Friday, 1 February 2019
Ответ Папе Римскому на предполагаемое предложение объединения Католической и Православной церквей
Уважаемый Папа!
Я благодарю Вас за ваше дружеское отношение к Православной Церкви. Отношения любви и братства в духе взаимного уважения и любви это прекрасные отношения. Однако должен отметить, что между нашими церквями есть серьезные разногласия принципиального характера. Вы также отмечаете наличие этих разногласий. В этой связи хочу задать Вам такой риторический вопрос, высказанный еще св. прав. Иоанном Кронштадским: кто из предстоятельных членов Вашей и нашей Церкви согласится отречься от своих заблуждений, чтобы принять чужие догматы и начать евхаристическое общение? Как Вы, так и мы не можем согласиться с противным учением без вреда своему душевному спасению.
Так например, Вы верите в то, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и Бога-Сына (филиокве), что глава Вашей Церкви это папа, который непогрешим, и т.д. Учение о филиокве совершенно неприемлемо для православных, ни при каких условиях Православная Церковь принять его не сможет, вне зависимости от того, насколько дружески мы друг к другу расположены. То же самое с непогрешимостью и главенством Папы. Как православные могут принять этот догмат, если апостолы говорили: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29), а псалмопевец напрямую говорит: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3).
Есть вопросы дружбы, а есть вопросы веры. В вопросах дружбы мы с Вами едины, в вопросах веры – нет.