Friday, 28 June 2013

«Быть канадцем значит...»

 
Вот такое смешное канадское лицо!

Ведущий радио-программы Петер Гжовски, который в 1972-м году организовал первый опрос «Быть канадцем значит...»

1 июля – День Канады, всеобщий выходной в стране и один из самых любимых канадских праздников. Первое июля канадцы празднуют с удовольствием: люди постарше отдыхают с семьями, устраивают пикники. Народ помоложе выражает свой патриотизм на уличных концертах, вечеринках. Веселятся многолюдно, громко, ярко, не без алкоголя, который если засекается полицией, то тут же выливается. Но в общем обычно все проходит мирно, без злобы и пьянки. Полиция ходит вдоль толпы празднующих, проверяют все бутылки – если же находят алкоголь, который в Канаде пить просто так на улице нельзя, то выливают его, отдают бутылку и спокойно идут дальше.

Нельзя кстати путать этот праздник с Днем Независимости США 4 июля! Этот день в Канаде – обычный рабочий, никакой дополнительной значимости у него нет.

Мне День Канады тоже нравится, и он имеет для меня значение. Не только потому, что недавно я официально стал канадским гражданином. Неплохо мне в Канаде жилось и до получения гражданства. Я лично Канаде благодарен за то, что именно здесь во мне власть видит нормального человека и относится с соответствующим уважением. Мне и моей семье предоставлен шанс прожить спокойную, упорядоченную, благоустроенную, защищенную жизнь, в которой интересно жить днем сегодняшним и нестрашно за завтрашний день.

Есть причины радоваться существованию Канады и у мирового сообщества. В сущности, таких же доступных иммиграционных программ как в Канаде, нет больше нигде: дополнительные жители не нужны больше ни в многолюдной и напуганной терроризмом США, ни в переполненной и несколько заносчивой Европе. Я знаю, что в Австралии есть иммиграционная программа, но в ней было что-то не все так просто, как в канадской. В сущности Канада сегодня – единственная развитая страна, которая активно приглашает к себе людей со всего мира. Скорее всего этот процесс будет еще продолжаться: огромная Канада, в которой живет всего 35 миллионов человек, продолжает лидировать в мировых рейтингах уровня жизни!

Быть канадцем в современном мире очень удобно – все и везде тебя любят, чего, скажем, не происходит с американцами. Я уже не раз слышал истории о том, что американцы за рубежом выдают себя за канадцев, чтобы чувствовать себя спокойнее: носят сумки, одежду с канадской атрибутикой, говорят, что «живут рядом с Канадой» и т.д. Если с Америкой в мире существует устойчивая ассоциация, как мирового жандарма и вообще чресчур активного участника мировых процессов, то с Канадой ассоциируют спокойную, удобную, мирную и неторопливую жизнь, главенство закона, уважение к правам человека, ненавязчивое поведение в международных делах, богатую природу и бережное к ней отношение, отличный хоккей. Все это конечно стереотипы, и далеко не все из них верны, но в среднем дело обстоит примерно так. Ни один из этих стереотипов не вызывает отчуждения в глазах мировой общественности, а скорее симпатию и дружелюбие.

Главная канадская новостная служба СВС время от времени проводит шутливый опрос среди слушателей с просьбой закончить фразу «Быть канадцем значит...» В этом году ответы разнились от ожидаемых: «...любить кленовый сироп», «...пить пиво и смотреть хоккей», «...играть в керлинг», «...платить налоги» до более творческих ответов, таких как «...иметь в туалете на стене принт картины Бейтмана» или «...поймать тридцати-килограммового лосося и выпустить его обратно» или «...устраивать пикник на улице во время сорокоградусного мороза». Мне запомнилась фраза «...ходить в поход, петь песни под гитару вокруг костра и быть покусанным комарами» - для выходца из России эта «канадская» черта кажется тоже очень родной!

Победителем всех времен и народов однако является следующий ответ: «Быть настолько канадцем, насколько позволяют обстоятельства» ("As Canadian as possible under the circumstances"). Сотрудникам СВС, организовавшим тот опрос, эта реплика так понравилась, что они ее распечатали и навсегда повесили в офисе службы.

Не совсем понял выбор канадских радийщиков, но возможно в этом выборе проявилась еще одна канадская черта: смеяться над шутками, которые мало кого смешат!

Wednesday, 26 June 2013

Об органических продуктах

Вот так вдали от земли растет "неорганическая" клубника!
Когда миллиардера Уоррена Баффета спросили о профессии будущего, он ответил просто: фермер. И действительно, в наш век «возвращения к корням» во всем, и в особенности в еде, предсказание Баффета имеет глубокий смысл. Примечательно, что эту мысль высказал человек, который зарабатывает свои миллиарды практически из воздуха, ничего не производя, ведь Баффет - рыночный спекулянт. Если соизмерять профессии, то профессия фермера, который живет тем, что произведут его руки, является диаметрально противоположной профессии рыночного спекулянта, который кормится от больших денежных потоков.

Слова Баффета я вспомнил, посетив недавно местную ферму, где посетителям предоставляется возможность собирать свежую клубнику прямо на поле . Это один из неплохих способов заработка небогатых канадских фермеров, живущих недалеко от города. Они допускают на свои поля «городских неврастеников», где те сами собирают какие-нибудь ягоды и покупают их по весу на выходе с поля. Стоят они обычно столько же, сколько и в магазине. В результате все довольны: фермеры получают хорошую цену, а горожане закупаются «органической» продукцией, да и вообще находят причину вылезти из своих городских нор на солнышко.

Вырвался из города и я. День был замечательный: солнечный и теплый. Клубника была спелая, вкусная, ее было много. Полевая клубника очень отличается от магазинной тем, что она гораздо мельче, но имеет более сладкий и насыщенный вкус.

Оторвавшись в поле «по клубничке» я отдыхал перед отъездом домой. Передо мной была парковка для покупателей фермы, а сзади – небольшой загон с двумя осликами и пятнистой свиньей, которые выглядели немного очумевшими от внезапной жары. Свежий ветерок разгонял чресчур природные ароматы, исходившие из загона. Я сидел, нежась в тепле и в тени, и разглядывал многочисленные машины посетителей фермы. В голове возникали мысли где-то на стыки социологии и философии.

Дело в том, что среди этих машин я не увидел ни одной старой или неухоженной машины. Все были как на подбор: блестящие, дорогие, большие. «Н-да!» - думал я, - «народ за органической клубничкой ездит небедный! Интересно, почему?»

А действительно, почему органические, или «био» продукты стали прихотью именно зажиточных слоев населения? Почему более бедные граждане не проявляют столь активного интереса к таким продуктам? Машины у них тоже есть, только похуже, ферма находится недалеко от города и добраться до нее просто. Почему же вкусы разделились так, что более бедные слои населения покупают клубнику в магазинах, а более богатые ездят на поле? 

Поясню, что себя я все-таки к зажиточным слоям канадского населения не отношу. Я здесь вообще явление необычное: я не зарабатываю много денег, но при этом весьма хорошо образован. На Западе с его огромными ценами за университетское образование имеется прямая и крепкая связь между тем, сколько человек зарабатывает, и тем, как он образован. То есть, чем западный человек богаче, тем вероятнее, что у него за плечами престижный университет. И наоборот, чем более престижный университет человек окончил, тем больше шансов, что он станет богат. Так было по крайней мере до недавнего времени. В настоящий момент западное университетское образование обесценивается, но это отдельная история.

Итак, запомним прямую связь между образованием и заработком на Западе. Она нам пригодится.

В настоящее время мы являемся свидетелями весьма парадоксальной ситуации с продуктами питания: чем она традиционнее и проще произведена, тем она дороже. «Органические» ряды – самые дорогие в магазине. Посмотришь так на «органическую» местную клубнику и подумаешь, а за что тут собственно деньги платить: она какая-то маленькая и невзрачная, тогда как «неорганическая» клубника, привезенная из США, неестественно большая, красивая да еще и значительно более дешевая.

Человек необразованный и небогатый скорее потянется к большим, красивым и дешевым продуктам, нежели к маленьким, невзрачным и дорогим. Если вообще потянется к клубнике, потому что она не столь популярна среди "простых" людей, как какой-нибудь жутко соленый полуфабрикат или Макдональдс.

Образованный же человек посмотрит на устрашающую «неорганическую» клубнику, и во-первых, вспомнит, что у нее вкус значительно менее выражен, во-вторых представит, что с этой клубникой сделали и какими ее пестицидами облили, чтобы она выросла такой уродливо большой, ну а в-третьих быстро проанализирует цены и поймет, что скорее всего «неорганическую» клубнику собирали в рабских условиях за два доллара в час какие-нибудь несчастные мексиканцы, иначе она не может так мало стоить.

В результате более образованный, а значит и более богатый человек конечно выберет «органическую» клубнику, ведь выбирая ее он будет а) кушать вкусный продукт; б) кушать чистый продукт; в) не будет поощрять рабскую эксплуатацию труда на далеких калифорнийских полях. И все это добро для тела и души только за несколько дополнительных долларов! Неудивительно теперь, что машины на фермерской стоянке были сплошь дорогими да красивыми.

Если представить теперь это «раздельное» питание в эволюционной перспективе, то становится ясно, что бедный и необразованнный человек, поглащающий дешевую, вредную и «грязную» продукцию, будет склонен к жизни, которую английский философ Томас Гоббс охарактеризовал как «неприятная, жестокая и короткая», тогда как богатый и образованный человек проживет более долгую и приятную жизнь в том числе и за счет потребления полезных и экологически чистых продуктов. Какой лучший аргумент нужен в пользу откладывания денег на образование детей?

Monday, 24 June 2013

О воссоздании мамонтов

Каких замечательных животных потеряли!
Свежий номер журнала National Geographic содержит любопытную с научной точки зрения статью о том, как современная наука может вернуть к жизни некоторые вымершие виды животных, например мамонта или саблезубого тигра. Подзаголовок статьи однако подчеркивает моральную составляющую темы: «Мы можем воссоздать мамонта. Но должны ли мы?»

Эта моральная составляющая не имеет никакого отношения к тому, что происходит в настоящий момент в науке, и лишь оттягивает неизбежное. Ученый или просто мыслящий человек должен избегать тратить свое время на подобного рода дискуссии, которые по сути своей пусты и не имеют никакого смысла. Попробую объяснить почему.

Мамонты жили в северных широтах миллионы лет, где они выполняли важную задачу поддержания существовавших экосистем. Они вымерли только пять тысяч лет назад. По одной версии это произошло от перемены климата, а по другой – их уничтожили первобытные охотники. Сейчас в Сибири и в Северной Америке находятся их многочисленные останки, прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте. Из их бивней делают популярные и не очень дорогие украшения, и люди даже пробовали размороженное мясо мамонта! ДНК мамонта на сегодняшний день полностью восстановлено учеными.

Идея воссоздания вымерших животных не нова, а соответствующий научный процесс описан еще в 1990-м году Майклом Крайтоном в его романе «Парк Юрского периода». Восстановленное ДНК вымершего животного внедряется в яйцеклетку ближайшего живущего родственника. В случае мамонта это азиатский слон. В результате вымершее животное возрождается!

Публике конечно очень хочется высказать на эту тему что-то вроде следующего: «Не играйте с природой, это хорошо не кончится!» Или: «Раз природа распорядилась так, что они (мамонты, динозавры) вымерли, то какое мы, люди, имеем право исправлять ее действие!» и т.д.

Все эти заламывания рук и посыпания головы пеплом бессмысленны и играют только развлекательную и отвлекающую роль. Соответствующие исследования все равно состоятся в открытых и контролируемых лабораториях Запада или в закрытых и неконтролируемых лабораториях Китая. Прогресс моралями не остановить - это ненаучный язык. «Моралисты» же могут только повлиять на то, где будут происходить исследования, своей деятельностью выталкивая их в "тень". Результат может быть разный, поэтому я поддерживаю открытость исследований, нежели их закрытость.

Аргументы о том, что «мы не имеем морального права», и что «природа нам за это отомстит» на самом деле не выдерживают никакой критики. Безобидные мамонты вымерли из-за перемены климата, а также «благодаря» стараниям первобытного человека, который уничтожил многих более-менее крупных современных ему животных. В данном случае, если человек и несет какую-нибудь ответственность за содеянное предками перед милягой мамонтом, то это ответственность по восстановлению вымершего животного!

И это будет сделано. Ученые прогнозируют, что возможность восстанавливать мамонта и других вымерших животных по воссозданным ДНК, возникнет через 30-50 лет. Еще мы может быть увидим живого мамонта, а для наших детей и внуков они будут самыми обыкновенными животными! Очень важно, чтобы эти исследования не ушли в подполье из-за слишком рьяных болтунов, что только задержит эти исследования, но не отменит их. Вопрос нужно ставить так: «Мы можем возродить мамонта. Почему не сейчас?» Досужие разговоры о моральной стороне этого вопроса лишь оттягивают неизбежное, не имея при этом никакого смысла и содержания.

Friday, 21 June 2013

Об изучении французского языка в Канаде

Геральдические лилии сверху на гербе франкоязычного Квебека символизируют французский период истории Квебека, леопард — британскую корону, кленовые листья — Канаду.
Недавно канадские новостные источники сообщили, что количество двуязычных канадцев за последнее десятилетие немного снизилось: с 17.7%  до 17.5% (около девяти миллионов канадцев всего). При этом с 1961 года, когда в стране насчитывалось 12,1% двуязычных жителей, до 2011 года это количество постоянно росло. В этой статье я обсуждаю новейшую историю «французского» вопроса в Канаде и рассуждаю на тему, каково это изучать французский язык в Канаде.

Изначально Канада была франкоязычным государством – именно французы начали первыми массово селиться на востоке Канады вдоль реки Святого Лаврентия в 16 – начале 17-го века. Там сейчас находится старейшая канадская провинция Квебек. Однако впоследствие английские поселенцы оказались более многочисленными и предприимчивыми. История взаимоотношения английской и французской культур в Канаде богата на явные и неявные конфликты, которые не окончились и в двадцать первом веке. Компромисс в борьбе двух сильных и развитых культур возник с появлением двуязычия.

Интерес к исследованию двуязычия в Канаде появился в 1960-х годах по следам Тихой революции - многочисленных протестов и даже смертельных терактов в Квебеке, вызванных требованиями части канадского населения к правительству страны по-иному взглянуть на этническую картину Канады. В 1963 году Королевская комиссия по двуязычию выяснила, что в Канаде много людей, которые хотят говорить по-французски и несправедливо страдают от англоязычного засилия. В 1969 году был принят Закон о Языках, закрепивший за французским статус второго официального языка помимо английского. Это утихомирило волнения в Квебеке, хотя протест против повсеместного главенства английского языка и «американизации» Канады не пропал. Он вылился в создание партии Квебекцев, которые выступали за отделение огромного и экономически высокоразвитого Квебека от Канады. Дважды – в 1980 и в 1995 годах – в Квебеке проводились референдумы о его отделении в отдельное государство. Оба раза они были отвергнуты большинством голосовавших: в первый раз против отделения проголосовали 60% голосовавших, во второй – 50,6%. Опросы 2012 года показывают, что около 43% квебекцев поддерживают идею сепаратизма в наши дни.

Знание мною английского языка и полное незнание французского были причинами, по которым я решил поселиться в самой «английской» провинции Канады – Британской Колумбии. Насчет остальных провинций я был неуверен, а рисковать оказаться в месте, где люди говорят на непонятном мне языке, не решился. Вполне возможно, что прочти я в свое время статью в Википедии «Языки Канады», мой выбор мог пасть и на другую провинцию, например Новую Шотландию.

Однако интерес у меня к французскому имеется. Заняться им я пытался уже находясь в Британской Колумбии, но обнаружил одно довольно странное обстоятельство. Тогда как здесь предлагаются бесплатные государственные курсы английского языка, бесплатных курсов французского языка я здесь не нашел. Местное Общество франкофонов предлагает самые дешевые в этом смысле услуги – около 150-ти долларов в месяц за еженедельные короткие занятия, но я отказался платить из принципа: почему я должен платить за изучение французского языка в стране, где французский является одним из двух официальных языков? Ответ на этот вопрос я сейчас знаю: да, Канада официально двуязычна. Однако в Британской Колумбии есть только один официальный язык, и это - английский! Официальность языка означает поддержка правительством его изучения и двуязычный документооборот.

В настоящее время языковая карта Канады выглядит таким образом: шесть из 13 провинций Канады имеют один официальный язык - английский, во всех остальных присутствует французский и другие языки. Чисто "английские" провинции это Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван, Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор, Остров Принца Эдуарда. В них ситуация с бесплатным изучением французского наверняка обстоит также плохо, как и в Британской Колумбии.

В официально англо-французских Манитобе, Нью-Брансуике, Онтарио и почему-то северном Юконе можно рассчитывать на такую "роскошь", как бесплатные курсы изучения французского языка. Только в Квебеке юридически и фактически главенствует французский язык. Бесплатные курсы французского языка там имеют смысл и наверняка многочисленны. На севере Канады творится полная языковая неразбериха: в Северозападных Территориях – девять официальных языков, из которых, помимо английского и французского, семеро – языки коренных индейцев, таких как кри, чипевиан и т.д. В Нунавуте три официальных языка: английский, французский и инуитский – язык коренных народов севера Канады.


Отсутствие возможностей свободно изучать французский язык на самом деле серьезно ограничивает мою свободу в Канаде. Например, чтобы найти работу в федеральной структуре, необходимо свободно владеть двумя языками – это одно из требований работодателя.

Получается, что шансы реально изучить французский у канадцев, поселившихся в «английских» провинциях, невелики: кроме того, что за языковые курсы надо платить, язык на них изучается в некотором отрыве от языковой среды. Впоследствии, даже если язык более-менее изучен, у студента возникает необходимость практиковать владение языком – и в англоязычной провинции это не так просто организовать. А без использования любые знания выветриваются. В результате количество людей, которые могут общаться по-французски в Британской Колумбии невелико, и вряд ли оно вырастет. Изучать французский язык в отрыве от главного носителя французской культуры - провинции Квебек - сложно. 

Ситуация в результате выглядит так: для учебы и работы среднему канадцу необходимо говорить по-английски, а французский ему нужен для личностного роста и для того, чтобы заявить всему миру и в первую очередь США, что мы, канадцы, а не американцы. Иными словами, английский - для дела, а французский - для "понтов"!

С другой стороны я рад, что в Канаде существует франкоязычный Квебек со своей особой культурой, и обязательно туда съезжу.

PS  Я знаю, что нормально изучить другой язык и поддерживать его владение на достаточном уровне возможно только в ситуации глубокого культурного «погружения». Рассказы о том, что кто-то изучил десять языков и «свободно ими владеет» на меня не производят впечатление, потому что это невозможно. Можно изучить грамматику и 300 базовых слов, но это далеко не означает владение языком на уровне разговорного. И хотя я благодарен моим российским учителям, которые научили меня английскому, сейчас я понимаю, что система обучения иностранным языкам в российских университетах крайне неэффективна и оторвана от языковой реальности: по окончанию учебы я мог неплохо говорить по-английски на тему освоения космоса, но не находил слов, когда надо было описать что-то более насущное, вроде одежды или еды. Еще ниже мнение у меня об эффективности репетиторства и частного изучения английского языка в России. Если репетитор не решает клиенту конкретные задачи (написание сочинения, подготовка к экзамену, и т.д.), то это просто бессмысленная трата денег. Сказав это, я все-таки не могу не упомянуть тот факт, что среди моих знакомых русскоязычных эмигрантов в Канаде немало тех, кто неплохо изучил английский язык сам, а не как я на факультете иностранных языков. Видимо, когда человеку очень надо изучить другой язык, то ничто не может его остановить!

Wednesday, 19 June 2013

О жизни в Виктории

Центр Виктории, здание Парламента
Один из самых частых вопросов, которые мне, как иммигранту, задают в Виктории – почему я выбрал именно этот город. Ответить на него «для истории», а также рассказать о своих впечатлениях жизни в этом незаурядном канадском городке, я бы и хотел в этой статье.

Когда потенциальный иммигрант заполняет документы на иммиграцию в Канаду, то он должен указать, где бы в Канаде он хотел поселиться, или по крайней мере, куда приехать в начале своей иммиграции. Отвечал на этот вопрос в свое время и я. Практически всю свою предыдущую жизнь я прожил в столице небольшой и малозначительной национальной республики в России, знал плюсы и минусы жизни в городе, который с одной стороны является провинциальным, с другой – столичным. В результате для отбора канадского города я вывел следующие условия: это должен быть небольшой город, но в то же время столичный и с университетом, чтобы в нем ощущалась общественная, культурная и научная жизнь. Этот город должен находиться в англоязычной провинции, потому что я владею английским языком и совершенно не владею французским. Чем южнее он находится в Канаде, тем лучше, поскольку я уже устал от длинных русских зим и искал место с мягким климатом. Это место должно быть на пересечении туристических маршрутов, потому что мне приятно ощущать интерес со стороны других людей. И наконец рядом должна быть вода и желательно горы, потому что от неказистой среднерусской равнины меня тоже уже тошнило.

Отель "Императрица", Внутренняя гавань
Ответ на мои поиски лежал либо в таких атлантических провинциях Канады, как Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, либо в тихоокеанической Британской Колумбии. «Ага, она Британская» - подумал я, глядя на карту Канады, - «значит с языком там проблем не будет». Насчет остальных провинций я уверен не был. При подробном рассмотрении выяснилось, что столица Британской Колумбии город Виктория отлично подходит под все мои требования.

Сейчас я понимаю, что то мимолетное решение имело для меня серьезнейшие жизненные последствия, ведь очень сложно обосноваться в городе, а потом куда-то переезжать. Поэтому я призываю всех будущих иммигрантов в Канаду относиться к этому вопросу серьезнее! Этой же статьей я попробую помочь тем, кто думает о Виктории в качестве своего будущего дома, сделать более обдуманный выбор.

Я не хочу сказать, что жизнь в Виктории плоха. Жизнь здесь во многих отношениях лучше, чем в других городах Канады. Однако существуют некоторые факты, которые необходимо принять во внимание.

Желая видеть вокруг себя более яркие краски и высокий интерес туристов, я несомненно не ошибся, выбрав Викторию. Когда-то в школе я учил стихи Маяковского о городе-саде, который строители нового мира пытались создать. Так ничего подобного и не создали (подробнее о российских впечатлениях читайте здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/10/blog-post.html). Виктория – этот тот самый город-сад, о котором мечтал великий поэт. Находясь в мягкой субтропической зоне, Виктория – это место, где природные краски просто буйствуют. Сады здесь главная достопримечательность, в том числе в прямом смысле. Сады Бучард под Викторией являются национальным достоянием Канады, и вполне залуженно привлекают к себе миллионы туристов ежегодно со всего мира. В Виктории же эта красота и буйство красок везде, в том числе вокруг нашего дома. Мы к этому уже как-то привыкли и не очень замечаем, разве что когда ездим в другие города, например в Торонто, где взгляду, как и в европейской части России, в общем, остановиться не на чем.


Сады Бутчарт
Природа в Виктории и вокруг нее прекрасна, климат мягкий, здесь много парков и имеются отличные и многочисленные возможности для экологического туризма. Неслучайно единственный представитель от партии зеленых в канадском парламенте представляет близкое к Виктории поселение – маленький город с громким названием Сидней, а также чудесные острова пролива Джорджия, в том числе остров Солтспринг, где живет знаменитый на весь мир художник-анималист Роберт Бейтман (мои статьи о нем и его творчестве смотрите здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_23.html, и здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_28.html). Если вы любите пышную природу, океан, горы, туризм, активный образ жизни, если вы не любите снег и комаров, которых здесь нет, то вам в Виктории понравится.

К этому однако не могу не добавить мое главное разочарование местными условиями, которое я испытал по приезду. Океан, который плещется совсем рядом и выглядит поразительно чистым, совершенно непригоден для купания, потому что вода очень холодная! Я пробовал в нем купаться в самые жаркие дни лета – вода все равно обжигает холодом. Некоторые мои знакомые «моржи» купаются, но это здесь занятие экстремальное и малопопулярное. Океан, такой холодный летом, зато не остывает зимой. На практике это означает, что в Виктории только два времени года: продолжительная весна и не менее продолжительная осень со всеми  соответствующими красками. Для любителей покупаться есть озера вокруг города, а для тех, кто тоскует по снегу, в трех часах езды на автомобиле на север - прекрасный горнолыжный курорт.

Океанический берег в Виктории очень живописен
Виктория находится на самом юге острова Ванкувер практически на границе с США, где цены на многие товары гораздо ниже канадских. К Виктории близки огромный канадский Ванкувер, и не менее огромный американский Сиэттл – места, куда я временами плаваю на пароме, чтобы ощутить вибрацию большого города и посетить какие-нибудь культурные события. Туда же меня заносит любовь к русскоязычному православному богослужению и к русской кухне, поскольку ни русскоязычных православных храмов, ни русских магазинов в Виктории к сожалению не имеется. Путешествие на пароме – на ногах или на машине – это особое местное развлечение, которое опять же поражает красотой открывающихся пейзажей пролива Джорджия, его островов и американского горного хребта Олимпик.
С парома часто можно увидеть касаток
К сожалению у всего этого богатства и красоты имеется своя высокая цена – в прямом смысле. Иначе наверно и быть не может на юге северной страны – сюда едут все, кому надоел суровый климат остальной Канады. Виктория любима пенсионерами, которые всю жизнь зарабатывали большие деньги в северных провинциях и хотят на старости побыть поближе к природе и «погреть свои кости». Соответственно цены на жилье в Виктории и в Ванкувере – одни из самых высоких в Канаде. И если снимать квартиру у меня еще средств хватает, то о покупке дома или даже квартиры и речи быть пока не может – со средней ценой в полмиллиона долларов за обычный местный «фанерный» домик, это для представителя среднего класса, каким являюсь я, просто неподъемно. Тем не менее цены держатся высоко, невзирая ни на какой кризис, потому что у приезжих канадских пенсионеров денег навалом, и самый мягкий в Канаде климат здесь никто не отменял.
Олимпийский хребет - красота американского штата Вашингтон
Пенсионеры во много формируют облик Виктории и особенности жизни в ней. Их здесь просто очень много, и это может кому-то не нравится. Большое количество пенсионеров означает, что любые профессии, связанные с медициной, здесь востребованы, особенно нянечки, медсестры и сиделки. Индустрии здесь нет никакой, главные работодатели кроме огромных госпиталей – правительство провинции, местный университет с колледжем и частный сектор сферы обслуживания (кафе, парикмахерские, магазины и т.д.) Нет нужды доказывать, что в смысле разнообразия востребованных работ Ванкувер – город гораздо более интересный, но хочу напомнить, что он одновременно и более дорогой для жизни, а также просто большой. В Виктории я на работу хожу пешком пятнадцать минут мимо самых красивых достопримечательностей города, а возможно и всей провинции – здания Парламента и отеля «Императрица». В Ванкувере подобные условия – роскошь! В Виктории все действительно находится рядом, и в худшем случае переезд занимает не более часа. В Ванкувере тратить полтора часа на дорогу в один конец – обычное дело.

Так что жизнь в Виктории – дело не только вкуса, но и толстого кошелька и востребованной профессии. Без них здесь может оказаться довольно тяжело.
Виктория, Ворота Гармонии - вход в старейший чайнатаун в Канаде
Закончу свое краткое описание жизни в Виктории напоминанием о сейсмической активности тихоокеанской «подковы» - области, которая охватывает как Японию, так и запад США и Канады. По периметру «подковы» временами где нибудь довольно сильно трясет, например в 2011 году, когда произошло сильнейшее землетрясение у берегов японской Фукусимы. Раз в 500 лет в Тихом океане в области Каскадного разлома прямо напротив острова Ванкувер, где находится Виктория, происходят сильные землетрясения в 8-9 баллов. Последнее было 313 лет назад. Следующее может произойти через сто лет, а может и завтра!..

Thursday, 13 June 2013

О яхтах в Виктории

На днях в Виктории пришвартовалась самая большая частная яхта в мире «Афина». Ее длина составляет 90 метров, она имеет три мачты высотой каждая по 60 метров. Не случайно суда такого класса называются мега-яхтами! «Афина» была построена совсем недавно в 2004 году на Королевских верфях в Голландии. Ее обслуживает 18 человек команды. Сейчас «Афина» приписана к порту Джорджтауна – столицы оффшорного карибского рая на Каймановых островах. Википедия сообщает, что в 2012 году эта яхта была выставлена на продажу за 95 миллионов долларов. Если придумывать образ слову «роскошь», то мега-яхта «Афина» подходит ему прекрасно.
Вряд ли мега-яхта «Афина» имеет какое-либо функциональное значение, кроме того, чтобы приносить владельцу удовольствие. Такое положение дел закрепилось за большими яхтами с начала 20 века, когда их из широкого употребления вытеснили железные корабли, которые стали выгоднее и надежнее. Тогда яхты стали создаваться для утехи сильных мира сего, например яхта «Слава Британии», принадлежавшая британской королевской семье, или яхта «Метеор 2» германского кайзера Вильгельма Второго. В наши демократичные времена супер-яхтами владеют не только королевские семьи, но и люди «попроще», вроде медиа или нефтяных магнатов.
Капитан «Афины» рассказывал в интервью местному радио, что современная яхта оснащается по последнему слову мореходной техники. Матросам больше не нужно по обезьяньи лазить по канатам, чтобы распускать или собирать паруса. Им иногда действительно необходимо подниматься наверх, но в этом им помогают специальные микро-лифты. «Самый главный орган моих матросов находится у них между ушами» - образно описал ситуацию капитан. Не берусь оспаривать его слова, хотя я не мог не заметить матросов, в будний день вручную натирающих блестящие никелевые поверхности яхты. Необходимость занимать команду и блюсти дисциплину имеет смысл даже в наш автоматизированный век, а может даже приобретает дополнительную важность!
В отличие от больших яхт, малые вполне доступны по цене. Марины Виктории полны малых яхт, стоимость которых начинается от двух тысяч долларов. Одна важная функция у небольших яхт в Виктории все-таки имеется. Несколько человек, которых я знаю лично, предпочитают жить на собственной яхте, нежели в местном съемном жилье. Недвижимость в Виктории – одна из самых дорогих в Канаде. В месяц платить полторы тысячи долларов за двухкомнатную квартиру здесь – обычное дело. Стоимость же швартовки в месяц составляет 300 долларов. Разница существенная! Конечно, чтобы помыться владельцу небольшой яхты придется пользоваться общественным душем, но я легко могу себе представить, как запах моря, виды из иллюминатора, полная свобода передвижения и возможность добывать свежую рыбку окупают возможные неудобства для какого-нибудь романтически настроенного и неженатого молодого человека. Ну а если романтика надоест или возникнет какая-нибудь необходимость, то город со всеми удобствами цивилизации находится очень близко.
Конечно же там, где собирается много яхт, нельзя обойтись без яхтовых гонок или регат. Виктория гордится своей ежегодной регатой под названием “Swiftsure”; 70-ая гонка прошла совсем недавно. Увлекательность регат для зрителей является самым настоящим мифом. Насколько радостные и возбужденные репортажи об этой последней гонке я читал в газете, настолько же скучным было реальное зрелище множества яхт, еле-еле ползущих вдалеке по глади пролива Джорджия. Вне сомнения, максимальное удовольствие от яхтовых гонок получают сами яхтсмены. В этом году в гонках участовали 194 яхты из США, Австралии, Новой Зеландии и даже России! Уверен, российские лодки были одни из самых больших и богатых. Иные так далеко от России не заплывут.

Wednesday, 12 June 2013

Канадские PR-карты - источник больших, но неоправданных доходов канадского правительства

Канадская PR-карта - источник больших и неоправданных доходов
федерального правительства Канады
Это письмо по-английски отправлено мною по адресу члена канадского парламента от моего округа Мюррею Рэнкину (http://murrayrankin.ndp.ca/). Мюррей Рэнкин представляет главную оппозиционную партию в канадском парламенте и возглавляет там комитет по контролю за государственными доходами. Отличная кандидатура для такого письма. Я перевел это письмо на русский, чтобы сообщить русскоязычным иммигрантам о несправедливости, которая имеет место в настоящее время в отношении обновления карт постоянных жителей Канады (PR-карт), а также в рамках моего блог-проекта, который рассказывает о том, что ограничивает свободу людей в Канаде (смотрите начальную статью проекта "Размышления о свободе в самой свободной стране мира" здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post.html а также другие статьи на тему в этом блоге)

Мюррею Рэнкину, члену канадского Парламента от Виктории, члену Национально-Демократической партии Канады, главе Комитета от оппозиции по контролю за государственными доходами

 
Дорогой Мюррэй Рэнкин,

Хочу привлечь Ваше внимание к следующим значительным и неоправданным тратам денег канадских налогоплательщиков федеральным министерством гражданства и иммиграции. Вкратце проблема состоит в том, что существующий порядок обмена карточек постоянного жителя Канады не имеет смысла и крайне неэффективен. Я также хочу предложить способ решения этой проблемы.

Сайт иммиграции в Канаду сообщает, что постоянные жители Канады имеют право подавать документы на получение канадского гражданства через 1095 дней (3 года) своего пребывания в Канаде (http://www.cic.gc.ca/english/citizenship/become-eligibility.asp).
Сайт также сообщает, что время ожидания обработки подобных документов в 80% случаев составляет 25 месяцев (2 года и один месяц) – (http://www.cic.gc.ca/english/information/times/canada/cit-processing.asp).

Получается, что согласно официальным источникам и в подавляющем большинстве случаев иммигранту необходимо ждать пять лет и один месяц, чтобы получить канадское гражданство.

Все это время документом, с помощью которого иммигрант может выехать из Канады и вернуться обратно, является карточка постоянного жителя. Она выдается иммигрантам в Канаде на пять лет. Невозможность получить канадское гражданство в пределах пяти лет означает, что иммигранту в любом случае придется обновлять свою карточку постоянного жителя – или на какое-то время остаться без возможности покидать Канаду. Ее обновление требует подачи иммигрантом как минимум шести документов и уплаты 50 долларов. Будем считать, что  сотрудник федеральной службы иммиграции может тратить не меньше одного часа на обработку такого пакета документов.

Согласно сайту статистической службы Канады, между 2006 и 2011 годами в Канаду иммигрировали около 1.162.900 человек (http://www12.statcan.gc.ca/nhs-enm/2011/as-sa/99-010-x/99-010-x2011001-eng.cfm), то есть около 232.500 человек в год. Соответственно примерно столько же человек подаст документы на обновление карточки постоянного жителя Канады.

Кроме того, что иммигранты без особой на то нужды заплатят за услугу обновления карточки постоянного жителя около 11,5 миллионов долларов (по 50 долларов за пакет), федеральные сотрудники службы иммиграции должны обработать в год около 232.500 пакетов соответствующих документов. При средней зарплате 25 долларов в час, на эту работу будет потрачено около 6 миллионов долларов налогоплательщиков.

Нет нужды говорить о том, что эти деньги могут быть потрачены федеральным правительством с гораздо большей пользой для налогоплательщиков.

Я предлагаю удлинить срок пользования карточки постоянного жителя с пяти до шести лет минимум и таким образом полностью избежать этих бессмысленных трат денег иммигрантов и налогоплательщиков.

Спасибо за Ваше внимание. Пожалуйста обсудите этот вопрос в федеральном Парламенте и попросите правящую Консервативную партию объяснить канадским налогоплательщикам смысл этих ненужных трат.

Thursday, 6 June 2013

За границей пришельцем будете вы

Отличный и очень правдивый текст от Людмилы Селенской о судьбах иммигрантов в Великобритании. Оригинал – здесь: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61870.htm. К нему могу лишь добавить, что иммиграция в такие более отдаленные от России в культурном и географическом отношении страны, как Канада и США, проходит еще более болезненно.
Люди уезжают по разным причинам. В какой-то момент мне стало интересно классифицировать все эти частные случаи, разобраться, кто здесь приживается, кто – не может.
Выйти замуж за иностранца
 Русская жена, муж-шотландец, принял Православие, красивая свадьба, привез к себе. Замок в две плохо отапливающиеся комнаты со сломанной стиральной машиной и завышенной рентой как-то сначала покоробил, но жена приспособилась. И все бы ничего, но муж не разрешил покупать качественные продукты «органик», велел затариваться в бюджетном «Лидле». И все бы ничего, но он косо смотрел, как супруга всех по-русски угощает. И все бы ничего, но оказалось, что у него большие долги. Жена поплакала, но ведь замуж она выходила за человека, не за богатство. Смирилась. И все бы ничего, но он абсолютно не выносил ее манеру подшучивать над ним, как принято в ее окружении. Она перестала подшучивать и замкнулась в себе. И это еще можно пережить, но соседи… И чужая природа. И погода. И чуждый воздух. Даже деревья – и те чужие, не говоря уж про лица людей, неправильные улыбки, враждебных учителей, недоброжелательных продавцов и ехидных сантехников. Короче, депрессия, отъезд домой, проживание у чужих людей, которые как родные. Попытки сохранить семью, приезды в Шотландию, все более редкие и короткие. Не знаю, чем закончилось, или, может, еще продолжается.
Русская жена, муж-англичанин. Неприятие родителями-аристократами невестки, съемная квартира в доме с интернациональным составом проживающих; невыветривающийся запах индийской кухни; сквозняки в садике; не с кем оставить ребенка; клопы в доме; угроза жены забрать ребенка и уехать к маме; полиция, судебные разбирательства… видеть его не могу. Теперь всем знакомым советую непременно сохранять ребенку российское гражданство. На всякий случай.
Русская жена, полуграмотный муж-англичанин, оказался с диагнозом, ребенок родился тоже с диагнозом, развелись, муж угрожает отнять ребенка, но как-то утряслось; второй муж оказался не лучше, а третий даже хуже. Пособия, социалка, поиски себя. Старший взрослый сын не выучился – не до него было, пособия, социалка. Сидит дома, играет в компьютерные игры. А пособия теперь пересматривают и всех выгоняют на работу. Но так как работы нет, то выгнать на нее очень сложно, и просто сокращают выплаты.
В одном случае дело до свадьбы так и не дошло. Приятная дама бальзаковского возраста приехала со взрослой дочерью к 70-летнему жениху. Жених все лежал на диване, а невеста попыталась раскрутить бизнес, но у нее не получилось. Она привыкла к интересной жизни, культурной программе, а тут ни выставок, ни театра – дыра. Подумала-подумала и уехала домой. А жених и не задерживал: невестина активность его напрягала.
Новоиспеченная пожилая чета чуть не рассталась на заре семейной жизни из-за неправильных ожиданий с обеих сторон. Жена думала, что ее будут носить на руках, развлекать и баловать, а муж думал, что он купил украинскую рабыню и она по гроб будет благодарна ему за то, что он ее осчастливил. (Если мужчины хотят благодарную жену, они больше не женятся на русских – женятся на тайках. Проверено.) Когда он понял, что супруга – женщина интеллигентная, образованная, с запросами и не будет ему бесплатной нянькой, он сначала сник, но позже покорился судьбе. Она не принимает британского гражданства, и в «случае самого худшего» ничто тут ее не удержит. А двойное гражданство на Украине не признается.
Вообще многие жалуются на инопланетность супругов-британцев, считают их лицемерами. Я давно пытаюсь изучать английский характер и пришла к выводу, что он очень сложный, складывался веками и имеет множество особенностей и тонкостей, которые познаются только со временем. То, что принимают иногда за лицемерие, на мой взгляд, просто другая система координат. И ожидать, что муж возьмет да и сбросит свою «английскость» и уж тем более что поймет загадочную «русскость», – просто наивно. Выходить замуж, не повидав будущего супруга в контексте его страны, семьи, друзей, не почитав ни книг, ни хотя бы форумов про Англию, – не понимаю я этого. Не зная броду, не суйся в воду.
Экономические беженцы
Это самая распространенная категория иммигрантов, особенно из Бангладеш, Румынии, Ирака, Латвии, Литвы, Польши, Украины, Молдавии. За последние несколько лет в список добавились Португалия и Венгрия. Работают на птицефабриках, пакуя мороженых кур; луковых фабриках, в теплицах, в сфере обслуживания, на сельхозработах по 16 часов в день без выходных, чтобы зимой жить на летний заработок. Среди них много людей с высшим образованием, особенно из Восточной Европы. Нередко селятся по десять человек в квартире. За годы проживания в Великобритании английский язык остается, как правило, на начальном уровне, так как среди тех, с кем работают, практически нет носителей языка. Некоторые посещают языковые курсы, но из-за сложного графика работы занятия приходится постоянно пропускать. Преподаватели на курсах английского бывают из Индии, Румынии и России.
Интеллигентная девушка из Польши приехала, чтобы немного заработать, посмотреть мир и выучить английский. Работала в теплице. Хозяин забрал документы и поселил в конуре вместе с другими работницами. Работали при 40 градусах по 12 часов в день. Английский не выучила. Когда приезжала комиссия проверить условия работы, имитировали выходной: в такую жару у нас, мол, не работают. Хозяин-ирландец выписывал самодельные расчетные листы по зарплате. После трех месяцев работы она оказалась еще и должна хозяину; за следующие три заработала 50 фунтов. Хотела забрать паспорт, но он не давал. Каким-то образом все же забрала и пошла пешком в Кембридж. Не уехала домой, потому что стыдно было: ни денег, ни английского. Устроилась в кафе к греку, который хоть ее и обманывал, но вывел в люди. Выучила английский, работает на фабрике, живет с женихом-португальцем.
Одна женщина из Латвии жаловалась на жизнь: «Я думала, английский выучу за три месяца и найду хорошую работу. Вот уже четвертый год никак не выучу. Я думала, англичане к нам хорошо относятся, а они такое говорят за спиной…»
А многим говорят и в лицо.
Попросившие убежища
С политическими беженцами картина такова: те, кто уехал от смертельной опасности, как правило, приживаются. Например, армянку, избитую азербайджанцами в Баку, сын привез в Шотландию. Конечно, скучает, конечно, ностальгия, но каждый день благодарит Бога за солнце, за небо.
Нередко же люди имитируют угрозу жизни и здоровью и по сути являются беженцами экономическими, но под политическим предлогом. И все эти процедуры, суды, бесконечные встречи с адвокатами, проверки, документы, социальные работники, ваучеры на еду выматывают и унижают людей. Если у человека не было выбора, он проходит через это, а если он просто искал жизни получше, то часто надламывается.
Перевожу женщине на приеме у врача. Пока сидели в очереди, все про себя рассказала. Приехали с мужем из Казахстана в поисках лучшей жизни, попросили убежища. Дочь лет восьми оставили дома с бабушкой. Дома привыкли жить большой семьей, все сообща, привыкли работать. А тут поселили по соседству с наркоманами, работать запрещено до получения статуса беженца, делать нечего, языка не знают, общения никакого. И супруги озлобились друг на друга. Вынужденное безделье вдвоем – как полет на Марс: испытание на прочность. «Я ему говорю: “Подай бутылку "Кока-Колы"”, а он мне: “Сама возьмешь, не развалишься!” Представляете, какая наглость!.. Дома хорошо жили, не ссорились, работали много, а тут… И по дочери скучаю, не могу больше. Пока статус не дадут, не можем пригласить ее сюда». На приеме врач спрашивает: «А как у вас с этим? Больше не повторялось?» – «А, с этим… Пока не повторялось». Под «этим» подразумевается попытка самоубийства.
Вообще за границей любая нестабильность приобретает угрожающие размеры. Человек с неустойчивой психикой дома как-то справляется. Уезжает за границу – попадает в психбольницу. Навещали одного аспиранта в больнице: не смог человек выдержать нагрузки, сломался – постоянное общение на чужом языке сыграло не последнюю роль. Женщина оставила мужа-англичанина, начались проблемы с психикой, перестала ухаживать за ребенком, его отобрали.
Трещина в отношениях супругов здесь становится глубже.
 Кто попивал, может вовсе спиться. Перед глазами пример профессора, который бросил семью, пьет, живет отшельником и вообще забыл, на какой планете находится.
Научные сотрудники
Пожалуй, самая благополучная категория иммигрантов. Но, как и все, не застрахованная от невзгод и непреодолимой ностальгии. Во-первых, теперь редко можно найти постоянную работу, всё больше контракты, и мотается человек, один или с семьей, по разным странам. Знакомые приехали в Ирландию, а компания отправила их в Малайзию. Кому-то надоедает, и он старается найти постоянную работу, а у кого-то развивается синдром перекати-поля, и он не может остановиться и меняет страны до пенсии.
Некоторых вместо ожидаемого повышенного качества жизни ждет сюрприз. Как сказал один знакомый: «Я думал найти в Америке послезавтрашний день, а нашел позавчерашний».
Отдельная тема – семья в изоляции. Ни бабушек, ни дедушек, ни родных, ни друзей. Если с друзьями еще как-то налаживается, то отсутствие бабушек и вообще моральной поддержки родных – иммигрантское проклятие. (В случае особо тяжелых отношений с близкими оно может обернуться и благословением, но такое всё же редкость.)
Типичная ситуация – обострение отношений между супругами в результате хронической усталости, полного отсутствия помощи, особенно если оба работают и каждому надо забить гол на работе, каждому нужно выложиться, доказать профессиональную состоятельность. Бытовые проблемы, мелкие и крупные, подстерегают чету на каждом шагу, а накопившись, могут разрушить семью. И никого на подхвате, хоть вой.
Дети на чужбине
А дети? Если дети родились в новой стране проживания или привезены туда маленькими, то им, конечно, проще. А ребенок, попавший в чужую среду лет в 10–12, без языка, испытывает шок. Некоторые заявляют об этом, а многие, особенно неизбалованные, видят, что родителям и так тяжело и не говорят о своих проблемах. А там уж кому как повезет. Кто-то приспосабливается, быстро осваивает язык и обзаводится друзьями, а кто-то замыкается в себе и думает мрачную думу. Одной женщине сын признался, что несколько лет назад, когда ему было 17, каждое утро он, просыпаясь, плакал, потому что не знал, как жить. Матери ничего не говорил, так как видел, что она сама еле держится.
Еще один мальчик оказался единственным белым ребенком в школе в Лондоне, и только ленивый над ним не издевался.
У кого получилось устроиться
Если говорить о тех, кто остался и не жалеет, то это особая категория людей. Проще всего людям не очень эмоциональным, практичным, не имеющим завышенных требований. Поверхностным, если хотите. Персонажам Достоевского за границей трудно и порой невыносимо.
Что касается вышедших замуж за британцев, то, как правило, это люди благодарные по природе. Не работает схема обмена, когда женщина ожидает от мужчины обеспеченной жизни, а он от нее – психологического комфорта и работы по дому. «Ты – мне, я – тебе» заканчивается часто расставанием.
Работает любовь
Каждое воскресенье видим семью в храме. Муж-англичанин принял Православие всей душой. Они с женой пуд соли съели, и отдельно друг от друга их и представить нельзя.
У другой пары и у мужа, и у жены повторный брак. Никаких иллюзий, приятие друг друга. Жизнь тяжелая, материально – еле концы с концами сводят. Всем довольны, не ропщут.
Самая удивительная история у женщины из Ливана. Приехала в Англию случайно: собиралась во Францию – практиковать французский. Сама из очень обеспеченной семьи, образованная. Отец ее приучал жить для других, делиться временем, силами и средствами. В ранней молодости работала бесплатно с сиротами. Познакомилась с англичанином, поженились. Муж работает в суде. Родилось двое сыновей. Младший – тяжелый инвалид. С мужем живут как голубки – другого слова не подберу. Внимательны и нежны друг к другу. «Как хорошо, что я сюда приехала. Какой у меня чудесный муж, какие у меня замечательные дети». Для всех у нее доброе слово и всегда прекрасное настроение. Правду говорят: от себя не уйдешь. И – всё свое ношу с собой.

Wednesday, 5 June 2013

О визите Курской-Коренной иконы Божией Матери "Знамение" в Викторию

Курская-Коренная икона Божией Матери "Знамение" в окладе
Недавно православным верующим Виктории был сделан большой подарок. К нам приезжал Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил и привозил с собой Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение». Об истории этой удивительной 700-летней иконы можно узнать в Интернете (например, здесь: http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/history/kursk.html). На этой иконе молились великие русские святые, включая Серафима Саровского. Послереволюционная судьба этой иконы позволяет говорить о ней, как об иконе русской эмиграции. Она помогала эмигрантам в Крыму, в Константинополе, в Белграде, в Берлине, в Нью-Йорке, и теперь по всей Русской Православной Церкви Заграницей. Помогает она и нам, православным жителям далекой тихоокеанской Виктории.
Икона была в Виктории два дня 28-29 мая 2013 года. Она была выставлена в православной церкви Св. Софии, прихожанином которой я являюсь. Все время пока она была выставлена, к ней был нескончаемый поток людей, среди которых было много как русских, так и канадцев.
Я пел в хоре на вечерней службе, когда икону принесли в Церковь. Эта служба была во вторник вечером, но тем не менее на ней присутствовало много людей. Зная наш приход неплохо, я отмечал большое количество незнакомых лиц. И это было радостно!
В предверии этого события церковный хор несколько раз собирался на репетицию, так что подготовлены мы были неплохо. Ровно в шесть вечера мы грянули тропарь иконе, и в церковь ее внесли архиепископ Гавриил и его помощники, среди которых был хранитель иконы отец Александр из Синодального Знаменского собора Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке, США. Икону торжественно внесли и поставили для всеобщего поклонения. К ней тут же потянулись люди.
Подошел к ней в тот вечер и я. Сама икона – уже почерневшая от времени – хранится внутри большого и красивого голубо-золотого оклада. Я знал, что этот оклад ее очень хорошо защищает, поэтому свой непосредственно физический контакт с ней я хотел произвести с помощью обоняния. Я хотел попросту хорошенечко вдохнуть воздух, окружающий ее, ожидая почувствовать запах старины.
Каково же было мое удивление, когда я почувствовал, что икона совершенно не пахнет стариной или затхлостью! Изнутри исходил тонкий, но совершенно безошибочный аромат ладана. Пах не оклад, а именно запечатанная внутри икона. Не один я в тот вечер почувствовал этот аромат.
Вечерняя служба закончилась. Архиепископ Гавриил вышел из алтаря и сказал несколько слов об этой иконе, которую на всем протяжении ее существования сопровождают чудеса - одно из них произошло в 1898 году, когда храм, где она хранилась, был взорван террористами, но сама икона осталась цела.
Наутро в среду 29 мая в церкви Св. Софии была литургия, на которую я не смог прийти. Во время этой литургии в том числе был отмечен за выслугу лет наш дьякон отец Гордеон – ему подарили двойной орарь (красивую перекидную красную ленту). Архиепископ также посвятил моего друга Питера в чтецы. Теперь Питер приходит на службу в красивом подряснике. Он – очень опытный чтец, и от него я учусь порядку богослужения.
Курская икона без оклада
Питер – канадец, но его православная вера глубока. Это меня здесь в Канаде все время удивляет: ведь существует так много причин, чтобы канадцы не ходили в православные храмы. Однако с Божией помощью, этому имеется много исключений. Канадцы ведь, как и весь остальной западный мир, живут по правилу, которое можно сформулировать так: «Получай как можно больше удовольствия от жизни, и избегай того, что это удовольствие не приносит». Православная же религия – это вера тех, кто работает над собой, преодолевает свои слабости. Это прямо противоположный взгляд на мир. Западная же культура построена на потакании этим слабостям. Поэтому я удивляюсь и восхищаюсь Питеру и другим канадцам нашего прихода, когда я вижу их стоящими на протяжении длительных служб, когда они приходят на службу вечером в субботу и воскресенье – время телевизионного «прайм-тайма» для «нормальных» канадцев, и т.д.
Справедливости ради я должен упомянуть, что именно канадцев больше в костяке нашей церкви, а не русских. Частично это конечно можно объяснить тем, что богослужение ведется по-английски, а не по-русски. За такой роскошью, как русскоязычное богослужение, жителям Виктории надо ездить в Ванкувер! Я размышляю о русской православной церкви в Канаде также в этой статье: http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/04/blog-post_30.html.
Итак, Питер был благославлен на чтение. Глава нашего прихода отец Джон уже говорил мне, что следующий на очереди – я. Пока я набираюсь опыта от Питера и других чтецов, читая часы по вечерам в субботу и воскресенье. Это не так-то просто, оказывается! Кроме того, что чтение производится по-английски и в нем много сложных и редких слов, чтецу необходимо выдерживать особую монотонную интонацию. Ну и конечно нужно знать, что и когда читать. Короче, это непростая работа и требует большой практики. В помощь мне приходит мой голос, который я неплохо разработал во время своих «театральных гастролей» в начале года (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/03/blog-post_28.html). Благодаря этому опыту мне все-таки доводится иногда слышать похвальные отклики после чтения в церкви, хотя я-то знаю, что и слова не все правильно произнес, и интонацию кое-где нарушил!
В среду же 29 мая Архиепископ Гавриил уехал, но икона еще осталась, а с ней и отец Александр. В среду днем в церкви был организован прощальный обед, который приготовила русская часть прихода. У нас тут есть несколько очень хороших кулинарных специалистов. День был постный (рыбный), и я знаю, что Женя и Юра – руководители русской кулинарной группы – приготовили какую-то очень вкусную гигантскую фаршированную рыбу. Они же и многие другие приготовили разнообразные блюда, которые украшали стол. Рыбу за обедом всю съели, а остального понемногу осталось.
С этими «сладкими» остатками был организован дружеский ужин с отцом Александром и духовенством нашей церкви. На этот ужин я был приглашен. Отец Александр рассказывал про путешествия Курской иконы, про то, что она уже нескоько раз бывала в России, в Курске. К счастью Русская Православная Церковь понимает важность этой иконы для православной эмиграции, и не требует ее вернуть! А когда икона не путешествует, она открыта в своем доме – в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке. К ней всегда приходят люди. Чтобы доступ к ней был как можно более открытым, службы в этом храме проводятся ежедневно. Отец Александр говорит, что конечно, народу не всегда бывает много, но желание духовенства этой церкви, как и желание всего Нью-Йоркского патриархата заключается в том, чтобы миссия иконы не прерывалась.
Мы хорошо покушали, остатки были действительно очень вкусными. Это было приятно, ведь я понимал, что со сложной и ответственной задачей приготовки еды для такого уникального случая мои русские братья и сестры справились прекрасно. Среди вина же всеобщим любимцем было грузинское полусладкое Кинзмараули!
После ужина мне удалось поклониться иконе во второй раз. К моему глубокому удивлению она пахла по-другому, чем на вечерней службе! В дальнейшем отец Филозоф из нашей церкви, сопровождавший икону, рассказал, что когда икону носили по домам прихожан, в каждом доме она пахла по-разному: то ладаном, то розами, то она издавала легкий лимонный аромат. Семьи-то ведь были разными! Ну не чудо ли?
Вот такое удивительное событие произошло с нами недавно.