Friday, 31 July 2015

"Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе"

"Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе",
Аршиль Горки, 1944, Нью-Йорк
Картина американского художника армянского происхождения Аршиля Горки (1904-1948) «Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе» сшибла меня с места, как только я вошел в картинную галерею Музея Искусств Сиэтла. Эта картина висит там на входе, слева. Я зашел, повернулся... и как-то даже оторопел. Нечасто произведение искусства как бы насквозь тебя пронзает с первого момента встречи, и ты его тут же абсолютно понимаешь. Такой моментальный контакт произошел между мной и этой картиной Горки.

Горки принадлежал к молодому поколению художников, которые к 1940-ым годам перебрались из Парижа, бывшей столицы мирового искусства, в его новую столицу Нью-Йорк. Повлияло на эту миграцию вступление Франции во Вторую Мировую войну и занятие фашистами Парижа. То была не самая вдохновляющая атмосфера для художников. В Нью-Йорке было куда спокойнее.

Перемена произошла не только в смысле географии творчества. Художественные идеи тоже стали новыми. Во Франции художники активно развивали свой сюрреалистический «словарь». В Америке же на них начал влиять широкий интерес американской публики к психоанализу и изучению подсознательного. Так и родились на стыке сюрреализма и психоанализа Джексон Поллок, Аршиль Горки, Марк Тоби, Ротко и другие. Новое направление художественной деятельности стало называться абстрактный экспрессионизм.
"Девушки с земляникой", фото С. Прокудина-Горского, 1909,
деревня Топорня, Вологодской губернии, Россия
Картина про вышитый передник как раз про это – в ней автор выражает свои глубинные психологические переживания с помощью абстракции. У Аршиля Горки это получилось очень эффектно. Как я уже упоминал, я мгновенно понял о чем картина. Подобно мне Горки родился очень далеко от Северо-Американского континента. Его домом было армянское село Хорком. Тогда оно было еще частью Османской империи. В своей зрелой жизни Горки оказался на другом континенте в совершенно другой культуре. К этому времени Османская империя вообще прекратила свое существование. В Америке, в этом Новом Мире, художник с одной стороны испытал свободу, безопасность, некоторое материальное благополучие, а с другой стороны вдруг понял, что его глубинные детские впечатления никуда не исчезли. Они сидят внутри нас, заставляют нас скорбеть об утраченном и невозвратном прошлом. Эта скорбь во многом начинает определять жизнь, я как эмигрант знаю это по себе. Начинаешь больше интересоваться родной культурой, предпочитать привычную еду, читать знакомые книги, смотреть любимые фильмы, и т.д. Так вышитый передник матери как образ утраченной жизни, начинает разворачиваться в сегодняшней судьбе и влиять на будущее. И это касается не только эмигрантов, но вообще всех, кто расстался со своим детством. Детские воспоминания – это мощный поведенческий и ценностный двигатель, что в сущности и доказывали классики психоанализа.

Нам всем очень повезло, что российский фотограф Сергей Прокудин-Горский оставил после себя такое большое количество качественных цветных изображений давно ушедшей жизни начала 20-го века, этого самого условного «детства». Для Аршиля Горки это было время настоящего детства, ведь он родился в 1904 году. Вот, для примера, знаменитые девочки с земляникой на фото 1909 года. Какие же на них красивые вышитые передники: яркие, разноцветные! Может мама Аршиля Горки носила похожий передник, и тогда неудивительно, что Аршиль решил посвятить ему картину спустя много лет. Моя мама и бабушки носили передники попроще, но я их все равно очень хорошо помню. У девочек с фотографии когда-то родились дети, внуки. Их правнуки живут сейчас в совершенно других странах, может быть в других культурах, климате. Как-то в их жизни разворачиваются пестрые передники их матерей. Как разворачиваются – это неведомо может даже им самим, но как-то обязательно разворачиваются, исподволь, но наверняка влияя на сегодняшний жизненный выбор.

Настенное искусство в хостеле Сиэтла

Стена в хостеле с арт-объектом в технике ассамбляжа
Хостел в Сиэттле, куда я недавно съездил на выходные, порадовал не только супер-дружелюбным обслуживающим персоналом, бесплатными хорошими завтраками и интересной экскурсией по городу (тоже бесплатной). Моя комната в хостеле была настоящим произведением современного искусства. Эта статья украшена изображениями со стен комнаты.

Существует высказывание, которое гласит, что современное искусство должно создаваться на пересечении швейной машинки и зонтика. Если действительно организовать такое пересечение на рабочем столе современного художника, то можно представить себе чудной трехразмерный результат этого пересечения. Они любят создавать новую «сырую реальность» из самых повседневных вещей (например, читайте мой обзор выставки шоколадных оберток в статье «Сладкий абсурд российского художника Ивана Земцова», http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/04/blog-post_22.html). В их рисунках, коллажах и трехразмерных объектах слово и образ переплетаются и начинают говорить поэтическим языком, который неожиданно легко понятен, эстетически приятен и как-то душевно уютен. Материал для своего творчества художники находят повсюду и особенно на распродажах старья, на свалках, в мусорных корзинах. Вдохновением им служит литература, кино, театр, танец.
Близкий ракурс настенного арт-объекта
Анонимные создатели настенного искусства в хостеле Сиэттла как будто специально прошли курс по современному искусству перед тем, как приняться за работу. В общем книжном шкафу моей комнаты я обнаружил сборник «Великие детективные истории 19-го века», биографии кино-классиков Акиры Куросавы и Роберто Росселини, двухтомную «Энциклопедию великих композиторов» Мильтона Кросса, семитомную «Историю упадка Римской Империи» Эдварда Гиббона. То есть были там и литература и кино и музыка, не хватало только чего-нибудь про театр и танец. Думаю, в других комнатах такие книги имеются.

Посреди стены висел трехразмерный арт-объект в технике «Ассамбляж», использующий объёмные предметы, скомпонованные на плоскости как на картине. Проживающим в комнате предлагалось оставлять «часть себя» внутри этого объекта. Чаще всего это были пробки от пивных бутылок, но встречались еще монеты, картинки. Чтобы ни у кого не было сомнения в том, что это арт-объект, под ним было написано: «Оставь после себя что-нибудь и ты станешь искусством». (Подробнее про технику ассамбляж и про русский «след» в нем можно почитать здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассамбляж_(искусство).
Грибы - важная тема настенного искусства. Их было нарисовано несколько.
Надпись рядом: "Как только ты понял о чем разговор, пора вешать трубку"
На стенах хостела от искусства буквально не осталось живого места – практически вся поверхность была расписана и разрисована гостями комнаты. Потолок был читым, но это наверняка объясняется только тем, что на нем довольно сложно рисовать и писать. Мне показались интересными многие изречения и я их приведу ниже. Афоризмы, или краткая мудрость, которую можно цитировать, являются важным способом выражения мировоззрения современных анонимных путешествующих художников – высказываний было довольно много, и они создают довольно интересную картину современного мышления. Например, меня поразило и порадовало почти полное отсутствие мата или похабщины. Из своего советского прошлого я помню, что стены обычно разрисовывались в туалетах, темами такого туалетного творчества были всяческие ментальные испражнения. Анонимные художники в хостеле Сиэтла же как будто хотели оставить после себя свою лучшую, а не худшую часть. На стенах можно было увидеть довольно длинные цитаты из знаменитой речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», или начало поэмы Эдгара По «Ворон». Поперек стены было размашисто написано «Мы можем изменить мир к лучшему».
Стена у моей кровати
«Люби себя, но не слишком увлекайся!»
«Трудно увидеть звезды, когда включен свет»
«Пустая коляска всегда сильнее гремит»
Касаток вокруг Сиэтла много
«Жизнь – это то, что происходит, когда занят составлением других планов»
«Забавно, как день за днем ничего не меняется, но когда оглядываешься, то все изменилось»
«Мы все мечтаем вылететь из родного гнезда, но все заканчивается тем, что мы бесполезно пытаемся снова вернуться в него»
«Умник сложно говорит о простом, а художник просто говорит о сложном»
«Хорошее настроение может стать источником твоей улыбки, но иногда улыбка может стать источником твоего хорошего настроения»
Книжный шкаф с первоисточниками

Песнь городского неврастеника выращенному дома помидору

Тебе, мой помидор красивый
Шлет неврастеник городской «Спасибо»!
(Таким себя считаю я)
Не думал я о трудности задачи
(а понадеялся я просто на удачу)
На подоконнике растить тебя,
Приняв тебя за кактус из пустыни.

Но ты – не кактус, ты – другой,
Влаголюбивый прихотливый овощ.
Ты требуешь вниманья моего.
Засохнешь ты, не окажи я помощь!

Тебя я поливал струею чистой,
И поворачивал под солнышком лучистым,
Чтоб равномерно разрастался ты.
Я помнил: в парнике у деда моего
Гроздились помидоры будь здоров!
Как семафор: красны, зелены, желты,
Хотя мой дед пил в день три литра пива.

Почил в бозе мой дедушка давно
Не передав того юнцу дурному
(А я не догадался вопрошать),
Когда пью пиво, даже разливное
Под вечер наслаждаяся покоем,
Нельзя ни на минуту забывать
Про помидор, что украшает мне окно.

Расти ж тогда, о сочный плод округлый,
Красней от солнышка назло траве пожухлой.
Ты мне открыл глаза,
Что жил бы я в деревне на природе,
Растил бы огурцы и помидоры,
Где б вилась по стене хмеля лоза,
То не терял бы я душевного покоя.

Но в городе живу я, сплю некрепко,
Дышу несвежим воздухом нередко,
И воду пью не из ручья.
Просторы Интернета мне открыты,
Они – бескрайние, но все это лишь биты,
Свобода виртуальная моя,
Мираж в пустыне, где растет лишь кактус!

Но ты – не кактус, ты – другой,
Влаголюбивый прихотливый овощ,
Ты требуешь вниманья моего,
Засохнешь ты, не окажи я помощь.

А коль забуду, ты напомнишь мне потом,
Что не могу я отключить тебя Контроль-Дилитом!

Tuesday, 28 July 2015

Пятьдесят оттенков серого: Классический альбом

Говорят, что люди - как музыкальные инструменты.
Их звучание зависит от того, кто и как к ним прикасается
Кто бы мог подумать, что Э.Л. Джеймс, автор нашумевшего эротического бестселлера «Пятьдесят оттенков серого», вдохновлялась при написании своей книги классической музыкой! Однако, именно об этом она сообщает во введении к компакт-диску «Пятьдесят оттенков серого: Классический альбом», который я недавно с удивлением нашел на полке классической музыки в местной библиотеке. Я внимательно прослушал этот диск. Он оказался довольно приятным: знакомые и не очень знакомые мелодии Баха, Верди, Пахельбель, Дебюсси, Шопена, Рахманинова. Никогда не связывал эту музыку с эротикой, но своим введением в музыкальный альбом Э.Л.Джеймс натолкнула меня на одну любопытную в этом отношении мысль, которую я хочу вкратце обсудить в этой статье.

Саму книгу я не читал, но знаю, о чем она. Однажды, когда я услышал первые разговоры о ней, в магазине я взял ее с полки и открыл на первой попавшейся странице. В открытом отрывке некая женщина объясняла, почему ей было приятно быть исстеганной кнутиком в качестве любовной игры. Книгу я тут же закрыл и поставил обратно на полку. Никогда не желал никого бить кнутиком, или самому быть избитым им. Но популярность книги росла, и сейчас это уже без преувеличения культурный феномен, предмет для изучения психологами, сексологами или социологами. О причинах популярности я писать не собираюсь, хотя одна из них мне стала очевидна после прочтения введения в диск «Оттенков». У Э.Л. Джеймс прекрасный литературный язык, она интересно пишет о музыке. Можно представить, насколько она интересно пишет своим хорошим слогом о сексе!

Музыка, представленная на компакт-диске, действительно очень красива и глубоко лирична, хотя на мой вкус несколько затерта своей популярностью. Про себя я подобную музыку уже давно и вне связи с «Оттенками» называю «порно от классики», когда слышу ее на каких-нибудь концертах или дисках. Так я бы назвал несколько ноктюрнов Шопена, прелюдию к опере «Травиата» Верди и некоторые другие дорожки с диска. Однако там же имеется и задумчивая Гольдберг-вариация Баха или адажио из глубоко психологического второго концерта Рахманинова. Наличие этой музыки говорит о том, что не все так просто и очевидно в мире, который создает Э.Л. Джеймс. Есть в нем место не только «красивому» сексу в понимании автора (то есть чресчур искушенным плотским утехам с элементами извращенности), но и психологическим переживаниям.

Что же касается своего вдохновения классической музыкой, то здесь Э.Л. Джеймс обозначила сущность одной очень интересной вещи. Действительно, если смотреть практически на любую человеческую деятельность с некоторого особого угла зрения, то можно увидеть секс буквально во всем. Любая художественная работа, например, в своей классической динамике развивается от описания обстановки, героев через развитие сюжета к кульминационной точке, а затем к развязке. Примерно такой же схемой можно описать и любовную сцену от встречи и до расставания героев. Динамика развития событий будет та же самая. Я вспоминаю, что даже исследователи творчества Льюиса Кэррола смогли увидеть в его «Алисе в Зазеркалье» сексуальные томления автора – с кульминацией во время финального фейерверка. Классическая музыка довольно жестко следует тем же самым композиционным правилам. Поэтому при некоторой отстраненности ее действительно можно назвать чувственной и увидеть в ней вдохновение для создания эротической прозы.

В качестве музыкальной иллюстрации к этой мысли предлагаю послушать знаменитый «Канон ре мажор» Иоганна Пахельбеля, представленный на диске «Пятьдесят оттенков серого». В нем ритмичная более низкая мелодия (иногда исполняемая на виолончели) начинает дополняться высокой мелодией (скрипка). Две мелодии исполняют некий танец страсти, заканчивающийся кульминационной скрипичной мелодией, которая создает ощущение свободного полета в воздухе (https://www.youtube.com/watch?v=8Af372EQLck). В Ютьюбе имеется также часовая и даже трехчасовая версия этого довольно короткого произведения! В длительных версиях музыка сопровождается очень подходящими звуками льющейся воды и пением птичек (https://www.youtube.com/watch?v=CaQzv5nVpac).

Monday, 20 July 2015

Летний кинотеатр: Терминатор с огромным сердцем в фильме "Терминатор: Генезис"

Терминатор учится улыбаться!
Отличная и душевная игра старика Арни оставила самое приятное впечатление от фильма «Терминатор: Генезис». Все-таки несмотря на свою устрашающую внешность, он очевидно прекрасный человек, и это хорошо чувствуется в фильме. Его и на посту губернатора Калифорнии-то критиковали за то, что он работает в интересах своих богатых друзей, а не штата. В американских властных кругах конфликт интересов – страшное обвинение. Наверно сейчас, когда Арни ушел из политики, он наслаждается своим врожденным дружелюбием и добротой. Таков и его Терминатор в последней серии знаменитого блокбастера: добрый, заботливый, надежный, конечно же сильный, с отличным чувством юмора. В общем, прекрасный отец, кого он на самом деле и играет в этой серии: отца Сары Коннор, оставшейся в детстве сиротой после атаки злого Терминатора.

Что касается самой Сары Коннор, то она в этом фильме, по сравнению с первыми двумя сериями, неубедительна. Слишком героиня Эмилии Кларк мила, молода, женственна, слишком у нее пухлые губки и щечки, чтобы быть совершенно несексуальной, худющей, зацикленной на одной идее полуроботом-полуженщиной, которой была героиня Линды Гамильтон. Эмилии Кларк бы играть второстепенную роль в молодежном сериале «Друзья», там глядишь удалось бы создать убедительный образ. Не помогли ей даже здоровенные гранатометы и другое оружие, которым она пол-фильма размахивает. Джей Кортни, ее партнер по Терминатору, тоже не произвел особого впечатления. Да, накаченный торс, рельефный пресс, но человеческий образ создается довольно плоский. Лицо этого парня за весь фильм посещают не более двух-трех эмоций. С таким лицом лучше играть какого-нибудь фонового морпеха в «Годзилле», чем Кайла Риза – переживающего глубокую душевную драму отца будущего спасителя человечества. Несомненно хорош Джейсон Кларк в роли Джона Коннора, спасителя человечества от Скайнета. Этот характерный австралийский актер еще получит своего Оскара в ближайшем будущем.

Что касается сюжета, я так и не понял что к чему там с этими параллельными мирами. Честно говоря, и не пытался понять. Это же самое настоящее летнее кино: с отличными спецэффектами, захватывающим действием, которое прерывается временами добротным юмором. Например, очень смешно звучал заботливый вопрос Терминатора Саре Коннор после ее первой встречи с Кайлом Ризом, предполагаемым отцом ее будущего ребенка: «Вы уже спаривались?» Или еще забавная жалоба коллеге раздасадованного полицейского, который допрашивал Терминатора-Шварценеггера в полицейском участке: «Мне кажется, он говорить-то не умеет!» Глядя на квадратную физиономию старика Арни, действительно, иногда такая мысль приходит в голову!

Относиться всерьез к научно-фантастической стороне истории Терминатора вряд ли можно, хотя знаменитый ученый-инвалид Стивен Хокинг утверждает, что человечеству следует опасаться искусственного интеллекта (согласно фильму – Скайнета). Я думаю, что в данный момент миру больше угрожает терроризм или безответственное размахивание российскими политиками "ядерным чемоданчиком", нежели «Скайнет». Хотя, как говорится, любопытно поиграть с мыслью о том, какие формы завтра примет искусственный интеллект и вживление в человеческий организм всяческих механизмов. Согласно фильму, новым поколением Терминаторов будут биороботы, результат сращивания человека и механизма. Это звучит как фантастика, но сегодня прецедентов уже много, и они будут только увеличиваться: искусственные кости, кожа, кардиостимуляторы, глазные линзы уже вовсю используются в современной медицине. Недалеко время вживления микрочипов – любопытнейшая тема для информационной безопасности и охраны частного пространства. Ну а радиоуправляемые дроны, оружие Скайнета, уже меняют лицо современной войны.

Но вот сейчас будет мой самый главный вывод, который я сделал просмотрев «Терминатора» в кинотеатре. Оказывается, я до сих пор очень сильно ошибался, предпочитая смотреть современные зрелищные фильмы на домашнем телеэкране, нежели в кинотеатре. Да, билеты в кино дорогие, и показ фильма не остановишь, чтобы сходить в туалет. Но если этот современный зрелищный фильм снят в 3D, никакой телевизор не заменит впечатления от его спецэффектов. Их сейчас научились делать потрясающе здорово, и «Терминатор: Генезис» тому отличный пример. Я получил огромное удовольствие от вида всех этих летящих в меня осколков, головокружительных погонь на вертолетах, переворачивающихся в воздухе автобусов, и других трехразмерных спецэффектов. Я их по телевизору не смог бы так оценить, как в кинотеатре, где они временами просто захватывают дух. Между 3D и 2D существует большая разница, и современные режиссеры научились ею отлично пользоваться. Чтобы получить удовольствие от этой разницы стоит ходить в кинотеатры трехразмерного кино.

Улица, на которой я живу...

Начало улицы - красно-кирпичное жилое здание
на месте иммиграционного карантина
...заслуживает отдельного разговора. На ней расположена как минимум одна достопримечательность государственного значения, а также дом, вдохновивший современную канадскую художницу на довольно приятную картину, прекрасный парк, историческое место расположения иммиграционного «карантина» и другие любопытные достопримечательности. Я решил собрать всю эту краеведческую информацию в одну статью – чтобы мне легче было провести вас экскурсией по моей улице, когда вы приедете ко мне в гости.

Улица имени лорда Симко

Улица, на которой я живу, названа в честь британского офицера и первого генерал-губернатора Верхней Канады лорда Джона Грейвза Симко (1752 – 1806). Пост генерал-губернатора сохранился по сей день, только сегодня он относится не к Верхней Канаде (примерно – нынешняя канадская провинция Онтарио), а ко всей Канаде. Генерал-губернатор – это представитель Британской Короны в Канаде. Сегодня этот титул больше номинальный, но раньше от генерал-губернатора зависило многое. Подписание или неподписание им важных правительственных документов было не формальностью, как сегодня, а важным политическим решением, изъявлением Монаршьей воли. Лорд Симко занимал этот пост с 1791 по 1796 год.
Лорд Джон Грейвз Симко,
портрет Джорджа Бертона, 1881
Джон Грейвз Симко был самым настоящем боевым офицером. Под его командованием было осуществлено дерзкое нападение британской армии на американских повстанцев в октябре 1779 года, которое вошло в историю как Рейд Симко. О своем боевом опыте лорд Симко написал впоследствии книгу «A Journal of the Operations of the Queen's Rangers». Он был ранен, но его служба не прошла незамеченной британским королем Георгом Третьим (об этом короле я немного писал в статье «О Джорджах, Александре и Луи», 1). В 1790 году Джон Симко стал лордом и членом Британского Парламента, где он выступал за создание британской конной полиции, а также за нападение Британии на Испанию. Его боевой энтузиазм очевидно был в Великобритании не совсем уместен. Уже через год в 1791 году этот пылкий военный был назначен генерал-губернатором в Канаду и покинул Парламент. В Канаде его пассионарности нашлось гораздо лучшее применение: здесь он успешно разбирался с американскими повстанцами, с воинственными туземцами. В 1796 году лорд Симко подал в отставку в связи с ухудшающимся здоровьем.

За что лорда Симко любят в Канаде, так это за его непримиримую позицию в отношении рабства в его бытность канадским генерал-губернатором. Он верил, что рабство противоречит христианским принципам и британской Конституции. В своей речи к Законодательному Собранию Верхней Канады он сказал: «Как генерал-губернатор Верхней Канады я никогда не подпишу закон, дискриминирующий туземцев Африки, Америки, или Европы». В результате этой его позиции, рабство полностью исчезло в Канаде к 1810 году, то есть раньше, чем во всей остальной Британской империи (к 1834 году). Для сравнения, рабство в США было отменено в 1865 году, а его российский аналог «крепостное право» – в 1861 году. Сегодня в честь лорда Симко назван город в Канаде, озера, остров, графства – и улица, на которой я живу. Конная полиция Канадского Доминиона, прообраз знаменитой Канадской Конной полиции RCMP (сформирована в 1920 году), была сформирована в 1868 году – несомненно, не без использования идей лорда Симко периода его участия в Британском Парламенте.
Круизные корабли: вид со стороны улицы Симко
В начале улицы Симко: древние могилы и иммиграционный «карантин»

Улица Симко не самая длинная в Виктории, всего полтора километра. Ее можно пройти всю пешком за 20 минут. Она пролегает почти через середину исторического района Джеймс Бей, старейшего северо-американского городского района к северу от Сан-Франциско. В этом районе находятся такие важные достопримечательности Виктории, как здание Морского вокзала (ныне ресторан и центр всемирно-известного художника-анималиста Роберта Бейтмана, 7), Королевский музей Британской Колумбии (8), Нулевая Миля канадских дорог, Рыбацкая Верфь с удивительной плавучей деревней, огромный волнорез Огден Пойнт, видимый из космоса, древняя земляная индейская насыпь и т.д. Самой же ценной с точки зрения меня, как жителя этого района, является здесь прекрасная длинная прогулочная набережная вдоль дороги Даллас, с которой открываются удивительно красивые виды на пролив Джорджия и американские горы Олимпийского хребта на другой стороне пролива.

Нумерация домов улицы Симко начинается с ее западного конца у Внутренней Гавани города и развивается на восток к историческому Бикон-Хилл парку. В самом начале улицы, рядом с местом ее пересечения с дорогой Даллас в 1995 году строители, которые готовили к застройке место под названием Кэмел Пойнт, обнаружили человеческие кости. Экспертиза выяснила, что этим костям несколько сот лет и принадлежали они индейскому мужчине. Останки были переданы индейскому племени Лекваммен, которое издавна населяло эти земли. Жители племени назвали этого мужчину Хивет и перезахоронили его останки. В 2013 и 2009 году здесь же были найдены останки еще одного индейского мужчины (Джеймс) и женщины (Слени). Они тоже были переданы современным Леквамменам для перезахоронения. Рядом с местом находки костей были установлены надгробные плиты.
Мемориальная плита на месте обнаружения древнего индейского скелета
Другой достопримечательностью начала улицы Симко является мемориальная плита, поставленная на месте, где с 1907 по 1950-е годы находилось здание Иммиграционной Службы Виктории. Через это красно-кирпичное здание должны были пройти все иммигранты, прибывавшие в Викторию в эти годы. Надпись на мемориальной плите гласит: «От иммигрантов требовалась огромная смелость, чтобы отправиться в путешествие в новую неведомую землю. В здание Иммиграционной Службы Виктории многие входили с чувством трепета, ведь здесь им предоставлялся шанс начать новую жизнь и стать частью огромной мозаики под названием «Канада». Хорошо сказано, и имеет смысл даже для меня, иммигранта 2000-х, хотя я прибыл в Викторию не через это здание, а через аэропорт в Торонто. В память о здании Иммиграционной Службы Виктории, стоящий на его месте жилой дом отделан красным кирпичем.

Иммиграционная тема в Канаде весьма популярна, на нее выделяются серьезные деньги. Например, из «Атлантического иммиграционного карантина» - 21 Пирса в Галифаксе на Атлантическом побережье Канады – сделали музей иммиграции (2). В этом смысле зданию Иммиграционного Центра в Виктории не повезло: его разрушили. Однако, место расположения Центра отмечено мемориальной плитой, и оно остается в памяти многих иммигрантов, прибывавших через него на западное побережье Северо-Американского континента в конце 19 – начале 20-го веков, и их потомков.
В окне - сплошная викториана!
Середина улицы Симко: викторианская Англия, старинные дома и русалка

Продвигаясь на восток по улице мы проходим через сохранившиеся старинные дома, многие из которых так или иначе «подают сигналы» в стиле викторианской Англии. Про британские пристрастия жителей канадской Виктории даже написана книга под говорящим названием «Более англичане, чем сами англичане. Очень социальная история Виктории» (Terry Reksten’s “More English Than the English. A Very Social History of Victoria”). Виды в окнах исторических домов начала улицы Симко подтверждают мысль о том, что многие жители района Джеймс Бей и сегодня идентифицируют себя с викторианской Англией.
Ромашковые клумбы и британский газончик у одного из жилых домов
Чудесные ухоженные газоны, аккуратно обстриженные кусты и клумбы с яркими цветами сопровождают нас на всем протяжении улицы. Они тоже несут в себе дух старой доброй Англии. Известно, что разведение садов, газонов – глубоко британская привычка. Вспоминается старый анекдот: «Американец в гостях у английского лорда задает вопрос: «Сэр, мне так понравился Ваш газон! Подскажите, как мне его сделать на ранчо в Техасе». На что лорд отвечает: «Нет ничего проще! Я дам вам семена. Вы их посеете, будете поливать регулярно, подстригать каждое утро. И через каки-нибудь 300 - 400 лет у Вас будет такой же газон!». К счастью, при должном внимании и подходящем климате чудесные клумбы и аккуратные газоны возникают и за пару лет!
Слева - картина Нэнси Руль, справа - тот же дом после реставрации
Над важным и оживленным пересечением улиц Симко и Освего господствует исторический дом Вильяма Паттона. Его нарисовала канадская художница Нэнси Руль (Nancy Ruhl), которая любит рисовать «уходящую» Викторию. На мой взгляд, дом Паттона совершенно никуда не ушел, а наоборот, значительно похорошел после реставрации и перекраски. Я его для сравнения сфотографировал, и фотография подтверждает мои слова. Этот коттедж в итальянском стиле был построен плотником-краснодеревщиком Вильямом Фрэнсисом Паттоном, выходцем из Онтарио, в 1884-1885 годах. Его фронтоны украшены арочными деревянными панелями с искусной внутренней резьбой. Бросается в глаза также мини-портик с колоннами и художественно-перфорированным ограждением. Дом производит легкое впечатление тонкой мастерской работы. Он много раз менял хозяев, в среднем раз в десять лет. До ремонта дом украшала забавная табличка «На этом месте 25 мая 1896 года ничего не произошло». Сейчас ее убрали, и вместо нее висит стандартная муниципальная табличка «Дом исторической значимости».
На перекрестке Пяти Углов
Следующее крупное пересечение – с улицей Мензиз. Здесь находится большой продуктовый магазин Thrifty Foods (тоже с элементами итальянского стиля), аптека, кофейни, банк, ликеро-водочные магазины, паб и т.д. Это оживленный и уникальный перекресток: он не четырех-, а пяти-сторонний. Его так местные и называют, перекресток Пяти Углов. На одной из сторон Пяти Углов можно увидеть симпатичную мозаичную русалку, запускающую солнечных зайчиков. Морская тематика очень популярна в этом прибрежном районе.

Окончание улицы Симко: дом Эмили Карр и Бикон-Хилл парк

После перекрестка Пяти Углов улица Симко сужается и становится односторонней. Продолжая передвигаться дальше на восток мы достигаем пересечения улиц Симко и Гавернмент (Правительственная). Здесь находится архитектурный памятник федерального значения: дом знаменитой канадской художницы и писательницы Эмили Карр (1871-1945). Этот дом был спроектирован тем же архитектором, который спроектировал знаменитый Фисгардский маяк. Об Эмили Карр я много писал в этом блоге (3, 4), а также переводил некоторые ее рассказы (5, 6). Буду, кстати, продолжать заниматься переводами из нее. Эмили Карр родилась и умерла в этом доме. На его первом этаже сейчас находится музей Эмили Карр, а руководители музея живут на втором этаже этого дома, и возможно спят в спальне, где родилась Эмили (она родилась на втором этаже).
Дом Эмили Карр
Дом несколько лет назад отремонтировали, сейчас он, судя по старинным фотографиям, выглядит лучше, чем при жизни Эмили Карр. В нем все охраняется государством, включая калитку. Я в этом музее бывал, он очень приятный, камерный. Открыт в основном только летом. Это не только музей художницы, но и того, что здесь называется Victoriana, то есть викторианского быта. Дальше вдоль по улице Симко также находится дом, в котором Эмили Карр разрисовала тотемными образами чердак. Учитывая, что ее картины стоят сегодня миллионы долларов (4), стоимость этого дома наверняка гораздо выше всех остальных окружающих домов, которые и так недешевы (от 600-700 тысяч долларов и выше).

Эта часть улицы Симко и перпендикулярно пересекающаяя ее улица Гавернмент, сто лет назад регулярно подтапливалась во время приливов океана. Эмили Карр об этом часто упоминает в своих воспоминаниях в «Книге Малышки». В конце 19-го века жители Джеймс Бея, включая самых почтенных из них (например, отца Эмили Карр, торговца и землевладельца) передвигались по этой территории по узким доскам, лежащим поверх никогда не высыхавшей грязи. В солнечные дни из-за тепла и гниения на улице стояла довольно сильная вонь, хорошо запомнившаяся Эмили Карр. По этим доскам ее папаша переходил вверх по улице Гавернмент, где у него были магазины, а также находились многочисленные пабы и дома терпимости (ныне – туристическая зона улицы Гавернмент). Эмили Карр и ее сестрам разрешалось ходить в эту часть города только с родителями и по большим праздникам (например, в Рождество, 6). Впоследствии берег океана был укреплен насыпью, грязевые дороги заасфальтированы. Ничего сейчас не напоминает о былой вони и грязи. Об уходе этой части старой Виктории я ничуть не сожалею!
Калитка дома Эмили Карр тоже имеет историческое значение!
Основным транспортом местного населения в те годы был гужевой, то есть в экипажах на лошадях. Почему-то считалось, что для таких экипажей не нужно строить широкие улицы, хотя экипаж в среднем шириной с машину, и как-то они должны были разъезжаться, когда встречались. Эмили Карр пишет, что экипажи распугивали прохожих, которым приходилось прыгать от них в грязь. Лошадиные экипажи украшенные веселыми огоньками и по сей день ездят по улицам Джеймс Бея, но сегодня это средство не передвижения, а развлечения, предназначенное для многочисленных туристов. Оно продается как «романтическая прогулка», и цены на него кусаются. Я так за свои пять лет в Джеймс Бее и не прокатился на них ни разу.

Улица Симко заканчивается пересечением с другой большой улицей под названием Даглас. Эта часть улицы Даглас является Нулевой Милей канадских дорог. Недалеко здесь стоит памятник канадскому бегуну-инвалиду из Британской Колумбии Терри Фоксу, который с протезом пробежал пол-Канады в 1980 году. Этот памятник стоит по другой стороне улицы Даглас напротив улицы Симко на территории большого и очень ухоженного Бикон-Хилл парка. Эмили Карр здесь гуляла каждый день, любила здесь рисовать. Бикон-Хилл парк был одним из первых городских публичных парков в мире: совершенно бесплатных и открытых для любой публики. Как писала Эмили Карр, на этот парк одинаковые права имели все: будь то генерал-губернатор или последний нищий. Здесь буйное цветение, природное разнообразие, чистый воздух, утки, олени, цапли, черепахи и иногда забредающие павлины хорошо настраивают на душевный отдых или создание изящного искусства, особенно если рисуешь природу. Парк этот чудесный, и я его рекомендую всем гостям Виктории в любое время года. Здесь всегда есть на что полюбоваться. А детям очень понравится Детская Ферма, где можно поиграть и пообниматься с забавными козлятами. Взрослым там тоже очень весело.
Памятник Терри Фоксу. Обратите внимание на протез!
Вот такая улица Симко, на которой я живу. Она уникальная, историческая и очень красивая. На хорошую подробную прогулку по ней и всему району Джеймс Бей можно потратить несколько дней, вместе с музеями, галереями, парком. Эта прогулка порадует вас и расскажет об исторической Виктории.

1. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_26.html
2. http://www.pier21.ca/home
3. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_29.html
4. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/12/blog-post_13.html
5. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/02/blog-post_28.html
6. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/01/1870-1880.html
7. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_23.html
8. http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/11/blog-post_20.html
Заблудившийся павлин

Friday, 17 July 2015

Российская пропаганда хочет, чтобы люди запутались

Номер танка закрашен, но по надписи
можно запросто проследить путь этого танка из России в Украину
Основатель сайта современной расследовательской журналистики Bellingcat (https://www.bellingcat.com) Элиот Хиггинс, занимающийся расследованием катастрофы малайзийского "Боинга" на востоке Украины, рассказал о пропагандистских методах Кремля в своем интервью немецкой газете Die Zeit (оригинал интервью здесь http://www.zeit.de/politik/ausland/2015-07/mh17-bellingcat-eliot-higgins-russland-propaganda).

"Пропагандистская активность России не имеет своей целью сделать популярной какую-то другую, альтернативную точку зрения на события. Русские, наоборот, стараются распространить как можно больше версий. Они хотят, чтобы люди пришли к выводу, что невозможно понять, где правда, а где ложь", - заявил Хиггинс. Единственный способ бороться с этим, как считает англичанин, это писать о фактах. "Просто следует говорить: Ok, это то, что говорите вы, а это факты, которые мы можем доказать". Таким образом, отмечает он, отбраковывается очень много фальшивок. "Так, например, российский президент Владимир Путин и его правительство говорит, что на Украине российских войск и российского военного оборудования нет. Мы же можем на основе доказательств показать, что это не так", - продолжает Хиггинс.

Для того чтобы конкурировать с российской пропагандой и обращать внимание на факты, Bellingcat не только публикует их на своем веб-сайте, но и обращается к правительствам разных стран и сотрудничает с различными организациями и чиновниками. "Иногда меня просто поражает, когда кто-то из них говорит, что они не знают, находятся ли российские войска на Украине или нет. И эти люди сидят в правительстве", - возмущается Хиггинс.

Также Хиггинс признал, что большой интерес к исследовательской работе проявляют и в России. "Почти 25% нашей публики говорит по-русски или живет в России. Это довольно внушительный результат для англоязычного сайта, - говорит журналист. - Поэтому в настоящее время мы делаем материалы, в том числе, и на русском языке. Эти переводы пользуются довольно большим спросом. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что у сайта есть читатели, которые живут в России или, по крайней мере, говорят по-русски. Я уверен, что россияне интересуются нашей работой".

Следующие три тэга на сайте Bellingcat расскажут очень подробную фактическую историю о сбитом малайзийском лайнере (https://www.bellingcat.com/tag/mh17/), о российской войне в Украине (https://www.bellingcat.com/tag/ukraine/), о российской военной активности в районе Украины и в других странах (https://www.bellingcat.com/tag/russia/). И спасибо огромное Элиоту Хиггинсу, что он этим занимается и помогает фактами прижать извивающуюся путинско-пропагандистскую гадину!

Thursday, 16 July 2015

Свободную Википедию стоит поддерживать!

Чтобы Википедия не была облеплена рекламой!
Если бы не было Википедии, не было бы многих статей в этом блоге. Ее фактический материал я временами копирую, хотя чаще использую для анализа ("мыслительного процесса"). Если бы не было Википедии, мне бы пришлось обращаться к бумажным энциклопедиям в библиотеке. Это бы значительно замедлило время написания статей. В результате многое осталось бы ненаписанным. Вот так этот онлайновый ресурс способствует созданию знания в этом мире и более эффективному самовыражению. Если вы пользуетесь Википедией, призываю вас поддержать ее тоже. Это можно сделать здесь: https://donate.wikimedia.org/. Вы получите от Википедии вот такое письмо (и справку для налогов).

Здравствуйте!

Спасибо Вам за неоценимый вклад в наше общее дело, которое несет знания каждому человеку в мире.

Меня зовут Ляля Третикова, исполнительный директор Фонда Викимедиа. За прошедший год такие пожертвования, как Ваше, дали нам возможность строить энциклопедию на 287 языках и сделать её ещё более доступной во всем мире. В первую очередь мы ориентируем нашу деятельность на людей, у которых нет других путей доступа к образованию. Мы несём знания таким жителям планеты как, например, Акшайя Айенгар из города Солапур, Индия. В этом маленьком текстильном городке Википедия явилась основным источником знаний для подрастающей девочки. Акшайя закончила колледж в Индии и теперь работает специалистом по программному обеспечению в США. Она считает, что Википедия открыла ей дорогу к высшему образованию.

Эта история не единственная. Наша благородная миссия — это борьба с невежеством, предрассудками и домыслами. Многие пользователи Википедии удивляются, когда узнают, что она управляется некоммерческой организацией и обеспечивается пожертвованиями таких людей, как Вы. Полученных средств оказывается достаточно для того, чтобы постоянно наращивать этот массив человеческих знаний и поддерживать его в доступном состоянии для каждого пользователя сети Интернет. Спасибо Вам за то, что Вы помогаете нам обеспечивать эту возможность.

От имени полумиллиарда читателей Википедии, тысяч редакторов-волонтеров, и сотрудников Фонда, я благодарю Вас за поддержание Википедии и сохранение для нее возможности быть свободной от коммерциализации в этом году.

Благодарю вас,

Ляля Третикова, исполнительный директор Фонда Викимедиа

Tuesday, 14 July 2015

Святитель Тихон: судьба православия до и после большевистского переворота

Святитель Тихон, моли Бога за нас!
Торжество православия в России

Святитель и Патриарх Тихон (Беллавин), Епископ Аляскинский и Северо-Американский, а впоследствии глава Русской Православной церкви (РПЦ) и российский святой является одним из одиннадцати православных святых Северной Америки (2) и единственным православным святым Канады (все остальные святые Канады – католики (3).

Он пережил в своей жизни два противоположных периода: торжество православия и удивительный взлет своей карьеры церковного иерарха, а затем гонения, разрушение Церкви, уничтожение ее прав и расхищение имущества, убийство ближайших иерархов, друзей и вполне возможно насильственную смерть в заключении через отравление (хотя это документально не подтверждено). Нетрудно догадаться, что взлет был при царе, а гонения – после вынужденного отречения царя, незаконных переворотов и захвата власти безбожниками-комиссарами.

О «звездном» периоде жизни будущего Патриарха Тихона (1865-1925) Джейн Сван сообщает следующее в своей книге «Биография Патриарха Тихона» (изд-во Православного монастыря в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, 1964 год). Василий Иванович Беллавин родился в древнем русском городе Торопец Псковской губернии в семье потомственного священника. В девять лет Василий поступил в Торопецкое духовное училище, а в 1878 году, по его окончании, он продолжил образование в Псковской духовной семинарии. Там он продемонстрировал недюжинные академические способности, а также «добродушие, кротость и богобоязненность без лукавства и святошества».

Нескольким самым лучшим семинаристам в этом заведении ежегодно предлагали бесплатное продолжение обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Одним из таких «умниц» был Василий Беллавин. Ее он окончил в 1888 году в возрасте 23 лет. Среди товарищей Василий имел прозвище «Патриарх». В этом же году он был определён преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Псковской духовной семинарии. В 1891 году он был пострижен в монашество с именем Тихон. В 27 лет (в 1892 году) Тихон назначен ректором Холмской духовной семинарии. Он также состоял председателем Епархиального училищного совета, председателем православного братства и цензором изданий. В 33 года Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии (33 года – самый ранний возраст, когда возможен епископат). В 1898 году в возрасте 34 лет епископ Тихон был назначен главой Аляскинской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ). Когда жители Холма, столицы епархии, узнали о назначении их епископа в Америку, в городе начались волнения, настолько любим был простой в обращении Тихон. Тихона попросили отслужить прощальные службы во всех церквях города, а в день его отъезда под его экипаж бросались люди, пытаясь остановить его отъезд.

Ко времени, когда епископ Тихон прибыл в Аляску, православное население Северо-Американского континента заметно выросло из-за активной иммиграции. Это была совершенно другая аудитория, нежели подавляюще славянский Холм, культурные условия были очень разнообразными. Северо-американские православные включали в себя русских, сирийцев, болгар, сербов, греков, американцев, эскимосов и т.д. Видя значительную потребность в более эффективном окормлении и лидерстве православных Америки и Канады, Тихон активно занялся развитием там русских, греческих и сербских православных приходов. Он буквально создал из миссионерской епархии Православную Церковь в Америке. Под его руководством было построено множество храмов, монастырь, семинария, школы, приюты, возведены кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, храм Пресвятой Троицы в Чикаго, храм в Бруклине во имя святителя Николая. Он способствовал тому, чтобы в 1905 году Северо-Американскую православную кафедру перенесли из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Тихон послужил восемь с половиной лет с 1898 по 1905 года на посту Епископа Алеутского и Северо-Американского. По словам скромного Тихона впоследствии, его американский епископат был «не особенно успешным, но важным лично, так как помог расширить церковное мировоззрение и политические горизонты».

В начале 1907, через почти девять лет служения в Америке и Канаде, последовал перевод уже архиепископа Тихона обратно в самое сердце России: на Ярославскую и Ростовскую кафедру. В ходе празднования 300-летия дома Романовых он встречал императорскую семью при входе в Успенский собор Ярославля, затем давал императору объяснения в Спасском монастыре, бывшем месте пребывания основателя династии царя Михаила Фёдоровича Романова в 1613 году. Все это время архиепископ Тихон пользовался большой популярностью в народе, по некоторым источникам, для благословения к нему приходили даже католики и староверы. 6 мая 1916 года Тихон получил письмо от Николая Второго, которое гласило: «<…> Ваши непрестанные святительские заботы о благе паствы вашей <…> снискали Моё Монаршее благоволение, в изъявление коего Всемилостивейше жалую вам препровождаемый при сем бриллиантовый крест для ношения на клобуке».
Патриарх Тихон, 1917, National Geographic (NG)
Поместный Собор 1917-1918 годов

В 1917-1918 годах имело место важнейшее событие в жизни России и РПЦ. Нет, это не была «революция рабочих и крестьян». Через 200 лет после Церковных реформ Петра Первого (1) – т.н. Синодальный период, т.е. период правления Священного Синода – Россия обрела нового Патриарха. Им стал Святитель Тихон. Лицом Церкви в Синодальный период был царь. Прошло свыше двух веков после того, как в 1700 году умер последний (десятый) патриарх Адриан. В марте 1917 года царя Николая Второго вынудили отречься от престола, и российский народ потерял конкретное лицо православия. Тогда родилась и реализовалась идея восстановления должности Патриарха, как конкретного человеческого воплощения религиозной власти в стране.

Избрание Патриарха Тихона было главным результатом Поместного Собора РПЦ 1917—1918 годов (8), который начался в августе 1917 года до октябрьского захвата власти большевистскими предателями, а закончился больше чем через год, в сентябре 1918 года. Этот Поместный Собор и все события вокруг него были напряженными и драматическими, с далеко идущими последствиями, его результаты формируют в большой степени лицо РПЦ сегодня, например, ощутимое присутствие и важная общественная роль Патриарха Московского и Всея Руси. Об этом Соборе еще напишут книги и снимут фильмы. В учебники истории православия на Руси он уже вошел.
Заседание Поместного Собора 1917-1918, NG
В центре - уже Патриарх Тихон
Современники отмечали важнейшую роль этого события. Советская история, естественно, его факт и последствия пыталась игнорировать, но к счастью, мир не без умных людей. В ноябре 1918 года в американском журнале “The National Geographic” корреспондент Томас Уиттмор (Thomas Whittemore) опубликовал большую статью про этот Поместный Собор под названием “The Rebirth of Religion in Russia” («Возрождение религии в России»). Статья сопровождалась 16-ю иллюстрациями, как говорится, по горячим следам. Эти иллюстрации дополняют мой блог, а текст статьи Уиттмора я внимательно изучил перед написанием своего текста. Статья во многом документирует физическое разрушение многих известных православных церквей, аналитики в ней не очень много, но есть очень любопытные наблюдения. Автор побывал в Кремле и описал там следы солдатских сапог в лужах крови (это были свидетельства жестоких боев между кадетами и большевиками, которые произошли 9-16 ноября 1917 года); скучающих австрийских, немецких и литовских солдат, открыто носящих вражескую немецкую военную форму (Россия в это время была в состоянии войны с Германией и Австро-Венгрией), валяющиеся вокруг кучи оружия и боеприпасов, солдатские сортиры, устроенные в алтарях церквей Кремля, матерные и богохульные надписи углем на стенах по-русски и по-немецки, снующие туда-сюда военные машины и грузовики. В этих открытых машинах корреспондент увидел новых большевистских начальников - с нерусскими смуглыми лицами. Въезжая в Кремль они как будто специально старались погромче сквернословить, некоторые с нерусским акцентом, выказывая свое презрение к церкви. Посмотрев на все это и затем вернувшись в зал заседания Поместного Собора, Томас Уиттмор назвал участников Собора и особенно спокойную и честную процедуру выборов Патриарха «самым здравым и демократичным собранием в России».
Патриарх Тихон председательствует на заседании Поместного Собора, NG
Гонения на Церковь

Открытое презрение новых большевистских начальников к церкви не было случайностью. Лидер большевиков Ленин так яростно ненавидел религию и жестоко преследовал церковь, как редкий другой государственный деятель в мировой истории. Делал он это до самой своей умственной смерти, которой было его впадение в идиотизм за два года до смерти физической в 1924 году (7). За неделю до окончательного отхода от дел (5 декабря 1922 года) Ленин опротестовал решение Малого Совнаркома о прекращении работы специального VIII отдела Наркомюста по отделению церкви от государства, заметив: «Что касается утверждения, что процесс отделения церкви от государства завершён, то это пожалуй и так; церковь от государства мы уже отделили, но религию от людей мы ещё не отделили». Ленин всю жизнь клеймил русскую православную церковь как «ведомство полицейского православия», «полицейско-казённую церковь» (тогда как ислам им рассматривался как союзник в распространении мировой революции на Востоке). На посту главы государства Ленин был инициатором четырёх массовых кампаний, направленных против православия. Этими кампаниями были 1) «отделение церкви от государства», которое состояло в лишении Церкви права юридического лица, запрет на преподавание религиозных предметов в гимназиях, лишение духовенства политических прав, начало закрытия монастырей, некоторых храмов, реквизиция их имущества (1917 — 1919); 2) вскрытие святых мощей (1919—1920); 3) организация раскола Церкви через поддержку Обновленчества (с конца 1920 года); 4) разграбление церквей под предлогом сбора средств для борьбы с голодом (6), расстрел православных служителей культа (с начала 1922 года). Каждая из этих кампаний – это горькая и большая страница истории православия в России, о которой можно писать книги. Я привожу эту информацию здесь для того, чтобы очертить страшное разрушение, которому подверглась от рук большевиков православная религия, руководимая Патриархом Тихоном. Произошла вся эта драма всего лишь в пределах 5-10 лет после получения Тихоном бриллиантового креста от императора!
Патриаршья казна в Кремле - или то, что от нее осталось, NG
Ранние советские годы были ужасными для православия. Чтобы узнать некоторые детали того, что происходило в стране, рекомендую почитать книгу «Отец Арсений», некоторые рассказы в ней просто леденят душу, хотя общее ощущение она оставляет светлое и оптимистическое (в отличие от прозы Шаламова или Солженицына). Мне, например, запомнилась история о том, как один учитель в средней школе устроил «суд» над Иисусом Христом, а когда верующий мальчик, изображавший Христа, смог успешно защитить Его от обвинений, учитель перевел его в школу для трудновоспитуемых подростков, то есть, по сути дела, послал в тюрьму. Молодая жизнь вот так легко была, возможно, загублена – не из-за преступления, а из-за совершенно мирных убеждений мальчика. Ребятам поступок учителя не понравился и «он потерял их уважение», а рассказчик, один из тех ребят, впоследствии стал священником. Или другая история. Сотрудница НКВД следила за православной общиной отца Арсения и вербовала из них доносчиков. Но когда у нее смертельно заболела дочка, она прибежала к отцу Арсению за молитвенною помощью, которую получила, и девочка была спасена. В благодарность она выдала всех информаторов отцу Арсению, а сама ушла из «органов».
Московская церковь - после большевистского набега, NG
Тихон, конечно же, не смотрел на эти гонения смиренно, молясь за своих врагов. Возможно он за них действительно молился, но игнорировать или призывать свою паству терпеливо сносить гонения он не мог. В 1918 году он предал анафеме всех гонителей Веры Христовой. Он не называл конкретных имен, но это не означало, что анафема не была обращена к конкретным грабителям и гонителям Церкви: Ленину, Троцкому, Коллонтай, Дзержинскому, Енукидзе, Тучкову и т.д. Кто конкретно преследовал Церковь, тот и был предан анафеме. Он также напомнил в своем открытом обращении к Совету Народных Комиссаров о том, что они привели Россию к позорному Брестскому миру, «унизительные условия которого даже они сами не решились обнародовать полностью». Тихон обвиняет комиссаров в предательстве и в грабеже: «Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото». Совнарком все это сносить спокойно не мог. В 1923 году Патриарха Тихона арестовали, судили, лишили сана. Его освобождали, снова лишали свободы, но убить боялись, поскольку это привело бы к народным волнениям. В 1924 году в результате бандитского нападения был убит Яков Полозов, который был келейником Патриарха Тихона с 1902 года. Это убийство произвело на Патриарха Тихона крайне гнетущее впечатление. 7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, Патриарх скончался в возрасте 60 лет — по официальным данным от сердечной недостаточности, хотя существует версия о его отравлении.
Внешний вид Чудова монастыря,
по которому большевики палили из гаубиц, NG
9 октября 1989 года Патриарх Тихон был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ; он стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора.

Незаконные перевороты 1917 года ввергли Россию в огромную цивилизационную катастрофу. Ее последствия мы ощущаем и по сей день, не только в России, но и в мировом масштабе. В результате этой катастрофы пострадали многие слои российского населения: крестьяне, интеллигенция, аристократия. Однако никто из них не пострадал столь ужасно, как духовенство и вообще Русская Православная церковь. Чтобы оценить размер катастрофы для церкви, необходимо вспомнить, что православная религия во многом определяла жизнь России на протяжении 900 лет. Для сравнения, династия Романовых была на царствии к 1917 году чуть больше 300 лет. Православие же длилось в России примерно столько же лет, сколько и монархия, то есть Рюриковичи и Романовы вместе взятые. Мятежники в 1917 году прервали династию Романовых, монархию в России в общем, православную традицию. Для российского народа безболезненно такой полный разрыв с самыми глубинными связями своей многовековой культуры и истории пройти не мог, что мы собственно и видим в ужасах российской истории 20-го века, в фантомных болях, которые мучают Россию в веке 21-ом. Патриарх Тихон был лицом православия в те тяжелые годы. В противостоянии с большевистскими гонителями морально победил он и его вера, которая пережила этот период с относительным достоинством. В результате Небеса переполнились российскими мучениками (до 20-го века их было гораздо меньше, чем преподобных, подвижников или юродивых). Сегодня же Церковь процветает, безбожная страна исчезла с карты мира, а что происходит в аду с душами Ленина, других гонителей и хулителей православия «со смуглыми нерусскими лицами» – и подумать страшно. Неисповедимы Пути Господни, но в любом случае нечестивые уничтожаются, а Его вера торжествует.
Внутри Успенского собора - святая святых православной Москвы, NG
Об истории Епархии Аляски имеется статья в Википедии (4), там же – очень подробная и хорошая статья про Патриарха Тихона (5). О его драматичной жизни написано немало книг, включая биографию прекрасного автора Михаила Вострышева «Патриарх Тихон», изданную в 2004 году в серии ЖЗЛ.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковная_реформа_Петра_I
2. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/03/blog-post_17.html
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Святые_Канады
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Епархия_Аляски
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тихон_(Патриарх_Московский)
6. Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D1%8A%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_1922_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83
7. Роль Ленина в рагроме Православной церкви: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87#.D0.A0.D0.BE.D0.BB.D1.8C_.D0.B2_.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.B3.D1.80.D0.BE.D0.BC.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D1.86.D0.B5.D1.80.D0.BA.D0.B2.D0.B8
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Поместный_собор_Православной_российской_церкви_(1917—1918)
Крестный ход у стен Кремля, 1917 год, NG

Wednesday, 8 July 2015

Дорогой мой помидор!


А я еще негодую, что помидоры в магазине так дорого стоят! Попробовал тут на подоконнике вырастить свой маленький помидорчик и чуть не сдох. Постоянно за ним ухаживай, поливай, поворачивай разными сторонами к солнцу. Хлопот он мне доставил немало. В вознаграждение за многие недели внимания и литры воды получил три маленьких помидора, из которых съесть пока можно только один. Как же он мне дорог, этот единственный съедобный помидор! А в магазине таких - по четыре доллара за полкило, и никаких хлопот. Пожалуй, что я был неправ - в магазине они дешевые.

Friday, 3 July 2015

Гитарный метод Дага Хенсли

Лютня и персидский уд -
область особого творческого интереса Дага Хенсли
Даг Хенсли (Doug Hensley) – первоклассный гитарист и преподаватель игры на гитаре в местной музыкальной консерватории. Мне посчастливилось записаться к нему на несколько занятий. Он оставляет впечатление не только музыканта высочайшего класса, но и разработчика любопытной методики преподавания игры на гитаре. Вот несколько его удивительных наставлений.

«Я иногда разговариваю со своей левой рукой, когда она меня не слишком хорошо слушается. Это помогает. Предлагаю тебе делать то же самое».

«Указательный палец считает, что он центр вселенной, как, собственно, и вообще люди. Но это мешает игре на гитаре, потому что указательный палец должен работать в команде и не всегда на первых ролях. Средний и безымянный пальцы работают вместе успешно и выполняют важную задачу зажима корневых струн аккорда. Мы должны обучить указательный палец работать вместе с ними. Для этого мы сначала выдвигаем средний и безымянный пальцы к струнам аккорда, а указательный подтягивается только затем. Он обучаемый, наш указательный палец, и этим обучением необходимо заниматься. А иначе он сделает игру на гитаре сложнее, чем это необходимо».

«Перебирание струн гитары пальцами это акт почти религиозный. Подумай о такой метафоре: каждый палец проживает отдельную жизнь всякий раз, когда он касается струны. Сначала палец становится на изготовку над нужной струной. Это как будто человек рождается с набором своих особенных качеств. Затем палец касается струны. Человек совершает свое доброе дело, проживает свою жизнь, создает некую особую вибрацию во вселенной. Затем палец расслабляется – обрати внимание, расслабляется, а не оттопыривается мускульно. Процесс произведения звука закончен, сейчас палец начнет производить новый звук, проживать новую жизнь».

«Один и тот же аккорд надо уметь извлекать разными способами. Например, аккорд «Соль» можно сыграть мизинцем, средним и указательным пальцами. А можно и мизинцем, средним и безымянным. Здесь уже средний палец зажимает совсем другую ноту. Это нужно уметь делать для гибкости. Комбинации аккордов бывают самые разные. В одной песне последовательность аккордов удобно играть одними пальцами, в другой – другими. Представь, как будто ты умеешь открывать дверь только правой рукой. Но сегодня в правой руке у тебя пакет с продуктами. Ты можешь переложить пакет в другую руку – это неудобно, требует довольно много движений. Или ты можешь запросто открыть дверь левой рукой, если ты ею умеешь пользоваться. То же самое с аккордами».

«Ты огорчен, что твой прогресс от недели к неделе так минимален? Я тебе скажу так: регулярно практикуйся и не беспокойся по поводу прогресса. Всему свое время, и результаты твоей работы будут ощутимы. Вспомни, как младенцы учатся жизни. Сначала лежат на животе, поднимают головку, затем начинают ползать. Они все это делают в свое время. Торопить их не то что нельзя, а даже вредно. Ползающему младенцу нельзя ходить, потому что у него еще косточки очень мягкие, и в результате слишком большого напряжения они могут деформироваться, что приведет к серьезным заболеваниям скелета в будущем. С игрой на гитаре примерно то же самое. Будешь себя торопить, научишься неправильной технике, потом будут болеть пальцы, кисти, плечи, спина. Играть будет тяжелее. Главное здесь – регулярно практиковаться. Лучше практиковаться каждый день по десять минут, чем один день перед занятием два часа. Лучше всего, конечно, практиковаться каждый день по два часа, если ты себе такое можешь позволить! Через регулярность практики ловкость пальцев будет хорошо разрабатываться, на своей скорости. Торопиться здесь не надо. Ты уже играешь гораздо лучше, чем три недели назад. Ты, конечно, еще не играешь как я, но я с гитарой всю жизнь почти не расстаюсь, а ты свое обучение только начал».

Фундаментальные принципы информационной безопасности: принцип разделения обязанностей

Чиновники, которых не контролируют свободная пресса и честные суды, 
превращаются вот в это
Принцип разделения обязанностей (separation of duties) состоит в том, что для исполнения какого-либо деликатного или финансового плана необходимо участие более одного человека. Этот план должен быть масштабным и затрагивать интересы нескольких человек. Таким образом при реализации подобных планов уменьшается возможность ошибки и мошенничества, а значит ущерба для других из-за кого-то одного. Этот принцип чаще всего имеет место в финансовых информационных системах, но так же используется в военном деле, в информационных технологиях, в исправительных заведениях и т.д.

Простейшим примером того, как нас всех защищает этот принцип является то, что для запуска ядерной ракеты необходимо участие нескольких человек. «Ядерный чемоданчик» номинально находится в руках главы исполнительной власти, но в жизни чтобы привести его в действие необходимо участие многих людей с разными должностными обязанностями. А иначе тот, кто может нажать на кнопку, когда нибудь нажмет на нее – по ошибке, а может он сойдет с ума. Наличие в этом процессе многих сторон с разными интересами позволяет создать систему сдержек и противовесов, которая защищает до сих пор нас всех от фатальных ошибок.

В финансовых системах разделение обязанностей необходимо для того, чтобы кто-то не начал, например, печатать себе деньги или выписывать себе чеки. Директорам открытого производства можно иметь акции этого производства, но запрещается ими торговать на бирже. Они владеют внутренней информацией о том, что происходит на производстве и при торговле акциями будут этим пользоваться для извлечения прибыли из своего внутреннего знания - в ущерб всем остальным участникам фондового рынка. В тюрьмах разделение обязанностей необходимо для того, чтобы предоставление свободы заключенным не находилось в руках одного человека. Во всех этих и других случаях, когда «ставки на кону» очень высоки, ни один человек не должен иметь все ключи или другие рычаги воздействия в своих руках. Иначе он ими воспользуется в своих личных интересах и, скорее всего, в ущерб интересам других. Обязанности должны разделяться между сотрудниками и теми, кто их дополняет и проверяет, то есть коллегами, начальниками, аудиторами и т.д. Только таким образом можно гарантировать, что масштабный план выполняется в интересах всех участников процесса.

Принцип разделения обязанностей нарушается, когда один человек превышает свои должностные полномочия, или когда несколько человек объединяют свои должностные полномочия, чтобы совершить какое-то противоправное действие. Мне можно писать компьютерный код для организации, но нельзя публиковать финальный продукт без "внешних" тестов и согласия начальников. Это будет превышением моих должностных полномочий. У одного сотрудника банка может иметься шифр к банковскому сейфу, но нет открытого доступа к сейфу в любое время дня и ночи. У другого сотрудника, например охранника, может иметься этот открытый доступ, но он не знает шифр. Если они объединят свои усилия и вступят в преступный сговор, то у них появится возможность беспрепятственно вскрыть сейф и украсть ценности. Для того, чтобы предотвратить подобные преступные сговоры у банка должны быть и другие системы защиты, например, круглосуточная внутренняя видеозапись, датчики движения и т.д.

Дома мы не доверяем своим детям все пароли и финансовую информацию. Чтобы загрузить на компьютер какое-нибудь игровое приложение, дети должны попросить взрослых ввести пароль и заплатить за игру. Родителям необходимо возникнуть в процессе установки игры, чтобы контролировать свои финансы и детские забавы. Если этого не произойдет, то все деньги будут безответственно потрачены, а дети будут бесконечно играть в такие игры, от которых у взрослых волосы встанут дыбом.

Фундаментальные принципы информационной безопасности: принцип открытой архитектуры

Знак, открыто сообщающий о Канадском Разведывательном управлении
События фильма «Игра в имитацию», на примере которых я объяснял действие принципа минимальных привилегий по умолчанию в статье «Фундаментальные принципы информационной безопасности: принцип минимальных привилегий по умолчанию» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/07/blog-post_2.html) хорошо иллюстрируют также принцип открытой архитектуры информационных систем (security through obscurity). Напомню, что в фильме рассказывается история команды британского математика Алана Тюринга, которая работала над дешифровкой немецкого суперкода Энигма во время Второй Мировой войны. В самом начале фильма довольно удивительная вещь рассказывается об этом суперкоде. Оказывается он передавался открытым текстом по радио! Азбукой Морзе передавались группы цифр и букв, которые и были собственно зашифрованными посланиями. Сами послания ничуть немцами не скрывались, любой радиолюбитель мог их перехватить и записать. Проблема была в том, чтобы их расшифровать. Над этой задачей и работала команда Тюринга. Это открытое обращение с суперкодом можно считать иллюстрацией принципа открытой архитектуры. Немцы знали, что радиопередачи будут перехвачены британцами, поэтому они и не тратили сил на их сокрытие. Зато шифр посланий был таким сложным, что команде Тюринга пришлось изобрести «вычислительную машину», которая бы думала быстрее человека. Создатели фильма утверждают, что так собственно и были изобретены первые компьютеры.

Принцип открытой архитектуры состоит в том, что секретность не должна быть единственным слоем защиты информационной системы. Секреты быстро переставали быть секретами, когда не было Интернета. В век Интернета и электронной почты секретность, окружающая информационные системы, является наиболее легко преодолимым препятствием. Поскольку соблюдение секретности требует определенных ресурсов, часто создатели информационных систем ее вообще игнорируют как средство информационной безопасности.

Чтобы безопасность системы была действительно надежной, ее разработчикам необходимо использовать какое-нибудь другое средство защиты информации, и лучше даже не одно. Чем больше препятствий потенциальный нарушитель встречает на пути к информации, которая ему нужна, и чем сложнее эти препятствия, тем информация защищена лучше. Полагаться на одну только секретность довольно опасно. Немецкие секретные послания были защищены Энигмой, в состав которой входила полная перемена кода каждые 24 часа. Это обстоятельство можно считать дополнительным препятствием на пути к дешифровке посланий. Однако машина Тюринга их смогла дешифровать из-за того, что сегодняшним языком можно назвать «уязвимостью нулевого дня», то есть уязвимостью системы шифрования, о которой не подозревали сами немцы. Чтобы узнать в чем заключалась эта уязвимость, приглашаю всех посмотреть этот хороший фильм, здесь я сообщать об этом не буду.

Следствием принципа открытой архитектуры является защита моего счета на сайте банка не только паролем и логином, но еще и дополнительными вопросами, ограничением в три ошибки при аутентификации клиента, автоматическими сообщениями по электронной почте об изменениях на банковском счете и т.д. Все это – слои информационной безопасности, целью которой является защита денег в банке и создание у клиентов уверенности в том, что их деньги надежно защищены.

В некоторых ситуациях секретность все-таки остается важным средством защиты информации и по сей день. Если кто-то решит зарыть ночью в тайне от всех клад, ему удастся эффективно воспользоваться секретностью. Однако любой может случайно наткнуться на клад впоследствии, не говоря уже о том, что кто-то может случайно увидеть процесс зарытия клада. В этом случае эффективнее все-таки будет воспользоваться банковским сейфом. Безопасность клада при этом сразу драматически повышается, ведь чтобы его забрать человеку потребуется пройти серьезную проверку сотрудниками банка. Может быть ему еще придется иметь специальный ключ.

Или другой жизненный пример в преддверии лета. Некоторые канадцы уезжая в летний отпуск оставляют ключ от дома в искусственном камне где-то на своем заднем дворе. Это означает, что между потенциальным грабителем и открытыми дверями в пустой дом стоит только информация о том, где в открытом доступе лежит скрытый ключ. Грабителю действительно сложно будет получить эту информацию. Однако если он залезет на задний двор и случайно перевернет этот камень, то ключ может оказаться у него в руках. Это довольно сложно представить, хотя вероятность имеется. Вероятность обнаружения ключа значительно повышается, если, скажем, сосед решит помочь прополоть задний двор пока хозяева отсутствуют. Гораздо более надежным способом сохранить ключ будет сдать его на хранение в надежные руки. Установка сигнализации в доме тоже не помешает.

Если создатели какой-либо информационной системы полагаются только на секретность, это означает, что потенциальные нарушители считаются ими, грубо говоря, дураками, потому что они якобы не смогут узнать секрет. Однако развитие информационных систем доказывает как раз обратное. Хакеры и мошенники обычно на шаг впереди разработчиков информационных систем, они гораздо более искусны, они нестандартно мыслят, они могут быстро кооперироваться. Они кто угодно, только не дураки. Если бы они были таковыми, у профессионалов информационной безопасности не было бы работы. Я же вижу, что будущее у информационной безопасности очень большое, работы много и будет еще больше.

Thursday, 2 July 2015

Фундаментальные принципы информационной безопасности: принцип минимальных привилегий по умолчанию

Команда Алана Тюринга работает над дешифровкой Энигмы.
Среди них есть шпион с неучтенным доступом.
На выходных просмотрел фильм «Игра в имитацию» с великолепным Бенедиктом Камбербатчем в роли британского гения-математика Алана Тюринга, возглавлявшего команду дешифровщиков фашистского кода Энигма. Этот фильм можно использовать как художественную иллюстрацию многих фундаментальных принципов безопасности информационных систем. Например, Тюринг там рассуждает о том, как он не хочет знать никаких секретов британской разведки, потому что он «всего лишь математик» и не хочет проблем в своей жизни. Это хорошая иллюстрация принципа сообщения минимальной информации, который я обсуждал в деталях в статье «Фундаментальные принципы информационной безопасности: Принцип сообщения минимальной информации» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/06/blog-post_30.html).

В этом фильме есть также примеры принципа минимальных привилегий по умолчанию. Имеются в виду, конечно, привилегии доступа к информации. Суть его состоит в том, что доступ к конфиденциальной информации должен быть по умолчанию нулевым. Иначе говоря, людям, которым нет дела до тайны, не должны ее знать. Права доступа предоставляются в зависимости от обязанностей работников, и обеспечиваются в информационных системах как бы от полного запрета в направлении к их ослаблению, нежели наоборот (то есть от полного доступа в сторону его ограничения).

Команда Тюринга работала на «радио-фабрике» Блечли-парк в Лондоне, эту работу поддерживало множество других позиций: радисты, полицейские и т.д. У каждой из этих групп был свой доступ к тайне, каковой был смысл работы Блечли-парка: дешифровка немецкого кода Энигма. Однако полностью об этой тайне знали только Тюринг и его сотрудники. У полицейских была задача охранять подступы к Блечли-парку от неавторизованного доступа. У радистов была задача записывать немецкие закодированные сообщения и передавать их по назначению. В конце концов эти сообщения попадали к команде Тюринга, которая и работала над их дешифровкой. Ни полицейским, ни радистам не было нужды знать, что конкретно делает эта команда, они должны лишь были четко выполнять свои обязанности. По отношению к людям с улицы они знали немного больше о том, что происходит в Блечли-парке, но по отношению к команде Тюринга – гораздо меньше. Таким образом, доступ к тайне в Блечли-парке осуществлялся в направлении от полного запрета к ослаблению.

Предоставление всем полного доступа к информации, а затем его ограничение в зависимости от ролей, было бы полной катастрофой. Это все равно, как если бы всем сотрудникам Блечли-парка сообщили все детали проекта по дешифровке Энигмы, а затем потребовали бы подписать документ о неразглашении военной тайны. Зачем всем сообщать детали военной операции? Кто-то вообще ничего не поймет, кто-то поймет, но будет молчать о военной тайне, но кто-то обязательно проговорится – случайно или намеренно. Тайна стала бы достоянием гласности, и проект по дешифровке Энигмы бы провалился.

Поэтому доступ к любой конфиденциальной информации должен начинаться с нуля, то есть с полного отказа в доступе. В зависимости от сути выполняемых задач сотрудникам должен быть предоставлен доступ к конфиденциальной информации, им должна быть приоткрыта тайна – но только в той ее части, которая имеет непосредственное отношение к выполняемой ими задаче. В Блечли-парке работал, кстати, советский шпион. Его доступ, согласно принципу минимальных привилегий, должен был быть нулевым. Однако благодаря обману он смог получить позицию в команде Тюринга и передавать тайно информацию о работе по дешифровке Энигмы в СССР. Принцип минимальных привилегий был нарушен и возник неучтенный доступ.

Дома мы настраиваем свои компьютеры так, чтобы у хозяина, то есть у администратора был полный доступ к ресурсам, у гостей – другой, а у детей – третий (о детских настройках я подробно писал в статье «Как обеспечить безопасность детям в Интернете», http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/11/blog-post_18.html). На рабочем месте, одним из самых распространенных нарушений является нарушение в доступе, когда из-за ошибки администратора сотрудники начинают «видеть» слишком много в информационной системе. Наличие хорошей программы по информационной безопасности поможет сотрудникам распознать чрезмерный доступ, а затем быстро и правильно сообщить о нем администратору. Для того, чтобы сотрудники смогли распознавать подобного рода вещь не как «прикол», а как риск, конечно же, нужно много образовательных усилий.

При этом, слишком мало доступа не является проблемой информационной безопасности, хотя это проблема операционная. Здесь имеется риск, скажем, недовыполнения сотрудником части работы или невысокое качество произведенного им результата. Риск информационной безопасности возникает, когда этого доступа становится слишком много, и сотрудники узнают больше, чем они должны знать. Возникает неучтенность доступа. Если такой «неучтенный» человек пойдет и продаст конфиденциальную информацию конкурентам, его будет гораздо сложнее вычислить, чем в кругу тех, кто имеет право на доступ.

Под этот принцип также подпадает необходимость лишать доступа к системе тех, кто покидает организацию. Большой риск создают ситуации, когда сотрудник уже уволился, но из-за административного недосмотра продолжает иметь доступ к ресурсам организации. Теперь этот бывший сотрудник абсолютно неподконтролен начальству, и может делать все, что ему вздумается без особых для себя неприятных последствий.