. Знать эту веселую немецкую песню могли только несколько человек из них. Ничего, капитану было приятно петь ее и про себя – марш заряжал бодростью даже в таком исполнении.

Прямые улицы и проспекты Вырицы были пустынны – очевидно, что немногочисленные перепуганные местные жители сидели по своим домам. Тем неожиданней для капитана было увидеть небольшую процессию старух, с головы до пят одетых во все черное, которые следовали за какой-то странной компанией. Впереди двое бородатых стариков в тулупах очень бережно под руки вели худого человека одетого в просторный черный балахон с капюшоном, одетым на низкоопущенную голову. С его шеи свисал огромный металлический крест, который выглядел очень тяжелым для такого очевидно больного и слабого старика. Процессия продвигалась вдоль забора куда-то по проспекту. Когда мотоцикл капитана поравнялся с главой процессии, капитан обернулся, чтобы получше рассмотреть странного старика. Старик как будто ждал этого: он тут же поднял голову и посмотрел на капитана. Капитана ожег взгляд лучистых серых глубоко впавших глаз старика. Этот взгляд был настолько неожиданным, близким и пронзительным, что капитан на мгновение испытал какое-то давно забытое спазматическое ощущение в области живота. Он тут же отвернулся. Ничего не замечая вокруг он с усилием пытался вспомнить, когда в последний раз он ощущал этот чувство, и кого напомнили ему эти глаза.

Чувство было неприятным, полузабытым и происходило откуда-то издавна. Это воспоминание ассоциировалось даже не с юностью, проведенной в военном училище. Это было что-то гораздо более раннее. «Вот оно что!» - вспомнил капитан. Давным-давно в школе у него сводило живот от страха, когда за мальчишеские проделки его отчитывал старый горбатый учитель, которого вся школа звала герр Штюк. Герр Штюк был очень опытным учителем, он прекрасно знал, что из себя представляли его ученики, на что они были способны и чего боялись. У него были цепкие и сильные руки, которыми он держал нашкодившего ученика за ухо, обращаясь к нему не иначе, как «таракан». «Ах ты, таракан!» - выговаривал он незадачливому ученику, - «говори, что опять натворил!» Ученик извивался, но вырваться из его крепкой хватки не мог. Кроме того, у герра Штюка был еще очень пронзительный взгляд. Казалось, он видел всех насквозь. Несмотря на его горб, ученики побаивались старого учителя и избегали шутить над ним.

Капитан обернулся снова чтобы еще раз взглянуть на старика в черном. Тот как будто и не опускал голову, уже издалека продолжая смотреть на капитана. На дороге поднялась пыль, но и из-за нее капитан ощущал силу пристального взгляда старика. «Вылитый герр Штюк, такой же строгий!» - подумал капитан и отвернулся.

Немецкие войска заняли Вырицу к вечеру без единого выстрела. В этот же день большинство личного состава было расквартировано по местным дачам. Сам капитан занял целый красивый дом прямо на железнодорожной станции. Уже поздно вечером с удовлетворением глядя из окна на удаляющиеся вдаль пути он думал, что такая бескровная война ему очень нравится, что именно этого быстрого успеха и следовало ожидать от восточной кампании, и что скоро он пройдет парадом по Дворцовой площади в Ленинграде. О старике в черном он и не вспомнил.

Однако тот напомнил о себе – во сне капитана. Старик просто стоял и укоризненно смотрел на него из-под своего капюшона. Капитану очень не нравился этот пронизывающий взгляд, он хотел спрятаться, как-то избежать его, но это было невозможно, как было невозможно вырваться от герра Штюка. Наконец, когда капитан уже готов был проснуться, насильно прервав свой неприятный сон, в голове капитана вдруг раздался голос старика: «Раз ты здесь, приходи, поговорим». «Приду, приду!» - почти выкрикнул капитан, безуспешно пытаясь вылезти из трясины вязкого кошмара. После этого старик исчез, и капитан с облегчением провалился в глубокое черное забытье.

****

Наутро капитан принимал доклады двух своих тайных осведомителей, расквартированных в поселке. Они имели специальное задание разговорить своих хозяев, чтобы выяснить общую ситуацию в селении, что думают местные жители о немецких войсках, и нет ли каких сведений о советских партизанах и подпольных шпионах. Оба агента, прекрасно говорящие по-русски, без труда смогли разговорить своих словоохотливых престарелых хозяев и узнать нужную им информацию. По результатам их доклада капитан должен был написать докладную записку своему начальству. Капитан знал, что другие офицеры имели своих тайных осведомителей и подавали свои докладные записки. Капитана этот порядок очень устраивал, поскольку он исключал возможность случайности, ошибки или намеренной дезинформации.

Судя по тому, что узнали агенты (капитан принимал их доклады отдельно, чтобы потом проверить, насколько они сходятся), ситуация в поселке складывалась самая миролюбивая. Народ остался совершенно невоенного возраста и небойцовского характера. Местные, в основном, были озабочены своим выживанием, поскольку дохода в этом году от городских дачников не предвиделось. Выживание местных жителей сводилось к выращиванию на своих огородах картошки и капусты, содержанию кур, пчел, свиней и нескольких коров. Капитан подумал, что о своем подсобном хозяйстве местным жителям действительно стоило позаботиться, поскольку им теперь предстояло кормить не только себя, но и своих новых хозяев. Когда война окончится, здесь, конечно, построят какое-нибудь производство или, скорее всего, госпиталь, поскольку местный чистейший сосновый воздух для этого очень подходит. Судя по тому, как быстро шла эта война, может строительство даже начнет происходить через год. Пока же этого не случилось, местным придется делится с немецкой армией имеющимся продовольствием.

Некоторые жители поселка имели свой «зуб» на советскую власть, которая репрессировала их родственников. Таких капитан взял на заметку, как вероятных помощников для поддержания порядка в поселке и обеспечения его безопасности. Местные с такой работой обычно справлялись гораздо лучше немцев.

Один из разведчиков сообщал в качестве дополнительных комментариев к своему докладу, что в поселке действовали две православные церкви и одна религиозная община трезвенников. «Как это по-русски – бороться с пьянством с помощью религии!» - подумал капитан. Он знал, что дикое пьянство – это повальная русская привычка. Немцы, конечно, тоже любят выпить, но им достаточно усилия воли, чтобы не дать пагубной привычке захватить себя. У русских очевидно были проблемы с волей, раз им нужна религия для борьбы с пьянством. Тем больше причин для Рейха, чтобы руководить русскими. Наличие же двух конфессий в поселке порадовало капитана – он знал, что чем больше причин для разделения коренного населения, тем легче им можно управлять.

Агент, упомянувший церкви и общину, захотел сообщить капитану кое-что в устной форме. Симпатичный и молодой румын немного помялся, прежде чем сказать нечто, что заинтересовало капитана.

«Я подумал, что это не подходит для письменного доклада. Вы можете посчитать это вздором и посмеяться надо мной» - сказал стесняющийся румын.

«Чувствуйте себя свободным говорить обо всем, что считаете нужным», - ободрил его капитан.

«Я не уверен, что это нужно, но это может оказаться важным. Видите ли, я – православный, как и большинство моих земляков-сослуживцев. То, что местные церкви не были закрыты Сталиным, это уже само по себе чудо. Я хочу сказать, что если бы вы разрешили мне и моим товарищам ходить на службы в них, мы были бы очень благодарны немецкому командованию. Это также очень хорошо повлияет на наш контакт с населением. Что скажете?»

«До войны я был лютеранином, и понимаю ваши религиозные чувства», - ответил капитан задумчиво. - «Не вижу причин в том, чтобы вам препятствовать в этом, тем более, что это действительно будет способствовать дружескому настрою со стороны местного населения и их доверию к нам. Я уверен, что ваши доклады от этого станут еще ценнее!»

Румын опустил глаза: «Да, станут ценнее». Помолчав секунду он добавил, подняв глаза: «Мои хозяева сказали мне, что этот поселок охраняется Всевышним, потому что здесь живет и молится старец. Старец знает все и может предсказывать будущее. Он предсказал эту войну и призывал всех своих гостей из Ленинграда отстраиваться здесь, потому что здесь боев не будет. К нему приезжали многие русские знаменитости, ученые».

Капитан захлопнул папку с докладом румына. «Ученые, говорите? На поклон к монаху? Не слишком бы я тогда доверял их научным поискам. Буду иметь это в виду, когда в академических хрониках прочитаю имя очередного русского научного гения. Благодарю вас за ценные сведения. Следующий доклад – через неделю. И, да, вы можете ходить в местную церковь молиться».

«Благодарю вас. А к старцу сходить можно?» - тут же спросил румын.

«Отчего же нельзя? Сходите. Можете попросить этого предсказателя назвать дату нашего парада на Дворцовой площади. Но, погодите, на этот вопрос, наверняка, и я знаю ответ. Мы увидим знаменитый Зимний дворец в октябре, не позже ноября этого года. До свидания!»

Румын отсалютовал и вышел. Капитан закурил сигарету и задумался. Пожалуй, что контакты на почве религии действительно укрепят связи немецкой власти с местным населением. Хотя капитан не питал особых иллюзий по поводу религиозности русских. Они, как известно, совершенно спокойно и очень быстро свергли и расстреляли своего набожного царя с многочисленной семьей, и своих церковных иерархов на штыки поднимали. Еще помнится у их набожного царя был Распутин – тоже, кстати, старец, а еще при этом пьяница и бабник. Но может деревенские старики со старухами еще верят в Бога. В любом случае, религиозные контакты с местными не помешают. Об этом надо упомянуть в докладе полковнику.

В голове капитана крутилась еще одна мысль. Так вот кем был тот самый загадочный старик в черном! Это скорее всего и был тот самый местный старец. На бабника и пьяницу он, конечно, не похож. Капитан вспомнил, как глубоко впали глаза старца, как аккуратно его поддерживали сопровождающие. Он должно быть очень стар и болен, уже давно отгулял свое. Сейчас замаливает свои грехи. Русские если во что-то впадают, то до крайности. Если они пьют, то до упада, если молятся – то тоже до упада: никакого среди них нет немецкого самоконтроля. Без надежного руководства они когда-нибудь упьются все до смерти, или уйдут все в монастырь, где и умрут бездетными.

Капитан посмотрел на часы. До доклада полковнику оставалось два часа, записка еще не написана, а в голове – бесполезные мысли про этого старца. Капитан выложил перед собой два доклада осведомителей и углубился в их чтение и анализ.

****

Всю следующую неделю приказа двигаться дальше к Ленинграду дивизия капитана не получила. Очень важно было держать крепкий контроль над железнодороной станцией – этим объяснялась остановка дивизии капитана в Вырице. Таково было официальное объяснение. Неофициально по дивизии гуляли слухи о том, что русские отчаянно сопротивляются на подходе к Москве, и наступление немецких войск в этом направлении приостановилось. Не желая терять личный состав в боях на подступах ко второй советской столице Ленинграду, войска должны были просто ждать, когда русские сами сбегут из города, чтобы спокойно и без потерь занять опустевший город. Подобная тактика отличалась от молниеносных планов Блицкрига, но экономила жизни немецких солдат, поэтому у капитана не было к ней особых претензий. В конце концов, курортная Вырица была не самым плохим местом в России, и ожидание действия в ней было не таким тяжелым. Капитану только очень хотелось, чтобы война поскорее закончилась, и он мог уже начать получать новые звания за опыт и выслугу лет, а не за военные заслуги, которых у него уже было достаточно, а также задуматься о о создании семьи. Он чувствовал, что уже давно заработал семейное спокойствие и карьерный рост, которые, казалось, были где-то совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки. Заняв Ленинград он сможет с удовлетворением сказать себе, что военная жизнь его была прожита не зря. Тогда ему можно будет всерьез задуматься о заслуженном покое.

Когда он думал о своем настоящем положении, в душе его ворочался червячок неудовлетворенности. Какой бы она ни была важной, вынужденная остановка войск раздражала его, потому что это была еще и остановка на пути к достижению им своих целей. Это раздражало его. Здравый смысл и опыт, однако, подсказывали, что удача благоволит терпеливым и стойким. Небольшая душевная работа над собой могла принести капитану важные плоды – хотя бы даже потому, что если он попадет в ожесточенные бои с русскими, то может получить тяжелые увечья или даже погибнуть и не реализовать свои планы.

В голову опять приходил старик. Что-то он там видит во мгле будущего? Неопределенность своего положения огрочала капитана, и он очень от нее хотел избавиться. Капитан внутренне усмехался – уж не поверил ли он сказкам о старике-предсказателе? Сообщит ли о нем что-нибудь информатор в следующем отчете? "Если не сообщит, то спрашивать о старике не буду", - решил капитан. А то еще подчиненные поднимут его на смех! Но следующего доклада православного румына он ждал с большим интересом.

Однако следующий доклад, как и последующие, не принес особых новостей. Время, казалось, остановилось в Вырице. Местные жители жили своим обычным календарем: работали на огородах, ухаживали за скотиной, ходили в церковь. Возмущаться против новых порядков никто из них и не думал. Казалось, единственным, что интересовало местных жителей в отношении немецких властей было, чтобы те оставили их в покое. Капитан понимал, что такова нормальная реакция людей, лично столкнувшихся с большевистской «переделкой мира» и настрадавшихся от всех этих новых надуманных законов, колхозов, раскулачиваний, пустых обещаний земли и хлеба, антирелигиозной пропаганды, гонений на священников и людей аристократического происхождения.

Капитан знал, что по своей сути большевистская идеология лжива, лицемерна и агрессивна. Это было видно из советской кинохроники, которую ему и другим офицерам показывали до открытия Восточного фронта. Хроника запечатлела большевистские демонстрации, на которых популярным был плакат «Кто не работает, тот не ест» с подписями Ленина и Свердлова. На плакате в грубой большевистской манере был изображен молодой строитель нового мира, разрывающий сильными руками пасть какого-то отвратительного толстяка. Капитану тогда еще пришел в голову вопрос, осознают ли молодые советские демонстранты, что это был лозунг апостола Павла из его новозаветного послания к Фессалоникийцам. Со стороны было совершенно ясно, что большевистская пропаганда просто присовила этот лозунг в своих целях, при этом лицемерно запрещая Библию.

Несомненно, местным людям нужна была спокойная жизнь с возможностью работать, отдыхать и отправлять свои религиозные нужды. Им совершенно не хотелось строить новый мир. Им и в старом было неплохо, особенно учитывая, что большевики активно эксплуатируют его правила, приписывая их своим лидерам. «Религия обеспечивает сильный контроль над разумом людей, и большевики хотели этим воспользоваться, подменив религию своей идеологией», - с отвращением размышлял капитан, - «Видимо, своими силами Сталину с его комиссарами уговорить людей следовать за ними в коммунистический рай не удается, вот они и решили на место Бога поставить еврея Карла Маркса. А что, похожие, оба бородатые! Хотя конечно и рая никакого коммунистического нет; только голод, вранье и преследования инакомыслящих». Капитан понимал, что советская власть была какой-то странной и трагической ошибкой, тупиковой цивилизационной ветвью, лишенной какого-либо будущего. Местные старики со старухами, на себе испытавшие ее ложь и жестокую бессмысленность, наверняка разделяли этот взгляд капитана, хотя может быть и не в таких словах.

Когда полковник узнал, что капитан разрешил румынам ходить в церковь, он похвалил капитана. Защита традиционной религии была важным козырем в идеологической борьбе фашистов с советской властью. Немцы, конечно же были заинтересованы в лояльности местного населения. Доклады информаторов доказывали, что ситуация обстоит примерно так, и, в результате, местные жители не проявляют неприязни к новой власти, а наоборот благодарны ей за проявленную религиозную терпимость. Это было важным достижением капитана.

Информатор также сообщал, что православные румыны теперь регулярно ходят по воскресеньям молиться в местные церкви. Вырицкие старики со старухами на них недоуменно озираются, но не возражают, поскольку румыны соблюдают чин службы. Местные же священники только рады неожиданному покровительству со стороны новой власти. За годы советской власти они от этого отвыкли...

Friday, 6 March 2015

Псалом 5 (Псалтирь для чайников)

"Каин", скульптор - Анри Видаль, Франция
1. Начальнику хора
И духовых инструментов.
Псалом Давида:

2. Услышь, Господи, слова мои,
уразумей помышления мои.

3. Внемли воплю моему,
Царь мой и Бог мой!
Ибо я Тебе молюсь.

4. Господи! Услышь голос мой, —
Я стою перед Тобою, и покорно жду.

5. Я знаю, что Ты не любишь беззакония.
Злому не будет с Тобой удачи;

6. А нечестивые не выдержат Твоего взгляда:
Ты ненавидишь всех, презирающих Твой Закон.

7. Ты погубишь говорящих ложь.
Кровожадному и коварному будет плохо от Тебя.

8. А я, по великой милости Твоей,
войду в дом Твой,
С трепетом поклонюсь святому храму Твоему.

9. Господи! веди меня к правде Твоей,
Выпрями мой путь к Тебе,
Чтобы этим самым мне победить моих врагов.

10. Ибо нет в устах их истины:
Несут они только смерть,
Рот у них — открытый гроб,
Вот подлинный смысл их лести.

11. Осуди их, Боже!
Да падут они от замыслов своих;
по множеству своих грехов,
Боже, отвергни их,
ибо они восстали против Тебя.

12. Но возрадуются все уповающие на Тебя,
И вечно будут ликовать,
А Ты будешь покровительствовать им.
И будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи;
Своей доброй волей, как щитом,
венчаешь и защищаешь его.

О православном Часослове
Пятый псалом входит в состав особой церковной службы: часов. Часы состоят из первого, третьего, шестого и девятого часов. Во время первого часа читаются 5, 89 и 100 псалмы. Википедия сообщает, что часы это христианские общественные богослужения, молитвословия, освящающие определённое время суток. Каждый из часов состоит из трёх псалмов, нескольких стихов и молитв, подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя. Часы входят в суточный богослужебный круг, их полные тексты содержатся в Часослове.

Часы читаются во время вечерней субботней службы (всенощной). Я стараюсь регулярно ходить на всенощную службу, где читаю часы. Поэтому текст пятого псалма мне хорошо знаком, как знакомы и псалмы, которые я там же читаю во время Шестопсалмия (подробно о Шестопсалмии я писал в статье про третий псалом здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/12/3.html).

Эти простые факты говорят о значительном присутствии ветхозаветных текстов в православных церковных службах. Как известно, центром православной веры является Воскресение Христово из Нового Завета. Активно используя псалмы в своих службах, православная церковь подчеркивает связь Ветхого и Нового Заветов святой книги Библии. Псалтырь, пожалуй, является самым крупным связующим звеном в этом смысле.

О теодицее
Псалом 5 поднимает очень чувствительную и сложную тему, которую религиозные философы называют теодицея, т.е. философское оправдание доброты Бога, несмотря на наличие зла в мире. Прочитав этот псалом, хочется задать такой вот вопрос: Как же Бог погубит «кровожадного и коварного», если, скажем, фашистский каратель Иван Демьянюк, ответственный за убийство множества людей в концлагере Собибор, дожил себе спокойненько до глубоких седин и умер в почтенном возрасте 92 года, правда, попав в конце жизни на скамью подсудимых? Как Бог мог допустить такое? И сколько еще других таких злодеев, убийц и упырей живет на свете, совершенно ни от чего не страдая, а наоборот, наслаждаясь жизнью? Наверняка очень много. И что же Бог делает по этому поводу?

Во-первых, конечно судить действия Бога глупо и неправильно. Те, кто склонен к этому, являются жертвой главного смертного греха гордыни. Если в душе возникают сомнения или раздражения действиями Бога, в этом нужно незамедлительно покаяться и возненавидеть этот грех. Тогда есть надежда, что Бог простит подобную наглость со стороны тех, кого Он создал.

Те же, кто Бога не осуждает, проявляют смирение, которое я обсуждал более детально в статье про четвертый псалом (http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/03/4.html). Смиренный человек воспринимает все с благодарностью, хотя о таких вещах лучше не рассуждать с легкостью, поскольку испытания могут выпасти самые страшные. Здесь лучше всего задуматься о том, каким на самом деле великим и сложным подвигом является настоящее смирение.

Обычный ответ на сложную проблему теодицеи таков. Преподобный Силуан Афонский писал: «Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа». Иначе говоря, через страдания можно обрести смирение, и через смирение можно укрепить свою веру. Те, кто приносят страдания другим, будут иметь свой частный Божий суд, когда умрут. И, как говорится, спаси их тогда Бог, потому что подкупить и обмануть никого уже будет невозможно, все их деяния будут выставлены напоказ, и кара за их грехи последует максимально справедливая и вечная.

Нам же однако хочется, чтобы кара постигла злодеев уже при этой жизни, чтобы мы были свидетелями этой кары, чтобы она была страшная, и чтобы мы вдоволь упились бы ею – одно это описание говорит о том, что радость мести это не самое христианское чувство. К тому же, как уже давно отмечено, месть не воскрешает убитых и не возвращает потерянное.

Вышеописанные способы наказания «при жизни» – человеческие, греховные по своей сути, отвечающие скорее низменым, нежели высоким душевным порывам. Бог наказывает не так. Он не злится, не ругается и не мечет молнии и громы (хотя такое иногда случается, как например в случае с Содомом и Гоморрой). Его кара состоит в том, что Он отдаляет грешника от Себя, отворачивается от него. Скажем, Бог не уничтожил физически Каина за то, что тот убил невинного Авеля и затем соврал об этом. Более того, Он запретил кому-либо убивать Каина, заклеймив того знаменитой каиновой печатью: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15). Затем пошёл Каин от лица Господня на восток от Эдема, женился, обзавелся кучей детей, и жил еще очень долго. Апокрифы (неканонические религиозные тексты) сообщают о дальнейшей жизни Каина следующие любопытные факты. Бог проклял не только Каина, но и землю, на которую Каин будет ступать. Поэтому Каин не смог после убийства заниматься натуральным хозяйством. Чтобы как-то жить, он основал новую форму человеческого существования: стал строить города. Впоследствии Каина случайно убил в лесу его же потомок Ламех, принявший обросшего Каина за дикого зверя. Все потомство Каина погибло во время Великого Потопа.

Несомненно, что у Каина в душе всю его жизнь был самый настоящий ад. После убийства он стал отверженным, изгоем, вместо того, чтобы быть любимцем Бога. А поскольку Каин прекрасно знал, что значит быть любимцем Бога, и как это здорово (иначе бы он не убивал Авеля), у Каина была, так сказать, перспектива на свою жизнь изгоя. Он знал как все могло быть «хорошо», и как в отношении этого «хорошо», ему было «плохо», каким гигантским был масштаб его личного падения. Это должно быть тяжелым знанием, с которым очень сложно жить, и Каин жил с ним долго. Ну и после его смерти Каина уже ожидали наверняка страдания другого рода, поскольку вряд ли такого грешника примут в Рай, если только он не раскается, чему нет свидетельств. Так что Бог по-Своему и очень сурово покарал Каина, и лучше никому не заслуживать себе такой кары.

Существует еще одна точка зрения на проблему теодицеи. Поскольку люди греховны по своей сути, и мир с каждым днем все глубже погрязает во грехе, мы заслуживаем все то плохое, что с нами происходит. Не Бог творит зло, а мы. «Несправедливость» этого мира, соответственно, это его само собой разумеющееся состояние, и мы – его часть. Нужно сделать над собой серьезное усилие, чтобы стать частью добра и иметь хотя бы какое-то моральное право на победу добра в этой жизни. Если какие-то события вызывают душевную боль, в первую очередь спрашивать нужно с себя: а что я сделал, чтобы это событие не произошло? Сделал ли я все возможное, чтобы его предотвратить? Не смалодушничал ли я сам, не струсил ли, не поленился ли, не успокоил ли себя каким-нибудь обманом? Такой недавней душевной болью для меня было убийство борца со злом в России Бориса Немцова. Когда я себе задаю эти вопросы, то понимаю, что у меня нет достойного ответа ни на один из них. Следовательно Бог здесь не при чем, я сам способствовал этому убийству, как ни тяжело это осознавать.

Однако добро существует, и его «удельный вес» продолжает увеличиваться. Тому есть точные статистические подтверждения, которые обсуждаются в статье "Книга Стивена Пинкера «Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия»" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/08/blog-post_16.html). Кроме того, в нашей жизни есть место как великим злодеяниям, так и великим чудесам. В этом есть проявление Великой Божьей милости к нам, грешникам. Об этом нужно думать и за это нужно благодарить Создателя, а не приставать к Нему с вопросами «Почему Ты позволяешь то или это?»

Иногда, правда, происходят события, которые объяснить или предотвратить нет никакой возможности. Я имею в виду чудовищные катастрофы, землетрясения, цунами, извержения вулканов. Вот, например, Лиссабонское землетрясение 1755 года: 80 тысяч жертв за 6 минут. Или землетрясение и цунами в Индийском океане в 2004 году: общее количество погибших превысило 235 тысяч человек. Или землетрясение на Андреяновских островах (Аляска) 1957 года, и вызванное им извержение вулкана Всевидова: сотни погибших, множество разрушенных православных церквей. Список можно продолжать долго. Чем провинились погибшие люди, за что разрушены православные церкви в Аляске? Удовлетворительного ответа на эти вопросы нет. Тем, кто погибли в этих катастрофах, вопросы теодицеи теперь безразличны. Тем, кто выжил, скорее придет в голову благодарить Бога за Его милость к ним лично, нежели ломать голову над философским осмыслением происшедшего.

Вот хорошая мысль для тех, кто хочет порассуждать о теодицее: почему бы не поразмыслить о роли Всевышнего не в катастрофах, которые СЛУЧИЛИСЬ, а в катастрофах, которые НЕ СЛУЧИЛИСЬ. Такие могли произойти в последнее время часто, гораздо чаще чем разрушительные землетрясения и т.д. Частично этой темы я касался в статье «Кто умнее: люди или динозавры,» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/06/blog-post.html), а подробно она рассмотрена в статье Википедии под названием «Случаи ложного срабатывания систем предупреждения о ракетном нападении» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Случаи_ложного_срабатывания_систем_предупреждения_о_ракетном_нападении). Масштаб этих чудесных случаев гораздо больше масштаба самого крупного землетрясения и цунами вместе взятых. Речь здесь идет о судьбе всего человечества, которое не раз чудесным образом было спасено от ядерной катастрофы. Размышлять на эту тему очень душеполезно. Полезно также вспоминать слова Иисуса Христа из Нагорной Проповеди, где Он, в сущности, решил проблему теодицеи в нескольких словах: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф. 5:44-48).

Tuesday, 3 March 2015

Псалом 4 (Псалтирь для чайников)

Православная икона
Благоразумного вора Раха
1. Начальнику хора
И струнных инструментов.
Псалом Давида:

2. Когда я взываю к Тебе,
услышь меня, Боже праведный!
В тесноте Ты давал мне простор.
Помилуй меня и услышь молитву мою.

3. Люди, люди!
Как долго вы будете меня ругать?
Как долго вы будете любить суету
и жизнь во лжи?

4. Знайте, что Господь
помогает Своим людям.
Господь слышит,
когда я призываю Его.

5. Гневаясь, помните что это грех.
Проводите все свое свободное время
В размышлениях о Законе Божьем,
Утихомирьте свои страсти!

6. Отвергайте ложь,
чего бы вам это не стоило,
И уповайте на Господа.

7. Многие спрашивают:
«При ком нам будет жить хорошо?»

Явись к нам, Господи!

8. Ты меня радуешь с тех пор,
как у людей стало больше хлеба и вина.

9. Спокойно ложусь я и сплю,
ибо Ты, Господи,
один позволяешь мне
жить в безопасности.

О православном роке

Четвертый псалом предписан «хору и струнным инструментам». Это предписание напоминает о том, что в старину псалмы исполнялись как песни, под музыку. Многие псалмы – это на самом деле тексты песен, поскольку какое-либо музыкальное предписание имеют и другие псалмы, а не только этот.

Я думаю, что сегодня царь Давид предписал бы исполнение четвертого псалма рок-группе. Как известно, признаком музыкального стиля «рок» является использование музыкантами гитар (особенно электрогитар), то есть струнных инструментов. Учитывая, что предписание этого псалма включает в себя его исполнение струнными инструментами и хором, можно достаточно уверенно говорить о том, что сегодня четвертый псалом был бы создан как текст к песне в стиле православный рок.

Я думаю, что такое исполнение не навредило бы этому псалму, как вообще не вредит хорошему православному тексту. В качестве примера можно вспомнить знаменитую песню «Деревянные церкви Руси» рок-группы «Черный кофе». Ее жесткие гитарные рифы, неторопливый ритм и мощный «небесный» вокал хорошо передают какую-то неподатливость внешним воздействиям старинных русских церквей, их строгость, незамысловатость, основательность. В такой песне правильно все: и текст и музыка. Ее приятно, а не противно петь, она побуждает важные мысли. Неслучайно она стала такой популярной.

С другой стороны, меня всегда очень огорчает, когда на хорошую рок-музыку положен какой-нибудь бессмысленный или, того хуже, опасный текст. Например, знаменитой группе АС/ДС ничего не стоило бы написать отличную песню под названием “Highway to Heaven” ("Шоссе в Небеса"). Но вместо этого они написали то, что они написали, прославляя вещи, которые совершенно не нуждаются в прославлении. Для меня и для многих других верующих, которым небезразлично, что они поют или слушают, такой музыкальный материал потерян навсегда, к большому сожалению! Примерно то же самое я чувствую в отношении песен красивых, но бессмысленных. Таких песен – подавляющее большинство.

В поисках песен, которые мне не противно (а иногда и не страшно) слушать я недавно обратился к христианскому року. Если эти песни исполняются не на церковной службе (где пение должно быть только хоровым), а «для души», то я считаю, что христианский рок это очень хорошая вещь. Это музыкальное направление сегодня очень активно развивается, как в России, так и на Западе. В этом смысле музыкальным открытием недавнего времени для меня стал альбом песен к фильму «Heaven Is For Real» (его можно послушать здесь https://www.youtube.com/watch?v=Gnf1xczuOrA&list=PLXT2pBWM8DxeblhdC65wcRcOGLELqZXfd, а о фильме подробно я писал здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/12/heaven-is-for-real.html). Другой пример – отличная и совершенно свежая песня “What Are You Waiting For?” ("Чего же ты ждешь?") канадской рок-группы Nickelback. Здесь можно послушать эту песню и познакомиться с ее лирикой: https://www.youtube.com/watch?v=w-Ng5muAAcg. В песне нет ни слова о христианстве или церкви, но у нее есть посыл, который я лично воспринимаю как христианский.

Проблему несоответствия музыки и текста у современных исполнителей неплохо понимают некоторые православные священники. Пытаясь нести Слово Божье в массы, они используют современную музыку как свой инструмент, чтобы быть услышанными и понятыми молодыми людьми. Один верующий поэт написал православный ответ на очень красивую песню «Эсмеральда» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари». Свою песню священник Сергий Киселев назвал «Анти-Эсмеральда» (https://www.youtube.com/watch?v=CoMCAW9QjJY). Как известно, в оригинальной песне Квазимодо, горбатый звонарь знаменитого Собора Парижской Богоматери, поет, что за ночь с красавицей цыганкой Эсмеральдой он готов отдать свою бессмертную душу, известно кому. Это пример текста опасного: ужасные вещи подаются под очень красивую музыку, и как-то красота музыки при этом сглаживает их ужас, делает его приемлемым, «нормальным». Мол, а что такого-то? Зато песня какая красивая! Это очень опасная ситуация.

О "нищете духа"

Библеисты называют 4-ый псалом «индивидуальным плачем», хотя повод для этого плача не совсем понятен: то ли это плохой урожай, то ли защита в суде от несправедливого обвинения. Подобного рода плачей в Псалтыри довольно много, большинство из них строится по следующему принципу: 1) О, мой Бог 2) Услышь меня и помоги мне в моей печали 3) Нечестивые меня оболгали, обокрали и т.д. 4) Но я верю в то, что Ты спасешь меня от моих несчастий.

Эта логическая последовательность имеет большой смысл. Когда псалмист страдает от внешних или внутренних причин, его беспокоит не разрешение его проблем, а то, что в своих страданиях, в своем одиночестве он отдаляется от Бога. Когда человек тревожится, он доходит в своих переживаниях до вышеупомянутых пунктов два и три. Здесь очень важно не остановиться, а найти в себе силы и мудрость сделать следующий, кажущийся совершенно нелогичным шаг: искренне перейти к следующему пункту: «Но я верю в то, что Ты спасешь меня от моих несчастий» (или в переводе на светский язык: «я сделаю то, что должен, и будь что будет»). Как говорится, живи по совести, а Бог за всем остальным присмотрит лучшим возможным образом.

Если в минуту тревоги человек может сделать этот последний шаг, возлагая свою надежду на Бога, а не на себя, если он может «спокойно лечь и спать», значит он «обнищал духом», то есть приблизился к первой Заповеди Блаженства: «Блаженны нищие духом, Ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5:3). В отношении между собой и Богом «нищий духом» человек принимает тот факт, что он есть ноль, а Бог есть все, и не ропщет на судьбу – хотя это иногда так хочется делать! К подобному отношению к жизни нужно стремиться всем нам, все остальное – гордыня от лукавого.

В этой знаменитой, но плохо понятной фразе речь прежде всего идет о смирении перед Богом, подчинение Его Воле, об отказе от таких совершенно глупых и ничем необоснованных вещей, как гордыня, хвастовство. Действительно смиренный человек достигает стадии религиозного просветления, он выходит за пределы своих сиюминутных слабостей и беспокойств в такую область, где его ничем невозможно огорчить или обеспокоить. В сущности это состояние счастья, блаженства. Мы часто избегаем этого шага потому что по своей греховной сути предпочитаем беспокоиться, злиться, ругаться, бичевать себя, завидовать, пытаться формировать «свою» реальность, нежели иметь в душе мир, спокойствие, смирение, сострадание. А ведь все находится в Руке Господней!

О смирении в христианстве хорошо написано в соответствующей статье Википедии здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Смирение_(в_христианстве). Подробно на тему духовной нищеты высказался также диакон Андрей Кураев в своей статье «Нищие духом» здесь: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/001/001-kuraev.htm.

Ветхозаветный четвертый псалом был написан задолго до новозаветной Нагорной Проповеди, в которой Иисус перечислил Заповеди Блаженства. Однако этот псалом является еще одним подтверждением внутренней связи Ветхого и Нового Заветов.

О силе молитвы

Важной частью любого псалма-плача является молитва о спасении из тяжелых жизненных ситуаций. В Новом Завете к этому призывал апостол Павел в Послании к Филиппийцам: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:6-7).

О психотерапевтической силе молитвы написано много. Регулярная молитва творит самые настоящие медицинские чудеса: снижает кровяное давление, лечит депрессию, улучшает работу органов. Но молитва означает гораздо большее, нежели индивидуальную психотерапию. Она реально помогает решать проблемы. Как говорил Иисус: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Однако этим мощным инструментом необходимо уметь пользоваться. Я его только осваиваю, и он мне уже часто помогает. Вот несколько советов по правильной «технической эксплуатации» молитвы.

Во-первых, если человек не верит в Бога, грешит без раскаяния, то вряд ли он может рассчитывать на исполнение своих молитв. Как говорится в 65 псалме по этому поводу: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18).

Но стоит человеку раскаяться в своих грехах, как Господь проявляет к нему чудеса милости. Ярким подтверждением этому является история Благоразумного вора Раха, распятого рядом с Иисусом. Вор Рах всю жизнь жил разбоем, неизвестно, сколько душ при этом загубил, никогда не был крещен. Его разбойная жизнь привела его в конце концов к логическому концу - казни. На его великое счастье Рах был распят по правую сторону от Иисуса Христа. С левой стороны от Христа был распят подельник Раха, который цинично крикнул Иисусу на кресте: «Раз ты Бог, вызволи нас из этой напасти!»

В каком-то смысле это была тоже молитва, но без раскаяния, без веры. Любая «просьба» подобного рода воспринимается Богом также, как и «просьба» неблагоразумного вора, то есть игнорируется. Это, кстати, соответствует и человеческим законам.

Благоразумный же разбойник Рах услышав эти слова пристыдил своего подельника, сказав, что «мы хотя бы за дело страдаем, а этот человек невинен». Благоразумие Раха выразилось не только в том, что он пожалел ни в чем неповинного Христа как человека. Он также поверил в Иисуса как в Бога и попросил Его: «Помяни меня, Боже, в Своем Царствии Небесном!». Рах сам пришел к тому, что совсем недавно требовал от своих учеников Иисус: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6).

И будучи даже на кресте, в самый тяжелый и мучительный момент своей земной жизни Иисус смилостивился над раскаявшимся грешником и ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

Так что Бог слышит каждого, и каждому воздает по вере в Его Единородного Сына.

Конечно же смысл молитвы тоже очень важен. Вряд ли Бог ответит на эгоистичные, грешные просьбы, на желание того, что противоречит Заповедям Моисеевым, например такого их пункта: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Понятно, что тот, кто молит Бога, чтобы Он помог отобрать чужого «вола», не будет иметь в этом Божьей помощи.

На Его особую помощь могут рассчитывать дети, матери, те, кто молится ночью. Эти просящие наиболее уязвимы и, соответственно, Бог к ним особенно чутко прислушивается.

Но иногда бывает так, что даже самая благая человеческая молитва не исполняется. Казалось бы, все на месте: доброе пожелание, горячая молитва, свечки, иконки и т.д., а желание не исполняется. Если такое происходит, значит в этом конкретном случае у Бога есть Свой собственный план. Я например регулярно молю Господа о прекращении войны в Украине, а ей не видно ни конца ни края. Очевидно у Бога насчет Украины имеются Свои планы. Нет сомнения, что Бог позаботится об этой смелой и свободолюбивой стране лучшим из всех возможных способов. Как конкретно – нам пока с нашим коротким пониманием ситуации не ведомо, поскольку Пути Господни неисповедимы. Однако, я не сомневаюсь, что в конце концов Божий Промысел для Украины будет всем нам абсолютно очевиден.

В таких, да в сущности и во всех остальных случаях тоже, нам всем правильнее было бы молиться об исполнении Воли Божьей – эта молитва исполняется всегда и мгновенно!

Friday, 27 February 2015

Очередная мрачная новость из России во время православного поста

Борис Немцов убит. Вечная ему память!..
Я уже давно пришел к выводу, что Россия находится во власти бесноватых или даже продавших свою душу известно кому людей. В последнее время слишком часто самое мерзкое в ней происходит во время православных постов - время, когда бесовщина особенно активизируется. Судите сами:

Великий Пост 2012 года – общероссийская истерика по поводу песни «Богородица, Путина прогони!» группы Пусси Райот. Вместо того, чтобы в Прощенное Воскресенье простить и отпустить глупых девчонок, которые просто не умеют молиться, бесноватые путинские агенты в правительстве и в церкви раздули самую настоящую истерику против них, заключили их под стражу.

Великий Пост 2012 года - скандальные президентские выборы в России, в результате которых при помощи обмана и подтасовок к власти на третий, удлиненный срок, пришел Путин. Реакцией на результаты этих выборов стал марш оппозиции 6 мая, во время которого по приказу кремлевских бесноватых московская полиция организовала массовые столкновения, избиения протестующих, незаконные задержания.

Рождественский Пост 2012 года – Госдумский «бешеный принтер» принимает скандально известный закон Димы Яковлева, согласно которому иностранцам запрещают усыновлять российских детей-сирот, включая инвалидов, обрекая их на вымирание в российских детских домах. Этот мерзкий закон принят в отместку на американский Закон Магницкого, вводящий персональные санкции в отношении лиц, причастных к убийству Сергея Магницкого, который раскрыл крупные финансовые аферы высших чиновников России. Иначе говоря, бесноватые просто пожертвовали российскими сиротами, чтобы отомстить Западу за преследование российских воров.

Петров Пост 2013 года - массовые беспорядки на этнической почве в городе Пугачёв Саратовской области. Поводом для протестов стало жестокое убийство чеченским подростком местного жителя. Протесты взбесившихся местных жителей сопровождались столкновениями с чеченской диаспорой, попыткой погрома, перекрытием автомобильной дороги.

Успенский Пост 2012 года - московская бесноватая судья приговорила участниц панк-группы Пусси Райот к 2 годам лишения свободы в колонии общего режима.

Рождественский Пост 2013 года - теракт в Волгограде. Взрыв в городском троллейбусе произошёл на следующий день после взрыва на железнодорожном вокзале и стал третьим террористическим актом, произошедшим в Волгограде в 2013 году. В результате теракта погибли 16 человек, пострадали 25.

Великий Пост 2014 года – Захват Россией Крыма (Крымский кризис), начало вооруженного конфликта на востоке Украины, по сути дела развязывание Россией захватнической войны на Украине. За короткий срок бесноватые кремлевские пропагандисты смогли разжечь страшную межнациональную рознь между восточными и западными украинцами, между украинцами и русскими. Счет убитым в этой войне идет уже на несколько тысяч. Сбит малайзийский Боинг. Ничего бы этого не было, если бы кремлевские политики в очередной раз не взбесились бы на сугубо внутреннюю украинскую Революцию Достоинства.

Рождественский Пост 2014 года – ни в чем неповинного Олега Навального, мужа и отца нескольких детей, сажают в тюрьму на три с половиной года. Это очевидно сделано для того, чтобы дать бесноватым кремлевским политикам возможность психологически давить на его брата, лидера российского протестного движения Алексея Навального. Сажать Алексея в тюрьму они боятся, чтобы не делать из него мученика. По сути дела Олег Навальный взят ими в заложники. По словам Алексея Навального, это самый подлый из всех возможных приговоров.

Великий Пост 2015 года – заказное убийство одного из самых ярких лидеров российского протестного движения Бориса Немцова, прямо перед оппозиционным Антикризисным Маршем Весны.

Боже, спаси и сохрани Россию, а с нею и всех нас! Бесноватые российские карлики, владеющие ядерной кнопкой, не пожалеют никого, если почувствуют серьезную угрозу своей власти. Что-то мне подсказывает, что если новый Карибский кризис и случится в наши дни, то это произойдет во время православного поста.

Thursday, 26 February 2015

Как Серега Рождество "прогулял" (рассказ)

Серега не хотел «прогуливать» Рождество, то есть пропускать Рождественскую церковную службу без уважительной причины. Эта ночная служба была особенно торжественной и красивой: церковный хор обычно очень старается, духовенство служит в своих самых лучших одеждах, радостные прихожане поздравляют друг друга, обмениваются маленькими подарками, открытками. В воздухе витает ощущение праздника – настоящего, а не искусственного, какими пестреет светский календарь.

Но в этом году Серега решил «прогулять» Рождество. Он просто не смог пропустить чрезвычайно заманчивое предложение, о котором сообщил ему знакомый турагент - довольно существенную скидку на путевку в одну южную страну. Турагент только просил его принять решение быстро. От мысли за одну ночь на две недели по дешевке поменять морозную северную зиму на теплое тропическое лето у Сереги, как говорил классик, «в зобу дыханье сперло». Долго не размышляя Серега оплатил путевку для себя, жены и ребенка. «Вот это будет отличный подарок нам всем на Новый Год и Рождество!» - радостно подумал он.

Когда первая радость по поводу покупки прошла, Серега стал испытывать некоторое смущение по поводу дат тура. Тур приходился прямо на всю рождественскую неделю с Рождеством Христовым посередине. «Вот и прекрасно!» - подбадривал себя Серега, - «Встречу Рождество на югах, с коктейлем в руке под шелест морской волны. Рождество ведь оно, как говорится, и в Африке Рождество!»

На смену этой радостной мысли в голову Сереге пришла мысль уже не столь радостная: «Хотя Батюшка вряд ли благословит нас на эту поездку».

Серега уже привык брать благословение Батюшки перед каждой значительной поездкой. Это давало ему дополнительное душевное спокойствие, которого в светском мире так не хватает. Обычно Батюшка давал такое благословение без проблем. Однако он очень не любил, когда прихожане «прогуливали» Рождество и Пасху, два самых больших церковных праздника. «Если вы верите в Бога, то эти два дня вы должны Ему отдать», - говорил он пастве. Поэтому «отпускал» народ он в такие дни только по очень уважительным причинам, в число которых посещение курорта не входило. Батюшка спрашивал прихожан перед благословением, куда они уезжают. Были случаи, когда узнав о «неуважительной» причине поездки во время Рождества и Пасхи, он в благословении отказывал.

Сереге очень не хотелось попадать в такую ситуацию, и он решил поехать на курорт без благословения. А отсутствие его и его семьи в церкви на Рождественской службе Батюшка даже не заметит – у него и так будет много дел.

Все эти размышления не очень успокоили Серегу, но он сумел убедить себя в том, что в итоге все будет хорошо. Он съездит в отпуск с большой экономией, прекрасно отдохнет, поднимет коктейль за Рождество на юге, а потом по приезду исповедается и причастится. Так он и представил ситуацию жене, которая сначала было попыталась возражать, но затем поддалась на уговоры мужа. Ей тоже очень хотелось на юг. Отбросив неприятные мысли в сторону, взрослые с удовольствием стали обсуждать, какую летнюю одежду себе и ребенку они возьмут с собою в поездку.

И вот день отлета настал. Рейс до курорта был с пересадкой в крупном городе. Разница между прилетом и отлетом была довольно существенная – 12 часов. Серега понял, что это неудобство и было основной причиной скидки на путевку. Чтобы как-то переждать полдня в аэропорту с малым ребенком на руках Сереге пришлось забронировать номер в гостинице аэропорта. Он лишь поморщился на эту дополнительную трату, но скидка на путевку была такая значительная, что даже оплатив одну ночь в гостинице Серега экономил. «Это моя последняя трата», - думал он, - «в курортном отеле все включено, там не надо будет тратить ни рубля!»

Полет до города пересадки прошел спокойно. Гостиница оказалась хорошей, и Сереге с семьей удалось там немного отдохнуть и подкрепиться. За полтора часа до вылета его самолета отдохнувший Серега с семьей был уже на регистрации полета.

Перед ними в очереди на этот рейс стояли два человека, оба без чемоданов. Молодая улыбающаяся стюардесса их быстро зарегистрировала. Подошла серегина очередь. Он подкатил чемоданы к стойке регистрации, протянул паспорта и билеты.

Стюардесса взглянула на Серегу, на его билет, затем на его чемоданы. В ее взгляде читалось явное замешательство: «Вы хотите зарегистрироваться на рейс до...?» - и она назвала курортный город. «Да, да», - ответил Серега, - «на тот же рейс, куда вы только что зарегистрировали двух пассажиров».

«Конечно, конечно!» - захлопала красивыми ресницами стюардесса, - «Только у них не было чемоданов». Она тут же очень быстро заговорила: «Регистрация пассажиров с багажом заканчивается за два часа до международных рейсов. Затем машина с чемоданами уезжает грузить их в самолет. После этого на международные рейсы могут регистрироваться только пассажиры без багажа».

Серега глядел на нее и не мог поверить своим ушам. В голове как-то вдруг все помутилось, и он наконец спросил деревянным голосом: «Извините, не понимаю. Можно поговорить с вашим менеджером?»

Переговоры с менеджером были безрезультатными. Она говорила все то же самое. Поскольку грузовой машины уже нет, никто чемоданы Сереге тащить до самолета не собирается, а ему самому это делать нельзя. Значит Серега на свой рейс не попадает. И между прочим, о том, что регистрация на международные рейсы заканчивается за два часа до отлета, написано в билете у Сереги (правда очень мелким шрифтом). Поэтому луше приходить на регистрацию в таких случаях за три часа до отлета.

Слова менеджера с трудом проникали в голову Сереги. У него был самый настоящий шок. Он даже не мог разозлиться.

«Когда следующий рейс в этом направлении?» - наконец спросил он.

Менеджер сделала быстрый поиск в компьютере: «Следующий рейс будет через три дня. Хотите я вам поменяю билеты? Вам только придется заплатить за их обмен. Если же вы хотите лететь домой, то вам нужно покупать новые билеты».

Серега повернулся к жене – она плакала. Ребенок в своем беспечном детском счастье играл с какой-то игрушкой в коляске-«тросточке». Сереге пришлось собрать все свои силы, чтобы не расклеиться и не разораться, а ровным голосом спросить мнение жены. После недолгих переговоров было решено подождать три дня и все-таки лететь на курорт.

Обменяв билеты Серега и его семья молча пошли обратно в гостиницу. Серега мрачно подсчитывал в голове стоимость этого отпуска. Он надеялся сэкономить, а в результате, это будет один из самых дорогих отпусков в его жизни: несколько неожиданных ночей в гостинице аэропорта, обмен билетов, потери оплаченного времени на курорте, в гостинице опять же кушать надо что-то все эти три дня. Это были только дополнительные денежные траты, без учета неожиданных и весьма существенных эмоциональных потерь.

Его взгляд упал на простирающийся перед ними аэропорт за огромными окнами. За окнами шел густой снег и лежали сугробы. Все-таки это был январь, время Рождества. «А у нас в чемодане только летние вещи», - сказала жена, проследив за его взглядом. Серега не знал, то ли плакать на это, то ли смеяться. Все эти три дня ожидания они даже выйти из гостиницы не смогут!

В конце концов Серега и его семья все-таки долетели до курорта. Остаток отпуска они провели хорошо. Южное солнце и теплое море немного улучшили их настроение. А сынишка был очень счастлив на пляже. На регистрацию обратного полета они пришли за три часа до отлета, до дома добрались без приключений.

После отпуска у них осталось несколько очень красивых фотографий. На одной из них Серега, его жена и сынишка улыбались в камеру на фоне пальм, ослепительно белого пляжа, синего моря. Это фото они распечатали и повесили в рамочке на стену – на память. Когда же Серега глядел на него впоследствии, он думал не о тропических красотах. Он повторял про себя обещание, данное себе по возвращению из той незабываемой поездки: никогда больше не «прогуливать» Рождество и Пасху, и никогда больше не уезжать в поездки без благословения Батюшки!

Tuesday, 24 February 2015

Пост на Великий Пост

Е. Кропивницкий "Изгнание из Рая", 1959
Бокал за Великий Пост не поднимают, да и пить вино теперь можно только по выходным. Так что без всяких тостов поздравляю всех с наступлением Великого Поста. Он продлится как обычно 40 дней, до 4 апреля. Затем идет Страстная Неделя, которая является отдельным церковным событием, хотя и тоже с соблюдением поста. Затем будет, конечно же, Пасха 12 апреля.

Общеизвестно, что Великий Пост это физическая, психологическая и духовная подготовка к Пасхе, главному празднику христианства. Однако, малоизвестно, что Великий Пост это период, который символизирует в православии всю историю человечества от грехопадения Адама и Евы вплоть до Воскресения Иисуса Христа. Великий Пост начинается с чтения книги Бытия, первой книги Ветхого Завета, и заканчивается Вербным Воскресеньем, праздником Входа Иисуса Христа в Иерусалим – событием, которое начинает Страстную Неделю, и ведет нас всех к Пасхе.

Таким образом, Великий Пост это символ того времени, когда человек жил без Бога. После грехопадения Бог прогневался на человека и отвернулся от него. Затем в жизни человека последовали ужасные страдания, поиски Бога, откровения о Его будущей Великой Милости. Наконец, страдания закончились, когда Бог над нами смилостивился и послал нам Своего Единородного Сына для искупления множества наших грехов.

Поэтому Великий Пост – период непростой. В это время к верующим предъявляются особо жесткие требования по воздержанию в пище, в поведении, в словах, в мыслях. Верующие должны регулярно молиться Великопостной молитвой святого Ефрема Сирина (о которой хорошо сказал протопресвитер Александр Шмеман здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/03/blog-post_19.html). Желательно ходить чаще в церковь, исповедываться, причащаться. Во время Поста нас ожидают большие церковные праздники, такие как Торжество Православия (1 марта), Поклонение Кресту (15 марта). Духовенство во время Поста служит в своих самых лучших одеждах, в церкви исполняется много уникальной и красивой музыки, которая больше никогда в году не поется.

В сущности, те, кто соблюдают Великий Пост, наиболее близко за это время приближаются к Богу. Другого такого времени в течение года больше не будет: все остальные длительные посты (Петров, Успенский, Рождественский) либо не такие длинные, либо не такие строгие. Можно сказать, что по своему значению, строгости, духовной интенсивности Великий Пост – всем постам пост!

Желаю всем воспользоваться этой возможностью в полной мере, эффективно поработать над собой, продуктивно подумать о своей жизни, попрактиковать и укрепить свою христианскую веру, чтобы с действительно великой радостью встретить праздник Пасхи!

Friday, 20 February 2015

О безопасном участии в онлайновых конкурсах

Выигрывать все это можно и не расплачиваясь своим частным пространством!
Свежий канадский журнал о деньгах “Money Sense” принес любопытную статью о жительнице Ванкувера, которая зарабатывает себе на жизнь участвуя во всяких онлайновых конкурсах и опросах. Эрика Комори проводит «за работой» около 20 минут в день, при этом просматривая любимые телепередачи. Она участвует во всех конкурсах и опросах, которые может найти в Интернете, отдавая предпочтение тем, которые проходят недалеко от дома – чтобы за призами ездить было недалеко. Она уже свыше года не покупала себе одежду и никогда не покупает подарки друзьям – она все это получает бесплатно. Среди ее самых запоминающихся призов – бесплатные поездки на Карибское море, в Лос-Анжелес, бесплатные билеты на концерты любимых музыкантов. «Если бы я хотела, я бы каждый день как-нибудь бесплатно развлекалась» - признается Ерика журналисту издания.

Способ заработка Эрики довольно любопытен, у него несомненно есть свои преимущества. Действительно, конкурсов и анкет сейчас в Интернете, да и не только, огромное количество. Значит имеется и огромное количество бесплатных вещей и услуг, которые можно выиграть! У меня же, как у профессионала информационной безопасности, сразу возникает только такой вот вопрос: интересно, а Эрике не страшно раздавать свои личные данные направо и налево? Ведь несомненно, что все эти конкурсы имеют одну цель: увеличение клиентской базы за счет рекламы. Электронная почта Эрики наверняка разрывается от спама, ее телефон не переставая звонит, почтовый ящик ежедневно забивается печатной адресной рекламой. Но хуже всего то, что ее имя, дата рождения, адрес и может быть еще какие-то частные сведения наверняка уже имеются у каждого продавца чужими «личностями» на черном рынке. Об этой оборотной стороне работы Эрики в статье ни слова. А жаль!

Я думаю, что у желающих участвовать в онлайновых конкурсах и анкетах все-таки имеется простой, но эффективный способ получить все возможные призы, не слишком при этом поступаясь своим частным пространством. Об этом способе иметь все лучшее из двух миров часто говорят мои коллеги.

Конкурсы и анкеты требуют от участников много частных данных, но никто не обязывает этих участников сообщать о себе правдивые данные. Нужно сообщить дату моего рождения? Пожалуйста: 1 января 1960 года. Если вы подозреваете, что возраст имеет значение в конкурсе, сообщите правильный год, но опять же первого января. Необходимо сообщить номер своего телефона? Здесь я бы, пожалуй, просто вводил всякую ерунду – если это обязательное поле. Если нет, то лучше вообще ничего не вводить. Нужно сообщить мой электронный адрес? Пожалуйста вот он – и я даю не личный, а специальный адрес, который я завел для «спама». Пусть он разрывается от онлайновой рекламы. Я буду туда иногда заходить и удалять содержимое пачками (заранее просматривая сообщения о выигрыше, конечно!). Нужен мой почтовый адрес? Вот пожалуйста мой почтовый ящик или даже индекс ХОХ ОХО. Свой же домашний адрес я сообщать никогда никому не буду. Сообщение необходимо «лайкнуть» или «перепостить»? Я это с легкостью могу сделать на специальной «мусорной» учетной записи в Фейсбуке, Твиттере и т.д. Это будет конечно не моя личная учетная запись. И т.д. и т.п.

Таким образом, можно запросто участвовать в многочисленных конкурсах, претендовать на разнообразные выигрыши и при этом не отдавать торговцам ни сантиметра своего личного пространства. К такому образу жизни надо только подготовиться: завести специальный почтовый ящик, эти самые «мусорные» учетные записи в Фейсбуке, Твиттере, Яху. И только хорошо подготовившись таким образом, можно начать транслировать на весь Интернет свою мнимую, а не настоящую личность (как это делает Эрика Комори).