Monday, 31 August 2015

Миссис Вселенной 2015 стала Покахонтас

Жительница Канады стала миссис Вселенной 2015

МОСКВА, 30 авг — РИА Новости. Титул "Миссис Вселенная — 2015" на конкурсе, который прошел в Минске, завоевала Эшли Бурнхэм из Канады, сообщается на официальной странице конкурса в Facebook.

Ей 25 лет, она модель, актриса и любящая жена. Участница из Канады — представительница индейского племени кри.


"Я так горжусь тем, что стала новой Миссис Вселенной!!! Я первая представительница индейцев Северной Америки, удостоившаяся этого титула! Также я первый делегат от Канады, которая стала миссис Вселенная. Я так сейчас рада", — поделилась своими впечатления Бурнхэм.


Снимки с мужем девушка опубликовала в соцсети Instagram. Не смотря на то, что мужчина не обладает модельной внешностью, обладательница короны его очень любит. Пара вместе отдыхает, развлекается и проводит время в компании друг друга.

РИА Новости http://ria.ru/world/20150830/1216978887.html#ixzz3kPYVxrhG

Tuesday, 25 August 2015

Оптические игры с импрессионизмом

А вот угадайте, что это за картина, и где это место в ней!
Французских художников-импрессионистов очень занимали изменяющиеся аспекты реальности, все, что свидетельствовало о ее постоянной переменчивости, если можно так сказать. Для них передача художественными средствами на холсте ощущения движения, перемены, сиюминутности была критически важной. Эту непрерывную переменчивость они видели во всем, далеко не только в небе и воде – традиционно переменчивых сущностях. Они видели сиюминутность в стоге сена или в соборе, или в лодках, вытащенных на сушу.

Возникает вопрос: что же может быть переменчивого, скажем, в лодках? Это же лодка, а не вода, которая действительно меняется каждую секунду.

В самой лодке ничего переменчивого конечно нет. Однако ежеминутно меняется то, как она выглядит – из-за изменений в атмосфере, в освещении. Обыкновенному человеку, который вышел на пляж и смотрит на лодку, может показаться, что в ней ничего не меняется. Но если в качестве измерителя использовать не нетренированный человеческий глаз, а светочувствительное оборудование, то оно быстро зафиксирует довольно серьезные и быстрые изменения. Когда меня дедушка учил определять выдержку с помощью фотоэкспонометра для фотографирования старым пленочным фотоаппаратом «Зенит», я помню свое удивление, когда выяснилось, что даже в пределах пяти минут выдержка может поменяться довольно значительно. У импрессионистов вместо фоточувствительного оборудования были хорошо тренированные глаза, которые и помогали им распознавать окружающие их световые перемены, а затем фиксировать их на холсте. У меня был фотоэкспонометр, с помощью которого я фиксировал изображение на пленке. Современный фотограф может даже не знать, что такое выдержка, потому что компьютер в фотокамере сделает все необходимые вычисления и настройки автоматически (хотя некоторые современные профессионалы-фотографы и сегодня используют фотоэкспонометр).
Другое место из этой картины
Чтобы передать на холсте уникальность каждого момента импрессионисты использовали одну революционную технику. Для создания более яркого и «сырого» эффекта, они не смешивали краски на палитре, а накладывали их на холст без смешения: бок о бок или друг на друга. Смешивание цветов изображения происходит во взгляде зрителя на импрессионистскую картину. Клод Монэ использовал для этой цели разноцветные мазки. Жорж Сёра довел эту технику до совершенства, сведя мазки к точкам и придумав пуантилизм (смотрите пример современного искусства в стиле пуантилизм в статье «Осенний пуантилизм» http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/10/blog-post_9.html). По принципу пуантилизма создавалось изображение из маленьких красно-зелено-синих точек в кинескопных телевизорах.

Особенность такого художественного подхода к передаче изображения состоит в том, что если рассмотреть его вблизи, то увидишь только хаотические и довольно грубые мазки кистью разных цветов. Общего изображения не просто не видно, но оно даже никак не подразумевается из изображения его части. Однако стоит зрителю отойти на несколько шагов, как вдруг хаос уступает место предмету изображения: стогу, собору или лодке. Это воспринимается почти как фокус, оптический обман зрения. Первых ценителей импрессионизма привлекал именно этот почти «волшебный» эффект, а сами импрессионисты воспринимались в лучшем случае разыгравшимися мастерами оптической иллюзии. В худшем случае они воспринимались как шарлатаны, которые и рисовать-то толком не умеют. Таковым было отношение к импрессионистам членов жюри знаменитого Парижского Салона, которые не допускали их картины к выставке. Тем хуже для Салона, который в своей заносчивой неуступчивости, академической жесткости и артистической недальновидности потерял шанс подарить миру импрессионизм.
"Рыбацкие лодки в Этрета", К. Монэ, 1873
Фотографии картины Клода Монэ «Рыбацкие лодки в Этрета» иллюстрируют мои рассуждения о новом оптическом эффекте, который исследовали импрессионисты. Эта картина без защитного стеклянного экрана демонстрируется в одном из залов постоянной выставки Музея Искусств Сиэтла, где у меня была возможность сделать ее фотографии со значительным приближением (в Музее фотографировать разрешается). Эти фото показывают, насколько различается импрессионистическое изображение вдали и вблизи. Вблизи картина кажется незаконченной, но на самом деле это ее законченный вид. «Заканчивается» она в глазах зрителя, который смотрит на нее с некоторого расстояния. Другой современный пример этой техники, в котором смешан импрессионизм и фотография, обсуждается мною в статье «Об импрессионизме в фотографии», http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_19.html.


Thursday, 20 August 2015

Про эмигрантское нытье

Не могу его больше слушать!
В минувшие выходные разговорился со старым знакомым, эмигрантом со стажем. Когда с его стороны раздались привычные поношения «бездуховной», «мертвой» и «беспросветной» Канады и превозношение «духовности», «особой роли» России, я не выдержал.

Слушай – сказал я – как можешь ты так превозносить Россию и поносить Канаду, если ты всем, что у тебя есть важного и ценного голосуешь за Канаду, в частности, и за западные ценности, в общем? Ты голосуешь за Канаду своей семьей, будущим своих детей, своей работой, своими деньгами, всем. Твои деньги лежат в канадском банке, ты работаешь на канадскую экономику и в Россию возвращаться не собираешься, твоя жена работает в канадской фирме и хочет расти там по карьерной линии, твои дети рады жить здесь и хотят поступать в западные университеты, и совсем не рвутся в Россию, где их заберут в армию и пошлют умирать в Украину. Тебя привели в Канаду и прочно удерживают здесь очень важные и серьезные причины. Ты преодолел сложный и дорогой иммиграционный процесс и живешь в Канаде уже пять лет, и все пять лет мы знаем друг друга. Но я никогда не слышу от тебя ни одного доброго слова о Канаде, которая тебя довольно хорошо приняла. Ты знаешь лично много канадцев, которые ничуть не менее духовны, чем русские, но ты как будто специально отворачиваешься от всего положительного для того, чтобы разглядеть и раздуть негативные вещи. Твои предпочтения слишком избирательные, и как таковые они не имеют ценности. Это не попытка разобраться в ситуации, а, извини, обыкновенное нытье. Тебе просто нравится поносить Канаду и Запад и превозносить Россию. Я это слушать уже устал и больше этого делать не хочу, уволь меня от этих разговоров в будущем.

Моя отповедь ему очень не понравилась. От обычно дружелюбного и вежливого человека вдруг посыпались в ответ довольно обидные вещи, типа, ты мне не близок и про меня ничего не знаешь, чтобы делать обо мне какие-то выводы, и вообще мне на твое мнение глубоко плевать.

Я-то как раз не делаю никаких выводов, я констатирую факты. А факты – упрямая вещь, они не зависят от того, что ты говоришь или думаешь. Эти факты навиду, и чем громче ругань, тем очевиднее разница между тем, что ты говоришь, и что ты делаешь.

При этом я разделяю между «нытьем» и честным обсуждением трудностей эмигрантской жизни. Эта жизнь действительно непроста, о чем я детально писал в статье «Портреты России: эмигрант», http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_16.html. Мне обидно, когда в этих трудностях обвиняется окружающий мир, который так «жесток» с «несчастным» эмигрантом. «Нытье» - оно именно такое, все проблемы «ноющего» находятся снаружи, сам «ноющий» чист и хорош. Честный же разговор касается непосредственно себя и имеет дело со следующими вопросами: а почему мне сложно в новой ситуации? Что во мне такого, что не соответствует окружающей меня действительности и мешает мне жить? Что в себе мне стоит поменять такого непринципиального, чтобы лучше приспособиться к новой жизни? Конечно, стоит предпринимать решительные действия, если имеются принципиальные расхождения эмигранта с окружающей жизнью. Например, если человеку жизненно важно ходить в православную церковь, а ее в городе нет – по понятным причинам. Тогда наверное стоит переехать куда-то, где она есть, например, в Ванкувер или Торонто. Иначе, надо просто работать над собой - а это ведь очень сложно и неприятно! Легче-то ведь поныть. Я думаю, что для этого стоит идти к профессиональному психологу, который за выслушивание подобных "проблем" получает немалые деньги.

Разошлись мы, к счастью, друзьями. По крайней мере, у меня осталось такое впечатление. Если этот товарищ больше не захочет со мной общаться, очень жаль, но значит так тому и быть. Выслушивать все это глубокомысленное нытье я больше не желаю. Не думаю, что наш разговор как-то изменит его поведение, но по крайней мере он будет сдержаннее со мной в общении – что я очень оценю. Если это произойдет, я буду считать это самым главным результатом той напряженной беседы. Буду просто избегать общаться с теми же «шапочно» знакомыми «ноющими» эмигрантами, с кем я не вижу возможности высказать свою точку зрения.

Monday, 17 August 2015

О ванкуверской скульптуре "Trans Am Totem"

“Trans Am Totem”, Маркус Бойкотт, Ванкувер, 2015
Провокационное искусство должно порождать различные мысли. Скульптура Маркуса Бойкотта “Trans Am Totem” – тому хороший пример. Скульптура была установлена совсем недавно в пригороде Ванкувера Фоллс Крик. Сегодня ее видят десятки тысяч людей, проезжающих мимо. Как они могут понять эту скульптуру?

Известно, что тотем – это объекты, которым некая социальная группа или племя оказывают специальное поклонение, с которыми они считают себя родственно связанным. Тотемом может стать все что угодно, однако наиболее распространёнными тотемами были животные. Тотем представляет собой деревянный столб, на котором святые существа вырезаются нагроможденными друг на друга. Уроженка Виктории Эмили Карр была одним из самых знаменитых канадских художников, которые в своем творчестве исследовали эти сакральные индейские скульптуры. Маркус Бойкотт продолжает современное осмысление тотемов.

С одной стороны тотем Бойкотта можно интерпретировать как размышление о современном потребительстве, охватившем западное общество – то есть о процессе, которое обычно истолковывается как дурновкусие, маниакальный шопинг и показуха.
"Тотемы", Эмили Карр, 1912
Согласно этому определению скульптура Бойкотта – типичный тотем современного шопоголика, которого чрезвычайно волнует внешний эффект. Каждая новая приобретенная им машина должна быть больше, дороже предыдущей, хотя бы это было крайне непрактично. Нормальный человек задается вопросом: зачем ездить на огромной машине по городу, на что тратить дорогой бензин, от кого скрываться за этой броней, какие ямы нужно преодолевать на ровных и гладких канадских дорогах? Может где-нибудь в саванне или еще на каком бездорожье они имеют смысл, но не в городе.

Однако даже на наших улицах ездит много того, что я называю «помесью танка и новогодней елки»: здоровенные махины со множеством лампочек. В Ванкувере таких мутантов гораздо больше. Действительно, очень многие люди видят смысл во владении огромными и дорогими машинами. Скорее всего этот смысл сводится к показухе. Машины стали такими же тотемами сегодня, какими были орлы и медведи для индейцев. В России, наверное, тотемами можно назвать сегодня дорогие часы.

Я показал изображение новой ванкуверской скульптуры своим канадским друзьям. Они не увидели в ней критики потребительства (интересно, почему?...). Скульптура вызвала в них мысли об окружающей среде (кедровый ствол) и о человеческом «вкладе» в ее разрушение (машины, выхлопные газы, добыча нефти и т.д.) В этом подходе тоже есть смысл!

Что бы ни хотел сказать Бойкотт своей провокационной скульптурой, он несомненно заставляет задуматься многих зрителей ежедневно. Его художественная провокация ему удалась.

В.Яковлев: Методы боевой спецпропаганды


Боевая, или «черная», пропаганда допускает любое искажение реальных фактов ради решения пропагандистских задач. Это эффективное оружие, используемое с единственной целью вышибания мозгов противнику.

Метод «гнилой селедки». Метод «перевернутой пирамиды». Метод «большой лжи». Принцип «40 на 60». Метод «абсолютной очевидности».

Все эти методы и техники вы тоже знаете. Просто не осознаете этого. Как вам и полагается. Нас учили использовать техники боевой спецпропаганды против солдат армии противника. Сегодня они используются против мирного населения нашей собственной страны. Уже два года, читая российские газеты или просматривая телевизионные шоу, я с интересом отмечаю, что люди, координирующие в России вброс и интерпретацию новостей, явно учились по тому же учебнику, у того же бодрого полковника или его коллег, что и я в свое время на факультете журналистики МГУ. В обстановке секретности нас учили боевой спецпропаганде — искусству сеять раздор в рядах противника с помощью дезинформации и манипуляции сознанием.

Вот, например, метод «гнилой селедки». Работает так. Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Хорошо работает, например, мелкое воровство, или, скажем, растление детей, или убийство, желательно из жадности.

Цель «гнилой селедки» вовсе не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение его… НЕсправедливости и НЕоправданности.

Человеческая психика устроена так, что, как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его «сторонники» и «противники», «знатоки» и «эксперты», оголтелые «обвинители» и ярые «защитники» обвиняемого.

Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше «гнилой селедки» в его «одежду», пока наконец этот «запах» не начинает следовать за ним везде. А вопрос «убил-украл-совратил или все-таки нет» становится главным при упоминании его имени.

Или, например, метод «40 на 60», придуманный еще Геббельсом. Он заключается в создании СМИ, которые 60 процентов своей информации дают в интересах противника. Зато, заработав таким образом его доверие, оставшиеся 40 процентов используют для чрезвычайно эффективной, благодаря этому доверию, дезинформации. Во время Второй мировой войны существовала радиостанция, которую слушал антифашистский мир. Считалось, что она британская. И только после войны выяснилось, что на самом деле это была радиостанция Геббельса, работавшая по разработанному им принципу «40 на 60».

Очень эффективен метод «большой лжи», который немного похож на «гнилую селедку», но на самом деле работает иначе. Его суть заключается в том, чтобы с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и ужасную ложь, что практически невозможно поверить, что можно врать о таком.

Трюк здесь в том, что правильно скомпонованная и хорошо придуманная «большая ложь» вызывает у слушателя или зрителя глубокую эмоциональную травму, которая затем надолго определяет его взгляды вопреки любым доводам логики и рассудка.

Особенно хорошо работают в этом смысле ложные описания жестоких издевательств над детьми или женщинами.

Допустим, сообщение о распятом ребенке за счет глубокой эмоциональной травмы, которую оно вызывает, надолго определит взгляды получившего эту информацию человека, сколько бы его потом ни пытались переубедить, используя обычные логические доводы.

Но особенно почитал наш бодрый полковник метод «абсолютной очевидности», дающий хоть и не быстрый, но зато надежный результат.

Вместо того чтобы что-то доказывать, вы подаете то, в чем хотите убедить аудиторию, как нечто очевидное, само собой разумеющееся и потому безусловно поддерживаемое преобладающим большинством населения.

Несмотря на свою внешнюю простоту, этот метод невероятно эффективен, поскольку человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь присоединиться к нему.

Важно только помнить, что большинство обязательно должно быть преобладающем, а его поддержка абсолютной и безусловной — в ином случае эффекта присоединения не возникает.

Однако если эти условия соблюдаются, то число сторонников «позиции большинства» начинает постепенно, но верно расти, а с течением времени увеличивается уже в геометрической прогрессии — в основном за счет представителей низких социальных слоев, которые наиболее подвержены «эффекту присоединения». Одним из классических способов поддержки метода «абсолютной очевидности» является, например, публикация результатов разного рода социологических опросов, демонстрирующих абсолютное общественное единство по тому или иному вопросу. Методики «черной» пропаганды, естественно, не требуют, чтобы эти отчеты имели хоть какое-то отношение к реальности.

Я могу продолжать. Учили нас вообще-то целый год, и список методов довольно велик. Важно, однако, не это. А вот что. Методы «черной» пропаганды воздействуют на аудиторию на уровне глубоких психологических механизмов таким образом, что последствия этого воздействия невозможно снять обычными логическими доводами. «Большая ложь» достигает этого эффекта с помощью эмоциональной травмы. Метод очевидности — через «эффект присоединения». «Гнилая селедка» — за счет внедрения в сознание аудитории прямой ассоциации между объектом атаки и грязным, скандальным обвинением.

Проще говоря, боевая спецпропаганда превращает человека в зомби, который не только активно поддерживает внедренные в его сознание установки, но и агрессивно противостоит тем, кто придерживается иных взглядов или пытается его переубедить, пользуясь логическими доводами. Иначе, собственно, и быть не может. Все методы боевой спецпропаганды объединяет единая цель. Она заключается в том, чтобы ослабить армию противника за счет внесения в ее ряды внутренней розни, взаимной ненависти и недоверия друг другу.

И сегодня эти методы применяются против нас самих. И результат, к которому они приводят, ровно тот, для достижения которого они и были созданы. Только взаимная ненависть и внутренняя рознь возникают не в армии противника, а в наших домах и семьях.

Просто выйдите на улицу и посмотрите, как изменилась страна за последние три года. Мне кажется, против собственного населения боевая спецпропаганда работает даже эффективнее, чем против солдат противника.

Наверное, потому, что в отличие от солдат противника мирное население не может себя защитить.

Владимир Яковлев
http://www.sguschenka.com/propaganda/

Fridge Poetry Art Project. Funny Verses


At morning bug from earth
Gets hurt on grassy shore.
I breathe like happy dog.

**

Water thunders through refrigerator,
Cicada whispers in the garden.
Let’s ask summer to stay!

**

I make my wind,
Moon, cloud, grass, or lake.
I say, shine my summer dream!

**

Squirrel harvests a drop,
Owl smiles in the dark.
I am not a mushroom!

Friday, 14 August 2015

Об офисе будущего

Современное рабочее место.
Завтра эта девушка может работать в совершенно другом офисе
Вчерашнее присуждение офисному пространству, в котором я работаю, награды «Лидирующее рабочее место 2014 года» заставляет меня отчитаться в том, что собственно в нем такого особенного. В правительстве Британской Колумбии работает около 30 тысяч человек, и офисных пространств там большое количество. А тут к нам в гости пришли большие начальники из разных министерств, при аплодисментах открыли небольшую, но все-таки мемориальную плиту. И хотя все было довольно кратко и почти неформально, смысл того, что отмечали начальники, сводился к довольно серьезным и важным вещам. Они говорили, что наше офисное пространство – это рабочее пространство будущего. Оно удовлетворяет рабочим потребностям мобильного работника, которых становится все больше в правительстве. Организационно правительство Британской Колумбии движется в этом направлении, и большинство его офисного пространства скоро будет таким же как у нас.

Что же имели в виду большие начальники?

Как и многие проекты в правительстве, проект по превращению моего офисного пространства в офис будущего, называется очень туманно: Leading Workforce Strategy. Даже перевести сложно, что-то вроде «Стратегии по удовлетворению нужд рабочей силы будущего». Если бы я лично не познакомился с сутью этого дела через мою каждодневную работу, я бы вряд ли понял, что эти три слова означают.
Открытый офис для команды
Инновация началась с желания как-нибудь сэкономить. Времена нынче нелегкие, денег правительству не хватает, а налоги поднимать нельзя - сразу же избирут оппозицию. Как и у любого большого правительства, одна из серьезных статей трат у нашего – на содержание своего аппарата: зарплаты, имущество, технологии. В том числе много тратится и на содержание или съем зданий под офисные помещения. Цифры на самом деле несусветные, ведь снимаются целые большие здания, как правила в хороших частях города и надолго. Владельцы этой недвижимости очень довольны, но платятся-то все эти расходы из бюджета.

Так возникла у кого-то идея снимать зданий поменьше, а работников сделать «мобильными», то есть дать им возможность работать из дома или из разных офисов. Два этажа в здании, где я работаю, были назначены «пилотными проектами», чтобы преобразовать это офисное пространство в офис, поддерживающий таких вот мобильных работников.
Открытый офис для одного-двух работников
Разница между мобильным и постоянным работником состоит в том, что у постоянного работника есть «своя» территория, свой стол, стул, компьютер и т.д, а у мобильного ничего нет кроме переносного компьютера и пропуска. Мобильный работник должен быть как «перекати-поле»: если он может сегодня работать в этом офисе, он должен иметь возможность это сделать. Завтра он может работать из дома или из другого офиса, где будут свободные места.

Это кажется неудобным. Тебе как будто не дают пустить никаких корней. Можно подумать, что будешь чувствовать себя как-то неуверенно, ненадежно. Ничего подобного, во всяком случае только не в этом обществе, где люди в своей массе довольно легки на подъем. Перспектива работать из дома привлекает очень и очень многих, поэтому подавляющее большинство из тех, кому предлагают стать «мобильными», совершенно непротив этого. Главное препятствие в этом проекте – начальники старой закалки, которые хотят видеть где ты, и что ты делаешь, каждую минуту. Таких у нас на этаже имеется парочка, но они постепенно исчезают как вид, уходят на пенсию. В основном весь этаж, на котором я работаю, мобильный. За исключением меня, правда, потому что моя семейная ситуация не позволяет мне работать из дома: слишком много там происходит отвлекающего, и скрыться от этого в свой кабинет нельзя.
Отличная офисная кухня.
Забавно, что только пять лет назад я работал в "ячейке" в левом дальнем углу у окна.
Теперь там на стене висит синенькая награда "Лидирующее рабочее место 2014 года"
Чтобы удовлетворить запросы мобильных работников, офис нужно было переоборудовать. Исчезли эти странные и визуально уродливые офисные лабиринты или «кубиклы». Возникло много свободного открытого пространства, аккуратных мобильных рабочих мест, куда приносишь свой лэптоп, подключаешься к Интернету и можно работать. Одновременно возникли открытые и закрытые пространства для совещаний: открытые с диванчиками и уютными креслами под пальмами и под современными лампами из ИКЕИ – для более неформального общения; и закрытые за полупрозрачными дверями – для более конфиденциального общения. Все эти помещения можно заранее резервировать, включая диванчики и лучшие места у окошек. Все столы поднимаются, если хочешь работать стоя, а не сидя; на креслах вообще столько рычажков, что я их боюсь трогать чтобы не быть скатапультированным через стенку. Принципиально в таких условиях наличие беспроводного Интернета, специального принтера, универсального пропуска для всех министерских работников, и оснащения помещений большими экранами для совместной работы в команде. Как всегда в офисе, немаловажно наличие хорошей кухни с микроволновкой и кофе-машиной – непременным атрибутом современного офиса.
Вид из окна - на миллион долларов!
Спортивных комнат с тренажерами у нас пока нет, но они начинают появляться в других зданиях. «Тихой комнаты», где можно было бы поспать на обеденном перерыве, пока вот к сожалению тоже нет - и не предвидится. До такой инновации правительственные начальники пока еще не доросли, возможно из страха, что прознай журналисты об этом, тут же раструбят в газетах, что правительственные работники спят на рабочих местах. (Подробно о необходимости этих «тихих комнат» я писал в очень популярной в этом блоге статье «О сне в обеденный перерыв», http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_22.html). Нарекания также вызывает временами повышенный уровень шума от разговоров. Поскольку пространства стали открытыми, разговоры слышны далеко, и они могут мешать сконцентрироваться на работе. Но сотрудники стали осознавать, что их беседы могут легко стать достоянием всего этажа, и сейчас для разговоров предпочитают офисы, которые почти всегда заняты. Ну а пытаться сдерживать беседы о собачках, об огороде, или о том, как провели выходные, уже все перестали, каждый в этом виноват временами.

Сотрудники, которые реализовывали этот проект, рассказали мне, что большие начальники были не только впечатлены организационными возможностями и внешним видом рабочего места будущего. Их также впечатлило управление этой достаточно серьезной переменой. Действительно, переход от «постоянного» к «мобильному» рабочему месту у нас произошел довольно безболезненно, во многом благодаря подробным предупреждениям и разъяснением сути происходящих перемен. Нас даже спрашивали, какого цвета должно быть цветовое решение офисного пространства! Мнение по такому вопросу у меня спросили впервые в жизни, что я конечно же оценил.
Здание моего министерства - одно из самых старых в городе
Забавно отметить, что все эти футуристические перемены происходят внутри одного из самых старых зданий города. Этот довольно впечатляющий образец эдвардианской архитектуры был построен еще в 1912 году, когда вокруг практически были одни болота, склады, магазинчики штучного товара, пивные и бордели. На старых фотографиях видно, что оно здесь долго торчало одиноким, как пень на опушке. В те годы оно тоже было этаким взглядом в будущее Виктории, которая к сегодняшнему дню приобрела довольно значительный архитектурный размах и значение. Может то, что сейчас происходит внутри нашего исторического здания, будет тоже через десятки лет обыкновенным в большинстве офисов мира.
Эти поручни наверняка оригинальные, исторические!

О поэзии на моем холодильнике (Fridge Poetry Art Project)

Набор магнитных слов для хокку.
Хороший хокку, кстати, представлен как пример!
Я опубликовал уже восемь произведений в рамках творческого проекта «Fridge Poetry Art Project» (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). Этот арт-проект посвящен поэзии, которая вдохновлена словами-магнитами для выкладывания на холодильнике. Есть тут такая популярная забава. Для нее в продаже имеются наборы слов-магнитов на различную тематику. В Художественной галерее Ванкувера я недавно приобрел два таких набора под названиями «Poetry» и «Haiku». Мой проект вдохновлен этими наборами, хотя не все слова, которые я использую в опубликованных стихах, имеются в наборах. Я для себя решил, что нехватка слов или свободная форма стихов не должна стать препятствием на пути к тому, что я называю Zen Moment, то есть момент некоего легкого бытового просветления. В моем понимании это просветление не имеет мистического или религиозного характера, как в буддизме. Оно бытовое и описывает многочисленные приятные моменты, которые возникают и исчезают очень быстро по ходу разворачивания повседневной рутины. Заурчал холодильник на кухне или утренний свет красиво упал на цветы на подоконнике: эти вещи порождают ощущения, которые очень приятны, душевны и моментальны. Ощущение родилось и... его уже нет, происходит уже что-то другое. Я хочу с помощью своей поэзии ухватить некоторые из этих моментов и сохранить их для памяти.

Трехстрочная японская поэзия хокку по своему жанру подходит для подобного проекта. У нее короткая форма, и центральное место в ней занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. Однако у хокку имеются строгие стилистические рамки: в тексте хокку должно быть указание на время года, грамматически оно должно быть только в настоящем времени и т.д. Все это можно обойти за исключением самого строгого жанрового ограничения: три строки хокку должны содержать 5,7 и снова 5 слогов соответственно (хотя классик этой стихотворной формы японец Мацуо Басё позволял себе временами отклоняться от этой схемы). Всем этим требованиям довольно сложно соответствовать, и моей целью не было это делать. Поэтому от слова «хокку» в названии пришлось отказаться в пользу более общего термина «поэзия», а сама поэзия представляет собой запечатление неких жизненных образов, нежели слов, выложенных на холодильнике. Слова на холодильнике помогают с выбором этих образов.

Например, в магнитных наборах не было слова “Fell” для следующего стихотворения (1):
A Drop from a Cloud
Fell on a Mushroom.
Peaceful Morning!

Неудивительно отсутствие в наборе этого слова, ведь хокку – это поэзия настоящего грамматического времени. Но разве такая ерунда должна помешать описанию этого чудесного дзен-момента? Я считаю, что нет!

Язык поэтических посланий – английский, потому что наборы англоязычные. Я решил их не переводить на русский, а оставить эти стихи так, как они родились. Иллюстрирую я их с помощью красивых «обойных» фотографий с Интернета или своими фотографиями – которых меньше, потому что их сложно сделать такими же красивыми. Тема всей моей «магнитной» поэзии – краткосрочные моменты острой бытовой или природной красоты, и качество иллюстраций должно соответствовать этой «остроте».
"Свет нового тысячелетия", Моррис Грейвз, 1933. (Художник был пацифистом и геем).
Это изображение измученного человека - суть западного искусства
Отдельно хочу порассуждать об этой теме острой природной и бытовой красоты. Меня давно уже посещали мысли о том, что западное искусство умаляет значение бытовой и природной красоты в пользу углубленного психологического самокопания, которое временами выглядит просто болезненным. Психологический самоанализ современного искусства мне интересен, он иногда производит любопытные результаты. Один из примеров того, когда это удается сделать художнику очень эффективно, я обсудил в статье "Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе" (9).

Однако, гуляя по залам Художественной Галереи Сиэтла, где я увидел картину Аршиля Горки "Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе", я также был несколько неприятно поражен той художественной диспропорцией, которая существует в этой галерее. Там этого самокопания в разнообразных формах и способах представления – ну просто очень много. Конечно, чего же еще я хотел: галерея-то западная, соответственно, в ней больше должно быть представлено западного искусства. И действительно, это западное искусство предстает там во всех своих деталях, от которых временами несколько даже подташнивает.

В Галерее Сиэтла залы западного искусства соседствуют с залами восточного (японского) искусства. И я, переходя из первых во вторые, вдруг попал как будто в совершенно другой мир. В японских залах авторы не занимаются психоанализом, их созерцание направлено не внутрь, а вовне. Они наслаждаются природой во всех ее видах, чайными церемониями, искусством каллиграфии, экибаны и т.д. На секунду меня посетило ощущение как будто из дома для душевнобольных я вдруг сразу попал куда-то на природу, на свежий воздух. Атмосфера меняется радикально с несколько удушливой и болезненной на здоровую и приятную. В галерее Сиэтла я почувствовал этот разящий контраст, и он заставил меня задуматься: а в своей жизни не слишком ли я зацикливаюсь на «внутренних» переживаниях, и не происходит ли это в ущерб получению наслаждения от окружающей меня природной красоты. В субтропическом климате Виктории на берегу Тихого океана этой красоты очень много, и было бы крайне неразумно принимать ее как само собой разумеющееся, а вместо этого увлекаться самокопанием. Самокопание, как известно, ни к чему хорошему не приводит, тогда как красивая природа – это нечто, что не стоит пропускать на своем жизненном пути. Живем-то, как говорится, один раз! Зачем же чрезмерно увлекаться занятиями, которые могут привести к неприятным результатам, если запросто можно увеличить количество приятных минут в жизни за счет созерцания чудесной природной красоты вокруг?
Экибана, Иошико Накамура.
Разительный контраст с западным искусством!
Мой проект является практической реализацией этого подхода к жизни, с его помощью я попытался привнести больше внешней природной красоты в свою не всегда привлекательную душу. Западное искусство очень гуманистично, человек – его центр и объект исследования. Это очень интересно, потому что через западное искусство мы познаем себя. Однако нельзя забывать, что «венец природы» человек далеко не всегда соответствует этой высокой планке с точки зрения природы, Бога и т.д. Если мы слишком увлечемся разглядыванием себя, то мы в конце концов можем остаться очень недовольными открывающейся картиной. Все эти томления, беспокойства, неуверенность в себе, страхи присущие человеку – они ведь не от хорошего корня происходят. Однако в то же самое время мы можем частично облагородить себя через наслаждение природой или через простые радости жизни. Мне кажется, мы должны это чаще делать, как мы должны умываться каждый день с утра чистой водой чтобы приобрести более-менее человеческий вид. Об этом, собственно, и весь мой проект.

1. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/fridge-haiku-project-zen-moment-1.html
2. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/fridge-haiku-art-project-zen-moment-2.html
3. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/fridge-haiku-art-project-zen-moment-3.html
4. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/fridge-haiku-art-project-zen-moment-4.html
5. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/fridge-poetry-art-project-zen-moment-5.html
6. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/fridge-poetry-art-project-zen-moment-6.html
7. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/fridge-poetry-art-project-zen-moment-7.html
8. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/fridge-poetry-art-project-zen-moment-8.html
9. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/07/blog-post_99.html

Thursday, 13 August 2015

Fridge Poetry Art Project. Zen Moment 8


The Clouds Shine at Dusk,
Their Shape is Intricately Woven.
It's Still and Quiet.

Fridge Poetry Art Project. Zen Moment 7


My Green Tea Blossoms
Inside a Glass Tea-Pot.
The Fridge is Murmuring.

Fridge Poetry Art Project. Zen Moment 6


Window Flowers Bloom
In the Early Morning Light.
I am Still Sleepy.

Fridge Poetry Art Project. Zen Moment 5


Squirrel Jumps on the Ground,
Her Harvest is Plentiful.
The Red Berry is yet Unpicked.

Tuesday, 11 August 2015

О роли фона в картинах на религиозную тематику

"Благая Весть", Сандро Боттичелли, 1489.
Пейзаж за окном явно не иудейский
Кураторы ванкуверской выставки «О Земле и о Небесах» (https://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_ofheavenandearth.html) в своих комментариях к выставленным картинам особо подчеркивают нововведения, которые использовали итальянские художники эпохи Высокого Возрождения, создавая свои религиозные картины. Они указывают на то, что художники активно экспериментировали с перспективой, формой, освещением, фоном, с психологической достоверностью изображения библейских сцен. Итальянские художники пытались передать трехразмерность этого мира на двухразмерном холсте, и в процессе своих опытов они разработали важные профессиональные умения для художников, которым сейчас учат в школах искусства с первых классов.

Действительно, мы видим и перспективу, и освещение, и фон как элементы физической достоверности изображаемых сцен в тех работах. Психологически картины тоже становятся все более достоверными. Становление изобразительного искусства как средства изображения жизни на земле, нежели на небесах, а также начало его пути в направлении реализма и светскости очевидно в этих картинах художников итальянского Возрождения.

Одним из нововведений великих итальянских мастеров прошлого были эксперименты с фоном их картин. Достаточно неожиданно даже для сегодняшнего взгляда итальянские художники эпохи Возрождения решили изображать библейские сцены на фоне итальянской природы и архитектуры. Об этом художественном решении кураторы выставки почти не упоминают, хотя для современников оно ведь было достаточно революционным. О возможных причинах этого художественного решения я рассуждал в статье «К истории романтического пейзажа» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/blog-post_11.html). В результате размещения библейских сцен на итальянском фоне художники приближали их к современному им зрителю, заставляли его почувствовать их реальность, ощутить их физическое присутствие. Эту художественную задачу итальянские художники выполняли очень эффектно, сила художественного воздействия их картин ощущается даже сегодня, не говоря уже о средневековье, когда не было ни кино, ни фотографии.
"Благая Весть", Рафаэль Соер, 1980
Современные художники не перестают интересоваться способами усилить эстетическое воздействие своих работ, в том числе и через фон – хотя с развитием компьютерных технологий в изобразительных искусствах произвести впечатление на зрителя становится все сложнее. Тем не менее, эта художественная задача очень важна и приводит иногда к любопытным результатам.

В пример можно привести картину «Благая Весть» нью-йоркского художника российского происхождения Рафаэля Соера (Raphael Soyer), который специализировался всю жизнь на «соцреализме». Эта картина наглядно иллюстрирует то, что получается, если соцреализм «скрестить» с библейской тематикой. Архангел Гавриил (справа) в виде женщины пришел к Деве Марии. Как мы знаем, ангелы и архангелы – существа бесполые, и соответственно могут принимать облик как мужчины, так и женщины, не обязательно будучи ими. В данном случае архангел Гавриил решил, что для того, чтобы быть как можно быстрее и точнее понятым Марией, ему нужно выглядеть так, как выглядит женщина, примерно одних с Марией лет, одинакового достатка и вкуса в одежде. Мария же изображена обыкновенной работницей, типа прачки или официантки, которая живет очень скромно, честно и чисто. На кухне Марии один умывальник, а сзади виднеется ее простой гардероб. Сообщив Благую Весть Деве Марии босой Гавриил переминается с ноги на ногу в нетерпении услышать от Марии подтверждения ее великой роли. Мария слегка наклонила голову в раздумии. Ее руки сложены как бы в молитве. В сущности, весь мир вместе с архангелом замер в ожидании ее ответа. Ведь от этого ответа так многое зависит!

В принципе художественное решение Соера старо как итальянское искусство. Те изображали Деву Марию на фоне современной им Италии, а Соер – в квартире современного жилого дома где-нибудь в Бронксе или другом густонаселенном городе. И Соер и итальянцы приближали сцену принесения Благой Вести как можно ближе к зрителю. Они хотели заставить нас стать ее невидимыми зрителями, которые полностью осознают грандиозные причины и следствия происходящего, а также то, что возможно в этот момент ощущали его основные герои.

Рафаэль Соер (1899-1987) родился в Борисоглебске Тамбовской губернии в семье преподавателя иврита. В 1912 году в результате гонений на евреев его семья уехала из России в США и поселилась в пригороде Нью-Йорка Бронксе. Рафаэль придерживался левых политических взглядов. Как следствие этого, в искусстве его интересовало правдивое изображение рабочих людей в современной им обстановке. В 1940-х годах, когда в художественных салонах Нью-Йорка царила абстракция, Рафаэль Соер говорил, что в искусстве он «выбирает жизнь реалиста и гуманиста». Его гуманистическая позиция отчетливо видна в картине «Благая Весть».

К истории романтического пейзажа

Сандро Боттичелли "Благая Весть", 1490
Ванкуверская выставка «О Земле и о Небесах: 500 лет итальянской живописи из музеев Глазго» (https://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_ofheavenandearth.html) стала для меня прекрасной иллюстрацией возникновения и развития любимого мною жанра романтического пейзажа. Я бы даже сказал, что библейская или мифологическая тематика выставленных картин – это в некотором смысле отвод глаз заказчика, Римской Католической церкви, от вещей, которые действительно интересовали художников-исполнителей. Церковники просили библейские сцены, а художники хотели экспериментировать с перспективой, формой, освещением, фоном. В результате возникали работы, подобные выставленным в ванкуверской галерее: вроде бы на классическую тематику, но уж очень революционные по ее обрамлению.

Например, картина «Благая Весть» Сандро Боттичелли, где художник помещает Деву Марию в момент ее встречи с архангелом Гавриилом во дворец явно флорентийской, а не иудейской архитектуры. Сочная растительность и широкая река в глубине картины тоже не из полупустынного климата, в котором располагалась древняя Иудея.
Сальваторе Роса "Иоанн Креститель указывающий на Христа", 1655
Или взять две огромные выставочные картины Сальваторе Роса, посвященные Святому Крещению. Здесь пышная итальянская богатая природа просто бушует, а ее изображение занимает как минимум две трети картины. При всем уважении к знаменитой библейской сцене, не ее герои вдохновляют автора картины. Роса нарисовал не просто деревья, скалы, кусты и ручей. Он смог придать им особый романтический характер, который очень сильно впоследствии повлияет на развитие живописи и искусства в общем. Этот характер выражается в дикости природного фона, во всех этих острых камнях, развороченных пнях, разросшихся кустарниках, ветвистых деревьях, бурных ручьях. Это не просто фон, это герой сам по себе, ничуть не менее важный для художника, чем герои Святого Крещения.

На многих картинах итальянских мастеров эпохи Высокого Возрождения природа отвоевывала все больше места, забирая его у темы картины, пока полностью не вытеснила изображаемых людей, хотя бы даже и святых. Так в сущности родился жанр романтического пейзажа. Все это произошло благодаря творческой инновации итальянских художников средневековья. Кто знает, изображай они Святое Семейство там, где они действительно жили – в выжженной солнцем полупустыне Иудеи – возник ли бы тогда романтический пейзаж? Ведь иудейская природа – это не особо вдохновляющее зрелище. Это довольно убогая и скудная картина, никак не сопоставимая по своему масштабу с важнейшими событиями, которые происходили в ее обрамлении. Богатая и пышная итальянская природа – это совсем другое дело! Здесь есть где развернуться и что нарисовать: горы, ручьи, реки, море, рыбацкие фелюги, леса, пастухи, моряки, солдаты. На картинах Сальваторе Роса я уже могу увидеть будущих Щедрина, Воробьева, Айвазовского.
Иван Айвазовский "Ночь в Крыму", 1850
Некоторая обманная видимость имеется и в фигуре человека, который собрал эту коллекцию. Это был мэр шотландского Глазго Арчибальд МакЛеллан (1797-1854), Прежде чем стать мэром Арчибальд МакЛеллан строил кареты и другие конные экипажи. Несмотря на свое довольно приземленное занятие, это был умный и дальновидный человек. Когда у него появились деньги, он начал собирать коллекцию любимых итальянских художников. Став мэром Глазго он создал в 1830-40 годах бесплатную городскую художественную галерею в родном городе и передал ей всю свою коллекцию. Он верил, что открытый доступ к великим произведениям искусства произведет положительное воздействие на общество. Наследие МакЛеллана работает на его идею и на его имя уже не первое столетие, просвещая и облагораживая публику в Великобритании, в Канаде, и везде, где выставляется коллекция. Родной дом коллекции МакЛеллана, Художественная галерея и музей Келвингроув, сегодня является одной из самых посещаемых галерей в Великобритании.
Михаил Воробьев "Приморский вид Италии", 1840-е годы

Monday, 10 August 2015

Wednesday, 5 August 2015

"Золотая лихорадка" в Королевском музее Британской Колумбии

Золотая мечта для многих так и не стала реальностью!
О выставке «Золотая лихорадка! Эльдорадо в Британской Колумбии»

В прошедшие выходные с интересом посетил выставку «Золотая лихорадка! Эльдорадо в Британской Колумбии» (9), которая до октября этого года проходит в Королевском музее Британской Колумбии в Виктории. Пара статей об этой выставке опубликована в Интернете, например статья «Gold Rush: Royal B.C. Museum mines rich vein of history» (1) или рецензия на книгу-путеводитель по выставке «A fresh look at the gold rushes that helped shape B.C.» (2). Я о выставке немного писал в статье «Мое признание в любви к Королевскому музею Британской Колумбии» (3).

Не буду здесь повторять информацию рецензентов. От себя добавлю, что все-таки наибольший интерес выставка представляет для краеведов Британской Колумбии. Ее создатели попытались увеличить ее привлекательность за счет нескольких экспонатов из музеев Колумбии. На выставке можно увидеть те золотые изделия, которые испанские конкистадоры не нашли во время своих грабительских рейдов пять веков назад. Эти любопытные исторические редкости поражают своим эстетическим убожеством. Неудивительно, что конкистадоры смогли покорить общество, где подобные уродцы считались мистическими! Может употребление индейцами листьев коки в религиозных церемониях имеет некоторое отношение к уродливому виду их золотых божков?

Один из комментариев в этом зале мне показался очень любопытным: поскольку золото не ржавеет и не уничтожается, золотые украшения, которые мы носим сегодня, вполне могут содержать то самое золото, которое было украдено у индейцев конкистадорами в 15-16 веках, а затем много раз переплавлено в слитки, затем в украшения, затем снова в слитки, затем снова в наши украшения! В любом случае это реликвия страшной древности, потому что золото появилось на земле миллиарды лет назад.

После зала с доколумбовым золотом находится зал с историей золотой лихорадки в Британской Колумбии, где приходишь к выводу, что многие города Британской Колумбии (особенно Виктория, Баркервилль) выжили после истощения источников пушнины только благодаря золотой лихорадке. Иначе бы сюда люди не приходили и обслуживающие их бизнесы бы не развивались. Это любопытная информационная находка, и я рад, что ее сделал.

Далее проходишь в зал, где можно «испытать» золото: почувствовать его вес, посмотреть на всякие механизмы и медальки с золотом, узнать сколько бы ты стоил, если бы ты был из золота (?) и т.д. Для детей это прикольно. Нельзя однако забывать, что билеты на выставку, которую можно рассмотреть за час-полтора, довольно дорогие ($23.5 – для взрослых, $17 – для детей 5-18 лет, пропуск в IMAX позволяет получить скидку 20%). С этими же билетами можно ходить и по всему остальному музею, который чудесен, но меня лично после детального осмотра выставки «Золотая Лихорадка» уже тянуло куда-нибудь надолго сесть. Поэтому я пошел в музейный кинотеатр IMAX и посмотрел там очень интересный научно-популярный фильм «Золотая Лихорадка». Всем, кто собирается на эту выставку, советую планировать ее также. В качестве эконом-варианта можно бесплатно посмотреть не менее интересные документальные фильмы на эту тему в Ютьюбе, например History Channel’s The Gold Rush Documentary (4), The Secret World of Gold (5), Gold Documentary - History Of Gold Pure fine 999.9 - 24K Gold Bullion (6), Where is All the World’s Gold? (7).

Обсудить в этой статье мне бы хотелось мысль, которая пришла мне в голову после посещения выставки, и особенно после просмотра фильма «Золотая лихорадка». Мысль звучит так: во времена Золотой Лихорадки только случайность могла способствовать нахождению золота отдельными золотодобытчиками. Многие люди страдали, но они знали на что шли. Природе особенного крупного ущерба не причинялось. Сегодня же поиск и производство золота – это дело масштабного и дорогого технического производства, в котором нет места случайности. Если эта современная индустриальная добыча золота происходит безответственно, то экологические проблемы, создаваемые технологиями добычи, могут стоить гораздо дороже золота.
Золотодобытчик поедает собственный ботинок
В поисках Эльдорадо: 19 век

Для золотодобытчиков 19-го века поиск золота был самой настоящей рулеткой. Кто-то находил огромные самородки и богатые золотом участки земли, большинство же ничего не находили. Эта игра вводила народ в самую настоящую лихорадку, безумие. Создателям выставки удалось передать это ощущение всеобщего сумасшествия, которое охватило многие тысячи людей, отправившихся на поиски золота во второй половине 19-ого века в Калифорнию, Аляску, Британскую Колумбию, Австралию, Бразилию, Новую Зеландию, Южную Африку и т.д. Люди бросали все, ехали на край земли толпами с минимальной поклажей, чтобы получить возможность стать богатым в одночасье. Поскольку золотодобытчиков гнала на край земли грешная страсть жадности, от совместного проживания таких людей нельзя было ожидать ничего хорошего. Многие погибали, в местах добычи золота процветала преступность, расизм, болезни. Индейцы Британской Колумбии называли золотодобытчиков «Голодными людьми» и часто воевали с ними – конечно же безуспешно.

Опыт очевидно был незабываемым, поэтому о золотой лихорадке так хорошо писали писатель Джек Лондон, поэт Роберт Сервис, снял фильм Чарли Чаплин. Наверняка обогащались в те времена только купцы, обслуживавшие золотодобытчиков. Они продавали лицензии, еду, снаряжение, одежду, транспортировку, и т.д. Этот подход позволял нажиться без необходимости играть в рулетку с природой. Так обогатился, например, папаша канадской художницы Эмили Карр или продавец лицензий на золотодобычу Питер О’Рейли (Peter O'Reilly), хозяин Дома Пойнт Эллис (Point Ellis House, 8), который сегодня является любопытным музеем викторианы, и т.д. Известно, что всегда главным выготоприобретателем в казино является его владелец и немного обслуживающий персонал, но никак не игроки!

На тему поиска золота сказочно богатой страны Эльдорадо и, в общем, о поиске чего-то манящего, но неуловимого, хорошо высказался еще Эдгар По в своем знаменитом стихотворении «Эльдорадо». Поскольку оно так хорошо описывает бесплодность частной погони за золотым фантомом в прямом и переносном смысле, я решил воспроизвести его целиком здесь (в переводе К. Бальмонта). В этом стихотворении – вся история и глубинная сущность любой золотой лихорадки.

Эльдорадо (Э. По, 1849)

Между гор и долин
Едет рыцарь один,
Никого ему в мире не надо.
Он все едет вперед,
Он все песню поет,
Он замыслил найти Эльдорадо.

Но в скитаньях - один
Дожил он до седин,
И погасла былая отрада.
Ездил рыцарь везде,
Но не встретил нигде,
Не нашел он нигде Эльдорадо.

И когда он устал,
Пред скитальцем предстал
Странный призрак - и шепчет: "Что надо?"
Тотчас рыцарь ему:
"Расскажи, не пойму,
Укажи, где страна Эльдорадо?"

И ответила Тень:
"Где рождается день,
Лунных Гор где чуть зрима громада.
Через ад, через рай,
Все вперед поезжай,
Если хочешь найти Эльдорадо!"
Современная шахта по добыче золота открытым способом
В поисках Эльдорадо: 21 век

Сегодня же эта былая игра в рулетку ушла в прошлое. Фильм «Золотая лихорадка» доступно рассказывает о современных технологиях поиска и добычи золота. Геологи указывают на какую-то подходящую местность, облетают ее на вертолетах и с помощью магнитометра создают магнитную карту местности. Эта карта показывает, где на территории заложены металлы. Геологи затем идут в эти районы, берут пробу камней, грунта, растительности. Все это проверяется в лабораториях на наличие золота или других нужных минералов и металлов. Там, где находится искомое, роются огромные шахты. Из породы выплавляют золотые слитки. Никакой случайности здесь места нет, все на 100% предусмотрено и надежно. Человек, который хочет сегодня пойти поискать природное золото, просто теряет время. Случайно найденные крупинки не идут ни в какое сравнение с тоннами золота, которое регулярно выплавляется в шахтах. На выставке можно было купить эти крупинки в пробирке, если очень хочется владеть природным золотом. Но даже если купить все эти крупинки, богатым не станешь.

С развитием промышленной добычи золота возникли серьезные угрозы окружающей природе. К сожалению, об этом на выставке было не очень много материала. Люди же платят за отдых, когда приходят на выставку, а не за то, чтобы быть загруженными мировыми проблемами! Однако о некоторых проблемах действительно стоит упомянуть, поскольку они гораздо ближе к нам, нежели золото колумбийских индейцев. Например, одна из них произошла год назад в канадской провинции Британская Колумбия. 4 августа 2014 года на шахте по добыче золота и меди Гора Полли прорвался искусственный пруд, в котором хранились ядовитые отходы шахтного производства (мышьяк, синильная кислота). Отходы вылились в близлежащую реку, откуда попали в другие реки и в большое озеро Квеснел, одно из самых чистых в Канаде. Было проведено открытое расследование, которое выяснило, что из-за урезанного бюджета правительственные проверки шахты были нерегулярными и некачественными, что владельцы шахты, компания «Империал Металз» тупо перегружала пруд отходами сверх нормы аж с 2011 года (10). Иначе говоря, виной этой катастрофы оказалась все та же старая как мир человеческая жадность частных владельцев шахты и контролирующего ее правительства.

Необходимо поднять контроль за охраной природы в таких частных шахтах до уровня надежной рутины, что конечно же повышает стоимость проекта. Голосовать нужно за то правительство, которое не экономит на министерстве естественных ресурсов, которое готово решительно говорить с капиталистами о необходимости добывать деньги ответственно, и будет проверять их деятельность регулярно. Правительство либералов в Британской Колумбии таковым, к сожалению, не является – это с их подачи были урезаны соответствующие бюджеты и проведены некачественные проверки.

А иначе капиталисты, живущие на Багамах, плевать хотели на все катастрофы, которые их золотодобывающие бизнесы создают в Канаде (10), в Мексике (11), в американском штате Кентукки (12), в Румынии (13), или в Испании (14).

1. http://www.timescolonist.com/news/local/gold-rush-royal-b-c-museum-mines-rich-vein-of-history-1.1933098
2. http://www.timescolonist.com/life/islander/a-fresh-look-at-the-gold-rushes-that-helped-shape-b-c-1.1945310
3. http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/11/blog-post_20.html
4. https://www.youtube.com/watch?v=TqY0MCc7Vro
5. https://www.youtube.com/watch?v=Dt7hTCeoXUM
6. https://www.youtube.com/watch?v=9GYIqBuKov0
7. https://www.youtube.com/watch?v=SWsMxEDgT0Y
8. http://www.pointellicehouse.ca
9. http://royalbcmuseum.bc.ca/goldrush/
10. https://en.wikipedia.org/wiki/Mount_Polley_mine_disaster
11. https://en.wikipedia.org/wiki/Buenavista_mine
12. https://en.wikipedia.org/wiki/Martin_County_coal_slurry_spill
13. https://en.wikipedia.org/wiki/2000_Baia_Mare_cyanide_spill
14. https://en.wikipedia.org/wiki/Do%C3%B1ana_disaster

Tuesday, 4 August 2015

"Гламур за решеткой"

"Гламур за решеткой", открытка №1
О мейл-арт проекте «Гламур за решеткой»

Этот проект я придумал специально для Олега Навального. Напомню, что Олег Навальный, брат Алексея Навального, известного оппозиционера и критика коррупции в России, был посажен российскими властями в тюрьму по надуманному делу французской косметической компании "Yves Rocher". Единственная цель этого приговора – взять в заложники ни в чем неповинного Олега с целью давления на Алексея. Уже один простой факт того, что по одному и тому же делу одного брата посадили, а второго оставили на свободе, говорит о том, что Олег сидит незаконно.

Интересно отметить в этой связи, что сам Олег Навальный никогда открыто не высказывал свою поддержку анти-коррупционной деятельности брата. Он вполне может придерживаться совершенно иных политических взглядов! У меня сложилось впечатление, что Олег очень далек от политики, что он хотел бы жить простой жизнью со своей симпатичной женой Викторией и двумя малыми детьми. Поэтому моя поддержка Олега Навального – это жест не политический, а человеческий. Я просто хочу помочь несправедливо осужденному парню, мужу, отцу, которого жестокая российская государственная машина принесла в жертву своим политическим интересам.
"Гламур за решеткой", открытка №2
Должен добавить, что фамилия Навальный означает для меня дополнительный «бонус» в этой ситуации, поскольку я лично разделяю взгляды Алексея Навального и надеюсь, что моя помощь его брату облегчит его и без того нелегкую войну «одного в поле воина»: смельчака, вскрывающего в одиночку темные коррупционные схемы могущественных российских чиновников. Однако, даже если бы у Олега не было такого знаменитого брата, и я был бы также уверен в его невиновности и знал его адрес, то я бы ему помогал.

Олег Навальный оказался вполне адекватным современным российским парнем со специфическим чувством юмора. Сужу о нем так уже по двум ответам, которые получил от Олега на свои многочисленные письма. Об одном из его писем я писал в статье «Получил ответ от Олега Навального» здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/06/blog-post_12.html. Понимаю, что у него там в колонии дел хватает и без написания мне писем, но очень ценю, что он это время все-таки находит (как и деньги на дорогие почтовые марки для корреспонденции заграницу!) Я буду ему писать, даже если он не будет отвечать вовсе, поскольку я уверен, что те письма, которые пройдут сквозь цензуру, очень его подбодрят.
"Гламур за решеткой", открытка №3
Первым арт-проектом, который я задумал чтобы подбодрить и развлечь Олега и его сокамерников, был мой перевод эссе канадского писателя и бывшего грабителя банков Стивена Рейда («В ночь с 1999 на 2000», эссе Стивена Рейда», http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/04/1999-2000.html). Письмо с переводом дошло до Олега и, действительно, его очень развлекло. В своем ответе на это эссе Олег поблагодарил меня за перевод интересного произведения и выразил удивление строгостью режима в канадской тюрьме (я, наверное, забыл ему сообщить, что Стивен Рейд при задержании стрелял в полицейского, поэтому его режим был «особым»). Полностью мнение Олега к этому эссе я опубликовал как комментарий к статье «В ночь...».

Откровения Стивена Рейда повлияли и на мой новый арт-проект «Гламур за решеткой», которому посвящена эта статья. В другом своем эссе Рейд пишет, что арестантов, в смысле интеллектуального развлечения, интересуют только порнография и детективы («Стивен Рейд: преступление и наказание по-канадски», http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/07/blog-post_21.html). Так у меня родилась идея создания открыток для Олега Навального в стиле гламурной фотографии. Я думаю, что порнографические изображения точно не пройдут тюремную цензуру, но журнальный гламур, как более мягкая версия откровенной фотографии, вполне может быть пропущенными тюремными цензорами.
"Гламур за решеткой", открытка №4
По моему замыслу эти гламурные изображения должны быть за некоей образной решеткой, где они в конце концов и должны оказаться в реальной жизни. Для этого я сделал большой коллаж из современных «женских» журналов, и разрезал его на шесть отдельных частей. Каждая часть стала отдельной открыткой. Открытки я пошлю на этой неделе разом. Интересно будет узнать, дойдут ли они тоже все вместе. Сканы с открыток иллюстрируют мою статью. Каждая из них получилась вполне самодостаточным симпатичным произведением самодельного почтового искусства. Я хотел бы, чтобы даже помимо объединяющего их арт-замысла, все открытки порадовали Олега сами по себе. Ведь бедняге разрешается видеться со своей законной женой всего лишь раз в несколько месяцев! В конце статьи можно увидеть весь проект в задуманном виде, то есть все шесть открыток вместе с сохранением визуальной «решетки» между ними. Желаю этим почтовым посланиям быстро и без «потерь» дойти до адресата, а Олегу с товарищами – провести несколько приятных минут, разглядывая их и собирая их воедино. Надеюсь, что когда-нибудь узнаю, как они оценили этот проект.

Если вы желаете помочь несправедливо осужденному невинному человеку, веселому парню, надежному брату, любящему мужу и заботливому отцу двух малолетних детей, пишите ему письма. Его почтовый адрес: Россия, 303900, Орловская обл., п. Нарышкино, ул. Заводская, д.62, ИК №5, Навальному О.А. 1983 года рождения. Письма до него доходят даже из дальней заграницы, и ему на них разрешают отвечать!
"Гламур за решеткой", открытка №5
О мейл-арте

В конце статьи хотелось бы сказать несколько слов о мейл-арте, или по-русски, почтовом искусстве. Это очень демократичный и понятный вид творчества. Смысл его состоит в том, чтобы создавать самому открытки или украшать изображениями конверты. Мейл-арт это своеобразная версия принципа «Сделай сам», который стал сегодня так популярен (подробнее на эту тему здесь: «О стимпанковском принципе «Сделай сам», http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_19.html). Такие самодельные почтовые отправления получаются очень индивидуальными, интересными. Для своего стилевого завершения, работы в стиле мейл-арт должны пройти через «черный ящик», то есть почтовую систему. «Черный ящик» оставляет на самодельных почтовых отправлениях свои следы (различные штемпеля, загадочные пометки), которые имеют разную форму, цвет, ставятся иногда в неожиданных местах и считаются неотъемлимыми элементами мейл-арта. Если есть проблема с темой для творчества, то можно погуглить фразу “mail art projects” (то есть тематические задания для мейл-артистов). Найдется множество интересных тем для творчества, а результат будет представлен в каких-нибудь каталогах.
"Гламур за решеткой", открытка №6
Как и с любым другим проектом в стиле «Сделай сам», когда делаешь мейл-арт, время летит незаметно и очень приятно. Эффект производится почти терапевтический, потому что забываешь обо всех заботах и беспокойствах. На создание проекта «Гламур за решеткой» у меня ушло примерно десять часов работы, и это было очень приятное времяпровождение. Поскольку мейл-арт у меня вызывает такие положительные чувства, я в 2011 году написал о нем следующие шуточные куплеты.
"Гламур за решеткой", примерный собранный вид
Подобно ковылю степному
На фоне разноцветья трав,
Мейл-арт наш тоже очень скромен,
Хоть неказист, но своенрав!

Где вряд ли что-то оживет,
Растет он буйным цветом там.
Его соцветие – конверт,
Его раздолие – почтамт.

Как финно-угр неприхотливый,
Что песнь красе полей поет,
Мейл-арта труженик счастливый
Любую тему разовьет!

Почтовым правилам согласно,
Но к ужасу почтовых теть,
Мейл-арта труженик прекрасный
Очередной конверт несет.

Почтовый сбор с энтузиастов
Немалый делает страна.
Должна мейл-артовскому братству
Поставить памятник она!

Мейл-арт лежит меж писем скучных
(Хоть те не менее важны),
Как апельсин от солнца сочный,
Как именины для души!